Горгий

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Горгий
(лат. Gorgius, ок. 480 – ок. 380 гг. до н. э.) — древнегреческий софист. В сочинении «О природе, или о несуществующем» выдвинул три тезиса: ничего не существует; если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы невыразимо. Изобрел три словесные фигуры, известные как три горгианские фигуры: а) антитеза (сочетание членов фразы, находящихся между собой в отношении противоположности); б) равночленность (уравнивание между собой синтаксических членений предложения); в) созвучие окончаний (украшение антитезы). Разработал теорию похвалы, предполагавшую наличие трех составляющих: 1) умение придать словесной ткани эффективное благозвучие (как хвалить); 2) умение найти в объекте ценность, заслуживающую похвалы (за что хвалить); 3) умение сделать предмет похвалы близким слушателю (для чего хвалить). Творец греческой художественной прозы.  

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Горгий
из Леонтины (Сицилия) (греч. Gorgias) (485 — 380 до н. э.), наряду с Протагором один из гл. представителей греч. софистики. В 427 Г. прибыл в Афины в качестве посланника родного города. Как орагор и учитель риторики встретил здесь восторж. прием. Г. разрабатывал приемы риторской художеств, прозы, используя для повышения ее психологич. воздействия способы поэтич. выразительности. Он сознательно применял определ. стилистич. средства украшения («горгианские фигуры»), к ним относятся: фразы, аналогичные по форме и содержанию, точно соответствующие друг другу по объему, параллельные члены предложения (изоколия), члены предложения, стоящие в противоположном отношении (антитеза). Заключительные фразы (homoioteleuton) звучат одинаково и соответствуют рифмам в совр. стихах. Завершения предложений ритмически оформлены (клаузулы). Наряду с пышными торжеств, речами (в т. ч. траурная речь в Афинах, посвященная памяти павших в Пелопоннесской войне) Г. сочинял образцовые декламации («Хвала Елене», «Паламед»), в которых привлекает внимание остроумная аргументация («софистские доказательства»). Г. был скептиком. В своей работе по теории познания «О несуществующем» он стремится доказать тезис: «Нечто не существует; если бы нечто и существовало то оно было бы непознаваемым; если бы нечто и было познаваемым, то познанное невыразимо». Из многочисл. учеников Г. следует отметить Исократг. Платон назвал в честь Г. один из своих диалогов.

Источник: Словарь античности. 1989

Горгий
греч. Gorgias)
(ок. 485 - 380 до н.э.)
   греческий софист и ритор из Леонтины (Сицилия); в 427 г. посетил Афины как член посольства и впоследствии переселился туда навсегда. Из творческого наследия Г. сохранилось несколько речей.
   Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. М., 1985. С. 27-31.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   ***
(483-375 до н. э.)
   Греческий софист из Леонтины, сторонник рабовладельческой демократии. Горгий выдвинул три тезиса:
   1. Ничто не существует.
   2. Если бы и существовало, то было бы непознано.
   3. Если бы и было познано, то невыразимо.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(483 - 375)
   др.-гр. оратор и философ-софист, основоположник риторики. Происх. из Леонтин (Сицилия), ученик Эмпедокла. Бол. часть жизни провел в Фессалии (г. Ларисса). В 427 Г. возглавлял посольство Леонтин в Афинах, целью к-рого было получить помощь против Сиракуз; благодаря своему красноречию добился успеха. Учеником Г. считался Исократ. Из творч. наследия Г. сохран. немногое; целиком дошли лишь две речи: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Г. был также известен как автор несохран. филос. соч. «О том, чего нет, или О природе», в к-ром доказывались след, положения: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы облечь в словесную форму. Филос. доводы Г. носят софистический характер, что позволяет думать о ритор, целях данного соч. (доказ. абсурдных тезисов). Софистика Г. испытала сильное влияние философии элеатов. Г. признавал существование неизменного бытия Парменида, отличного от чувственно-воспринимаемого мира, к-рый подвержен постоянным изменениям. Одн. человек, по Г., не может проникнуть в сферу этого бытия, поскольку его мышление неустойчиво и переменчиво. Поэтому любое филос. познание невозможно. По словам Платона, Г. утверждал, что «искусство убеждать людей много выше всех искусств, т. к. оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Г. был автором многих ритор, нововведений (т. н. «горгиевых фигур»), в т.ч. антитез, симметрично построенных периодов и предложений с одинаковыми концовками.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Горгий
из Леонтины, ок. 485-ок. 380 гг. до н. э., греческий писатель. Один из наиболее выдающихся софистов. Предположительно, ученик Эмпедокла. В 427 г. прибыл в Афины просить о помощи против Сиракуз. Его речи произвели огромное впечатление на афинян. Позднее он вел жизнь странствующего оратора, одновременно обучая молодежь за высокие гонорары. Он был так богат, что поставил в Дельфах собственную статую. Последние годы жизни провел, видимо, в Фессалии. Из сочинений Г. сохранились: Похвала Елене (Helenes enkomion), в которой автор доказывает, что бегство Елены есть обман. В защиту Паламеда (Palamedus apologia) — фиктивная речь, противопоставленная обвинению Одиссея. Сохранились также выдержки из сочинения под названием О небытии, или О природе (Peri tu me ontos e peri physeos). Г. пытался в ней обосновать три парадоксальных тезиса: а) ничего не существует; б) если бы что-то и существовало, то человек не мог бы этого познать; в) если бы даже он мог познать, то не был бы в состоянии этого выразить в словах и доказать другим людям. Интерпретация этих утверждений представляется спорной. Заглавие является пародией на название сочинения элеата Мелисса с Самоса О природе, или О бытии. Утрачены другие сочинения Г. Среди них Ораторское искусство (Techne) — вероятно собрание образцов высказываний и описание ораторских приемов, и три речи: Олимпийская (Olymp[ikos; ок. 48щ г. до н. э.), призывавшая греков к объединению в борьбе против персов; Пифийская (Pyphikos), провозглашавшая панэллинские идеи; Эпитафия (Epitaphios; фр.) — в честь афинян, павших в пелопонесской войне, и Похвала элейцам (Enkomion eis Eleius). Г. показал грекам огромную мощь слова, которое будучи правильно употреблено, может произвести тот эффект, которого желает оратор. Мнение, что самый слабый аргумент можно сделать сильнейшим, вызвало споры еще во времена Г. (например, Аристофан в Тучах). Платон спорил с Г. в диалоге, озаглавленном его именем, показывая, какими опасностями чревата риторика, которая в погоне за славой пренебрегает истиной и добродетелью. Связав поэтический стиль с прозаическим, Г. стал творцом художественной прозы. Среди средств, которые он использует — аллитерации и ассонансы. Ритмичности речи Г. достигал при помощи симметрии, параллелизма и антитезы. Эти стилистические фигуры называли горгианскими, хотя Г. их не изобрел, ибо они существовали задолго до него. Новаторством Г. было нагромождение большого числа подобных фигур в одной речи и распространение такого стиля на всей территории тогдашнего греческого мира. Горгианский стиль критиковал Аристотель, а Исократ, отбросив его цветистость и напыщенность, создал аттическую художественную прозу. Горгианские фигуры снова начали употреблять риторы эллинистического периода и так называемой второй софистики (см. Софисты 2.), а также красноречивые и склонные к психологизированию греческие историки. Г. был учителем Антисфена и Исократа, оказал влияние на Антифона, Еврипида, Фукидида и трагика Агафона.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Был ли Горгий софистом: Горгий, Платон, Доддс

Алымова Елена Валентиновна
В статье предпринимается попытка историко-философского анализа понятия «софист» в греческой мысли V-IV вв. до н. э.
Читать PDF
0.00 байт

Горгий Платона: опыт аксиологического комментария

Аванесов Сергей Сергеевич
С. С. Аванесов (Томский университет) показывает, каким образом Платон развивает темы «промежуточного» бытия, предпочтения и иерархии ценностей.
Читать PDF
0.00 байт

Горгий и бихевиоризм

Галанин Р. Б.
В статье предпринят анализ бихевиорсистской интерпретации трактата Горгия О небытии, сделанный профессором Александром Мурелатосом в его работе Горгий о функции языка.
Читать PDF
0.00 байт

Горгий Леонтийский и античная модель дескриптивной эпистемологии

Вольф Марина Николаевна
В статье мы стремимся преодолеть те стереотипы, которые связаны с пониманием софистики, во-первых, как преимущественно риторической или педагогической практики, лишенной философского содержания, и, во-вторых, настаивая на философс
Читать PDF
0.00 байт

2012. 04. 016. Горгиев Б. «Пайдейя» в античные времена и ныне. Горгиев Б. «Paideia» во антиката и де

Цибизова И. М.
Читать PDF
0.00 байт

Пелики из Горгиппии

Алексеева Е. М.
A pelike is an amphora-like vessel for liquids. The bulk of the pelikes, dating as far back as the 4t -2nd cc. B.C.
Читать PDF
0.00 байт

98. 01. 005. Алексеева Е. М. Античный город горгиппия / РАН. Ин-т археологии. - М. : Эдиториал УРСС,

Медовичев А. Е.
оспорское царство
Читать PDF
0.00 байт

Производство черепицы в Горгиппии (история локализации и изучения)

Кац Владимир Иванович
Читать PDF
0.00 байт

К династической истории Синдики: Горгипп и его потомки

Новичихин Андрей Михайлович
Статья посвящена династической истории Синдики после ее включения в состав Боспорского государства.
Читать PDF
0.00 байт

Синкретические женские божества на ювелирных изделиях из Фанагории и Горгиппии первых веков Н. Э. И

Трейстер Михаил Юрьевич
Статья посвящена небольшой группе ювелирных изделий I-II вв. н.э., найденных на территории Азиатской части Боспора и украшенных тисненными в матрицах изображениям бюстов женских божеств.
Читать PDF
0.00 байт

КЛАД ПАНТИКАПЕЙСКИХ МЕДНЫХ МОНЕТ III В. ДО Н.Э. С ХОРЫ ГОРГИППИИ (1986 Г.)

Абрамзон Михаил Григорьевич, Новичихин Андрей Михайлович
Статье впервые публикуется клад из 157 пантикапейских медных монет второй четверти III в. до н.э., найденный 1986 г. в окрестностях хутора Усатова Балка под Анапой и поступивший в Анапский археологический музей.
Читать PDF
0.00 байт

Горгиппия как культурный центр Северного Причерноморья

Галут Ольга Васильевна
Горгиппия как культурный центр Азиатской стороны Боспорского царства соединила общие тенденции, характерные для Северного Причерноморья.
Читать PDF
0.00 байт

Речь, зрение и оправдание в "Ипполите" Еврипида и "Елене" Горгия

Никольский Борис Михайлович
Два важных мотива «Ипполита» Еврипида мотивы речи и зрения.
Читать PDF
0.00 байт

Трактат о не-сущем, или о природе Горгия в de Melisso Xenophane Gorgia, V-VI: условно-формальная стр

Вольф Марина Николаевна
Псевдо-Аристотелев анонимный трактат De Melisso Xenophane Gorgia, наряду с хорошо известным свидетельством Секста Эмпирика (Adv. Math. 7.
Читать PDF
0.00 байт

Два аргумента против гедонизма в платоновском «Горгии»

Серёгин Андрей Владимирович
В статье рассматриваются некоторые логические и концептуальные проблемы, связанные с двумя формальными аргументами против гедо-низма, которые платоновский Сократ выдвигает в беседе с Калликлом в диалоге «Горгий».

Похожие термины:

  • ГОРГИЙ из Леонтин

    ок. 483 — 375 до н.э.) — др.-греч. софист, оратор, сторонник рабовлад. демократии и противник Сократа и Платона как идеологов рабовлад. аристократии. Сведения о Г. и его философских взглядах содержатся в
  • ГОРГИЙ ЛЕОНТИНСКИЙ

       • Gord?as,          ???????, по мнению некоторых писателей, ученик Эмпедокла, уже преклонных лет, в 427 г. до Р. X. вместе с Тисием приехал в Афины в качестве посла от своей родины, чтобы попросить помощи п
  • ГОРГИД

       • Gorg?das,          ????????, фиванец, отправлял некогда должность гиппарха (начальника конницы), а затем, после занятия Кадмеи, не преследовался фиванскими олигархами, хотя он был в связи с изгнанник
  • ГОРГИППИЯ

    антич. город на вост. побережье Черно-го м., (совр. г. Анапа в Краснодарском крае). На месте существов. здесь поселения синдов (Синдская гавань) с появл. греч. колонистов (6 — 5 вв. до н.э.) возник г. Синд (С