фр. gotique - от названия герм. племени готов) - худ. стиль (с XII в.). Характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы, скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
ГОТИКА
Готика
итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – художественный стиль (между сер. XII и XV – XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Ведущий архитектурный тип в этот период – городской собор, небывалый по высоте и обширности интерьеров, с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом и витражами. Характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ГОТИКА
искусство Высокого Средневековья (XII–XV вв.). Готические соборы с гигантскими шпилями, башнями, высоким порталом казались устремленными ввысь. Нервюрные своды, стрельчатые арки, ряды изящных колонн, разделяющих внутреннее пространство на нефы, позволили заменить мощные стены более легкими конструкциями. Внутри и снаружи собор имел богатый декор: мощная пластика скульптур, барельефы, каменная резьба, раскрашенные и позолоченные статуи святых, резные алтари, витражи. Соборы выглядели величественными и торжественными. Готический стиль соответствовал схоластическому методу познания Бога. Название дали гуманисты, считая «варварским, готским» все, что не соответствовало их идеалу античной гармонии, простоты и соразмерности.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
ГОТИКА
художественный стиль между серединой XII—XVI вв., завершивший развитие средневекового искусства на Западе. Сменившая романский стиль Г. была преимущественно культовой и развивалась в рамках феодально-религиозной идеологии. В нем отразилось и формирование национальных государств, усиление городов и торговли, ремесла. Ведущим архитектурным типом стал городской собор. Каркасная система Г. архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и просторности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражалось высокими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалось градостроительство, воз водились ратуши, жилые дома, торговые ряды. XV—XVI вв. Г. сменяет Возрождение.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Готика
готический стиль (от ит. gotico — готский, от названия герм. племени готов) — худож. стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусстве средневековой Европы с XII до XV—XVI вв. Расцвет г. приходится на XIII—XIV вв. Стиль возник во Франции; колыбель г. — Иль-де-Франс. Термин введен теоретиками ит. Возрождения. Французы удачно назвали г. «ожившим», «стрельчатым» стилем. Главный феномен г. — кафедральный собор. Готич. храм в плане мало отличается от романского. В основе его длинный «корабль» — неф (высокий, продольный зал, по обеим сторонам которого расположены боковые нефы, более низкие). Центр, неф вместе с боковыми пересечен поперечным залом (трансептом). Главная особенность готич. храма — крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Применение нервюры (стрельчатой дуги) — великолепное инженерное решение Средневековья, позволившее снизить давление свода на стены, за счет чего главное давление распределялось по отдельным опорам — столбам, колоннам и т.д. В силу этого уменьшилась массивность стен. Стрельчатая дуга как бы переместила ось храма: из горизонтальной она превратилась в вертикальную. Готич. храм устремился ввысь, стены его стали более легкими, ажурными, их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готич. храма — круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, окна, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастич. фигуры зверей). Соборы возводились по заказу гор. коммун и символизировали могущество церкви и вольность городов. Собор был архитектурным центром города.
Выдающиеся произведения готич. архитектуры были созданы во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии: соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кельнский собор; в Англии: собор в Солсбери, Кентерберийский собор, собор Вестминстерского аббатства (близок к г.); в Италии — Миланский собор; в Чехии — собор св. Вита и т.д. Самым знаменитым циклом скульптур периода г. считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) — рельефы «Страстей Христовых» («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу») и 12 статуй основателей (донаторов) храма внутри.
В период поздней г., в XIV—XVI вв., получило развитие готич. градостроительство: сооружение ратуш, торговых рядов, дворцов, жилых зданий. Эпоха г. — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, худож. ткачества, декоративных изделий из серебра и т.д. Готич. стиль объединил в единый ансамбль худож. предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.
Строители готич. соборов объединялись в артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и заимствовало само название — франкмасоны (вольные каменщики).
Лит.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1968; Лясковская О.Ф. Французская готика. М., 1973; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельшраус. М., 1982; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.
Выдающиеся произведения готич. архитектуры были созданы во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии: соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кельнский собор; в Англии: собор в Солсбери, Кентерберийский собор, собор Вестминстерского аббатства (близок к г.); в Италии — Миланский собор; в Чехии — собор св. Вита и т.д. Самым знаменитым циклом скульптур периода г. считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) — рельефы «Страстей Христовых» («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу») и 12 статуй основателей (донаторов) храма внутри.
В период поздней г., в XIV—XVI вв., получило развитие готич. градостроительство: сооружение ратуш, торговых рядов, дворцов, жилых зданий. Эпоха г. — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, худож. ткачества, декоративных изделий из серебра и т.д. Готич. стиль объединил в единый ансамбль худож. предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.
Строители готич. соборов объединялись в артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и заимствовало само название — франкмасоны (вольные каменщики).
Лит.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1968; Лясковская О.Ф. Французская готика. М., 1973; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельшраус. М., 1982; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ГОТИКА
архитектурный стиль, возникший в 3. Европе в XII в. Готические соборы отличаются высотой, но они не только высоки, но и очень протяженны.
Напр., Шартрский собор во Франции имеет в длину 130 м при трансепте в 64 м.
Чтобы обойти этот собор, нужно пройти не менее полукилометра. В отличие от романской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор очень сложен. Прежде всего поражают его размеры. Даже и сейчас собор Парижской Богоматери, построенный в XII-XIV вв., господствует над Парижем.
средние века психологическое воздействие Г. было еще более значительным.
Городской собор должен был занимать мало места, но вмещать чуть ли не все население города. Расти он мог лишь вверх, площадь в городе ограничена. В городском готическом храме не только проходили богослужения, но и устраивались театральные представления (мистерии), читались университетские лекции, иногда в нем заседал парламент, заключались торговые сделки и т.
При первом сравнении готический храм не имеет ничего общего с романским: один - воплощение массивности, другой - легкости. Однако Г. выросла именно из романского стиля. Начался этот рост с преобразования ячейки, покрытой сводом, - травеи. В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на массивные столбы.
готическом храме столбы заменяются пучками колонн, а сплошные мрачные и узкие своды заменяются реберными. Травеи вытягиваются в длину, таким образом, центральный неф делается широким. Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками - возникает стрельчатая арка на нервюрах.
Поскольку пролеты арок повысились, то для снижения распора сводов возникла необходимость в наружных укреплениях - аркбутанах. Внутри звездообразные нервюры смыкаются с множеством длинных узких колонн, похожих на трубы органа. Готическая арка очень точно соответствует математической модели свода, поэтому прочно удерживает своды иногда в полтораста метров высоты чуть ли не тысячу лет. Каркасная система, с помощью которой возводились готические постройки, совершенно снимала нагрузку со стен. За ненадобностью они заменялись сквозными галереями, аркадами, огромными окнами. Стена как бы исчезала совсем, и вместо нее были огромные сверкающие витражи. Даже в самый пасмурный день и сумерки интерьер готического собора поражает яркостью красок, обилием света. В средние века яркость и ясность считали в числе главных признаков красоты. Цвета витражей очень сочные. Во время второй мировой войны при бомбежке американской авиацией были выбиты некоторые стекла в Шартрском соборе. 10 лет безуспешно специалисты пытались изготовить сходные витражи. Какие бы современные краски ни добавляли в стекло, оно не приобретало такого сочного и яркого цвета, каким сияли витражи XII в. Цвета старинных витражей до сих пор поражают яркостью тонов: преобладают синие, красные, лиловые и желтые. В передней части готического собора обычно возвышаются две высокие башни - беффруа. Они играли роль дозорных, их колокола сзывали горожан не только на молитву, но и на сходки. Гробницы помещались внутри готических храмов, а не в темной подземной крипте, как в романских. Готические храмы украшали тысячи скульптур. В изображении человеческой фигуры, как и в здании, господствовали очень вытянутые пропорции.
Напр., Шартрский собор во Франции имеет в длину 130 м при трансепте в 64 м.
Чтобы обойти этот собор, нужно пройти не менее полукилометра. В отличие от романской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор очень сложен. Прежде всего поражают его размеры. Даже и сейчас собор Парижской Богоматери, построенный в XII-XIV вв., господствует над Парижем.
средние века психологическое воздействие Г. было еще более значительным.
Городской собор должен был занимать мало места, но вмещать чуть ли не все население города. Расти он мог лишь вверх, площадь в городе ограничена. В городском готическом храме не только проходили богослужения, но и устраивались театральные представления (мистерии), читались университетские лекции, иногда в нем заседал парламент, заключались торговые сделки и т.
При первом сравнении готический храм не имеет ничего общего с романским: один - воплощение массивности, другой - легкости. Однако Г. выросла именно из романского стиля. Начался этот рост с преобразования ячейки, покрытой сводом, - травеи. В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на массивные столбы.
готическом храме столбы заменяются пучками колонн, а сплошные мрачные и узкие своды заменяются реберными. Травеи вытягиваются в длину, таким образом, центральный неф делается широким. Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками - возникает стрельчатая арка на нервюрах.
Поскольку пролеты арок повысились, то для снижения распора сводов возникла необходимость в наружных укреплениях - аркбутанах. Внутри звездообразные нервюры смыкаются с множеством длинных узких колонн, похожих на трубы органа. Готическая арка очень точно соответствует математической модели свода, поэтому прочно удерживает своды иногда в полтораста метров высоты чуть ли не тысячу лет. Каркасная система, с помощью которой возводились готические постройки, совершенно снимала нагрузку со стен. За ненадобностью они заменялись сквозными галереями, аркадами, огромными окнами. Стена как бы исчезала совсем, и вместо нее были огромные сверкающие витражи. Даже в самый пасмурный день и сумерки интерьер готического собора поражает яркостью красок, обилием света. В средние века яркость и ясность считали в числе главных признаков красоты. Цвета витражей очень сочные. Во время второй мировой войны при бомбежке американской авиацией были выбиты некоторые стекла в Шартрском соборе. 10 лет безуспешно специалисты пытались изготовить сходные витражи. Какие бы современные краски ни добавляли в стекло, оно не приобретало такого сочного и яркого цвета, каким сияли витражи XII в. Цвета старинных витражей до сих пор поражают яркостью тонов: преобладают синие, красные, лиловые и желтые. В передней части готического собора обычно возвышаются две высокие башни - беффруа. Они играли роль дозорных, их колокола сзывали горожан не только на молитву, но и на сходки. Гробницы помещались внутри готических храмов, а не в темной подземной крипте, как в романских. Готические храмы украшали тысячи скульптур. В изображении человеческой фигуры, как и в здании, господствовали очень вытянутые пропорции.
Источник: Археологический словарь. 1996
ГОТИКА
от итал. gotico, буквально – готский, от названия германских племен – готов), художественный стиль, завершивший развитие средневекового западноевропейского искусства (сер. 12–16 в.; расцвет – 13 в.). Термин возник в Италии в эпоху Возрождения. Слово «готический» носило отрицательный оттенок: ренессансные мастера воспринимали средневековое искусство как «варварское», противоположное культуре античности. Позднее отношение к готике изменилось, в 19 в. ей даже стремились подражать (неоготика). Эпоха готики – время расцвета городской культуры, пробуждения интереса к человеку и окружающему его миру, представления о котором расширились благодаря Крестовым походам и путешествиям купцов. Стиль проявил себя как в церковном, так и в светском искусстве (архитектура и убранство замков, городские дома, ратуши, биржи, украшения колодцев и т. д.).
Архитектура в эпоху готики была ведущим видом искусства. Она объединила в целостный ансамбль скульптуру, живопись, декоративно-прикладное творчество. Воплощением синтеза искусств стал городской собор. Здание храма воспринималось как модель Универсума. Желая придать архитектурным формам большую легкость и устремленность к небесам, готические зодчие создали принципиально новый тип конструкции. Заимствованные из архитектуры Востока стрельчатые арки стали ее базовыми элементами. Вытянутые вверх, стрельчатые очертания получили также дверные, оконные и арочные проемы и своды. Две диагонально пересекающиеся стрельчатые арки создавали прочный каркас, поддерживавший своды. Рельефно выступающие ребра арок – нервюры – передавали тяжесть свода вниз, к пятам арок и далее – на опоры и идущие вдоль них полуколонны. Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжесть принимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны. Снаружи такая конструкция напоминала корабль с веслами или скелет гигантского фантастического существа (поэтому ее часто называют скелетной). Все это дало возможность предельно облегчить стены и прорезать здания огромными окнами. На смену каменной толще пришло прозрачное стекло, пропускавшее внутрь храма потоки солнечных лучей, которые воспринимались как отблеск божественного света. Стройные готические статуи, украшавшие фасады соборов, вторили устремленным в небеса башенкам или четкому ритму полуколонн на порталах. Готическая конструктивная система была впервые применена в храме аббатства Сен-Дени под Парижем (1137–44). Ведущим типом храмового здания была базилика; строились также зальные церкви (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499–1525), где главный и боковые нефы были одной высоты, и капеллы.
Готический стиль возник в Северной Франции, хотя его предпосылки можно встретить и в искусстве других европейских стран, в частности Англии. Именно во Франции готика сложилась как целостная художественная система, здесь были созданы ее классические образцы (Нотр-Дам в Париже,1163–1257; соборы Шартра, 1194–1260; Реймса, 1211–1311; Амьена, 1220–88). Отсюда готический стиль распространился в Германию (собор в Кельне, 1248–1880), Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. Вита в Праге, 1344–1420), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599), отчасти Италию (Миланский собор, 1386–1856), где приобрел национальную окраску (встречаются и прямые заимствования из французских памятников).
Фасады готических храмов во Франции имели две башни по бокам. В Германии создали тип однобашенного храма: у главного, западного фасада поднималась только одна высокая башня, которая постепенно сужалась кверху и заканчивалась ажурным каменным шатром со шпилем (соборы во Фрейбурге-им-Брейсгау, ок. 1200 г. – кон. 15 в.; в Ульме, 1377–1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м). В Англии такую башню предпочитали ставить на месте пересечения продольного нефа и трансепта. Английские соборы имели очень длинные и невысокие нефы, сочетавшиеся с просторами британских равнин; башня зрительно собирала их, подчеркивала центр здания (собор в Солсбери, 1220–66). В Германии, и особенно в Англии, с помощью дополнительных, декоративных нервюр создавали сложные и необычные рисунки сводов – звездчатые, веерные, сетчатые (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245–1745). Зодчие, работавшие в Испании, не только подражали французским мастерам (собор в Леоне, 1205–88), но и создали свой образ готического храма, где мощь романских построек сочеталась с одухотворенностью готики, ее изящным декором и стройностью (собор в Севилье, 1402–1506). Своеобразием отличалась готика Южной Франции и Каталонии (Восточной Испании), где храмы снаружи напоминали крепости, а внутри представляли собой просторный зал в обрамлении двух рядов капелл и были лишены пышного, витиеватого декора (собор в Альби, церковь Санта-Мария дель Мар в Барселоне).
Новый этап настал в истории средневековой скульптуры. Мастера стремились к большей естественности в изображении человеческого лица и тела, поз и жестов. Вместе с тем S-образный изгиб фигур, сложный ритм складок одежд, удлиненные пропорции передавали напряженную духовную жизнь персонажей. Художники пристальнее вглядывались в окружающий мир, раскрывали в своих произведениях различные эмоции, темпераменты. Святые изображались как современники скульпторов – рыцари, горожане или крестьяне; образ Христа отличался не только величием, но и большей мягкостью, а Богоматерь изображали в виде Прекрасной Дамы – молодой, грациозной и приветливой аристократки. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге; все – 13 в. Как и в романскую эпоху, каменные статуи и рельефы, украшающие фасады и интерьеры храмов, надгробия, распятия, статуэтки, скульптуру резных деревянных алтарей раскрашивали.
Живописцы создавали фрески и алтарные композиции, но ярче всего готическая живопись воплотилась в витражах, которые заполняли огромные проемы стрельчатых окон и круглых окон-роз, а в верхнем этаже капеллы Сент-Шапель в Париже (1243–48) полностью заменили собою стены. Переживало расцвет искусство книжной миниатюры. Миниатюры 13 в. отличает изысканный ритм линий, яркие узорчатые фоны; страницы обрамляют изображения птиц, животных, цветов, насекомых и «дролери» – забавные сценки. На рубеже 14–15 вв. на смену условности приходит интерес к светотеневой моделировке лиц и фигур, к передаче реальных жизненных наблюдений («Малый часослов герцога Беррийского», ок. 1380–85 гг.)
Декоративно-прикладное искусство эпохи готики достигло блистательного расцвета. Церковная утварь отличалась ажурными, легкими формами, костюм – красочным богатством, а в 14–15 вв. также сложностью силуэта и кроя. Мебель покрывалась кружевной резьбой. Стены украшали пестрыми коврами-шпалерами с изображением людей и животных.
Архитектура в эпоху готики была ведущим видом искусства. Она объединила в целостный ансамбль скульптуру, живопись, декоративно-прикладное творчество. Воплощением синтеза искусств стал городской собор. Здание храма воспринималось как модель Универсума. Желая придать архитектурным формам большую легкость и устремленность к небесам, готические зодчие создали принципиально новый тип конструкции. Заимствованные из архитектуры Востока стрельчатые арки стали ее базовыми элементами. Вытянутые вверх, стрельчатые очертания получили также дверные, оконные и арочные проемы и своды. Две диагонально пересекающиеся стрельчатые арки создавали прочный каркас, поддерживавший своды. Рельефно выступающие ребра арок – нервюры – передавали тяжесть свода вниз, к пятам арок и далее – на опоры и идущие вдоль них полуколонны. Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжесть принимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны. Снаружи такая конструкция напоминала корабль с веслами или скелет гигантского фантастического существа (поэтому ее часто называют скелетной). Все это дало возможность предельно облегчить стены и прорезать здания огромными окнами. На смену каменной толще пришло прозрачное стекло, пропускавшее внутрь храма потоки солнечных лучей, которые воспринимались как отблеск божественного света. Стройные готические статуи, украшавшие фасады соборов, вторили устремленным в небеса башенкам или четкому ритму полуколонн на порталах. Готическая конструктивная система была впервые применена в храме аббатства Сен-Дени под Парижем (1137–44). Ведущим типом храмового здания была базилика; строились также зальные церкви (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499–1525), где главный и боковые нефы были одной высоты, и капеллы.
Готический стиль возник в Северной Франции, хотя его предпосылки можно встретить и в искусстве других европейских стран, в частности Англии. Именно во Франции готика сложилась как целостная художественная система, здесь были созданы ее классические образцы (Нотр-Дам в Париже,1163–1257; соборы Шартра, 1194–1260; Реймса, 1211–1311; Амьена, 1220–88). Отсюда готический стиль распространился в Германию (собор в Кельне, 1248–1880), Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. Вита в Праге, 1344–1420), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599), отчасти Италию (Миланский собор, 1386–1856), где приобрел национальную окраску (встречаются и прямые заимствования из французских памятников).
Фасады готических храмов во Франции имели две башни по бокам. В Германии создали тип однобашенного храма: у главного, западного фасада поднималась только одна высокая башня, которая постепенно сужалась кверху и заканчивалась ажурным каменным шатром со шпилем (соборы во Фрейбурге-им-Брейсгау, ок. 1200 г. – кон. 15 в.; в Ульме, 1377–1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м). В Англии такую башню предпочитали ставить на месте пересечения продольного нефа и трансепта. Английские соборы имели очень длинные и невысокие нефы, сочетавшиеся с просторами британских равнин; башня зрительно собирала их, подчеркивала центр здания (собор в Солсбери, 1220–66). В Германии, и особенно в Англии, с помощью дополнительных, декоративных нервюр создавали сложные и необычные рисунки сводов – звездчатые, веерные, сетчатые (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245–1745). Зодчие, работавшие в Испании, не только подражали французским мастерам (собор в Леоне, 1205–88), но и создали свой образ готического храма, где мощь романских построек сочеталась с одухотворенностью готики, ее изящным декором и стройностью (собор в Севилье, 1402–1506). Своеобразием отличалась готика Южной Франции и Каталонии (Восточной Испании), где храмы снаружи напоминали крепости, а внутри представляли собой просторный зал в обрамлении двух рядов капелл и были лишены пышного, витиеватого декора (собор в Альби, церковь Санта-Мария дель Мар в Барселоне).
Новый этап настал в истории средневековой скульптуры. Мастера стремились к большей естественности в изображении человеческого лица и тела, поз и жестов. Вместе с тем S-образный изгиб фигур, сложный ритм складок одежд, удлиненные пропорции передавали напряженную духовную жизнь персонажей. Художники пристальнее вглядывались в окружающий мир, раскрывали в своих произведениях различные эмоции, темпераменты. Святые изображались как современники скульпторов – рыцари, горожане или крестьяне; образ Христа отличался не только величием, но и большей мягкостью, а Богоматерь изображали в виде Прекрасной Дамы – молодой, грациозной и приветливой аристократки. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге; все – 13 в. Как и в романскую эпоху, каменные статуи и рельефы, украшающие фасады и интерьеры храмов, надгробия, распятия, статуэтки, скульптуру резных деревянных алтарей раскрашивали.
Живописцы создавали фрески и алтарные композиции, но ярче всего готическая живопись воплотилась в витражах, которые заполняли огромные проемы стрельчатых окон и круглых окон-роз, а в верхнем этаже капеллы Сент-Шапель в Париже (1243–48) полностью заменили собою стены. Переживало расцвет искусство книжной миниатюры. Миниатюры 13 в. отличает изысканный ритм линий, яркие узорчатые фоны; страницы обрамляют изображения птиц, животных, цветов, насекомых и «дролери» – забавные сценки. На рубеже 14–15 вв. на смену условности приходит интерес к светотеневой моделировке лиц и фигур, к передаче реальных жизненных наблюдений («Малый часослов герцога Беррийского», ок. 1380–85 гг.)
Декоративно-прикладное искусство эпохи готики достигло блистательного расцвета. Церковная утварь отличалась ажурными, легкими формами, костюм – красочным богатством, а в 14–15 вв. также сложностью силуэта и кроя. Мебель покрывалась кружевной резьбой. Стены украшали пестрыми коврами-шпалерами с изображением людей и животных.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007