ГРАБАРЬ
ГРАБАР
др.-армян. лит. язык. Сложился в период образования царем Арташесом армян. госуд. во 2 в. до н.э., когда население, по свидет. др.-греч. географа Страбона, было одноязычным. Первым др.-армян. памятником на Г. явл. «История Армении» Мовсеса Хоренаци (5 в.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ГРАБАРЬ
Игорь Эммануилович (1871, Будапешт – 1960, Москва), русский живописец, пейзажист, портретист; искусствовед, реставратор, музейный деятель. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. Народный художник СССР (с 1956 г.), действительный член АН СССР (с 1943 г.) и АХ СССР (с 1947 г.). Учился в Петербургской академии художеств (1894–96), в Мюнхене – в школе А. Ажбе (1896–98). Жил и работал в Санкт-Петербурге (с 1889 г.) и в Москве (с 1903 г.). Автор ряда статей и монографий по русскому искусству. Директор Московского художественного института им. В. И. Сурикова (1937–43), Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств (1943–46), а также созданного в 1944 г. по его инициативе Института истории искусств АН СССР.
1900-е гг. – время расцвета живописного мастерства художника. В импрессионистической манере исполнены жизнерадостные пейзажи («Февральская лазурь», «Мартовский снег»; обе – 1904) и натюрморты («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907). Их отличает мажорная приподнятость, звучность и чистота красок. После 1917 г. увлекся жанром портрета («Автопортрет в белом халате с палитрой», 1934; портреты академиков С. А. Чаплыгина, В. И. Вернадского; оба – 1935). В 1909–16 гг. под редакцией Грабаря вышла первая научная «История русского искусства» в шести томах; он был также автором важнейших разделов. В 1913–25 гг. возглавлял Третьяковскую галерею. В острой полемике отстоял новую экспозицию картин, построенную на историко-монографическом принципе. В галерее была проведена инвентаризация, выпущен первый научный каталог (1917).
С 1918 г. Грабарь работал над созданием основ научной реставрации и консервации памятников искусства. Под его руководством были раскрыты и отреставрированы иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, раскрыты от поздних записей фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире (1408), фрески Дмитровского собора во Владимире (12 в.). В 1924–30 гг. Грабарь возглавлял Центральные государственные реставрационные мастерские на Ордынке в Москве (ныне Центральные реставрационные мастерские им. И. Э. Грабаря). После Великой Отечественной войны организовал реставрацию разрушенных памятников.
Главным, итоговым трудом жизни Грабаря стала созданная под его редакцией многотомная «История русского искусства» (т. 1–13, 1953–69; последние тома выходили после смерти ученого). В историю русской культуры Грабарь вошел как талантливый художник и выдающийся искусствовед, основоположник современных принципов научной реставрации и музейного дела.
1900-е гг. – время расцвета живописного мастерства художника. В импрессионистической манере исполнены жизнерадостные пейзажи («Февральская лазурь», «Мартовский снег»; обе – 1904) и натюрморты («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907). Их отличает мажорная приподнятость, звучность и чистота красок. После 1917 г. увлекся жанром портрета («Автопортрет в белом халате с палитрой», 1934; портреты академиков С. А. Чаплыгина, В. И. Вернадского; оба – 1935). В 1909–16 гг. под редакцией Грабаря вышла первая научная «История русского искусства» в шести томах; он был также автором важнейших разделов. В 1913–25 гг. возглавлял Третьяковскую галерею. В острой полемике отстоял новую экспозицию картин, построенную на историко-монографическом принципе. В галерее была проведена инвентаризация, выпущен первый научный каталог (1917).
С 1918 г. Грабарь работал над созданием основ научной реставрации и консервации памятников искусства. Под его руководством были раскрыты и отреставрированы иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, раскрыты от поздних записей фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире (1408), фрески Дмитровского собора во Владимире (12 в.). В 1924–30 гг. Грабарь возглавлял Центральные государственные реставрационные мастерские на Ордынке в Москве (ныне Центральные реставрационные мастерские им. И. Э. Грабаря). После Великой Отечественной войны организовал реставрацию разрушенных памятников.
Главным, итоговым трудом жизни Грабаря стала созданная под его редакцией многотомная «История русского искусства» (т. 1–13, 1953–69; последние тома выходили после смерти ученого). В историю русской культуры Грабарь вошел как талантливый художник и выдающийся искусствовед, основоположник современных принципов научной реставрации и музейного дела.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007