гр. graphike от graphо - пишу, рисую) – один из видов изобразительного искусства, близкий живописи по содержанию и форме, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Графику делят на станковую, книжную, газетно-журнальную, прикладную и плакат.
Графика
Графика
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ГРАФИКА
система письменных знаков языка и принципы их соотношения со звуками. Основу рус. графики составляет алфавит. Ее главный принцип – слоговой (силлабический). В графику включаются знаки препинания, значки типа %. В современном рус. письме используют элементы и иных график, напр. латиницы.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ГРАФИКА
рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми граверами были мастера, изготавливавшие печати.
Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в нач.20 в. Это прежде всего искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги. Ее главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством – она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно черно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр – карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.
Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика. Рисунок – рукотворное изображение, выполненное художником на бумаге или другом материале. Он может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре. Напротив, печатная графика – тиражное искусство, ее произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.
Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты – на улицах и т. д. Еще совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий. Плакат – разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.
Акварель, гуашь и пастель занимают промежуточное положение между живописными и графическими техниками. Акварелист не рисует контуры, а работает красочным мазком, пятном, и в этом качестве акварель – скорее живопись, чем графика. Однако в ней присутствует главное свойство графики: использование белого листа бумаги для создания эффекта воздушной и световой среды. Не случайно в акварели так ценится прозрачность, когда сквозь красочный слой «просвечивает» бумага.
Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в нач.20 в. Это прежде всего искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги. Ее главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством – она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно черно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр – карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.
Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика. Рисунок – рукотворное изображение, выполненное художником на бумаге или другом материале. Он может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре. Напротив, печатная графика – тиражное искусство, ее произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.
Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты – на улицах и т. д. Еще совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий. Плакат – разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.
Акварель, гуашь и пастель занимают промежуточное положение между живописными и графическими техниками. Акварелист не рисует контуры, а работает красочным мазком, пятном, и в этом качестве акварель – скорее живопись, чем графика. Однако в ней присутствует главное свойство графики: использование белого листа бумаги для создания эффекта воздушной и световой среды. Не случайно в акварели так ценится прозрачность, когда сквозь красочный слой «просвечивает» бумага.
Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ГРАФИКА
(греч. Graphike — письмо, чертеж, рису-нок) — вид изобразительного пространственного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами. Первоначально этот термин употребляется применительно к письму и каллиграфии. Новое значение получил в конце XIX в. в связи с разви-тием полиграфии, давший возможность воспроизводить четкий, контрастный черно-белый рисунок в книге, жур-нале. Постепенно графика стала использовать не только линию, но и штрих и пятно (контрастные по отношению к фону — бумаге), а также цвет. Не обладая возможностями живописи в создании пространственных иллюзий отображаемого мира, графика воспроизводит пространственные ощущения за счет сочетания плоскостного изображения с фоном бумаги. Художник-график может очень тщательно и подробно показать предмет, выявить его структуру, но может ограничиться и беглым впечатлением, намеком, обращенным к вообра-жению зрителя, так называемыми графическими мета-форами (это позволяет сравнивать графику с поэзией). Поэтому в культуре ценность имеют не только законченные графические произведения, но и наброски, эски-зы (рисунки Микеланджело, О. Родена, В. И. Баженова и т.д.).
Графические произведения обычно легко переме-щаются, так как чаще всего — это небольшие листы бу-маги, не закрепленные на какой либо архитектурной основе (хотя встречаются эксперименты по созданию графических произведений на гигантских листах бумаги и стенах домов). Графика обладает широчайшим диапазоном видов и функций, возможностей отражения мира, мыслей и чувств художника, а также воздействия на зрителя. Специфическими особенностями графики являют-ся ее способности быстро откликаться на актуальные со-бытия, удобство тиражирования, доступность большому числу людей. Часто это делается в сатирической форме, используется для агитационных целей.
По технике исполнения и возможностям воспроизведения различают уникальную графику (рисунок) и пе-чатную. Рисунок — наиболее древний и традиционный вид искусства, образцы которого можно видеть на наскальных изображениях. Он использовал линию и силуэт. Сегодня рисунок может быть выполнен каранда-шами, фломастерами, углем, мелом, пастелью, тушью. Также может быть использована акварель, темпера, гуашь, коллаж, аппликация и др. Это сближает рисунок с живописью, также как его уникальность. Печатная же графика дает возможность получить множество равно-ценных экземпляров — обычно это оттиски с доски, металлической пластины, камня, линолеума или другой основы, на который нанесен соответствующий рисунок. В зависимости от материала, от технического способа его обработки различаются гравюра (известна с VI–VII вв. в Китае и с XIV–XV вв. в Европе) и литография (XIX в. в Европе).
По назначению различаются станковая, книжная, газетножурнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика известна в основном с эпохи Возрождения и обращается к традиционным живописным жанрам — тематическим композициям (гравюры А. Дюрера, Рембрандта, рисунки И. Е. Репина и др.), портрету (рисунки Д. Энгра, О. А. Кипренского и др.), пейзажу (гравюры Хокусая), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля, А. Матисса и др.). При этом выделяют-ся рисунки, не имеющие прикладного назначения, и эстампы, лубки — отдельные листы, которые можно развешивать на стенах, раскладывать для показа, использовать для украшения современного интерьера. Книжная графика в отличие от станковой, не связанной никакими тематическими ограничениями, должна соответствовать данному литературному произведению. К книжной графике относятся шрифт (буквы — тоже графические знаки), виньетки, заставки, орнамен-тальные рамки, расчленяющие текст полосы, графические элементы оформления авантитула, титула, пере-плета, обложки, суперобложки и, конечно, иллюс-трации. Журнальная и газетная графика родственны книжной, хотя в ней появляется такой ее специфический вид, как карикатура. Плакат — сравнительно молодая область графики, возникшая в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы, позже он стал вы-
полнять задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского и др.). Прикладная, или промыш-ленная графика — это художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок.
Жанры графики в основном повторяют основные жанры живописи, хотя и не буквально — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые картины. Но появляются и специфические жанры — карикатура. Особую область образует искусство каллиграфии, шрифта, име-ющее особое значение на Востоке. В последнее десятилетие появилась компьютерная графика, создающаяся с помощью персональных компьютеров и вос-производящаяся на экранах или с помощью принтера. Тесная связь графики с жизнью, возможности современной полиграфии создают условия для появления все новых видов графики.
Графические произведения обычно легко переме-щаются, так как чаще всего — это небольшие листы бу-маги, не закрепленные на какой либо архитектурной основе (хотя встречаются эксперименты по созданию графических произведений на гигантских листах бумаги и стенах домов). Графика обладает широчайшим диапазоном видов и функций, возможностей отражения мира, мыслей и чувств художника, а также воздействия на зрителя. Специфическими особенностями графики являют-ся ее способности быстро откликаться на актуальные со-бытия, удобство тиражирования, доступность большому числу людей. Часто это делается в сатирической форме, используется для агитационных целей.
По технике исполнения и возможностям воспроизведения различают уникальную графику (рисунок) и пе-чатную. Рисунок — наиболее древний и традиционный вид искусства, образцы которого можно видеть на наскальных изображениях. Он использовал линию и силуэт. Сегодня рисунок может быть выполнен каранда-шами, фломастерами, углем, мелом, пастелью, тушью. Также может быть использована акварель, темпера, гуашь, коллаж, аппликация и др. Это сближает рисунок с живописью, также как его уникальность. Печатная же графика дает возможность получить множество равно-ценных экземпляров — обычно это оттиски с доски, металлической пластины, камня, линолеума или другой основы, на который нанесен соответствующий рисунок. В зависимости от материала, от технического способа его обработки различаются гравюра (известна с VI–VII вв. в Китае и с XIV–XV вв. в Европе) и литография (XIX в. в Европе).
По назначению различаются станковая, книжная, газетножурнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика известна в основном с эпохи Возрождения и обращается к традиционным живописным жанрам — тематическим композициям (гравюры А. Дюрера, Рембрандта, рисунки И. Е. Репина и др.), портрету (рисунки Д. Энгра, О. А. Кипренского и др.), пейзажу (гравюры Хокусая), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля, А. Матисса и др.). При этом выделяют-ся рисунки, не имеющие прикладного назначения, и эстампы, лубки — отдельные листы, которые можно развешивать на стенах, раскладывать для показа, использовать для украшения современного интерьера. Книжная графика в отличие от станковой, не связанной никакими тематическими ограничениями, должна соответствовать данному литературному произведению. К книжной графике относятся шрифт (буквы — тоже графические знаки), виньетки, заставки, орнамен-тальные рамки, расчленяющие текст полосы, графические элементы оформления авантитула, титула, пере-плета, обложки, суперобложки и, конечно, иллюс-трации. Журнальная и газетная графика родственны книжной, хотя в ней появляется такой ее специфический вид, как карикатура. Плакат — сравнительно молодая область графики, возникшая в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы, позже он стал вы-
полнять задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского и др.). Прикладная, или промыш-ленная графика — это художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок.
Жанры графики в основном повторяют основные жанры живописи, хотя и не буквально — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые картины. Но появляются и специфические жанры — карикатура. Особую область образует искусство каллиграфии, шрифта, име-ющее особое значение на Востоке. В последнее десятилетие появилась компьютерная графика, создающаяся с помощью персональных компьютеров и вос-производящаяся на экранах или с помощью принтера. Тесная связь графики с жизнью, возможности современной полиграфии создают условия для появления все новых видов графики.