, Эмилио (Greco, Emilio) 1913, Катания, Сицилия — 1995, Рим. Итальянский скульптор. Крупный мастер пластики ХХ столетия. Его формирование проходило в Риме в 1930-е. Испытал влияние М. Россо, В. Джемито, А. Мартини. Мастер лирического дарования. Опираясь на классическое наследие, стремился к совершенству формы. В традиции веризма исполнена ранняя работа Маленький человечек (1939, Рим, Нац. галерея современного искусства). В 1940-е его увлекла анималистическая пластика (Умирающая лошадь, 1949, Рим, частное собрание). В это время скульптор создает небольшие работы в терракоте — этюды обнаженного тела (Борцы, Рим, частное собрание). Порой его привлекала передача более четкого, функционального движения (Велосипедистка, 1947, Рим, частное собрание). Эти нетипичные для Греко работы вызывали ассоциации со скульптурами футуристов, но и в них он стремился достичь плавности перетекания форм. Большая часть произведений Э. Греко — это женские портреты, этюды обнаженного тела. Он любил изображать определенный тип моделей с несколько удлиненной шеей, покатыми плечами, плавными линиями силуэта, избирая резкие контрапосты (соотношения в поворотах головы и тела), которые придают внутреннюю динамику образам. В 1950-е Греко увлекается эллинистической пластикой, скульптурой А. Модильяни. Он работает в бронзе (Большая сидящая фигура, 1951, Лондон, галерея Тейт; Женская голова, 1951, Венеция, Галерея современного искусства; Женская голова, 1957, Ватикан, Пинакотека), воске (Анна, 1954, Милан, Галерея современного искусства), цементе (Лиа, 1956, Флоренция, галерея Питти). Его образы полны высокой духовной энергии, наделены чувственно-романтическими чертами, утонченной и хрупкой грацией. Подобно мастерам эллинизма, Греко любит изображать сидящие фигуры (серии Большие сидящие фигуры, Присевшие на корточки), ища в их позах ясность силуэтов, чувственную грацию. Такова и его серия Купальщицы (Большая купальщица № 1, Рим, Нац. галерея современного искусства), в которой каждая женская фигура с высокой прической, длинной, стройной шеей (как у Модильяни) несет в себе особое конструктивное начало, настроение, заряд жизненной энергии. Большую роль в пластических замыслах Греко играет свет. Как и в произведениях М. Россо, он акцентирует характер движения и общего настроения, игру форм, подчеркивает изящество или монументальность фигур. Греко любит сопоставлять геометризованные (более жесткие) и плавные формы (Большая купальщица № 3, 1957, Париж, Нац. музей современного искусства); резкая асимметрия придает динамику образам, энергию силуэтам, выразительность массе тела. В 1966 Греко создал памятник Пиноккио в селении Коллоди, в парке Пиноккио. Образ героя знаменитой сказки К. Коллоди полон таинственности и жизнеутверждения. Деревянная кукла, человеческая фигура, ствол дерева и взлетающая птица — весь ансамбль представляет собой оригинальную пространственную конструкцию, олицетворяющую поэтический мир сказки. Греко создавал и рельефные изображения (1960-е, Рим, церковь Иоанна Евангелиста на автостраде Солнца; церковные врата, Орвието, собор; рельефы памятника папе Иоанну XXIII, Рим, собор Св. Петра). Работая в высоком рельефе, он опирался на позднеримскую традицию, средневековую пластику, работы мастеров Раннего Возрождения. В творчестве Э. Греко всегда своеобразно сочетались монументальное и станковое начала. Эмилио Греко стал в ХХ столетии продолжателем национальной традиции итальянского веризма, обогатив ее новыми пластическими поисками.
Лит.: Bellonzi F. Emilio Greco. Roma, 1962; Salvini R. Modern Italian sculpture. Oldbourn, 1962.
Е. Федотова
0.00 байт
Греко-татары и греко-эллины: история идентификаций
В статье прослеживается возникновение двух греческих идентификаций: греко-татары и греко-эллины. Определяются факторы их появления, время возникновения, основные признаки их развития.