ГУБЕР
ГУБЕР
Александр Андреевич (р. 19. III (1. IV). 1902) - сов. историк, чл.-корр. АН СССР (с 1953). Чл. КПСС с 1952. Проф. (с 1935), д-р ист. наук (с 1943). Крупный специалист по истории стран Юго-Вост. Азии, особенно Индонезии, Филиппин, Вьетнама. Г. принадлежит ряд трудов, положивших начало изучению в СССР истории этих стран (среди них: "Индонезия", 1932, "Филиппины", 1937, "Филиппинская республика 1898 г. и амер. империализм", 1948, 2 изд., 1961), а также работы по общим вопросам нац.-освободит. движения колониальных народов, по междунар. отношениям и др. Ведет преподават. работу в Моск. ун-те (с 1937) и в Академии обществ. наук при ЦК КПСС (с 1946). С 1957 - зам. академика-секретаря Отделения ист. наук АН СССР, пред. Нац. к-та сов. историков. Чл. Сов. к-та защиты мира (с 1955) и Сов. к-та солидарности стран Азии и Африки (с 1956), пред. правления об-ва "СССР - Индонезия" (с 1958). Лит.: А. А. Губер (К 60-летию со дня рождения). Осн. труды А. А. Губера, "НА и А", 1962, No 2.
Губер
ХУБЕР), Вольф (Вольфганг) (Huber, Wolf) Ок. 1485, Фельдкирх, Форарльберг — 1553, Пассау, Бавария. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Один из ведущих мастеров дунайской школы. Учился, по-видимому, у отца, художника Ганса Губера. Обязательные для молодых немецких художников "годы странствий" (ок. 1510) провел в живописных альпийских и придунайских местностях. Работал в Пассау при дворе князя-епископа (с нач. 1510-х). В конце 1520-х посетил Вену. Первоначально Губер занимался преимущественно графикой, создав ряд превосходных пейзажных рисунков пером. В ранних живописных произведениях — алтарных композициях — большую роль играют пейзажные и архитектурные фоны, свидетельствующие об интересе художника к решению пространственных задач. Таковы картины многочастного, ныне разрозненного Алтаря Св. Анны из Фельдкирха (1515—1521). Порой действие в них происходит ночью (Рождество Христово, 1521, Брегенц, Музей). Мастерски изображенное ночное небо с лунным освещением придает произведению интимно-лирический характер. В дальнейшем в картинах Губера на евангельские темы заметно возрастает внимание к образу человека. Фигуры укрупняются и монументализируются. В сценах, происходящих даже в природном окружении, мастер заинтересован в первую очередь выявлением конкретности облика и эмоций действующих лиц (Бегство в Египет, ок. 1525—1530, Берлин, Гос. музеи), Оплакивание Христа, 1524, Париж, Лувр). Тем же стремлением к монументализации образа отличаются портретные работы художника. Наиболее самобытен среди них Портрет Якоба Циглера (1540-е, Вена, Музей истории искусства). Известный немецкий гуманист изображен крупным планом, точно в фас, на фоне уходящего вдаль пейзажа. Седая голова четким силуэтом рисуется на голубом небе. На темном пятне одежды ярко выявлены руки. Тем самым мастер подчеркивает самые важные компоненты, характеризующие индивидуальный облик человека. В поздние годы Губер вновь обращается к пейзажу, графическому или акварельному, давая широкие панорамные виды альпийских ландшафтов.
Лит.: Heinzle E. Wolf Huber. Innsbruck, 1953; Walther S. Wolf Huber. Dresden, 1985.
Л. Алешина
Лит.: Heinzle E. Wolf Huber. Innsbruck, 1953; Walther S. Wolf Huber. Dresden, 1985.
Л. Алешина
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006