Халифат
Халифат
ар. халиф – глава мусульманской общины, правитель) – мусульманское теократическое государство в эпоху Средневековья.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Халифат
форма государственности в мусульманских странах, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
ХАЛИФАТ
по мусульм.-суннитской теории гос. права — система теократии, осн. на неизменных принципах религии; халиф сосредоточивал в своих руках получен. от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Халифат
мусульманская феодальная теократия с халифом во главе: халифат Омейядов (661–750), халифат Аббасидов (750–1258), халифат Фатимидов (исмаилитская династия, правившая на Ближнем Востоке в 909–1171 гг.), халифат в Османской империи и др. В Турции халифат был ликвидирован в 1924 г.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ХАЛИФАТ
мусульманских феодальная теократия с халифом во главе (X. Аббасидов, Фатимидов, X. в Османской империи и др.). С X в. в Западной Европе X. называли также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII–IX вв. (Арабский X.). В Турции, X. был ликвидирован в 1924 г.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Халифат
средневековое теократическое государство с халифом во главе (халифат Аббасидов, Фатимидов, халифат в Османской империи и др.). С 10 в. в Западной Европе халифатом называлось также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний 7- 9 вв. - Арабский халифат. Османский халифат существовал до марта 1924 г. (в Турции), когда был лишен сана последний халиф - Абд аль-Маджид II.
Источник: Исторический словарь
Халифат
Халифат (caliphate), первоначально централизованное гос.-адм. правление в ислам, мире. Первым халифом (араб, khalifa - "наместник бога" или "наследник пророка") после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. н.э. был его тесть Абу Бекр, к-рого последовательно сменили Омар, Осман и Али; этих 4 халифов называют ар-Рашидун ("верноидущие"). Когда в 661 г. умер Али, мусульмане-шииты признали его наследников-имамов единственно законными преемниками пророка, тогда как остальной ислам, мир принял династию Омейядов. Они были свергнуты в 750 г. Аббасидами, но в течение 2-х вв. последние были марионеточными правителями под контролем турок. Один из бежавших в Испанию Омейядов основал там в 756 г. Кордовский эмират, сохранявшийся 250 лет, а в сев. Африке при Фатимидах, имамах-исмаилитах, возник шиитский халифат (909-1171). После того как монголы осадили Багдад (1258), этот халифат, сохранившийся только номинально, перешел под власть Мамлюков, включая Египет, а с покорением Египта османами (1517) это назв. использовали тур. султаны, сохранив его до отмены в 1924 г.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Халифат
мусульманское государство, в котором правление осуществлялось в соответствии с Божественными законами. Руководство Халифатом осуществлялось халифами (См. Халиф) Их также называли имамами. Большинство мусульманских улемов рассматривало Халифат как правление, которое следует непосредственно после периода правления пророка Мухаммада. Поэтому халиф, как глава мусульманского государства (Халифата), являлся наместником пророка Мухаммада. Некоторые считали, что халифов можно называть и наместниками Аллаха на земле. При этом они ссылались на коранический аят: «Это Он сделал вас наследниками (халифами) земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Воистину, Он скор в наказании, и, воистину, Он–прощающий, милосердный» (6:165). Однако большинство не соглашалось с этим, так как такой постановки вопроса не было в период правления первых халифов. В истории Ислама существовало несколько халифатов: 1. Праведный халифат (11/632–40/661). Этот период охватывает исторический отрезок времени в 30 лет. За это время сменилось четыре халифа (См. Абу Бакр ас–Сиддик,Омар ибн Хаттаб,Осман ибн Аффан,Али ибн Абу Талиб), которые были ближайшими сподвижниками пророка Мухаммада. Согласно воззрениям подавляющего большинства мусульман, их правление полностью соответствовало наследию пророка, и они были последовательными проповедниками всех идеалов Ислама. Традиция утверждает, что такого идеального соответствия власти Божественному порядку не было отмечено в более поздней истории Ислама, за исключением правления отдельных правителей, например, омейядского халифа Омара ибн Абд аль–Азиза. У Абу Давуда (Сунна, 8) и Тирмизи (Фитан, 49) приводится хадис от Сафины о том, что пророк сказал: «Халифат среди моей уммы будет продолжаться 30 лет, а затем последует султанат». Затем Сад ибн Джумхан сказал, что затем пророк добавил: «Абу Бакра сменит Омар, Омара Осман, а Османа Али». По этой причине считается, что сменившие их правители являлись не халифами, а султанами (монархами). 2. Халифат Омейядов. Их правление началось после гибели халифа Али в 40/661 года хиджры. Его сын Хасан добровольно передал власть Муавие ибн Абу Суфьяну, который стал халифом с 41/661 года хиджры. Муавия является основателем мусульманской монархической государственности. Начиная с этого периода Халифат потерял свои изначальные качества, которые были при Праведных халифах и превратился в абсолютную монархию. Последним халифом из династии Омейядов был Марван ибн Мухаммад, который был низложен в результате восстания в 132/750 году хиджры,которым руководили Аббасиды. (Подробнее см. Омейяды). 3. Халифат Аббасидов. Они свергли Омейядов и пришли к власти в 132/750 году. Конец правлению Аббасидов положили монголы в 656/1258 году. (Подробнее см. Аббасиды). После падения Аббасидов в Ираке их формальный сюзеренитет был признан мамлюками Египта, а после этого халифами стали султаны Османской империи. После падения Османской империи, в 1924 году, Халифат прекратил свое существование. В Османской империи после султана Салима халифов именовали халифом всех мусульман (Халифа аль–Муслимин).
ХАЛИФАТ
1) По мусульм.-суннитской теории гос. права система теократии, осн. на неизменных принципах религии; халиф сосредоточивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). 2) Название в странах Европы (предположительно с 10 в.) феод. арабо-мусульм. гос-ва, возглавлявшегося халифами. Первонач. ядром X. была созданная Мухаммедом в Западной Аравии мусульманская община (умма). Столица X. в 632-656 находилась в Медине. При халифе Абу Бекре (632-634) были подавлены восстания араб. племен, выступивших против мединского пр-ва, и начаты завоевания византийских и сасанидских владений. В результате первого этапа арабских завоеваний в состав X. были включены Ирак, почти весь Иран, б. ч. Закавказья, Сирия, Палестина, Египет. В ходе внешних завоеваний усилилась социальная и имущественная дифференциация среди арабов. Особенно обострились противоречия между рядовыми арабами и родоплем. знатью, между различными группировками араб. верхушки в 40-50-х гг. 7 в. Все это нашло отражение в убийстве в 656 халифа Османа (правил с 644), в сражениях между арабами-мусульманами при Хурейбе (656) и Сиффине (657), в возникновении первых религ.-политич. течений в исламе - суннитов (см. Суннизм), шиитов (см. Шиизм) и хариджитов, в сражении между хариджитами и войсками халифа Али при Нахраване (658) и, наконец, в приходе к власти Омейядов (см. Омейядов халифат), выражавших интересы араб. феодализировавшейся родоплем. знати. При Омейядах X. превратился фактически в светское гос-во. (Из-за этого историографы Аббасидов упрекали впоследствии Омейядов в отступлении от норм ислама и считали их светскими правителями-царями, хотя они выполняли и функции духовного главы мусульман - имама.) После смерти халифа Язида (683) X. фактически распался. Гос. единство было восстановлено к 692, в период правления Абд-аль-Малика. При его преемнике аль-Валиде начался второй этап араб. завоеваний, в результате к-рых в состав X. были включены Сев. Африка, б. ч. Пиренейского полуострова, Ср. Азия, Табаристан, Джурджан (Горган) и Синд. Оппозиц. течения в 8 в. - хариджиты и шииты, а также сторонники теократии, ведя борьбу против Омейядов, собирали вокруг себя всех недовольных ростом феод. эксплуатации и реформами омейядских халифов, противоречившими, по их мнению, догмам ислама. В результате дальнейшего обострения социальных противоречий как между завоевателями-арабами и завоеванными ими народами, так и в среде самих арабов сузилась социальная опора Омейядов. В 20-30-х гг. 8 в. в разных частях X. происходили антифеод. и антиправительств. выступления нар. масс. В результате одного из этих восстаний - восстания Абу Муслима - в 750 к власти пришли Аббасиды (см. Аббасидов халифат). Приход к власти Аббасидов не изменил ни социальной структуры X., ни фактически светского характера правления. Хотя Аббасиды считали себя имамами, в основу гос. строя они положили не принципы теократии, а бюрократич. систему Сасанидов государства; поземельная и фискальная политика Аббасидов продолжала политику Омейядов и их предшественников. Но в противоположность Омейядам Аббасиды значительно расширили социальную опору династии, уравняв местную, в частности иранскую, феод. знать (дехканов) в политич. правах с арабами и допустив ее к высшим правительств. должностям при дворе и на местах. Достигнув высокой степени политич. централизации и развития производит. сил при первых Аббасидах, X. с нач. 9 в. вступил в полосу политич. распада. Разл. уровень экономич. развития входивших в состав X. стран, слабость экономич. связей между областями X., отличавшимися одна от другой этнич. составом, физико-географич. условиями и историко-культурными традициями, народно-освободит., антифеод. восстания, расшатывавшие экономич., воен. и финанс. мощь X., концентрация зем. собственности в руках воен. и местной землевладельч. феод. знати, упадок роли общины как податной единицы, борьба внутри класса феодалов - все эти факторы обусловили распад абба-сидского X. и привели к возникновению фактически самостоят. феод. гос-в и местных наследств. эмиратов: Тулунидов в Египте в 868, Алидов в Табаристане в 864, Тахиридов в Хорасане в 821, Саффаридов в Сейста-не в 861, Саманидов в Мавераннахре в 819 и др., а также к возрождению местных феод. гос-в в странах Закавказья. Политич. распад сопровождался упадком светской власти аббасидских халифов, к-рая переходила в руки эмиров и султанов. В 1-й пол. 10 в. вместо единого X. уже существовали: шиитский Фатимидов халифат (909-1171), суннитский X. Омейядов (929-1031) (см. Кордовский халифат) и халифат Аббасидов. В первых двух халиф сосредоточивал в своих руках как духовную, так и светскую власть, а аббасидский халиф после завоевания в 945 Багдада Бундами лишился светской власти даже в самом Багдаде. В 1055 Бундов в Багдаде сменили Сельджукиды. С 945 по 1132 в руках аббасидских халифов оставалась только духовная власть имама, от к-рого по установленной традиции исходила верх. власть светского правителя над его мусульм. подданными; поэтому эмиры и султаны получали у аббасидского халифа инвеституру и приносили ему присягу. После распада единого гос-ва Сельджу-кидов (1118), в результате борьбы аббасидских халифов (поддержанных жителями Багдада) с сельджукскими султанами Ирака, аббасидский X. возродился как гос-во в басс. Тигра и Евфрата. Халиф Насир (1180-1225) включил в состав X. также терр. Хузистана и вел борьбу против хорезмшахов. В 1258 после взятия Багдада монг. войсками Хулагу-хана и казни последнего аббасидского халифа Мустасима X. как гос-во перестал существовать. Спустя неск. лет была предпринята попытка восстановления духовной власти аббасидских халифов: в 1261 одного из действит. или мнимых членов династии Аббасидов провозгласили халифом при дворе мамлюкского егип. султана Бейбарса. С тех пор до тур. завоевания Египта в 1517 халифы-Аббасиды жили в Каире при мамлюкских султанах, не имея политич. власти, но своим религ. авторитетом они освящали светскую власть егип. султанов, иногда также султанов др. мусульм. стран, и давали им инвеституру. После завоевания мамлюкского Египта тур. войсками, согласно распространенному мнению - в результате торжеств. отказа от своих прав последнего аббасидского халифа Мутаваккиля в пользу тур. султана, к последнему перешел духовный суверенитет над всеми мусульманами мира, хотя и не подчиненными ему как светскому правителю. Однако, как доказал В. В. Бартольд, эта теория возникла в эпоху политич. упадка Турции во 2-й пол. 18 в., и X. османских султанов не имел никакой преемств. связи с X. егип. Аббасидов. Турецкий X. был упразднен в респ. Турции в марте 1924. Попытки создания общемусульм. X., предпринимавшиеся позднее в нек-рых странах ислама, оканчивались безрезультатно. Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966,с.15-78; его же, Теократич. идея и светская власть в мусульм. гос-ве, там же, с. 303-19; его же, Ислам, там же, с. 79-139; Якубовский А. Ю., Ирак на грани VIII - IX вв., в кн.: Труды первой сессии арабистов, М.-Л., 1937; его же, Об испольных арендах в Ираке в VIII в., "СВ", т. IV, М.-Л., 1947; Беляев E. A., Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; его же, Мусульм. сектантство, M., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII - XV веках, (Л.), 1966; Надирадзе Л. И., Вопрос о рабстве в халифате VII-VIII вв., "НА и А", 1968, No 5; его же, Община на терр. восточного халифата в VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1966; его же, Вопросы общественно-экономич. строя гос-ва арабов и халифата VII-VIII вв. в сов. историографии, в сб.: Историография стран Востока, М., 1969; его же, Проблема гос. собственности на землю в халифате VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1970; Босворт К. Э., Мусульманские династии, пер. с англ., М., 1971; Мюллер A., История ислама с основания до новейших времен, т. 1-4, СПБ, 1895-96; Мец A., Мусульм. Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Goldziherl., Muhammedanische Studien, Tl 2, Halle, 1890; его же, Du sens propre des expressions: ombre de Dieu..., P., 1897; Becker С. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt. Islamstudien, Bd 1-2, Lpz., 1924-32; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Caetani L., Annali dell´Islam, v. 2, Mil., 1907: Huart C, Histoire des Arabes, t. 1-2, P., 1912-1913; Hitti Ph., History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Maigoliouth D. S., The sense of the title Khalifah, в кн.: Ag?bname. A volume of oriental studies presented to E. G. Browne, Camb., 1922; Arnold T. W., Khalifate, Oxf., 1924; Spuler В., Geschichte der islamischen L?nder. Abschn. 1 - Die Chalifenzeit, Entstehung und Zerfall der Islamischen Weltreichs, Leiden, 1952: Rosenthal E. I. J., Political thought in medieval Islam, Camb., 1962; Levy R., The social structure of Islam, Camb., 1962. Л. И. Надирадзе. Москва.