Херувим

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХЕРУВИМ
ангельское существо. В иерархии девяти чинов ангельских св. Дионисия Ареопагита им отводится место второго чина высшей триады после Серафимов. См. Ангелы.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Херувим
в первый раз в Священном Писании упоминается в Книге Бытия: «.и поставил [Господь] на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Бытие, 3, 24). Херувимы окружают престол Господа Вседержителя, а в ангельской иерархии занимают второе место после серафимов.

Источник: Православная энциклопедия.

ХЕРУВИМ
Один из высших чинов ангелов. Существо, обладающее духовной мудростью. Слово образовано от древнееврейского и означает «мудрость». Изображается Херувим в виде человеческого лика, окруженного шестью крыльями (обычно голубого или зеленого цвета), иногда – так же как и Серафим – в виде человека в полный рост, прикрывающего себя шестью крыльями.

Источник: Основы православной культуры. 2011

херувим
мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно)-обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы-у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.) (См. власть, животные, ковчег,в)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ХЕРУВИМ
Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: “И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни” (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар 6:27, 8:6-7, 2Пар 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх 25:18-22, 1Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис 37:15 и у других свящ. писателей (1Цар 4:4, 2Цар 6:2, 22:11, 4Цар 19:15, 1Пар 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Херувим
Керувим. Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крыльями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх. 25:18 и дал.; 37:7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх. 36:35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3 Цар. 6 23 и дал.) Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар. 6:29,32,35; 2 Пар. 3:7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар. 7:29, 36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс. 79.2, 98:1). Так как Бог желал являться своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4; 2 Цар 6.2, 4 Цар. 19:15; Ис. 37:16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез. 1:22,26,28; 10:18-20). Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т. д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений. Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных. С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в Отк. Иоанна, которые уподоблялись — первое льву, второе — тельцу (быку), третье — человеку, четвертое — летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:6 и дал.). Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Отк. 5:13,14), Также Пс. 148 призывает все создание к такому прославлению. Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр. 9:5 греч. текст) — не животные, но живые существа. Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т. е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова, потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т. е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
285.11 кб

Мотив херувима в украинских изданиях Ивана Федорова. Опыт интерпретации

Веруцка Ева
Статья представляет опыт анализа одного из элементов оформления книги, т. наз. украинского херувима, который И. Федоров запроектировал для своих последних, украинских изданий.
Читать PDF
23.08 мб

МЕЧ ХЕРУВИМА

Регев Йоэль
Статья посвящена книге Квентина Мейясу «Число и сирена».
Читать PDF
2.13 мб

Херувимская песнь «Иргизкого напева» на Урале

Парфентьева Наталья Владимировна
Книжно-рукописные памятники старообрядцев сохранили большое число распевов, представляющих собой настоящую сокровищницу древнерусского музыкального искусства.
Читать PDF
260.58 кб

Херувимская песнь в творчестве русских композиторов XVII–XIX вв.

Королева А.А.
Читать PDF
183.36 кб

2014.04.027. ПОЛАШЕГ А. У ПАРАДНОГО ВХОДА В РАЙ: ХЕРУВИМСКАЯ ПОЭТИКА КЛЕЙСТА. POLASCHEGG A. VON DER

Махов А.Е.
Читать PDF
367.53 кб

«Херувимская» песнь и Великий вход в Киевской Церкви в XVII веке. Часть I. молитва «Никтоже достоин»

Бочкарь Арсений
В статье рассматривается епископская (священническая) молитва перед Великим Входом в сравнительном анализе трех уникальных украинских изданий (Служебников святого Петра Могилы 1629 и 1639 гг.
Читать PDF
413.54 кб

Авторская рецепция канона в «Херувимской» М. Глинки

Лобзакова Елена Эдуардовна
Фундаментальным качеством творчества М. Глинки является развитие пластов, которые аккумулируют «родовые» знаки русской музыкальной культуры, сохраненные, в частности, в формах церковной музыки.
Читать PDF
22.20 мб

Жанровая модель в духовно-концертной музыке (на примере Херувимской)

Урванцева Ольга Александровна
Автор рассматривает эволюцию жанрового содержания и жанрового стиля в духовноконцертных сочинениях русских композиторов различных исторических периодов.
Читать PDF
922.04 кб

О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни

Старостина Татьяна Алексеевна
Статья посвящена принципам варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля).
Читать PDF
3.23 мб

О «Переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям xvii века)

Григорьев Даниил Алексеевич
В статье рассматривается вопрос о преобразовании формы Херувимской песни в связи с изменением практики совершения Великого входа.

Похожие термины:

  • Кушнеров, Херувим

    археолог, † 1891. {Венгеров}
  • ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ

    Духовное песнопение православной церкви, названное по первым его словам «Иже Херувимы». На слова этого песнопения музыку писали многие выдающиеся русские композиторы: Бортнянский, Глинка, Чайков
  • Херувимская (Херувимская песнь) 

    неизменяемое песнопение, относящееся к песнопениям Евхаристического канона. В конце ее первой части на солею выходит священство со святыми дарами, а иерей произносит молитву (великий вход). Херув
  • Херувимская  

    неизменяемое песнопение, относящееся к песнопениям Евхаристического канона. В конце ее первой части на солею выходит священство со святыми дарами, а иерей произносит молитву (великий вход). Херув
  • Херувимы

    в иудейской и христианской религиях – одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.
  • ХЕРУВИМЫ (Крувим)

    Впервые упоминаются X. в книге Бытие (III, 24): "И изгнал [Бог] человека из сада Эденского, и поместил к востоку от него херувимов, и меч огненный вращается, чтобы охранить доступ к древу жизни". Согласно о