Херувим
ХЕРУВИМ
ангельское существо. В иерархии девяти чинов ангельских св. Дионисия Ареопагита им отводится место второго чина высшей триады после Серафимов. См. Ангелы.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Херувим
в первый раз в Священном Писании упоминается в Книге Бытия: «.и поставил [Господь] на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Бытие, 3, 24). Херувимы окружают престол Господа Вседержителя, а в ангельской иерархии занимают второе место после серафимов.
Источник: Православная энциклопедия.
ХЕРУВИМ
Один из высших чинов ангелов. Существо, обладающее духовной мудростью. Слово образовано от древнееврейского и означает «мудрость». Изображается Херувим в виде человеческого лика, окруженного шестью крыльями (обычно голубого или зеленого цвета), иногда – так же как и Серафим – в виде человека в полный рост, прикрывающего себя шестью крыльями.
Источник: Основы православной культуры. 2011
херувим
мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно)-обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы-у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.) (См. власть, животные, ковчег,в)
ХЕРУВИМ
Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: “И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни” (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар 6:27, 8:6-7, 2Пар 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх 25:18-22, 1Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис 37:15 и у других свящ. писателей (1Цар 4:4, 2Цар 6:2, 22:11, 4Цар 19:15, 1Пар 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Херувим
Керувим. Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крыльями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх. 25:18 и дал.; 37:7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх. 36:35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3 Цар. 6 23 и дал.) Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар. 6:29,32,35; 2 Пар. 3:7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар. 7:29, 36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс. 79.2, 98:1). Так как Бог желал являться своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4; 2 Цар 6.2, 4 Цар. 19:15; Ис. 37:16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез. 1:22,26,28; 10:18-20). Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т. д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений. Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных. С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в Отк. Иоанна, которые уподоблялись — первое льву, второе — тельцу (быку), третье — человеку, четвертое — летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:6 и дал.). Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Отк. 5:13,14), Также Пс. 148 призывает все создание к такому прославлению. Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр. 9:5 греч. текст) — не животные, но живые существа. Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т. е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова, потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т. е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.