ХЛЫСТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ХЛЫСТЫ
христововеры – одна из форм старого русского сектантства, возникшая во второй половине XVII в. в центральных губерниях России среди оброчных крестьян. Основателем считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. Учение X. отличается крайним аскетизмом и мистицизмом. Отвергало авторитет церкви во имя авторитета святого духа. Моления (радения) X. представляют собой коллективные пляски с «хождением а духе», с самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами, в результате которых верующие впадают в состояние религиозного экстаза. Аскетизм – вплоть до отказа от семьи и брака. Последователи X. объединялись в общины – «корабли» во главе с «христами» и «богородицами» (по их учению, Христос может вселиться в каждого верующего). Царское правительство и православная церковь преследовали X. Некоторые из них в начале XX в. эмигрировали в Уругвай. В России группы X. имеются в Тамбовской, Ростовской областях, Краснодарском, Ставропольском краях. X. ведут замкнутый образ жизни.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ХЛЫСТЫ
христоверы (самоназв. - "люди божьи"), - религ. секта в России (назв. получили от обряда, состоящего в самобичевании жгутами или прутьями). Возникла в конце 17 в. среди крестьян нечерноземной полосы, где развивалась оброчная система эксплуатации, росли крест. промыслы и отходничество. Основателем секты считают костромского крестьянина Даниила Филипповича. В отличие от православного сектантства (см. Сектантство), X. относятся к группе духовных христиан. X. не признают священников и поклонения "святым", отвергают т. н. священные и церк. книги, однако посещение православной церкви ими допускается. Основой вероучения X. является представление о возможности прямого общения человека со "святым духом" и воплощение "духа" в наиболее праведных людях, к-рые становятся т. о. "христами" и "богородицами". X. проповедуют жизнь по законам "Книги жизни" или "Животной книги" (собрание устных преданий) и 12 заповедей Даниила Филипповича. Гл. место в идеологии хлыстовства занимает проповедь аскетизма, доходившего до крайних его форм (не иметь плотских жен и детей, не пить вина, не курить, не есть мясную пищу и т. д.). Собрания X. проходят в форме радений (молитвы, сопровождаемые одиночными и групповыми плясками, т. н. "духовное веселье", "хождение в духе"), участники которых доводятся до религ. экстаза. Предварительный пост и пение на плясовой мотив "духовных стихов", сочиняемых самими X., помогают им войти в это состояние; в отд. общинах ("кораблях") принято самобичевание. Христоверческими общинами управляли "христы". Уже во 2-й пол. 18 в. в среде X. выявляется социально-имуществ. дифференциация; власть в "кораблях" захватывают купеческие и предпринимательские элементы. В 60-х гг. 19 в. секта X. распалась на множество общин со своими "христами" во главе: Старый Израиль (ортодоксальная группа), Новый Израиль, или лубковцы (по имени ее основателя В. С. Лубкова), открыто порвавшая с православной церковью и практикующая экстатич. радения, Духовный Израиль, Искупленный Израиль (постники) - община, употребляющая только постную пищу и требующая воздержания от половых отношений и др. В нач. 20 в. общее число X. разл. направлений достигало 40 т. ч. После Окт. революции 1917 количество хлыстовских сект и география их распространения резко сократились. В разл. частях СССР (в Тамбовской обл., на Сев. Кавказе, в Куйбышевской и Оренбургской областях, на Украине и в др. местах) имеются небольшие разрозненные общины X., к-рые ведут замкнутый образ жизни. Осн. занятия X. - огородничество и садоводство. Для совр. X. характерно нарушение религ.-аскетич. норм и запретов. Одно из ответвлений секты X.- скопцы.

Лит.: Современное сектантство и его преодоление, ВИРА, в. 9, М., 1961; Гаркавенко Ф. И., Что такое религиозное сектантство, М., 1961; Федоренко Ф., Секты, их вера и дела, М., 1965; Малахова И., Духовные христиане, М., 1970. См. также лит. при ст. Сектантство.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Эткинд А. ХЛЫСТ (СЕКТЫ, ЛИТЕРАТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ)

Лукьянов Дмитрий Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Мордва в общинах хлыстов

Мокшина Елена Николаевна
Статья рассказывает о функционировании хлыстовских общин на территории России в дореволюционное, а затем и советское время с акцентом на нахождение в них мордвы
Читать PDF
0.00 байт

«Скифские» и «Хлыстовские» истоки образа-символа «Белая Индия» в поэзии Н. А. Клюева

Поспелова Оксана Вячеславовна
В статье рассматриваются «скифские» и «хлыстовские» истоки феномена Белой Индии в поэзии Н. Клюева, ведущие к пониманию символа-образа как идеальной модели мира, выстраиваемой на религиозных и эстетических основаниях.
Читать PDF
0.00 байт

Хлыстовская образность в «Стихах о Москве» Марины Цветаевой

Корниенко Светлана Юрьевна
Статья посвящена культурному феномену литературного хлыстовства в проекции к поэтике сборника Марины Цветаевой «Версты. Вып. 1» в целом и к циклу «Стихи о Москве» в частности.

Похожие термины:

  • Агафья, хлыстовская богородица

    — хлыстовская богородица. При развившейся в начале XVIII столетия в Москве ереси "людей божьих", или "хлыстовской", богатая монахиня Агафья Карпова, по иночеству Анастасия, устроила в своих
  • Хлыстов, Николай Павлович

    Олимпийский чемпион 1956 г. по хоккею, Заслуженный мастер спорта СССР; родился 10 ноября 1932 г. в с. Вяжневка Петелинского района Рязанской области; чемпион СССР 1957 г., чемпион Европы (1954—1956, 1958), чемпион
  • ХЛЫСТУН Виктор Николаевич

    19.03.1946). Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — министр сельского хозяйства Российской Федерации в правительстве В. С. Черномырдина с 19.05.1997 г. по 23.03.1998 г., министр сельского
  • Хлыстун, Виктор Васильевич

    Обозреватель журнала "Супермен"; родился 14 сентября 1946 г. в Казахстане; окончил факультет журналистики Уральского государственного университета; с 1980 г. — собственный корреспондент газеты &qu
  • ХЛЫСТ

    древесный ствол дерева, отделенный от корневой части и очищенный от сучьев. Кроме того, тонкий и гибкий прут или твердая упругая плетка из сплетенных ремней.
  • Степанов, Василий (хлыстовец)

    — один из хлыстовских учителей и "песнопевцев", родился около 1700 г. Отец его был поляк. Сам же С. еще в молодые годы был взят казанами в плен и продан в холопы, но через некоторое время принял пра