христововеры – одна из форм старого русского сектантства, возникшая во второй половине XVII в. в центральных губерниях России среди оброчных крестьян. Основателем считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. Учение X. отличается крайним аскетизмом и мистицизмом. Отвергало авторитет церкви во имя авторитета святого духа. Моления (радения) X. представляют собой коллективные пляски с «хождением а духе», с самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами, в результате которых верующие впадают в состояние религиозного экстаза. Аскетизм – вплоть до отказа от семьи и брака. Последователи X. объединялись в общины – «корабли» во главе с «христами» и «богородицами» (по их учению, Христос может вселиться в каждого верующего). Царское правительство и православная церковь преследовали X. Некоторые из них в начале XX в. эмигрировали в Уругвай. В России группы X. имеются в Тамбовской, Ростовской областях, Краснодарском, Ставропольском краях. X. ведут замкнутый образ жизни.
ХЛЫСТЫ
ХЛЫСТЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ХЛЫСТЫ
христоверы (самоназв. - "люди божьи"), - религ. секта в России (назв. получили от обряда, состоящего в самобичевании жгутами или прутьями). Возникла в конце 17 в. среди крестьян нечерноземной полосы, где развивалась оброчная система эксплуатации, росли крест. промыслы и отходничество. Основателем секты считают костромского крестьянина Даниила Филипповича. В отличие от православного сектантства (см. Сектантство), X. относятся к группе духовных христиан. X. не признают священников и поклонения "святым", отвергают т. н. священные и церк. книги, однако посещение православной церкви ими допускается. Основой вероучения X. является представление о возможности прямого общения человека со "святым духом" и воплощение "духа" в наиболее праведных людях, к-рые становятся т. о. "христами" и "богородицами". X. проповедуют жизнь по законам "Книги жизни" или "Животной книги" (собрание устных преданий) и 12 заповедей Даниила Филипповича. Гл. место в идеологии хлыстовства занимает проповедь аскетизма, доходившего до крайних его форм (не иметь плотских жен и детей, не пить вина, не курить, не есть мясную пищу и т. д.). Собрания X. проходят в форме радений (молитвы, сопровождаемые одиночными и групповыми плясками, т. н. "духовное веселье", "хождение в духе"), участники которых доводятся до религ. экстаза. Предварительный пост и пение на плясовой мотив "духовных стихов", сочиняемых самими X., помогают им войти в это состояние; в отд. общинах ("кораблях") принято самобичевание. Христоверческими общинами управляли "христы". Уже во 2-й пол. 18 в. в среде X. выявляется социально-имуществ. дифференциация; власть в "кораблях" захватывают купеческие и предпринимательские элементы. В 60-х гг. 19 в. секта X. распалась на множество общин со своими "христами" во главе: Старый Израиль (ортодоксальная группа), Новый Израиль, или лубковцы (по имени ее основателя В. С. Лубкова), открыто порвавшая с православной церковью и практикующая экстатич. радения, Духовный Израиль, Искупленный Израиль (постники) - община, употребляющая только постную пищу и требующая воздержания от половых отношений и др. В нач. 20 в. общее число X. разл. направлений достигало 40 т. ч. После Окт. революции 1917 количество хлыстовских сект и география их распространения резко сократились. В разл. частях СССР (в Тамбовской обл., на Сев. Кавказе, в Куйбышевской и Оренбургской областях, на Украине и в др. местах) имеются небольшие разрозненные общины X., к-рые ведут замкнутый образ жизни. Осн. занятия X. - огородничество и садоводство. Для совр. X. характерно нарушение религ.-аскетич. норм и запретов. Одно из ответвлений секты X.- скопцы. Лит.: Современное сектантство и его преодоление, ВИРА, в. 9, М., 1961; Гаркавенко Ф. И., Что такое религиозное сектантство, М., 1961; Федоренко Ф., Секты, их вера и дела, М., 1965; Малахова И., Духовные христиане, М., 1970. См. также лит. при ст. Сектантство.