ХОДАСЕВИЧ
ХОДАСЕВИЧ
Владислав Фелицианович (1886–1939) — поэт, мемуарист, критик. Его сборник «Молодость. Первая книга стихов» (1908), являвшийся «испове-дью одной души», отмечен влиянием символистов. В сборнике «Счастливый домик» (1914) намечается одна из основных творческих установок Ходасевича: поэт дол-жен дышать «воздухом своего века», слышать «музыку своего времени». Тяготение к светлому миру Пушкина и Фета сливается в его стихах с изображением «осенней лихорадки» дореволюционной России. Оказавшись в эмиграции, Ходасевич занимается журналистской деятельностью: сотрудничает с А. М. Горьким в журнале «Беседа» (1922), печатается в газетах «Дни» и «Возрождение». Его поэзия этих лет (сборники «Тяжелая лира», 1922; «Собрание стихов») проникнута чувством тоски, безысходности, усталости, но поэт не теряет веры в незыблемость духовных ценностей. Неоклассицистическая ясность и рационалистичность сочетались в его стихах со страхом перед миром и будущим — страхом, который «постепенно переходил в часы ужаса». Талант-ливый литературовед Ходасевич занимался исследовани-ем творчества А. С. Пушкина («Поэтическое хозяйство Пушкина», 1924), создал один из лучших биографических романов («Державин», 1931). В его мемуарных книгах «Белый коридор», «Некрополь» воссоздана атмосфера русской литературной жизни десятых годов и первых послереволюционных лет.
ХОДАСЕВИЧ
Владислав Фелицианович (1886, Москва – 1939, Париж), русский писатель. Родился в семье художника. Учился в Московском ун-те (не окончил) на юридическом, затем историко-филологическом ф-тах. С 1905 г. публиковал стихи и критико-биографические статьи в альманахах и журналах символистов, оказавших влияние на его первые книги стихов «Молодость» (1908) и «Счастливый домик» (1914). В сборниках «Путем зерна» (1920) и «Тяжелая лира» (1922) проявился своеобразный неоклассицизм поэта, характерный и для его литературно-критических статей и выражающий резкое неприятие действительности, право «историка и поэта» быть выше современности. С 1922 г. жил за границей, сначала сотрудничал с М. Горьким, высоко ценившим интеллект и талант Ходасевича, а после переезда из Берлина в Париж (1925) – с эмиграцией. В цикле «Европейская ночь» (1927) отразились основные черты поэзии Ходасевича: вера в незыблемость культурных ценностей, поиск пушкинской глубины и гармонии в сочетании с мыслями о безысходности бытия и непреодолимом одиночестве человека, лирическая исповедальность, проникнутая усталостью и цинизмом, афористическая ясность, отдающая суховатой холодностью и рассудочным дидактизмом. Из 400 литературно-критических работ Ходасевича более 80 посвящены А. С. Пушкину: «Петербургские повести Пушкина» (1915), «Колеблемый треножник» (1921), «Глуповатость поэзии» (1927). Отдельные издания: сборник «Статьи о русской поэзии» (1922), книги «Поэтическое хозяйство Пушкина» (1924), «Державин» (1931), «О Пушкине» (1937). Стремление к бескомпромиссной резкости суждений снискало Ходасевичу в эмиграции репутацию «демона скептицизма»:
Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх.
(«Перед зеркалом»)
Переводил польских, еврейских, французских, армянских и латышских поэтов. В мемуарах «Некрополь» (1939) дал литературные портреты современников, в сочинении-мистификации «Жизнь Василия Травникова» (1936) – биографию вымышленного поэта кон. 18 – нач. 19 в., позволившую Ходасевичу выразить свои мысли о взаимоотношении художника и окружающего мира.
Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх.
(«Перед зеркалом»)
Переводил польских, еврейских, французских, армянских и латышских поэтов. В мемуарах «Некрополь» (1939) дал литературные портреты современников, в сочинении-мистификации «Жизнь Василия Травникова» (1936) – биографию вымышленного поэта кон. 18 – нач. 19 в., позволившую Ходасевичу выразить свои мысли о взаимоотношении художника и окружающего мира.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006