ХОЖДЕНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

«ХОЖДЕНИЯ»
жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «Х.» – игумена Даниила в начале XII в. Жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении Афанасия Никитина, отправившемуся в путь с коммерческими целями.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

«ХОЖДЕНИЯ»
жанр литературы Древней Руси; как правило, записки о путешествии к Святым местам или на церковные соборы. Известно более 70 произведений этого жанра: около 50 оригинальных и около 20 переводных. К числу наиболее популярных хождений относится «Хождение Даниила, игумена Русской земли» (начало 12 в.). Даниил совершил паломничество в Палестину, посетив по дороге Константинополь, Эфес и Кипр. Рассказывая о палестинском пейзаже, автор для большей наглядности сравнивал его с русским, хорошо известным читателю (так, Иордан напоминает ему протекающую в Чернигове реку Сновь). Первым путевым очерком о Западной Европе является «Хождение на Флорентийский собор» (15 в.). К жанру хождений примыкает «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (15 в.). Его автор – не паломник, а купец, собиравшийся на Кавказ, а попавший в Индию. В свой путевой дневник Никитин вводит многочисленные комментарии и описания, основанные на собственных живых наблюдениях. Хождениями называли также некоторые апокрифические произведения о рае и аде (например, «Хождение Агапия в рай» и «Хождение Богородицы по мукам»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ХОЖДЕНИЯ
жанр древнерусской литературы. X. назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. X. совершались как официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их называли “калинами перехожими”). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти “крестный путь” Христа до Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные X. совершались на протяжении всего средневековья; некоторые из путников сочетали благочестивые цели с торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре X., они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. Среди X. известны так называемые “путники” — краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю. Пример такого “путника” — “Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму”: “От великаго Новограда до Великих Лук 300 верьст, от Лук до Полоцка 180... от Царя-града Евксеньским (Черным) морем... и всего от великаго Новограда до Иерусалима 3420 верьст. Аминь”. Но чаще всего X. содержали не только описание маршрута, но и сведения географического и этнографического характера, а самое главное — личные впечатления паломников от увиденного (описания соборов, их росписи и утвари, богослужения и т. д.) и пересказ сюжетов Священного писания или апокрифических легенд, соотносимых с посещенными паломником достопримечательностями. Наиболее известны и распространены в древнерусской книжности были X. Даниила игумена(нач. XII в.), Антония Новгородского (его мирское имя — Добрыня Ядрейкович; нач. XIII в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV в.), иеродиакона Зосимы (XV в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII в.), Ивана Лукьянова (1702 г.) и некоторых др. Авторы X. нередко проявляют книжную образованность, начитанность в Священном писании, агиографии, исторических повестях. Некоторые X. представляют ценность как исторические источники: так, Антоний Новгородский описал Царьград до его разграбления в 1204 г. крестоносцами; Зосима, Стефан Новгородец и анонимный автор видели и описали конную статую византийского императора Юстиниана в Константинополе незадолго до ее гибели и т. д. В жанре X. написано и сочинение Афанасия Никитина, но оно существенно отличается от других X., как отличается сама судьба тверского купца, по роковому стечению обстоятельств оказавшегося в далекой стране, чуждой по языку, обычаям и вероисповеданию. В XVI и XVII вв. в России учащаются посольства и иные дипломатические миссии в европейские страны. Создается особый жанр “отписок”, “статейных списков” — отчетов о поездках в Англию, Францию, Испанию, Китай и др. страны. Эти “отписки”, как правило, излагаются деловым языком и редко наделены литературно-художественными достоинствами. Изд.: Хождение игумена Даниила / Подг. текста, перевод и комм Г. М. Прохорова // ПЛДР. XII век.—М., 1978.—С 24—115, 627— 645, Прокофьев Н. И Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. научных статей.—М„ 1978.—Вып. 2.— С 123—149, “Хождение” Стефана Новгородца / Подг текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // ПЛДР: XIV — середина XV века.— М., 1981.—С 28—41, 529—531; Книга хожений. Записки русских путешественников XI—XV вв. / Сост., подг. текста, перевод, вступит ст и комм. Н. И. Прокофьева.— М., 1984; Записки русских путешественников XVI—XVII вв / Сост., подг. текстов, комм. Н. И. Прокофьева, и Т. И. Алехиной.— М., 1988 (обе книги в серии “Сокровища древнерусской литературы”). Лит.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV века.— Л., 1934, Адрианова-П ер ет ц В. П. Путешествия // История русской литературы.—М.; Л., 1941.— Т. 1.—С. 365—374; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений // ТОДРЛ.—1962.—Т. 18.—С. 21—37; Прокофьев Н. И. 1) “Хождения” как жанр в древнерусской литературе // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 288: Вопросы русской литературы.— М„ 1968.— С. 3—24; 2) Русские хождения XII—XV вв. // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 363: Литература Древней Руси и XVIII века.—М., 1970.—С. 3—264; Белоброва О. А. 1) Черты жанра “хождений” в некоторых древнерусских письменных памятниках XVII века // ТОДРЛ.— 1972.— Т. 27.— С. 257—272; 2) Антоний // Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 39— 40; 3) Агрефений; Александр; Варсонофий; Василий (гость); Зосима; Игнатий (Смольнянин); Коробейников Трифон // Словарь книжников.-Вып. 2, ч. 1.-С. 7-8, 20. 109, 116-117, 363—364, 395—397, 490—491; 4) Позняков Василий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 2.— С. 296—297; 5) Василий Гагара; Иона Маленький; Котов Федот Афанасьевич // ТОДРЛ.—1990.— Т. 44.—С. 61, 131—132, 150; Дмитриев Л. А. Стефан Новгородец // Словарь книжников.— Вып. 1.—С. 447—448; Творогов О. В. Даниил //Там же.— С. 109—112; Прохоров Г. М. Епифаний // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 1.—С. 210; ПоныркоН В. Иоанн Лукьянов // ТОДРЛ.—1990.—Т. 44.—С. 126—127. О. А. Белоброва

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Паломник, посланник или Негоциант? (исследование историко-литературной основы «Хождения» Василия Гаг

Решетова Анна Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

"от хождения в народ - к созданию Фонда вольной русской прессы" (С. М. Степняк-кравчинский, его поли

Кондратенко А.И.
Статья посвящена жизни и деятельности одного из виднейших представителей революционного народничества С.М. Кравчинского. Выпускник Орловской им.
Читать PDF
0.00 байт

Хождения русского писателя Александра Куприна

Ташлыков Сергей Андриянович
Статья посвящена анализу путевых очерков А. Куприна, созданных в эмигрантский период творчества писателя таких как «Юг благословенный» (1925), «Париж домашний» (1927), «Париж интимный», «Югославия» (1928), «Мыс Гурон» (1929).
Читать PDF
0.00 байт

Три хождения русского в Европу

Неженец Николай Иванович
Статья посвящена культурфилософскому осмыслению русской истории, основополагающим началам национального менталитета русских людей.
Читать PDF
0.00 байт

К ш и ц о в а Д. Хождения в Святую Землю xii-xx веков. Мифы и реальность в чешских и русских паломни

Злочевская Алла Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Проскинтарий Хождение старца Арсения Суханова в 7157 году во Иерусалим и прочия святыя места для опи

Мальцев Леонид Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Хождение «Встречь солнцу» в контексте проблем присоединения Дальнего Востока к Российскому государст

Тураев Вадим Анатольевич
Рассматривается процесс присоединения Дальнего Востока к Российскому государству в ХVII–ХVIII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Бег и хождение по канату в системе физического воспитания детей у чеченцев

Хасбулатова З.И.
В статье делается попытка на основе этнографических материалов показать значение бега и других упражнений в системе физического воспитания. Рассматриваются традиции физического воспитания детей чеченского народа.
Читать PDF
0.00 байт

Документы Временного правительства автономной Сибири о хождении военных денег Сибирской экспедиции я

Петин Д. И.
Публикация исторического источника.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Нестора Махно на страницах трилогии А. Н. Толстого "Хождение по мукам": документы и материалы

Воронцова Галина Николаевна
Основное внимание в статье уделено анализу документальных источников образа Нестора Ивановича Махно в трилогии А.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Хождение по мукам

Якушкин Иван Георгиевич, Якушкина (Татаринова) Мария Федоровна
На примере семьи М.Ф. Якушкиной (Татариновой) показано восприятие русской революции 1917 года и последовавших за ней событий.
Читать PDF
0.00 байт

Апокриф «Хождение Богородицы по мукам» и богородичные мотивы в контексте творчества Ф. М. Достоевско

Коротаева Инна Владимировна
Выявлены глубинные причины связи художественной литературы XIX века и древнерусских апокрифов на примере творчества Ф.М.Достоевского. Во всех поздних романах писателя мы встречаем мотив Богородицы Матери-земли.
Читать PDF
0.00 байт

Апокриф «Хождение Богородицы по мукам» в финальной сцене поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Коротаева Инна Валерьевна
Рассмотрены апокрифические истоки финальной сцены поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» как основы сюжетного действия VI главы.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогические условия формирования представлений о традициях жанра «Хождение» у студентов националь

Галимуллина Альфия Фоатовна
Преподавание русской литературы в инонациональной аудитории имеет ряд специфических подходов.
Читать PDF
0.00 байт

Об апокрифах древних и новых (хождение Богородицы по мукам и «Амнистия» Ю. О. Домбровского)

Климова Маргарита Николаевна
Статья посвящена некоторым особенностям традиционных русских представлений о посмертной участи человека. Приведено сравнение древнерусского апокрифа Хождение Богородицы по мукам с лагерным стихотворением Ю.О.

Похожие термины:

  • Хождение Агапия в рай

    Хождение Агапия в рай – один из древнейших славяно-русских апокрифов. В рукописях (в частности, в старейшем русском списке – в Успенском сборнике – ГИМ, собр. Успен. собора, № 4, XII–XIII вв.) носит назв
  • ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ

    произведение древнерусской литературы XII-XIII вв. Встречается в древнейшем русском индексе "отреченных книг" в Изборнике 1073. В основе - византийский источник. Русский вариант был полностью переработ
  • Хождение во Флоренцию

    Хождение во Флоренцию 1437–1440 гг. – путевые записки неизвестного суздальского книжника о русском посольстве во главе с митрополитом Исидором в Италию на Ферраро-Флорентийский собор 1437–1439 гг. и о в
  • ХОЖДЕНИЕ

    хожение", - средневековые описания путешествий рус. людей за рубеж. Сохранилось несколько "X.", относящихся к 12-17 вв. Большинство "X." было написано паломниками к "святым местам" в Константинополь и Пал
  • Хождение Зосимы к рахманам

    Хождение Зосимы к рахманам (в рукописях: «Житие и жизнь, преподобнаго отца нашего Зосимы»; нач.: «Во дни оны бе человек в пустыни именем Изосима и человек праведен...») – переводной апокриф. Древнейш
  • ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ

    дневники (записи) тверского купца Афанасия Никитина («Хожение») во время его путешествия в Индию в 1468— 1474 гг. Его путь лежал через Каспийское (Хвалынское) море, Индийский (Индейское и Аравийское мор
  • Хождение в народ

    массовое движение радикальной российской молодёжи в деревню (1873—1874), целью которого была пропаганда идей социализма среди крестьян.
  • ПОЛЮДЬЕ (хождение по людям)

    объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже - сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства в