Иезекииль

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иезекиил
1 Пар. 24:16), левит во времена Соломона (1 Пар. 24:16).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИЕЗЕКИИЛЬ
Иехезкель — третий из т.н. больших пророков Ветхого завета. Согл. книги Ветхого завета, носящей его имя, происходил из иерусалимского жречества. Ок. 597 до н.э. был уведен в плен вавилонянами вместе с др. представителями иуд. знати. В вавилонском плену выступал с речами, в к-рых выражал надежду на возрожд. Иудеи в виде теократич. госуд. и восстановление «очищенного» культа Яхве.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Иезекииль
Иезекииль (Ezekiel) (6 в. до н.э.), евр. пророк и священник, в 597 г. до н.э. уведен в вавилонский плен. Обличал релил. отступничество и идолопоклонство и предрекал неминуемое падение Иерусалима и Иудейского царства. Вскоре после падения Иерусалима (586 г. до н.э.) пророчествовал о возрождении Богом евр. нации, о грядущем восстановлении Израиля после покаяния в грехах и о том, что израильтяне смогут вернуться на свои исконные земли.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ИЕЗЕКИИЛЬ
др.-евр. Иехезкель) - третий из т. н. больших пророков Ветхого завета. Согласно книге Ветхого завета, носящей его имя, происходил из иерусалимского жречества. Ок. 597 до н. э. был уведен в плен вавилонянами вместе с др. представителями иудейской знати. В вавилонском плену выступал с речами, в которых выражал надежду на возрождение Иудеи в виде теократич. гос-ва и восстановление "очищенного" культа Яхве.

Лит.: Крывелев И., Книга о библии, М., 1959, с. 29, 167; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, T?bingen, 1956, S. 443-65.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Иезекииль
древнееврейский пророк. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя; создана в так называемом вавилонском плену (с 597 г. до н.э.). В книге содержатся пророчества Иезекииля о наказании Израиля Богом за порочность и беззаконие народа, о необходимости покаяния в грехах и о грядущем восстановлении Израиля. Аллегорические картины видений в последнем пророчестве Иезекииля полны таинственных экзотических символов (Божественное колесо, видение поля с иссохшими костями, восстающими к новой жизни; нового Иерусалимского храма и другие). Иезекииль умер в Вавилонии.

Источник: Исторический словарь

Иезекииль
Бог укрепляет)-а) (1Пар 24.16)-священник из рода Ифамара, глава двенадцатой чреды;
б) (Иез 1.3; 24.24)-сын (потомок) Вузия из священнического рода, одни из великих пророков народа израильского. Он был пленен Навуходоносором и вместе с царем Иехонией отведен в Вавилон. Там на пятом году пленения он начал пророчествовать (Иез 1.2) и был очень влиятелен среди своего народа. Его призыв на служение совпал с его тридцатилетним возрастом (Иез 1.1), то есть таким возрастом, в котором и призывались на служение левиты (см.). Он был женат и жил по крайней мере до 52 лет (Иез 1.2; 29.17) то есть с 622 г. до 570 г. до РХ.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Иезекииль
Ихезкиэль. Иезекииль, сын священника Вузия, которого Навуходоносор, после своего второго нашествия на Иерусалим в 599 г. до Р.Хр., отвел в плен вместе с Иоакимом. В плену Иезекииль жил при реке Ховаре. На пятом году своего плена Иезекииль, по призванию от Бога, начал пророчествовать своим пленным землякам (около 595 г. до Р.Хр.), и продолжал это делать в течение более 20 лет. Он пользовался большим почетом и влиянием между своими единоплеменниками, которые спрашивали у него совета и руководства (Иез. 1:1 и дал.; 3:15; 8:1; 14:1; 20:1; 33:31). О его личной жизни и положении мы узнаем лишь из его случайных замечаний. Так мы знаем, что он был женат (24:18) и имел свои дом (8:1), в плену лишился своей жены во время наказания Божия. Первые 8-10 лет он жил одновременно с Иеремией. Даниил также жил в это время (Иез. 14:14; 28:3), хотя большинство пророчеств Даниила относятся к более позднему времени.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

  ИЕЗЕКИИЛЬ
евр. — Бог укрепляет) — третий из четырех великих пророков Израиля, живший во времена вавилонского пленения, после разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). Библейская книга пророка Иезекииля содержит описание его призвания — т. наз. « Видение Иезекииля» (Иез I — III, 15), пророчество о разрушении Иерусалима (Иез IV-XXV) и о других проявлениях гнева Божия, прообразующие конец мира и наступление Страшного Суда (Иез ХIХ-ХХХII). Наконец, в заключительной части книги Иезекииль описывает грядущее восстановление Израиля и строительство Нового Иерусалима и иерусалимского храма (Иез ХХХIII-ХLVIII). Это описание перекликается по смыслу с заключительной частью Апокалипсиса (Откр XXI — XX) и воспринимается в христианской традиции как пророчество о воскресении мертвых и торжестве праведников в Царствии Божием — Небесном Иерусалиме. Видение «подобия славы Господней» в виде радужного пламени, окруженного тетраморфами (существа с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла) и огненными колесами, полными глаз (престолами), нашло свое отражение в христианском искусстве; в частности, оно послужило одним из источников для иконографии «Спасав силах» (см.). Кроме того, заключительная часть книги Иезекииля содержит также один из ветхозаветных прообразов воплощения — т. наз. «Врата Иезекииля», символизирующие непорочное зачатие и чудесное рождение Христа («...Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» — Иез ХLIV, 2). Изображения «Врат Иезекииля» обычно сочетаются с другими ветхозаветными прообразами воплощения. Память 21 июля (3 августа).
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ИЕЗЕКИИЛЬ
один из четырёх великих пророков. Пророчествовать начал в возрасте 30 лет, находясь в вавилонском пленении.
Иезекииль предрекает, что иудеи будут предаваться каннибализму. Он сетует, что среди его соплеменников процветает солярный культ, распутство и корыстолюбие, а интерьеры Иерусалимского Храма (за 5 лет до его разрушения) осквернены изображениями рептилий. Сами израильтяне, по замечанию Иезекииля, изрядно смешались с соседними народами. Однако Иезекииль, перечисляя грехи Израиля и предрекая кары, подчеркивает, что Бог желает не гибели беззаконников, но их покаяния.
Иезекииль предсказывал разорение и других стран «семи языческих народов» за то, что народ их радовался разрушению Иерусалима.
Пророчествовал о воскрешении из мёртвых. В поле он видит множество костей и обращает к ним своё слово. Затем они начинают обрастать жилами, покрываться плотью и кожей. Затем в трупы возвращается дух и они встают и покидают свои могилы. Впрочем, это пророчество имеет смысл притчи. Иезекииль использует этот образ, чтобы убедить своих земляков в том, что Израиль возродится, а вавилонский плен окончится. Из пророчества следовало, что эта свобода будет дарована им самим Господом. Это пророчество истолковывалось также как призыв к единству израильского народа, восстановлению его целостности, и произойдет оно еще раз при втором пришествии Спасителя, тогда снова случится воскресение умерших.
Вместе с идеей возрождения Израиля Иезекииль раскрывает идею о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно.
Последнее пророчество, датируемое 571 до нашей эры, касается возобновления богослужений в Храме.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

ИЕЗЕKИИЛЬ
(евр. «ко-торого укрепляет Бог») – третий из великих пророков, принадлежавший к священническому роду. Пророк Иезекииль родился в царствование Иосии, царя Иудейского, и в двадцатипятилетнем возрасте, за 600 лет до Р.Х., вместе с царем Иехонией был отведен пленником в Вавилон (см. Иез. 1, 2; 4 Цар. 24, 6-12). Здесь-то он видел явление славы Божьей (в херувимской колеснице) и призван к пророческому служению (см. Иез. 1, 2-28; 2, 3). О последующей судьбе пророка и о кончине его достоверного ничего неизвестно. Из пророческой книги его знаем только, что он жил в своем собственном доме в Тель-Абибе (см. Иез. 3, 24; 8, 1), что он был женат и нежно любил свою жену, что она скончалась внезапно (см. Иез. 24, 16-18) и что его пророческое служение продолжалось 22 года (см. Иез. 29, 17). K этому предание прибавляет, что его предал смерти один из иудейских князей, которого он обличал в идолопоклонстве, что гробница его, в соседстве древнего Вавилона, даже до этого дня продолжает служить местом паломничества для восточных иудеев и что даже магометане считают ее особой святыней. Библейская книга пророка Иезекииля содержит описание его призвания (см. Иез. 1-3, 15), пророчество о разрушении Иерусалима (см. Иез. 4-25) и о других проявлениях гнева Божия, прообразующих конец мира и наступление Страшного Суда (см. Иез. 19-32). Наконец, в заключительной части книги Иезекииль описывает грядущее восстановление Израиля и строительство Нового Иерусалима и иерусалимского храма (см. Иез. 33-48). Это описание перекликается по смыслу с заключительной частью Апокалипсиса (см. Откр. 11- 20) и воспринимается в христианской традиции как пророчество о воскресении мертвых и торжестве праведников в Царствии Божием – Небесном Иерусалиме. Видение «подобия славы Господней» в виде радужного пламени, окруженного существами с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла (см. Тетраморф) и огненными колесами, полными глаз (см. Престолы), нашло свое отражение в христианском искусстве; в частности, оно послужило одним из источников для иконографии «Спаса в силах». Kроме того, заключительная часть книги Иезекииля содержит также один из ветхозаветных прообразов воплощения – так называемые «Врата Иезекииля», символизирующие непорочное зачатие и чудесное рождение Христа: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44, 2). Память 21 июля (3 августа).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Иезекииль
Пророк Иезекииль родился около 622 г. до Р.Х. Он происходил из еврейского города Сарира, из семьи священника. В 597 г. до Р.Х., после второго разгрома Иерусалима вавилонянами, он оказался в плену и остаток жизни провел на чужбине — в Вавилонии, близ реки Ховар. Здесь, на пятый год после переселения и в 30-й год его жизни ему явилось чудное видение, подробно описанное потом в первых книгах его пророчеств. «Я видел, — говорит Иезекииль, — бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… И шли они, каждое в ту сторону, которая перед лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались… Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их… А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него… Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лицо свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: «Сын человеческий! Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою». И когда он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и жестким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «Так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волками и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе». И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». И сказал Он мне: «Сын человеческий! съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву». Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток… и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: «Сын человеческий! встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: «Так говорит Господь Бог!» будут ли они слушать, или не будут. И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «Благословенна слава Господа от места своего!» С этого времени Иезекииль исполнился пророческого духа и благодати. Но судьба его разительным образом отличалась от судьбы его старшего современника Иеремии. Иезекииль не знал ни преследований, ни гонений и спокойно дожил до старости в своем доме в Тель-Авиве на канале Кебар. Об обстоятельствах его жизни нам известно мало. После него осталась большая пророческая книга, которую позднейшие редакторы разделили на 48 глав. Содержание ее очень богато по разнообразию материала. Здесь собраны видения, подобия, притчи, аллегории, пророчества и символические действия. Книга эта очень почитается евреями как глубоко сокровенная, а самого пророка даже называют иногда «отцом иудаизма». У современников Иезекииля большой известностью пользовалось пророчество о грядущем восстановлении Иерусалима, который лежал тогда в развалинах, а также пророчества, в которых он предрек будущее освобождение евреев из плена и возвращение их в родную Иудею. Впервые Господь предстал в его речах не как грозный Судия, а как добрый пастырь, заботливо пасущий Свой народ и лелеющий его. «Так говорит Господь Бог, — писал Иезекииль, — Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух проверяет свое стадо в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли той. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде». Той же надеждой на будущее возрождение Израиля проникнуто одно из самым знаменитых пророчеств Иезекииля, в котором он говорит о грядущем воскресении мертвых. «Была на мне рука Господа, — пишет пророк, — и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: «Сын человеческий! Оживут ли эти кости?» Я сказал: «Господи Боже! Ты знаешь это». И велел мне: «Изреки пророчество на эти кости и скажи им: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог этим костям: «Вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь»». Я изрек пророчество, как мне было повелено; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот стали сближаться кости — кость с костью своею. И видел я: жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал мне Господь: «Изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: «Так говорит Господь Бог: «От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут»». И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма и весьма великое полчище. И сказал Он мне: «Сын человеческий! Кости эти — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «Иссохли кости наши и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: «Так говорит Господь Бог: «Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь…» В дальнейшем многие видели в этих словах не просто обещание избавления, но пророчество о грядущем воскресении из мертвых, которое должно последовать при конце света. Умер Иезекииль около 571 г. до Р.Х. Гробница его располагалась по соседству с древним Вавилоном.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Иезекииль-трагик: художественные особенности

Михайлова (Смирнова) Татьяна Александровна
Статья посвящена изучению художественных особенностей трагедии «Исход» Иезекииля-трагика, сохранившейся во фрагментах. Разбираются два эпизода, на примере которых выявляется специфическое словоупотребление, характерное для автора.
Читать PDF
0.00 байт

Два древних церковнославянских перевода главы 28 книги пророка Иезекииля

Афиногенов Дмитрий Евгеньевич
Церковнославянский перевод Послания трех восточных патриархов императору Феофилу от 836 г., т.н. «Многосложный свиток», содержит информацию, отсутствующую в греческих источниках, однако в тексте возможны интерполяции.
Читать PDF
0.00 байт

«Exagoge» Иезекииля-трагика и книга Исхода

Михайлова (Смирнова) Татьяна Александровна
Трагедия «Exagoge» Иезекииля-трагика является переложением библейской Книги Исхода и повествует о рождении и взрослении Моисея, о событиях в Египте и бегстве оттуда Еврейского народа.
Читать PDF
0.00 байт

СИМЕОНОВСКИЙ ПЕРЕВОД КОММЕНТАРИЯ К ИЕЗЕКИИЛЮ БЛЖ. ФЕОДОРИТА КИРСКОГО И ИКОНОГРАФИЯ СПАСА В СИЛАХ

Денис Владимирович Хлебников
Образ Спаса в Силах — русский вариант изображения Спаса во Славе с символами евангелистов — занимал место средника деисусного чина русского высокого иконостаса, который считается одним из наиболее оригинальных явлений древнерусско
Читать PDF
0.00 байт

ТОЛКОВАНИЕ ВИДЕНИЯ ИЕЗЕКИИЛЯ В «МАКАРЬЕВСКОМ КОРПУСЕ»

Похожие термины: