ИЛАРИОН

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иларион (Копьев)

архимандр., ректор тверск. семинарии, † 1793.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион (Денисович)

дух. писат. первой пол. XVII в., игумен Купятицк. монастыря.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион (Григорович)

епископ крутицкий, р. 20 дек. 1696 в г. Соснице, † 3 дек. 1760.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион (Ремезов, Ив. Дм.)

иеромонах, р. 1784 во Владим. губ., с. причетника, † в апр. 1852.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион (Воскресенский) (Ив. Иродионов.)

дух. писатель, архим., р. 1803 в Туле, с. протоиер., † в Иверск. монаст. 24 февр. 1854.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион (Кондратовский)

автор "Поучительных слов", еп. переяславск. и новгород-северский, р. в Воронеже, † 12 янв. 1799.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион (Кириллов, Иоанн Андреев.)

духовн. писатель, р. 13 ноября 1776 бл. Каргополя, с. свящ. архим. Успенск. Тихвинск. мон., † 21 марта 1851.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион

митроп. киевский с 1051 г., духовный писатель.


{Венгеров}





Иларион


схимонах, духовный писатель (Киев) 1910—1912 гг.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иларион (преподобный)

Иларион - преподобный (умер в 1476 г.) - основал в Гдовском уезде Покровский-Озерский монастырь и успешно вел борьбу за православие и русскую народность с ливонцами и эстонцами.

Источник: Биографический словарь. 2008

Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий)

Иларион, в миру Владимир Алексеевич Троицкий - писатель (родился в 1886 г.), воспитанник Московской духовной академии, архимандрит. Главная его работа: ""Очерки из истории догмата о церкви"" (Сергиев Посад, 1912).

Источник: Биографический словарь. 2008

ИЛАРИОН
в миру Василий Александрович Троицкий) (1866-1929), архиепископ Верейский с 1923. Один из ближайших помощников патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам, несколько лет находился в Соловецком лагере особого назначения.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ИЛАРИОН
(XI в.) – святитель, митрополит Kиевский и всея Руси, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы, в основном греки), автор знаменитого «Слова о законе и благодати», являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат: «Исповедание веры», «Поучение о пользе душевней ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику». Память 21 октября (3 ноября).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Иларион
(годы жизни неизвестны) церковный деятель, монах, священник княжеского села Берестова, автор «Слова о законе и благодати» (ок. 1049), в котором с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Руси. В 1051 г. Ярослав Мудрый без согласования с патриархом Константинопольским назначил Илариона первым митрополитом из числа русских духовных лиц.

Источник: Краткий словарь по истории.

ИЛАРИОН
первый митрополит Киевский из русского духовенства в 1051 - 1054 или 1055. После смерти князя Ярослава Мудрого смещен с поста главы русской православной церкви. Сочинение И. "Слово о законе и благодати" - памятник древнерусской литературы. Патриотическая апология деятельности русских князей (Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и др.), воспевание Русской земли ("ведома и слышима всеми четырьми копци земли").

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Иларион
первый русский по происхождению митрополит (митрополит Киевский), в 1051 избранный на митрополию без санкции Константинопольского патриарха, по настоянию Ярослава Мудрого. И. – автор выдающегося литературного памятника, «Слова о законе и благодати» (ок. 1049). Это сочинение явилось первым произведением отечественной православной мысли. Оно обладает глубоким богословским содержанием и выражает идею, что крещение Руси князем Владимиром имело для Русской земли огромное историческое значение.

Источник: Краткий православный словарь.

Иларион (Иоанн Кириллович)

Иларион (Иоанн Кириллович) - строитель Коневского монастыря, преобразовавший и давший ему новый устав (1776 - 1851); в 1807 - 23 гг. - настоятель Коневского монастыря; с 1823 г. - архимандрит Тихвин-Успенского монастыря. Ему принадлежит ряд небольших сочинений, касающихся иноческой жизни, а также несколько слов. - Ср. ""Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии"" (СПб., 1869, отд. III); О. А. М. ""Очерк жизни коневского смотрителя, архимандрита Илариона"" (СПб., 1861).

Источник: Биографический словарь. 2008

Иларион (митрополит суздальский)

Иларион - митрополит суздальский, сын нижегородского священника Анании, постригся в монашество в 1653 г., 22-х лет от роду. Уединившись в Флорищеву пустынь, Иларион сделался известным Никону , к которому он примкнул в деле исправления книг. Слава о его подвижничестве привлекла Феодора Алексеевича ; он дважды посетил пустынь, приказал построить в ней церковь и назначил Илариона архиепископом суздальским. При венчании второго брака царя Иларион получил белый клобук и сан митрополита. Умер в декабре 1707 г.; погребен в суздальском соборе. - Ср. гр. М. Толстой , в ""Душеполезном Чтении"" (1867, т. I, 263 - 288).

Источник: Биографический словарь. 2008

Иларион
гг. рожд. и смерти неизв.) - первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051 - 1055 гг.). По выражению летописца, Иларион "муж благ, книжен и постник", выкопал небольшую пещеру для уединения и молитвы, ставшую местом основания Киево - Печерского монастыря. Был талантливым писателем. Ему принадлежат сочинения "Слово о Законе и Благодати", "Исповедание веры", "Молитва". Эти произведения представляют собой образцы высокого красноречия, объединяющие в себе политические, церковные, историко - философские воззрения Илариона. Подчеркивал заслугу великого князя киевского Владимира I в свободном выборе веры и крещении Руси считал этот подвиг равный апостольскому. После смерти своего покровителя Ярослава Мудрого константинопольский патриарх сместил его с митрополичьей кафедры. Удалился в Киево - Печерский монастырь.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Иларион
киевский митрополит. В 1051 году Ярослав Владимирович, «не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвовать»(Татищев), собрав епископов, поставил Илариона в митрополиты, «русского родом». Иларион известен и как один из основателей Киево-Печерского монастыря. Он служил пресвитером в церкви святых апостолов в с. Берестовое. Известен был как «человек благородный, книжный и постник». Для уединения Иларион выкопал себе пещерку в берегу Днепра, где и проводил время в молитвах. Там князь Ярослав и познакомился с Иларионом. Очевидно, Иларион так понравился князю, что тот назначил его митрополитом. А в Иларионовой пещерке через некоторое время поселяется Антоний, от которого и пошел Киево-Печерский монастырь. Иларион известен как автор ряда церковных произведений, из которых наиболее знаменитое «Слово о Законе и Благодати».
ПВЛ: 104,105,304,305;Татищев: 79,271,312; НПЛ: 16,163,181,473,481.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Иларион (архимандрит желтоводский)

Иларион - в 1646 г. архимандрит желтоводский, с 1656 г. - Печерского-Вознесенского монастыря под Нижним Новгородом, в 1637 г. хиротонисан в архиепископы рязанские и муромские, с 1669 г. митрополит, умер в 1673 г. Известен участием в большом соборе 1666 - 1667 годов, низложившем патриарха Никона . Иларион уличал Никона в неуважении к вселенским патриархам и в иных винах, а по окончании следствия громогласно прочел на русском языке приговор о низложении Никона. Против ожидания, по окончании суда, Иларион был в числе отказавшихся подписать акт низложения, так как в нем (вследствие неправильности перевода с греческого) указывалось на подчиненность власти патриаршей власти царской. Убоявшись, однако, своей смелости, Иларион вместе Павлом крутицким вскоре смирились, особенно после разъяснения Паисием Лигаридом, что царь имеет преимущество в политических делах, а патриарх в церковных. Некоторое время Иларион оставался под запрещением творить церковную службу; но по принесении им полного раскаяния был прощен. См. митрополит Макарий ""История Русской церкви"" (т. XII).

Источник: Биографический словарь. 2008

ИЛАРИОН
первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого - пресвитер при церкви в княж. селе Берестове под Киевом). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церк. делах. Сведений о митрополитстве И. и его судьбе после 1055 в источниках нет. И. - автор блестящего ораторского произв. Др. Руси "Слова о законе и благодати" (1037-50). В богословском по содержанию соч. И. утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших рус. землю в др. странах. Свое "Слово" И. закончил молитвой за рус. землю, выразив уверенность, что рус. народ никогда не будет порабощен чужеземцами. "Слово" характеризует И. как незаурядного гос. деятеля и крупнейшего писателя Др. Руси.

Публ. в кн.: Никольский Н. К., Мат-лы для истории др.-рус. духовной письменности, ОРЯС, 1907, т. 82, No 4.

Лит.: Приселков М. Д., Очерки по церк.-политич. истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913; Соколов Б., По поводу "Слова о законе и благодати Илариона", Изв. ОРЯС АН, т. 22, кн. 2, 1918; Розов Н. Н., Рукописная традиция "Слова о законе и благодати", ТрОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961; M?ller L., Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis, Wiesbaden, 1962.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИЛАРИОН
(кон. Х — нач. ХI вв. — ок. 1054–1055) — идеолог древне русского христианства, митро-полит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати». Это старейший из отечественных мыслите-лей, произведения которого дошли до наших дней. Сведений о его жизни почти нет. Известно, что его поставление на митрополию было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Его выдвижению способствовали та-кие качества, как ум, литературно-публицистические способности, праведный образ жизни, С именем Илариона также связано возникновение Печерской обители и составление церковного устава, определявшего нормы поведения в быту и регламент церковной жизни. Но основным его занятием была книжная деятельность. Кроме «Слова о законе и благодати», его перу принадлежат «Молитва», «Исповедание веры», «Слово на обновление Десятинной церкви».
Величайшее сочинение Илариона — «Слово о за-коне и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг. В нем в глубоко эмоциональной, образно-поэтической форме дается теоретическое осмысление мировой и отечественной истории, называются важнейшие проблемы молодого христианского государства. Произведение состоит из трех частей: сопоставление закона и благодати, описания распространения христианства на Руси и похвалы Владимиру Ярославичу и его сыну Ярославу. Первая часть играет роль философско-исторического введения, видящего смысл мировой ис-тории в переходе от идеологии одного народа к все-
 ленскому мировоззрению. Во второй части прославля-ется Русь, говорится о равенстве всех народов и великом будущем бывших язычников. Третья часть воздает хвалу крестившему Русь князю Владимиру и мудрому сыну Ярославу, причем Владимир сравнивается с рав-ноапостольным императором Константином. Некоторые списки «Слова» заканчивают его молитвой за русскую землю, проникнутой уверенностью, что она никогда не будет порабощена чужеземцами. Идеи, за-ключенные в «Слове», в последующие времена давали импульс русской духовности, позже воплотившиеся в русскую идею.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИЛАРИОН (в миру Родион Никитич Пономарев)
преподобный оптинский старец (9/22.04.1805 - 18.09/1.10.1873), родился в пасхальную ночь в семье портного.
В 1829 Родион переехал с семейством своим в Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Православной Церкви и отечески наблюдал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей портновской артели. Родион Никитич обучил своих рабочих церковному пению и чтению, празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам Родион был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.
Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. Еще не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837 и весь 1838 проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет: старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали блж. старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с кельей бывшего валаамского игумена о. Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у прп. Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 прп. Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860.
С 8 апреля 1863 на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным "пастырем добрым" был прп. старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. Не было у старца отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжающего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к матери нашей Православной Церкви.
В 1870 здоровье старца ухудшилось, но, несмотря на это, он посещал все богослужения. В субботу Великого поста, 4 марта 1872, старец служил последнюю литургию, наутро окончательно слег, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный точно предсказал день своей кончины. Видевшие преподобного отца нашего Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения. Празднуется 11/24 октября.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИЛАРИОН (в миру Троицкий Василий Александрович)
1866 - 28.12.1929), русский богослов и духовный писатель, архиепископ Верейский (с 1923). Член Церковного Собора 1917-18. Близкий сотрудник св. патриарха Тихона. Один из высших выразителей духовных ценностей Святой Руси в XX в. В главном своем труде "Христианства нет без церкви" Иларион писал: "Идеал Православия есть не прогресс, но преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу".
В декабре 1923 архиеп. Иларион был арестован и отправлен на Соловки. В лагере его полюбили все: не только собратья по священству, но и интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне и даже отпетые уголовники. Владыка создал на Соловках рыболовецкую артель, которая, по воспоминаниям очевидцев, была и настоящей духовной школой. "Соловки, - говорил он, - это замечательная школа - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия".
Владыка Иларион нес в себе все высшие ценности Русской цивилизации. Люди, сидевшие с ним в лагере, вспоминали, что за обыкновенной, простой внешностью можно было увидеть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждении. Этот вид обыкновенной греховности, юродство, личина светскости скрывали от людей внутреннее делание и спасали его самого от лицемерия и тщеславия. Он был заклятый враг лицемерия и всякого "вида благочестия", совершенно сознательный и прямой. В "артели Троицкого" (так называлась рабочая группа архиеп. Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показывать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.
Те, кто провел с ним годы в совместном заключении, были свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник находился у него и на Соловках. Этот чарующий дух нестяжания и был подлинно от митрополита Антония, школой которого многие хвалятся. Этого человека можно оскорбить, но он на это никогда не ответит, даже, может быть, и не заметит сделанной попытки. Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.
В 1926 архиеп. Иларион сумел передать на волю обращение к архиереям, в котором говорилось, что ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор следует провести избрание патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом в патриархи он предложил митр. Кирилла. Было собрано 72 подписи. Однако еврейские большевики не позволили осуществить идею архиеп. Илариона, арестовав многих архиереев.
Канонизирован 10 мая 1999. Празднуется 27 апреля/10 мая и 15/28 декабря.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Иларион (митрополит киевский)

Иларион - митрополит Киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил великий князь, и, по желанию последнего, в 1051 г. собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Это был первый случай поставления митрополита из природных русских и в России. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава , относящееся к последним годам княжения этого князя. По-видимому, Иларион недолго оставался митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит, Ерем. Время кончины Илариона также неизвестно. Митрополит Иларион один из знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из сочинений Илариона до нас дошли: ""Слово о законе и благодати"", написанное еще до поставления Илариона в митрополиты, ""Исповедание веры"", произнесенное, предполагают, по случаю поставления, ""Поучение о пользе душевной ко всем христианам"" (некоторыми исследователями приписываемое, впрочем, Илариону Великому) и ""Слово к брату-столпнику"", встреченное в одном сербском сборнике XIV - XV веков. Содержание первого из названных сочинений видно из его заглавия: ""О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея"". Слово является свидетельством быстро проникавшего в киевскую Русь византийского образования. Представителем этого, нового на Руси, элемента является не только сам автор, но уже целый кружок лиц, к которым он обращает свое ""слово"" и которых он называет ""преизлиха насыщьшимися сладости книжные"", кружок лиц, которым хорошо ""ведомы книги"". Замечательно в авторе его воодушевление; вся первая половина Слова - как бы сплошной восторженный крик древнерусского язычника, сознавшего бедность старой веры, сравнительно с новыми идеями и понятиями, принесенными христианством. Чрезвычайно любопытно в ново просвещенном христианском митрополите и чувство национальной гордости, с которой он вспоминает о ""старом Игоре"" и ""славном Святославе"": ""Не в худе бо и не в неведоме земли владычетвоваша"", - с гордостью заявляет писатель, - но в ""Русской яже ведома и слышима есть всеми конци земля"". ""Исповедание веры"" - содержания догматического, отличается богословской точностью и ясностью изложения. ""Поучение о пользе душевней"" и ""Слово к брату-столпнику"" - кратки и довольно общи по содержанию. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне литературная деятельность митрополита Илариона. ""Невозможно допустить, - справедливо замечает один из исследователей, - чтобы человек, мало упражнявшийся в сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как ""Слово о законе и благодати"" Илариона, и выражаться с такой богословской точностью, какой отличается его ""Исповедание веры"". Отрывок из слова митрополита Илариона ""О законе и благодати"" приводится уже у Карамзина (""История Государства Российского"" (I, примеч. 284), который почему-то называет его ""Житием Владимира"". В 1844 г. памятник, по рукописи XVI века, был издан профессором Горским , в ""Приб. к твор. св. отец"" (т. II, 204 - 299), вместе с двумя еще другими, вновь открытыми Горским, сочинениями Илариона: ""Исповеданием веры"" и ""Поучением о пользе душевный ко всем христианам"". В 1848 г. ""Слово о законе"" было переиздано Ундольским по более древнему списку XIV - XV веков (""Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских"", 1848, № 7, стр. 21 - 41, и отдельно: ""Славяно-русские рукописи в пергаменном сборнике Царского"", М., 1848). Несколько позднее Куприяновым переиздано было и ""Поучение о пользе душевней"", встреченное им в несколько иной редакции и в более раннем списке, XII - XIII веков. (в ""Известиях Императорской Академии Наук"", V, 222 - 224; здесь же приведены варианты по другой рукописи, XIV века). ""Слово Илариона, митрополита киевского к брату-столпнику"" найдено было профессором Петровским в одном сербском сборнике XIV - XV веков и издано им в ""Известиях Казанского Университета"" (1865, I, 47 - 84). Издатель делает предположение, что ""митрополит Иларион мог быть если не составителем, то, по крайней мере, переписчиком существовавшего уже поучения (переводного, греческого)"". Срезневский считает это слово принадлежащим киевскому митрополиту Илариону (""Древние Памятники"", 19). А. Архангельский.

Источник: Биографический словарь. 2008

ИЛАРИОН
XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. кн. Киевского Ярослава Мудрого. Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер: "Вложил Бог князю в сердце, и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии".
"Муж благ, книжен и постник", по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое "Слово о Законе и Благодати", ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа - "глас радования" православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли, созвучные "Слову", мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали они внимание всего общества.
Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само "Слово" является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание "русский народ", а не обычное для того времени понятие "Русская земля".
В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу - истоки русской соборности, "собранности" вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Соборность - это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, "обожиться", "освятиться", воплотить в себе нравственный идеал Православия. "Благодать же и истина всю землю исполни, - возвещал митрополит, - и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского... Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства". Общность территории и происхождения соединились с общностью религиозной судьбы - так было положено начало образованию русской православной государственности.
Чудом просвещения Владимира началось распространение веры: "...Когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего - взглянуло на него Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую". Начавшаяся при особенном Божием благоволении, русская судьба и дальше видится Илариону как результат непрестанного промыслительного попечения: "И так, веруя в Него, и святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им".
Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, "спотыкавшегося" ранее "на путях погибели" (то есть, по сути, и не бывшего русским народом в том смысле, как он его понимает), а ныне "во всех домах своих" восклицающего: "Христос воскресе из мертвых!" Эти-то, славящие Христа, и молят Бога "еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им", то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.
Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания - сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, "святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая". Здесь - корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности.
Молитва Илариона, помещенная в конце "Слова", возносимая им "от всея земли нашея", как бы подводит итог сказанному: "Не оставь нас, - взывает к Богу Иларион, - хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой... Не погнушайся, хоть и малое (мы) стадо, но скажи нам: "не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство" (Лк. 12:32)... Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог наш, а мы люди Твои... Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения, но к Тебе, истинному Богу, взываем, к Тебе, живущему на небесах, возводим наши очи, к Тебе воздеваем руки, молимся Тебе... Поэтому простри милость Твою на людей Твоих... владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси".
Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской Церкви, печальника за вверенный ему Богом народ - стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди бесчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: "Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи" (Сир. 2:1-2).
Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит - грек Ефим. Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству "Повести временных лет", "ископа печерку малу двусажену" на берегу Днепра на месте, где "бе... лес велик", и в ней, "приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне". В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по ст. ст.
Митрополит Иоанн(Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИЛАРИОН
сер XI в )—митрополит Киевский, оратор и писатель, церковно-политический деятель. О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под 1051 (реже — под 1050) г Характеризуя И. как “мужа книжного”, летописцы рассказывают лишь о том, что он был пресвитером придворной церкви Св. Апостолов в с Берестове (под Киевом) и что князь Ярослав вместе с советом епископов поставил И. митрополитом русской церкви. Эти скудные сведения об И. становятся более понятными, если их сопоставить с летописными сообщениями о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого.. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их чтению и письму. Сам Ярослав “любя церковные уставы, попы любяще по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне”, “насея книжными словесы сердца верных людии”. Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он “собрав писцы многы”, организовал переписку славянских и перевод греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека. Формирование И. как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не прошли незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол. В настоящее время существует отличная от летописной дата утверждения И. Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволило В. Г. Брюсовой предположить, что И. был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. По ее мнению, вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043—1046 гг .Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им был выбран И. Последовавшее восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь, как считает Брюсова, признать законность избрания И. на соборе 1051 г. Последняя дата и получила распространение в летописях, поглотив собою первую. Тот факт, что именно русский священник занимает пост митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость русской церкви от греческой. И. , чья деятельность протекала в полном согласии с князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава — Судебника (“Ярослав съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун”) Своим участием в летописании, литературной деятельностью И. во многом содействовал становлению русской духовной культуры. В 1054 г после смерти Ярослава И., по-видимому, был смещен с поста главы русской церкви, так как его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя Предполагается, что бывший митрополит удалился в Киево-Печерский монастырь, который, как считается, был им основан (“ископа печерку малу двусажену кде ныне ветхыи манастырь печерьскыи”). С историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связан смысл главного произведения И. — “Слова о законе и благодати”. Так принято кратко называть произведение, имеющее более развернутое название “О законе Моисеем данеем и о благодати и истине Иисус Христом бывши. И како закон отиде, благость же и истина всю землю исполни и вера в вся языки простреся и до нашего языка русскаго. И похвала кагану нашему Влодемиру, от него же крещени быхом” В данном случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) “о законе и благодати”, 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу “Слово” построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуж-дения на интересующую автора тему (первая часть сочинения) служат доказательством для определенного, конкретно-исторического события (вторая и третья части сочинения). И. начинает “Слово” с изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает обширных экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. “Закон” (Ветхий завет) через пророка Моисея был дан людям, чтобы они “не погибли” в язычестве (“идольском мраке”). Однако “закон” был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. “Благодать” же (Новый завет), пришедшая на смену “закону”, начальному периоду истории,— не узконациональное явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество “благодати” перед “законом” заключается в духовном просвещении и равенстве всех народов. “Благодать”, новая вера, дошла и до русской земли. И. считает, что это закономерный акт божественного провидения (“но оказал милость нам Бог, и воссиял в нас свет разума”). Здесь для И. важно было подчеркнуть мысль о равенстве Руси с другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в событии крещения Руси. Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе сменяется летописным повествованием о деяниях князя Владимира, “учителя и наставника” Руси, и его “верного воспреемника” — князя Ярослава. Придерживаясь языческих традиций во взглядах на родовую преемственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, И. считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного с апостолами почитания: как апостолы обратили в христианскую веру различные страны (“хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла” и т. д.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь. Когда И. сравнивает его с императором Константином Великим, утвердившим христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает вселенский характер просветительной миссии князя Владимира, который “от славных родился, благородный от благородных”, и является достойным преемником своих могущественных предков, князей Игоря и Святослава, которые “в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах”. Не оставляет без внимания И. и деятельность Ярослава. Следует красочное описание Киева и похвалы Ярославу-строителю. Из построек, сделанных при нем, И. особенно выделяет Киевский Софийский собор, который был возведен как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно И., равенство Руси и Византии. Так И. в “Слове” искусно соединил философскую и богословскую мысль с оригинальным видением истории и анализом насущных задач своей эпохи. Точная дата написания “Слова” неизвестна, но имеется предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 г. в честь завершения постройки оборонительных сооружений вокруг Киева. Кроме “Слова о законе и благодати”, И. принадлежат также “Молитва” и “Исповедание веры”— сочинения, настолько близкие к “Слову” по своему стилю и содержанию, что одно время считались его продолжением. В целом указанные сочинения И. составляют достаточно скромное литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: в течение шести веков заимствования из “Слова” были сделаны в памятники отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы И. Изд.: Молдован А. М “Слово о законе и благодати” Илариона—Киев, .1984, Иларион Слово о Законе и Благодати / Подг текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С 42—57, “Слово о Законе и Благодати” (отрывок) / Подг текста и перевод Л А Дмитриева // Литература Древней Руси-Хрестоматия.—М., 1990—С 42—52. Лит.: Жданов И. Н. “Слово о законе и благодати” Илариона и “Похвала кагану Владимиру” // Сочинения И. Н Жшнова СПб. 1904—Т 1.—С 1—80, Розов Н. Н.; 1) Рукописная традиция “Слова о законе и благодати”//ТОДРЛ — 1961 —Т 17—С 42—52; 2) Иларион // Словарь книжников — Вып 1 — С 198—204, ЛихачевД С “Слово о Законе и Благодати” Илариона // Лихачев Великое наследие — С 33—46, Колесов В Умное слово в “Слове” Илариона Киевского // Альманах библиофила—М, 1989—Вып 26 — С 95—113, Брюсова В. Г. Когда и где был поставлен митрополитом Иларион? // Герменевтика древнерусской литературы. Сб 1 XI—XVI века — М., 1989 С 40—51. С. А. Давыдова

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
300.26 кб

Киевский митрополит Иларион (1051-1054)

Веретенников Макарий
В статье на основе анализа источников и историографии рассматриваются жизнь и письменные труды первого митрополита Киевского из русских Илариона.
Читать PDF
99.38 кб

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. Книга первая: начало евангелия. Издат

Алексеев Анатолий Алексеевич
Читать PDF
863.84 кб

Священномученик Иларион Верейский как исследователь Священного Писания

Священник Георгий Андрианов
Святитель Иларион (Троицкий) является талантливым исследователем в Священного Писания.
Читать PDF
275.88 кб

2012. 02. 015. Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имя

Кузнецов А. В.
Читать PDF
105.21 кб

Рец. На кн. : Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос: жизнь и учение: в 6 кн. Книга 2: Нагорная пропо

Алексеев Анатолий Алексеевич
Читать PDF
158.57 кб

Зарождение идеи древнерусской государственности в «Слове о Законе и Благодати» Илариона

Герасимова Е.А.
Читать PDF
777.48 кб

Трактовка музыки оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) в фильме Павла Семенови

Зайцева Марина Леонидовна
В статье научно обосновано значение мессы в истории развития музыкального искусства. Рассмотрены генезис мессы и ее развитие в качестве ведущего духовного вокально-хорового жанра эпохи европейского Средневековья и Возрождения.
Читать PDF
386.49 кб

Образ священномученика Илариона (Троицкого) в книге «Неугасимая лампада» Б. Н. Ширяева

Трубицына Мария Юрьевна
Статья посвящена малоизученной современными исследователями теме отражения подвига новомучеников XX века в литературе русского зарубежья. В центре художественного анализа произведение писателя второй волны эмиграции Б.Н.
Читать PDF
311.27 кб

Становление историософских идей в Древней Руси: "слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона

Лемешко Г.А.
В статье речь идет о возникновении историософской мысли в Древней Руси. С этой целью анализируется работа выдающегося мыслителя 11 в.
Читать PDF
325.23 кб

Христос победи - Память о Крещении Руси в проповедничестве митрополита Илариона

Грыневич В.
Статья посвящена богословскому анализу панегирика князю Владимиру из «Слова о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона. В центре внимания оказалась литературно-богословская композиция произведения.
Читать PDF
214.98 кб

Учение о власти в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона

Кожаев М. М.
Рассматривается проблематика первого отечественного политико-философского трактата митрополита Илариона, на основании чего раскрываются некоторые аспекты православных принципов государственной власти и оформления древнерусского ид
Читать PDF
205.20 кб

«Те, кто помнят прошлое, становятся мастерами будущего» (иларионова Т. С. Немцы на государственной с

Орлова Кеемя Владимировна
В рецензии анализируется монография доктора философских наук Т.С. Иларионовой «Немцы на государственной службе России: к истории вопроса на примере освоения Дальнего Востока» (М., 2009).

Похожие термины: