имя

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ИМЯ
В глубокой древности Израильтяне именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах, или выражали свои пожелания соединявшиеся с мыслию о младенце и его будущности (Быт 25:25, 29:32-34, 30:18-24, 35:18, 1Цар 1:20, 4:21, Исх 2:22). В позднейшие времена, когда язык еврейский заключал в себе уже достаточное количество готовых личных имен. Иудеи при наречении новорожденному имени выбирали только из известных имен отца, деда, или других наиболее уважаемых сродников (Тов 1:9, Лк 1:59,61). Хотя наречение того или другого имени зависело от родителей младенца, но имели свое влияние на это также родственники и друзья (Руф 4:17, Лк 1:59-61). В Новом Завете слово имя часто означает характер, веру или учение Христово (Деян 5:41, 8:12, 9:15). Выражение “на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих” (От 19:16) указывает на древний обычай восточных народов украшать верхнюю одежду князей, сановных лиц и героев различными надписями выражавшими их отличие. “Свято имя Его” (т.е. Господа), сказала Пресвятая Дева Мария в хвалебной песни при встрече с своей родственницей Елисаветой (Лк 1:49).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Имя
   • Nomen.

    I. У греков не было родовых И. или фамилий. Новорожденному дитяте давалось И. по выбору родителей, что делалось обыкновенно на 5, 7 или 10 день (см. ??????????, Амфидромия). По древнему обычаю, сыну, особенно старшему, давалось И. деда или отца; часто И. сына было производимо от И. отца, как patronymicum (?????? ?????); нередко И. сына было только сходно с И. отца по одной из своих составных частей (??o??????? ????????), или, наконец, И. сына было одного значения с И. отца (?????? ????????). Все И. разделялись на ???????? ´???? и ???????. Последние были или просто И. богов, — такие И. особенно любили давать египтяне, но часто делали то же и греки, напр., Лето, Гермес, Артемида и т. п., — частью И. героев, частью — и это было чаще всего, — И., в состав которых входит И. бога или которые произведены от И. бога, напр., Феодор, Диодор, Феодот, Диодот, Гераклит, Геродот, Артемидор, Исидор, Аполлодор, Диоген, Диофан, Деметрий, Аполлоний и т. п. Часто давали И. по празднику того дня, в который кто-либо родил дитя. ´????? ´???? были или простые или сложные И. Из многочисленного класса этих И. охотно брали те, которые по назначению указывали на что-либо хорошее для детей в будущем. Иногда, конечно, эти значения И. согласовывались с будущей судьбой детей, но часто выходили и смешные контрасты (напр., Кратес мог оказаться хилым и слабым). Иногда первоначальное И. по какому-либо случаю заменяли другим; так, Диоген Лаэртский рассказывает, что Платон сначала имел И. Аристокл, И. же Платон получил от широкого лба; Феофраст назывался сначала Тиртам и т. п. Греки обыкновенно давали одно И., к которому для большей определенности присоединялось И. отца. Это называлось ???????? ??????????, ????????????. Были в употреблении и остроумные прозвища, основанием которых были физические или нравственные недостатки, особенные привычки или поступки. Таким образом произошли названия, взятые от И. животных, цвета волос или лица и т. п.; напр., ??????, ´??????, ????????, ??????, ?????, ????????, ????o?, ??????, ????? и т. п. Рабы назывались обыкновенно по месту родины (?????, ????????, ????), или по наружности (???????, ???????), или по свойствам (??????, ?????, ????????). Животные также получали И. Кони Ахилла называются у Гомера (Il. 19, 400) ????o? и ?????? (лисица и дергач). Для собачьих кличек Ксенофонт рекомендует (Суп. 7, 5) краткость, чтобы было легко произносить, напр., ????, ?????. Корабли, так же как и у нас, носили И.

    II. Римляне обыкновенно носили 3 И., из которых первое praenomen, напр., Marcus, Gaius, Gnaeus, Publius и т. д., давалось сыну обыкновенно на 9-й день после рождения (dies nominalis или lustricus). Другое И. было по gens (nomen gentilicium), напр., Iunius, Cornelius, Aelius, Afranius, Caecilius, Calpurnius, Gabinius, Licinius, Claudius и т. п. Третье И. есть cognomen, показывавшее stirps или familia, которых в родy было много, см. Familia, Фамилия. Так, к gens Cornelia принадлежало много фамилий, напр., плебейские: Dolabellae, Lentuli, Cethegi, Cinnae и патрицианские: Scipiones, Sullae, Maluginenses, Rufini и т. п. Кроме этих 3 И. некоторые имели еще четвертое (agnomen, которое прежде называлось cognomen secundum), напр., Сципионы имели И. Asiaticus, Africanus, Nasica. Это И. служило или для обозначения семейства в тесном смысле, или было титулом за славные подвиги. Усыновленные носили полное И. усыновившего их отца, а И. своего рода присоединялось с окончанием anus, напр., Р. Cornelius Scipio Africanus Aemilianus, P. Licinius Crassus Mucianus Dives и т. п. Часто полное И. сокращалось, так что выпускалось или nomen gentilicium или cognomen, напр., M. Agrippa, С. Marius, С. Mummius и т. п. Во времена Империи И. усложнялись новыми прибавками. Дочери носили родовое И., как Tullia, Cornelia, Livia, и различались прибавкой слов maior или minor или прибавкой числа. Вольноотпущенники удерживали свое прежнее И. как cognomen, a как praenomen и nomen gentilicium служили им И. отпустившего их на волю господина, напр., L. Cornelius Chrysogonus, известный вольноотпущенник Суллы; M. Tullius Tiro и т. п. Те вольноотпущенники, которые получали свободу от городов, получали nomen gentilicium от И. освободившего их города, напр., Р. Pisaurius Achilles (вольноотпущенник города Пизавра в Умбрии). Об И. рабов см. Servi, Сервы. ср. Ellendt, de cognomine et agnomine Romano (1853). При долговых обязательствах nomen вносилось в главную долговую книгу, когда должник переводил свой долг на И. другого лица (transcriptio a persona in personam), принимавшего на себя долг (nomen facere). Этот переход существовавшего обязательства в новое назывался novatio. Bonum nomen означало верного заимодавца (Cic. ad. fam. 5, 6), lenta nomina, nom. mala (Sen. de ben. 5, 52) — нерешительного. В юридическом языке nomen deferre означало принести жалобу, после того как quaesitor дал позволение (nomen recipere). Cic. Verr. 2, 28. 38. При военных наборах nomen dare значило respondere, когда произносилось (citare) чье-нибудь И.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

имя
в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:
- Авраам (отец множества),
- Бенони (сын скорби),
- Вениамин (сын счастья),
- Галгал (колесо, круг),
- Иаков (держащий за пяту),
- Исав (волосатый),
- Мессия (Помазанный),
- Мицпа (наблюдение),
- Моисей (спасенный из воды),
- Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным-охарактеризовал их (Быт 2.20).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:
- Гаал (непринятие, бунт),
- Гедеон (срубающий),
- Гоморра (потопление, погружение),
- Давид (возлюбленный),
- Дина (суд),
- Евтих (удачливый),
- Иаков (вытесняющий, выживающий),
- Идифун (восхваляющий),
- Исаак (он будет смеяться),
- Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт 32.29, ср. Суд 13.17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3.18).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):
Авимелех,а
Амелсар
Апарсы
Асир,г
Асор,в
Афарим
Баит
Беф-Мерхат
Битрон
Гагедолим
Гад,в
Галменюхот
Гаммифкад
Гараккахим
Гарми
Гацорфий
Гоим
Горенгаатад
Даги
Дума,в
Емек
Иарев
Иекев-Зив
Иеминий
Иесод
Иефер,г
Изреель,д
Иосафата долина
Ир-Мелах
Иудия
Кедумим
Манахаф,а
Мени
Менуха
Меонним
Мефег-Гаама
Мизгав
Милло
Мифоар
Мицпа
Мицфа
Море,а
Овил
Рабсак
Рабсарис
Регем-мелех
Самгар-Нево
Севина
Села-Гаммахлекоф
Ситтим,б
Соферийцы
Сур,б
Тавифа
Тартан
Фарурим
Фирия,а
Фихол
Харашима
Хен
Хозай
холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим-Кипр; Фарсис-далекие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан-Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины).
Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей-род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя-это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10-среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил,а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка-Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян-Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом-весь род человеческий.
Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка-например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а).
Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария-Озия, Ана-Мааха, Мемфивосфей-Мериббаал, Гедеон-Иероваал и т.д.
Имя можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом имя, поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21). (См. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Имяславие Флоренского: исихазм или символизм?

Авель
Статья посвящена рассмотрению одного из аспектов аргументации священника Павла Флоренского в имяславческой полемике, а именно понятию символа и имени.
Читать PDF
0.00 байт

Имя как символ индивидуальности

Синицына Людмила Николаевна
В данной работе автор анализирует различные подходы в исследовании существующей взаимосвязи имени с характером, здоровьем, судьбой, другими аспектами человеческого бытия, что в совокупности может быть представлено определённым сим
Читать PDF
0.00 байт

Имя и энергия между сущностью и ипостасью (к некоторым темам современной критики имяславия)

Крючков Тимофей Олегович
Статья посвящена вопросам православного понимания категории «энергия» в контексте формулы имяславия «Имя Божие есть энергия Божия». На примере работ С. С. Хоружего и П. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Имя собственное как коммуникативная конвенция

Михайлов И. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Имя собственное в философской интерпретации Павла Флоренского

Козловская Наталия Витальевна
В статье анализируется смысловая структура термина имя в работах Павла Флоренского.
Читать PDF
0.00 байт

Имя отца в психоаналитическом дискурсе Жака Лакана

Шукуров Дмитрий Леонидович
В статье рассматривается концептуальная категория психоаналитической теории Жака Лакана — «Имя Отца».
Читать PDF
0.00 байт

Имя и число в русской и в китайской мыслительных традициях

Фриауф Василий Александрович
Онтологический статус имени и числа в русской и в китайской философии – предмет статьи. Русская философия имени и китайская школа мин-цзя сопоставляются в компаративистском анализе.
Читать PDF
0.00 байт

Имя как феномен культуры

Ярославцева И. П.
Читать PDF
0.00 байт

Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия

Малков Петр Юрьевич
Статья касается одного из а пектов современной имяславческой полемики.
Читать PDF
0.00 байт

Имя, имидж и репутация: на дальних рубежах социологии личности

Ибрагимов Радий Назибович
Положение дел в социологии таково, что социология культуры играет среди отраслей не самую главную роль.
Читать PDF
0.00 байт

Имя как важнейшее знаковое средство самоидентификации

Мирзоев Гасан Мамедалиевич
Статья раскрывает сущность и социально-психологическое значение имени. Самосознание топонимики своего имени часто ставит перед человеком особенные цели, задачи с его ростом. Раскрываются вопросы теистического плана.
Читать PDF
0.00 байт

Имя как фактор этнического самосознания подростков-бурят

Буянтуева Надежда Дабасамбуевна
В статье показаны сравнительные результаты исследования этнического самосознания подростков-бурят. Дан анализ бурятских имен как структурного звена этнического самосознания подростков
Читать PDF
0.00 байт

Имя и образ Пушкина в поэтическом дискурсе

Тарасова Ирина Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

Имя художника в стихотворении Ш. Бодлера «Маяки»: интермедиальный аспект

Галечко-Лопатина Вера Дмитриевна
Статья посвящена анализу стихотворения Ш. Бодлера «Маяки» с использованием интермедиального подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Имя Москвы и Петербурга в русской литературе 1910-1930-х гг. (часть 1)

Корниенко Наталья Васильевна
Статья посвящена образам Москвы и Петербурга-Петрограда-Ленинграда в русской литературе 1910-30-х гг. XX века в свете проблемы имени: имени места, имени героя имени как знака культуры данной эпохи.

Похожие термины:

  • Имяславие (имеславие)

    мистическое учение и молитвенная практика православного Востока, связанные с особым почитанием имени Божия. В начале ХХ в. в русской православной среде разгорелся имяславческий спор, порожденны
  • ИМЯ, НОМЕН

    •Nomen. I. У греков не было родовых И. или фамилий. Новорожденному дитяте давалось И. по выбору родителей, что делалось обыкновенно на 5, 7 или 10 день (см. Άμφιδρόμια). По древнему обы
  • ИМЯРЕК

    от церковнославянского выражения «назвавши имя», употреблявшегося в молитвах, юридических актах в том месте, где должно быть поставлено собственное имя. Употребляется вместо имени неизвестного
  • ИМЯСЛАВИЕ

    одно из древнейших мистических учений в православии, заключавшееся в особом почитании имени Божьего. В начале 1900-х гг. получило распространение в русских православных монастырях на Афоне (Греция).
  • ИМЯСЛАВЦЫ

    сектантское течение, возникшее в 1910—1912 гг. в православных монастырях Афона (Греция). Утверждали, что человек из-за своей греховности может славить в молитвах не самого бога, а лишь его имя (отсюда н
  • Имянитов, И. Р

    автор кн. "Еврей" (Вильна, 1881). {Венгеров}
  • Имянитов, А

    маг. фармации с 1901 г. {Венгеров}