Инвеститура
Инвеститура
введение вассала во владение феодом.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Инвеститура
(лат. investio — облачаю) — в Средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура).
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ИНВЕСТИТУРА
акт введения вассала во владение феодом, право назначения и утверждения в сане духовных лиц. «Борьба за инвеституру» пап и германских императоров завершилась Вормсским конкордатом (1122), согласно которому символы пастырской власти (кольцо и посох) прелатам давал папа, а император вручал скипетр (символ светской власти).
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
ИНВЕСТИТУРА
в средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом. И. духовных лиц, кроме этой светской И., включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная И.). В XI—XII вв. за право И. происходила борьба между императорами «Священной Римской империи» (осуществлявшими с Оттона I И. епископов и аббатов) и римскими папами, претендовавшими на это право, конец которой положил Вормсский конкордат 1122 г.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Инвеститура
от лат. investio — облачение).
1) И. светская — символич. акт, церемония введения вассала во владение феодом посредством вручения вассалу предмета (кольцо, посох, перчатки, знамя, горсть земли, даже пучок соломы), который символизировал недвижимое имущество или право на него.
2) И. церковная — назначение и церемония введения епископа или аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей земельного владения (церк. бенефиция) и скипетра — символа светской власти. До конца XI в. право церк. и. фактически принадлежало светской власти (императору или королю). В конце XI в. с притязаниями на исключительное право церковной и. выступило папство. Результат этой борьбы — Вормсский конкордат 1122 г.
1) И. светская — символич. акт, церемония введения вассала во владение феодом посредством вручения вассалу предмета (кольцо, посох, перчатки, знамя, горсть земли, даже пучок соломы), который символизировал недвижимое имущество или право на него.
2) И. церковная — назначение и церемония введения епископа или аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей земельного владения (церк. бенефиция) и скипетра — символа светской власти. До конца XI в. право церк. и. фактически принадлежало светской власти (императору или королю). В конце XI в. с притязаниями на исключительное право церковной и. выступило папство. Результат этой борьбы — Вормсский конкордат 1122 г.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Инвеститура
Инвеститура (Investiture), офиц. утверждение в духовном сане епископа или аббата с передачей ему соответствующего церк. имущества и дохода от него. В Средние века, когда короли утверждали епископов и аббатов в сане, считалось, что они получают духовную власть и имущество из рук особ, окруженным ореолом святости. В 11 в. радикально настроенное духовенство оспорило это королев, право, заявляя, что подобная практика порочна, т.к. подчиняет церковь светскому гос-ву. При папе Григории VII (1073—1085) споры по поводу притязаний церкви и гос-ва вылились в широкое движение за церк. реформы в Зап. Европе и привели к инвеститурному конфликту. В Германии эта борьба приняла особенно ожесточенные формы. Папа и Генрих IV, герм, король и император «Священной Римской империи» взаимно низлагали и отлучали друг друга, стараясь добиться превосходства (Каносса). В Германии началась гражд. война, закончившаяся лишь после заключения Вормсского конкордата (1122) между папой Каликстом II и императором Генрихом V, по к-рому последний отказывался в пользу папы от И. и от претензий на духовную власть, но сохранял за собой право на участие в избрании епископов и аббатов. Этот первый серьезный конфликт между папой и императором заложил основу господства папства над католич. церковью.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Инвеститура
в Западной Европе в средние века юридический акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. символов власти. Церковная инвеститура состояла в назначении на церковную должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра - символа светской власти. Папство, усилившееся во 2-й половине 11 в. пыталось запретить светскую инвеституру епископов и аббатов. Инвеститура прелатов, не располагавших наследственными правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церковной собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. В борьбе за инвеституру выступали с одной стороны приверженцы церковной Клюнийской реформы во главе с Гильдебрандом (с 1073 г.- папа Григорий VII) и с другой - сторонники сохранения светской инвеституры во главе с императором Генрихом IV. Открытая борьба папства с императорской властью началась в 1075 г., после вступления на папский престол Григория VII. Собор 1075 г. объявил инвеституру духовенства светскими лицами недействительной. В ожесточенной и длительной борьбе, критическим эпизодом которой была Каносса (1077 г.), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1122 г. был заключен Вормсский конкордат, окончивший борьбу за инвеституру. Избранные капитулами прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую - от императора.
Источник: Исторический словарь
Инвеститура
позднелат. investitura от лат. investio — облачаю, облекаю)
В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки и т. д.) от сеньора к вассалу. Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому. Обычай восходит к обряду дарения, известному у примитивных народов, когда акт вручения подарка подразумевает в будущем получение ответного дара и устанавливает, таким образом, связь между двумя лицами. Инвеститура в этом смысле представляет собой акт отдаривания со стороны сеньора, который вручает вассалу собственность, в обмен на клятву вассала в верности.
Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра — символа светской власти. До кон. XI в. право церковной инвеституры фактически принадлежало императорам Священной Римской империи. Церковные сановники являлись одновременно крупными светскими феодалами и в этом качестве находились в вассальных отношениях с императорами. Однако усиление Папства в сер. IX в. привело к попыткам церкви отстоять свое исключительное право в назначении прелатов. Первый открытый конфликт, известный как «Борьба за инвеституру», разразился между папой Григорием VII (1073—1085) и императором Генрихом IV (1056—1106). В 1075 папа запретил императору вручать инвеституру. В ответ император собрал своих епископов, которые объявили о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его подданных от вассальной верности. Немецкие князья немедленно воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У разбитого Генриха не осталось другого выхода, как признать свое поражение. В январе 1076 он совершил тяжелый переход через Альпы и встретился с папой в североитальянском замке Каносса. Сняв с себя королевские регалии, в одежде кающегося грешника, босой и голодный, он три дня ждал соизволения на встречу и предстал перед папой на коленях. Однако успех папы оказался временным. Вскоре император усмирил мятежных вассалов и вторгся в Италию для свержения соперника. Понтифику пришлось бежать, он закончил свою жизнь в изгнании (1085). Однако после смерти Генриха Италия вышла из-под контроля императоров, и столкновения продолжались с переменным успехом еще несколько десятилетий. Они закончились заключением в 1122 компромиссного Вормского конкордата. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую (право на землевладение) от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествии 6 месяцев.
В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки и т. д.) от сеньора к вассалу. Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому. Обычай восходит к обряду дарения, известному у примитивных народов, когда акт вручения подарка подразумевает в будущем получение ответного дара и устанавливает, таким образом, связь между двумя лицами. Инвеститура в этом смысле представляет собой акт отдаривания со стороны сеньора, который вручает вассалу собственность, в обмен на клятву вассала в верности.
Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра — символа светской власти. До кон. XI в. право церковной инвеституры фактически принадлежало императорам Священной Римской империи. Церковные сановники являлись одновременно крупными светскими феодалами и в этом качестве находились в вассальных отношениях с императорами. Однако усиление Папства в сер. IX в. привело к попыткам церкви отстоять свое исключительное право в назначении прелатов. Первый открытый конфликт, известный как «Борьба за инвеституру», разразился между папой Григорием VII (1073—1085) и императором Генрихом IV (1056—1106). В 1075 папа запретил императору вручать инвеституру. В ответ император собрал своих епископов, которые объявили о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его подданных от вассальной верности. Немецкие князья немедленно воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У разбитого Генриха не осталось другого выхода, как признать свое поражение. В январе 1076 он совершил тяжелый переход через Альпы и встретился с папой в североитальянском замке Каносса. Сняв с себя королевские регалии, в одежде кающегося грешника, босой и голодный, он три дня ждал соизволения на встречу и предстал перед папой на коленях. Однако успех папы оказался временным. Вскоре император усмирил мятежных вассалов и вторгся в Италию для свержения соперника. Понтифику пришлось бежать, он закончил свою жизнь в изгнании (1085). Однако после смерти Генриха Италия вышла из-под контроля императоров, и столкновения продолжались с переменным успехом еще несколько десятилетий. Они закончились заключением в 1122 компромиссного Вормского конкордата. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую (право на землевладение) от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествии 6 месяцев.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
ИНВЕСТИТУРА
позднелат. investitura, от лат. investio - облачаю) - в ср. века в Зап. Европе юридич. акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символич. обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. символов власти. Церк. И. состояла в назначении на церк. должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей зем. владения и скипетра, символа светской власти. До кон. 11 в. И. епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королев. (императорской) властью. Папство, усилившееся во 2-й пол. 11 в., пыталось запретить светскую И. епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неогранич. власти. Так началась борьба за И. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона I (936-973) епископат служил важнейшей опорой королев. власти. И. прелатов, не располагавших наследств. правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церк. собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. Лишение императоров права И. было вместе с тем одним из гл. рычагов упразднения всякой зависимости папства от империи и подчинения императора папскому престолу. В борьбе за И. выступали с одной стороны приверженцы церк. реформы (см. Клюнийская реформа) во главе с Гильдебрандом (с 1073 - папа Григорий VII) и с другой - сторонники сохранения светской И. во главе с имп. Генрихом IV. Борьба породила обширную полемич. лит-ру, в к-рой нашли отражение как взгляды крайних групп (защищавших или папскую теократию, или императорское господство над церковью), так и взгляды сторонников компромисса, требовавших разделения И. между папством и светской властью (см. "Libelli de lite imperatorum et pontificorum saec. XI et XII conscripti, 3 d.", MGH, Hannov., 1890-97). Борьба за И. переплеталась с выступлениями светской и церк. знати против попыток Генриха IV укрепить королев. власть в Германии. Нем. епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы, ограничить их самостоятельность и помешать их превращению в терр. князей. Открытая борьба папства с императорской властью, гл. стержнем к-рой был вопрос об И., началась в 1075, после вступления на папский престол Григория VII. Собор 1075 объявил И. духовенства светскими лицами недействительной (что было повторено соборами 1078 и 1080 для всей католич. церкви). Григорий VII потребовал от Генриха IV прекращения И. и смещения ряда нем. прелатов, получивших свой сан в нарушение канонич. правил. В ожесточ. и длит. борьбе, критич. эпизодом к-рой была Каносса (1077), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1111 была сделана попытка заключить компромиссное соглашение на условиях отказа императора от церк. И. епископов и аббатов взамен возвращения ими гос-ву всех ленов и регалий, полученных со времени Карла Великого (проект папы Пасхалия II). Но эта попытка провалилась Из-за сопротивления прелатов, для к-рых церк. сан без бенефициев терял значение. В 1122 был заключен Вормский конкордат, окончивший борьбу за И. Избранные капитулами прелаты получали духовную И. от папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, к-рым сразу же давалась светская И.; в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании прелатов и давал им светскую И. в шестимесячный срок. Вормский конкордат был более выгоден папе, чем императору, он закреплял фактич. крушение оттоновской епископальной системы и способствовал победе княж. партикуляризма. Нем. бурж. историография почти единодушно считает Вормский конкордат поворотным пунктом в истории Германии, но по-разному оценивает борьбу императоров с папами. В прошлом нем. бурж. историки видели в этой борьбе столкновение национальных нем. церк.-гос. принципов с космополитич. теократич. устремлениями папства и положительно оценивали сопротивление императоров папству. В историографии ФРГ появилась другая оценка, согласно к-рой союз этих двух сил якобы создавал основу для возвышения империи и папства, а борьба между ними явилась причиной падения их мирового величия (Th. Mayer, Papsttum und Kaisertum im hohen Mittelalter, "HZ", 1959, Bd 187). Спор об И. распространился и на др. страны Зап. Европы, но нигде не приобрел таких острых форм, как в империи. Папы, вступив в столкновение с императорами за верховное господство, стремились смягчить противоречия с королями Франции и Англии и пошли в вопросах И. на нек-рые уступки. По соглашению Пасхалия II с франц. королем Филиппом I от 1104 духовная И. осуществлялась папой после канонич. избрания на церк. должность; за королем обеспечивались право участия в выборах и светская И.; избранный приносил при этом присягу верности королю. По соглашению 1107 Пасхалия II с англ. королем Генрихом I духовную И. давал папа. Король сохранял решающее влияние при выборах епископов и аббатов, к-рые производились в королев, дворце. Избранный до своего посвящения приносил клятву верности королю и получал от него лен и светскую И. Источн.: Bernheim E., Quellen zur Geschichte des Investiturstreites, Tl 1-2, Lpz.-В., 1913-14. Лит.: Scharnagl A., Der Begriff der Investitur..., Stuttg., 1908; Haller I., Papsttum und Kirchenreform, Bd 1, (s. 1.), 1903; Brooke Z. N., Lay investiture and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939; Schwarz W., Der Investiturstreit in Frankreich, "Zeitschrift f?r Kirchengeschichte", 1923, H. 2, 1924, H. 1. Н. P. Колесницкий. Москва.