Иордан
готский историк (годы жизни не известны). Написал книгу “О происхождении и деяниях готов” (VI в.).
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ИОРДАНЬ
так в России называли прорубь, вырубленную для освящения воды во льду в праздник крещения на реке или озере.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ИОРДАНЬ
так в России называлась прорубь, обычно в виде креста, вырубленная для освящения воды на праздник Крещения Господня.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
Иордан
(Jordanis, Jordanes), историк (VI в.). Из знатного готского рода. Секретарь аланского военачальника Гунтигиса Базы. Имел духовный сан (возможно, епископа). Основные работы посвящены истории готов. Наиболее значительная работа - “О происхождении и деяния готов”.
Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing
ИОРДАН
евр. — спускающийся с Дана /возвышенность/) — главная река Палестины, впадающая в Мертвое море. Неоднократно упоминается в Библии. В окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель; здесь, близ Вифавары, произошло Крещение Господне (см. Богоявление).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ИОРДАН
• Iord?nes,
????????, в Ветхом Завете Иарден, главная река Палестины, берет начало на Гермоне или Антиливане, протекает по стране с севера на юг, 35 часов в длину, образует озера Мером (н. Эль-Гуле) или Самахонитское и Генезарет или Тивериадское, н. Бар-эль-Табариа и впадает наконец в Соленое (Мертвое) море или Асфальтит (н. Бар-Лут).
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
ИОРДАН
готский историк 6 в. По происхожд. алан или гот, из знатн. рода в Мезии. Его важнейшее соч. «О происхождении и истории готов», или «Гетика», написан., по-видимому, в Италии (закончено в 551), представляет собой краткое изложение не сохранивш. до нашего времени «Истории готов» Кассиодора, к-рую И. дополнил устными преданиями и легендами герм. племен и др. источ.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ИОРДАН
остготский историк ( 6 в.). Основной труд "О происхождении и деяниях гетов" (доведен до 551) в основном представляет изложение не сохранившегося сочинения остготского историка Кассиодора; является важнейшим источником по истории готов. Упоминает антов и склавинов, возводя их к венедам античных авторов; меренс и морденс, отождествляемых рядом исследователей с мерей и мордвой.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Иордан
латинский историк VI в., выходец из знатного готского рода. Имел духовный сан и был, вероятно, епископом в Кротоне. Среди его сохранившихся сочинений – исторический труд «О происхождении и деяниях готов или Гетика» («De origine actibusque Getarum»), представляющее краткое изложение не сохранившегося до нашего времени обширного труда Кассиодора «Гетика». В отличие от Кассиодора, прославлявшего готов, Иордан занимал по отношению к ним нейтральную позицию. Это сочинение Иордана было основным источником сведений о готах в средние века.
Источник: Словарь античных историков. 2011
Иордан
1. историк 6 в., происходил из знатного готского рода; имел духовный сан и был, очевидно, епископом в Кротоне. И. — автор сочинения под назв. «De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum», а также небольшого, но ценного сочинения, представляющего собой компиляцию различных позднеантичных источников. Ему принадлежит и история готов — «De origine actibusque Getarum», или «Getica»; это краткое изложение не сохранившегося до нашего времени обширного труда Кассиодора. «Getica» И. была осн. источником сведений о готах в средние века. В отличие от Кассиодора, прославлявшего готов, И. занимал позицию «посредника» между готами и Византией.
2. (греч. Iordanes, др.-евр. Yarden, совр. араб. Seri´-at-el-Kebir), гл. река Палестины; берет начало у подножия сирийского горного массива Гермон, протекает по терр. Вост. Палестины, через Генисаретское оз., по дну грабена Гхор и впадает в Мертвое м. К В. от И. лежит область Перея.
Источник: Словарь античности. 1989
Иордан
ок.485—?) — готский историк VI в. Родился во Фракии, происходил из знатного готского рода, имел духовный сан (в некоторых источниках именуется епископом). Главный труд И. — «О происхождении и деяниях гетов» («Гетика»), написанный в 551 г., накануне победы Византии над остготами. Будучи кратким изложением «Истории готов» Кассиодора (труда, не сохранившегося до нашего времени), соч. И. вместе с тем содержит сведения, которые он привел как очевидец событий. И. раскрывает историю готов от их переселения из Скандинавии вплоть до войны остготов с Византией. Только у И. записаны древние сказания готов, относящиеся ко временам переселения их из Германии к Черному морю. «Гетика» содержит также ценнейшие сведения о др. племенах и народах.
И. принадлежит еще одно ист. произведение компилятивного характера — «О сумме времен или происхождении и деяниях римского народа», написанное вскоре после «Гетики».
Лит.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. М., 1960; Люблинская АД. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955; Смирнов В.В. Готский историк Иордан // Ученые зап. Казанского гос. пед. ин-та. Вып. 11. М., 1956.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Иордан
главная река Палестины, берущая начало из нескольких источников на склоне горы Ермон, протекающая через маленькое, полуболотистое озеро Мером (ныне-Гуле), Галилейское (Геннисаретское) озеро и впадающая в Мертвое море. Эта река своеобразна во многих отношениях. От истока до устья она имеет огромный перепад высот-почти 800м, течет по очень извилистому руслу и, начиная от озера Мером, лежит ниже уровня Средиземного моря (Мертвое море-самое низкое место на земле, его поверхность находится на отметке -390м). У истоков Иордана преобладает альпийская природа, а в его нижнем течении-невыносимая жара субтропического климата. Иордан несудоходен на всем своем протяжении и на его берегах нет ни одного города. Судя по Быт 13.10 можно предположить, что Иордан в древние времена протекал значительно дальше на юг и был много живописнее, но после поражения Богом Содома и Гоморры постепенно образовалось то море, которое нынче называется Мертвым (или Асфальтовым). Иордан является великим символом для каждого христианина, ибо, перейдя через него, народ Божий вошел в обетованную землю, и в его водах наш Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. (См. восточное море, Галилейское море)
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
ИОРДАН
Jordanis, Jordanes) - готский историк 6 в. Гот (остгот) по происхождению, И. был секретарем аланского военачальника Гунтигиса Базы, состоявшего на службе у Вост. Рим. империи. Позднее И., возможно, принял духовное звание (был католиком); в нек-рых рукописях именуется епископом. Гл. соч. И. "О происхождении и деяниях гетов" ("De origine actibusque Getarum", сокр. "Getica") - один из важнейших источников по истории готов, Сев. Причерноморья и всего периода истории Великого переселения народов. Будучи по содержанию сокращенным изложением не дошедшего до нас труда Кассиодора, соч. И. содержит и сведения, к-рые он описал как очевидец событий; И. использовал также нар. эпос готов. "Getica" описывает историю готов, начиная с их переселения из Скандинавии и вплоть до войны остготов с Византией (труд был закончен в 551 и доведен до этих лет). Политич. тенденция соч. И. отражает настроения той части остготской знати, к-рая желала соглашения с Византией, хотя бы ценой подчинения остготов последней. Труд И. содержит сведения и о др. племенах, в частности краткие, но очень ценные данные о древнейших славянах. Др. соч. И. - "Римская история" ("De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum", сокр. "Romana") - компиляция из трудов Флора, Иеронима, Орозия и др., самостоят. значения не имеет.
Изд.: Iordanis Romana et Getica, ed. Th. Mommsen, MGH, Auct. antiquiss., t. 5, pt. 1, 1882; Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. Вступит. ст., пер., комментарий Е. Ч. Скржинской, М., 1960 (имеется обширная библиогр.).
А. Р. Корсунский. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Иордан
VI в. н. э., римский историк (часто называемый также Иорданий или, ошибочно, Иорнанд), романизированный гот, нотариус, позднее, вероятно, духовное лицо, возможно, даже епископ. Написал в 551 г., уже будучи в зрелом возрасте, два исторических произведения. Происхождение и история готов (De origine actibusque Getarum), порой цитируемое как Гетика (Getica), является пересказом 12 книг Кассиодора о готах, заключенным в 60 разделов. Оригинальным творением И. представляется только заключение, в котором он описал историю готов вплоть до смерти Витига (540 г.). В противоположность Кассиодору, И. поддерживал союз готов с Восточным Римом, а Юстиниана признавал представителем законной власти. По его собственным словам, он написал историю не столько для своего народа, сколько для победителей-римлян. Изложение И. ценно в качестве замены не сохранившегося произведения Кассиодора и часто как единственный источник по готской истории. Произведение И. содержит и сведения о славянах. В другом произведении История или О началах и деяниях римского народа (De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum), часто цитируемом как Романа (Romana), посвященном некоему Вигилию (которого не стоит идентифицировать с папой в 538-555 гг.), И. представил очерк истории Рима до 551 г. на фоне всемирной истории. Время от Адама до Авраама он воссоздал при помощи хронологии, другие времена — на основании перечня ассирийских, мидийских, персидских царей и даже Птолемеев. И. использовал Хроники Евсевия и Иеронима (древнейшие времена и империя), Флора и Руфия Феста (республика) и Хроники Марцеллина Комеса (эпоха до Феодосия). Компиляция И. не имеет большого значения, поскольку известны источники, где те же события описаны лучше и точнее. И. не имел собственного взгляда на историю, часто он выдает за историю легенды. И выступает как сторонник Юстиниана, законного владыки в империи, история которой для И. равнялась всемирной истории. Сочинения И, написанные на дурной латыни не обладают литературными достоинствами.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Иордан
Ярден. Иордан — главная или, вернее, единственная река Палестины. Она протекает прямо с севера на юг и делит землю на две части, из которых западная — «Иорданская страна» больше, чем восточная, или Перея. Иордан, евр. Иарден, т.е. падающий, назван так за свое быстрое течение; арабами он называется Эль-шарижа, т.е. место водопоя. Эта река образуется из множества источников на Ермоне, из которых три главнейшие — Баниас, который вытекает из пещеры, близ Кесарии Филипповой на южном склоне Ермона; Леджан, который берет начало близ Дана или Тель Эль Кади, недалеко на запад от Баниаса; и более длинный из них Нахр Хасбани, который начинается на севере у села Хасбейн на западной стороне Ермона. Эти три потока соединяются к югу от Ермона и образуют Иордан, который сперва протекает через озеро Мером (теперь Хуле) и затем, через 13 км, впадает в Геннисаретское озеро. Через все Геннисаретское озеро можно наблюдать течение Иордана. Выйдя из этого озера, река извилисто спускается к югу до впадения в горькие воды Мертвого моря. Долина, по которой протекает Иордан — от подошвы Ермона до самого Мертвого моря — иногда представляет из себя узкое ущелье, которое часто расширяется, особенно на юге, доходя до 20 км в ширину, как, напр., у Иерихона. Южная часть этой долины в Библии названа именем «равнина», Арава (евр. текст); арабы -эту местность называют Эль Гор, т.е. дно долины (См. 4Цар. 25:4; 2 Пар. 4:17). Иорданская долина замечательна тем, что большая ее часть лежит ниже уровня моря и является самым низменным местом на всей нашей планете. Начинаясь на высокорасположенном Ермоне, долина быстро спускается на 320 метров ниже уровня моря и, следовательно, заключает в себе самые крайние противоположности — от суровой альпийской природы на севере до сухой, выжженной солнцем мертвой пустыни на юге. На всем своем протяжении по обеим сторонам она ограничена возвышенностями, которые совершенно отвесно поднимаются на западной стороне и имеют до 305 мет и 366 метров в вышину. Более отлоги берега восточной стороны Иордана; на этой стороне возвышенности достигают такой же высоты, как и на западной. Эта нестерпимо жаркая долина большей частью глиниста и покрыта голыми холмами. Здесь извилисто течет река, делая многочисленные изгибы. В этих местах берега Иордана покрыты густым кустарником и деревьями — вербами, олеандрами, которые часто отступают и дают место для лугов и полей. В своем нижнем течении река снова обрастает тростником, который служил местом обитания диких животных (Иер. 49:19, 50:44; Зах. 11:3). Русло реки, наверное, теперь глубже, чем раньше: наносные пласты встречались весною после наводнения во многих местах (1 Пар 12:15). Особенно замечательны в Иордане извилистость и быстрое течение. Между Геннисаретским озером и Мертвым морем по прямому направлению считается около 100 км. Лейтенант Линч в 1848 г. измерил длину реки со всеми извилинами и насчитал 200 км. Ширина реки меняется от 25 до 70 м; глубина от 1 до 4 м. Течение большей частью сильное и быстрое. (Срав. Иов. 40:18). Иордан имеет множество водопадов, из них наиболее значительных 27. Геннисаретское озеро лежит на глубине 225 м, а Мертвое море 340 метров ниже уровня моря. Следовательно, Иордан между этими озерами спускается на приблизительно 100 м. Иордан, как и Геннисаретское озеро, богат рыбой ; вода его вполне пресная. О мостах через Иордан мы ничего не встречаем в Библии. Паромные места для переправы, когда вода была не высока, упоминаются в некоторых местах (Суд. 3:28; 12:5; 2 Цар. 17:22). О пароме мы читаем также в 2 Цар. 19: 18. Иисус Навин и израильтяне перешли Иордан во время его разлива (И. Нав. 3:15) Волнующаяся река остановила свое течение напротив Иерихона, а ниже вода стекла по направлению к Мертвому морю; дно стало сухо, так что израильтяне могли перейти сухим путем на другую сторону. В память этого Иисус Навин поставил двенадцать камней, взятых священниками со дна Иордана (И. Нав. 4:8.20 и дал), и на дне посреди Иордана Иисус Навин поставил 12 других камней. «Они там и до сего дня» (И. Нав. 4:9). Два раза после этого Иордан дивным образом был разделен и перейден Илией и Елисеем (4 Цар. 2:8,14). В водах Иордана Нееман очистился от своей проказы (4 Цар. 5:14) и с его дна по слову Елисея всплыл утонувший топор (4 Цар. 6:6). В Иордане Иоанн крестил кающуюся толпу, в его же воде крестился Господь Иисус (Мат. 3); это событие ежегодно празднуется в апреле (по новому стилю) тысячами паломников, которые в определенный день посещают священную реку, пьют ее воду, купаются в ней и возвращаются в Иерусалим. С обеих сторон в Иордан впадает множество ручьев; некоторые из них не пересыхают круглый год и поэтому называются притоками. Самые значительные из них Иеромакс и Иавок с востока. На юг от Иеромакса долина более плодоносна и имеет более красивый вид; качество земли также изменяется. Вообще весь ландшафт в этом месте меняется, так как от этой большой долины начинают ответвляться еще долины. Вдоль обеих сторон реки тянется равнина шириною от 1/3-3/4 часа ходьбы с богатейшей зеленью. Чем более отлоги горы, тем чаще встречаются долины с потоками и роскошной растительностью. Здесь мы встречаем резкую противоположность голым горам высоких берегов, на которых водятся лишь газели, шакалы и хищные птицы. Ближе к Мертвому м. всякий след растительности исчезает. Волнообразная поверхность переходит в однообразную равнину, с глинисто-солончаковой почвой. Земля здесь настолько рыхла, что ноги путешественников довольно глубоко вяз-нут в ней. В том месте, где Иордан впадает в Мертвое море, можно видеть цапель, занимающихся ловлей тех рыб, которых река принесла с собою и которые должны умереть в крепком щелоке Мертвого моря. Иордан для земли ханаанской служил естественной границей на востоке. В других странах реки имеют важнейшее значение, как средство сообщения между людьми; поэтому при больших реках всегда расположены крупные города. Не такое значение имел Иордан. Он служил только оградой для Израиля со стороны востока, па берегах Иордана никогда не существовало городов.
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
ИОРДАН
течение, ниспадение; Быт 13:10, Ис.Нав. 1:2, Мф 3:5, Мк 1:5, 9, Лк 3:3, Ин 1:28 и др.) — эта священная для всех Христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в Быт 13:10. Начало Иордана относят к различным потокам, текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большого источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов, и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера, это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник на коротком протяжении, соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану. Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиною в 2 локтя и длиною в 3 мили. В 3/4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающеюся быстротою в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см.Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море. Впрочем вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенною точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем несудоходна для путешественников и потому, что не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее. Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г. Над рекою к ю. от озера Гуле построен мост, называемый Арабами: мост дочерей Иакова (Дшизрбени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен Сарацинами, или даже во времена Римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря. Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт 13:10, 32:10, Чис 13:29). Она упоминается в Иов 40:18. Иордан был чудесно перейден Ис. Навином и Евреями (Нав 3:4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории, как например во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля — Моавитянами, Мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4Цар 2:8-14, 5:14). Но что всего важнее и священнее для всего Христианского мира — это то, что в Иордане, близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики (Ин 3:22). “Иоанн, же также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились” (ст. 23). Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого Христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе Христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни, и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских! Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3/4 версты, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, вержению камени. Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимою и весною делается мутною, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодною, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и при том без всякого вреда для своего здоровья.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990