Искандер - псевдоним А.И. Герцена .
Искандер
Искандер
— псевдоним А. И. Герцена; см. Герцен.
{Брокгауз}
Искандер
псевд. А. И. Герцена.
{Венгеров}
ИСКАНДЕР
в иран. миф. эпосе образ великого полководца Александра Македонского (4 в. до н.э.). В «Бундахишне» И. — дерзкий завоеватель, узурпатор, уничтоживший святыню иранцев «Авесту»: «во время правл. Дара, сына Дара (Дария Кодомана), кесарь Александр примчался из Рума и пришел в Эраншахр. Он убил царя Дара, разгромил всех правителей, жрецов и достойных людей Эраншахра. Он потушил много огней. Занд маздаяснийской веры он захватил, послал в Рум, «Авесту» сжег и Эраншахр разделил на 90 мелких владений.» Позже, с распростр. ислама и превращением его в господств. религию, легенды иран. народов превратили И. в идеализир. персонаж. Классич. лит-ра на фарси (Фирдоуси, Низами, Джами и др.) изображает его справедл. шахом иран. крови.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ИСКАНДЕР
Фазиль Абдулович (р. 1929, Сухуми), русский прозаик. Отец из-за своего иранского происхождения в 1938 г. был выслан из СССР. Будущий писатель рос в семье родственников по материнской (абхазской) линии. В 1947 г. поступил в Московский библиотечный ин-т (ныне Ин-т культуры), в 1951 г. перевелся в Литературный ин-т (окончил в 1954). Был литературным сотрудником газет «Брянский комсомолец» (1954–55) и «Курская правда» (1955–56). С 1956 г. жил и работал в Сухуми, с нач. 1990-х гг. – в Москве. Начал печататься с 1952 г. Выпустил сборники стихов («Горные тропы», 1957; «Доброта земли», 1959; «Зеленый дождь», 1960; «Дети Черноморья», 1961; «Молодость моря», 1964) и рассказов («Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный плод», оба – 1966), в которых проявил себя мастером этнографического бытописания. Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру сатирическая повесть «Созвездие Козлотура» (1966) – полный юмора и гротеска рассказ об одном типичном явлении советского времени, очередном т. н. «почине», всегда обязательном для поддержки массами, но не всегда продуманном и целесообразном. Противостояние трезвого народного сознания и реального трудового опыта волюнтаризму властей раскрывается автором на примере абхазского села, которому предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой якобы необыкновенно продуктивной породы, от чего мудрые сельчане дипломатично и твердо отказываются («Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» – эта фраза героя Искандера стала крылатой). Отличающий повесть сплав нац. колорита, богатой сатирической палитры (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), лиризма и социального обличения характерен и для других произведений писателя. Многие из них написаны от лица ребенка, чье наивное восприятие помогает отчетливее передать как радость бытия, так и несоответствие «естественного» сознания «неестественной» действительности (роман «Сандро из Чегема», 1973–89, полное издание 1989, состоящий из публикуемых с 1966 отдельных фрагментов, где главный герой – образ, родственный Ходже Насреддину и Тилю Уленшпигелю, – может выступать и юношей, и стариком; цикл повестей о Чике и др.). Среди др. многочисленных произведений писателя, чье своеобразное творчество отмечено рядом отечественных и зарубежных литературных премий, – психологическая повесть о типе женщины-хищницы «Морской скорпион» (1977), нравоописательная повесть «Маленький гигант большого секса» (1979), рассказ «Чегемская Кармен» (1986), философско-политическая сказка-антиутопия «Кролики и удавы» (1982), насыщенные автобиографическими мотивами, ностальгическими или острокритическими размышлениями повести о недавнем прошлом и настоящем своей страны («Сумрачной юности свет», 1990; «Думающий о России и американец», 1997), сборник «Сюжет существования» (1999).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006