Ислам

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ислам
одна из мировых религий (наряду с христианством и иудаизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основатель - Мухаммед, объявивший себя посланником Аллаха (Бога). Вероучение ислама изложено в Коране - священной книге мусульман. В IX в. была кодифицирована Сунна, дополнявшая и разъяснявшая Коран и ставшая одной их основ мусульманского права (шариата). В VII-VIII вв. Произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. У суннитов Коран и Сунна являются Священным Писанием и Священным Преданием. Крымские татары - сунниты.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

ИСЛАМ
одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в. Вероучение И. изложено в Коране, который был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Покоится на 7 догматах: вере в единого бога — Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Культ И. опирается на пять столпов веры: исповедание — произнесение формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан, обязательная благотворительность — занят, паломничество в Мекку — хадж. Важным стимулом для развития идеологии И. стал раскол его на два течения — суннизм и шиизм. После оформления 4 богословско-юридических толков (мазхабов) в суннизме и выработки исламской догматики в X в. было признано невозможным дальнейшее развитие теологического права, морали, социальных установлений. В наши дни многие мусульманские богословы заявляют, что социальные структуры могут быть изменены людьми.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Ислам
Ислам (Islam), мусульм. религия, основанная пророком Мухаммедом. Гл. принципы — поклонение единому Богу, неизбежность Судного дня и исполнение пяти обязанностей: признавать осн. постулат вероучения («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»), совершать намаз пять раз в день, жертвовать на благие дела, соблюдать пост уразу в месяц рамазан, совершить паломничество (хадж) в Мекку к храму Кааба, к-рый, как верят мусульмане, построен Авраамом. Необходимость этих ритуалов и правил поведения были открыты Мухаммеду в Откровениях и затем записаны в Коране. Проповеди Мухаммеда стали основой религ. законов, регулирующих все стороны жизни мусульман: от семейных отношений до уголовных преступлений и от торг, сделок до хороших манер. Более тысячи лет после его смерти эти законы укрепляли социальную структуру об-ва в самых беспокойных регионах. Через сто лет после смерти Мухаммеда араб, завоеватели распространили ислам от Испании до Индии. В дальнейшем мусульм. религия через купцов и мистиков-суфитов проникла в Африку, Юж. и Юго-Вост. Азию.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Ислам
(от араб, alislam — покорность, предание себя Богу) — монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). Возник в V II в. в Западной Аравии. Основатель — Мухаммед (ок. 570 — 632 гг.). Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. К XIII в. утвердился в Средней Азии, затем в Золотой Орде, на Северном Кавказе. В 1774 г. мусульманам России была предоставлена свобода вероисповедания . Главные принципы ислама изложены в священной книге мусульман — Коране. Одними из основных положений ислама являются поклонение единому богу — Аллаху и почитание Мухаммеда его пророком. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его посланник (пророк); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы; 3) милостыня в пользу бедных; 4) пост в священном месяце Рамадан; 5) паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы единожды в жизни. Основные направления в исламе — суннизм и шиизм.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Ислам
по-арабски покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамазан (саум); 5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8- 9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. чел. (1990 г.). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Источник: Исторический словарь

Ислам
(араб. – покорность), мусульманство, - одна из трех так называемых мировых религий. Ислам возник в Аравии в начале 7 в. Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога – Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением ислама все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на пять «столпов веры»: исповедание веры – произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязательная благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хаджж). Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами, а также исламскими праздниками (курбан-байрам, ураза-байрам, мавлюд) «столпы веры» имеют большое значение для сохранения и укрепления влияния религии на верующих. Раз возникнув, ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. В соответствии со сдвигами в общественной жизни происходило его развитие. Оно нашло отражение в сунне – сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на 2 течения - суннизм и шиизм. См. Религия, Аллах, Ангелы, Ваххабизм, Джихад, Имам, Коран, Курбан-Байрам, Мавлюд, Мечеть, Мухаммед, Рамазан, Суннизм, Суфизм, Хаджж, Хадис, Шиизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Ислам
(от арабского «покорность») – одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Её последовате ли – мусульмане (отсюда другое название – мусульманство). Возник в VII в. Основатель – Мухаммед (ок. 570–632 гг.). Главные принципы ислама изложены в «священной книге» – Коране. Религиозные обязанности мусульман определяются «пятью столпами ислама»: 1) поклонение единому всемогущему Богу – Аллаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророкомпосланником Аллаха (нубувва); 2) ежедневная пятикратная молитва (салат); 3) очистительный налог в пользу нуждающихся мусульман (закат); 4) пост в месяце рамадан (сауи); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман – сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления – суннизм и шиизм. В VIII–IX вв. возникло мистическое течение – суфизм. К XIII в. ислам укоренился в Средней Азии, позднее – в Золотой Орде, в XVI–XIX вв. распространился среди народов Северного Кавказа и Черноморского побережья. В 1774 мусульманам России предоставлена свобода вероисповедания. В 1788 г. в Оренбурге учреждено духовное собрание во главе с муфтием (духовным главой мусульман). В ходе Кавказской войны 1817–1864 гг. оформилось движение горцев, идейной основой которого стал мюридизм. В конце XIX в. среди мусульман Поволжья, Средней Азии и Северного Кавказа получил распространение джадидизм (под лозунгом модернизации ислама). Мусульманские фракции существовали в I-й – IV-й Государственных думах; в 1905 г. состоялся 1-й Всероссийский мусульманский съезд; возникли мусульманские политические партии. После Октябрьской революции 1917 г. на мусульманское духовенство было распространено действие Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. В СССР деятельностью мусульманского духовенства руководили 4 Духовных управления (в Баку, Ташкенте, Махачкале и Уфе). После распада СССР (1991 г.) число Духовных управлений резко возросло.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Ислам
араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале VII в. н.э. Вероучение ислама было изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с Божественной Волей пророку Мухаммеду (ок. 570 - 632 гг.). Главным догматом ислама является признание единственного "истинного" Бога - Аллаха, который властвует над людьми как "создатель небес и земли" и всего, что находится на них. Атрибутами мусульманского учения является вера в страшный суд, рай, ад. Одной из важнейших сторон учения является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и в будущем, предначертаны им еще в начале творения. Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать "пять столпов" веры. Первым из них является произнесение символов веры: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные пятикратные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хадж (паломничество) к святым местам ислама - Мекку и Медину. Вероучение ислама изложено в Коране (Священное писание) и Сунне (Священное предание). Коран - это сборник пророческих откровений, сообщенных пророку Мухаммеду Аллахом. Сунна - это сборник деяний и изречений Мухаммеда. На основе Корана и Сунны сложился шариат - единая система законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, культурные, нравственные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман. В исламе различают два основных направления - суннизм и шиизм. Суниты считают законной передаваемую по наследству власть первых четырех халифов (глава всех мусульман) - Абу Бакра (632 - 634 гг.), Умара (634 - 644 гг.), Усмана (644 - 656 гг.) и Али (656 - 661 гг.). Шииты считают законным главой всех мусульман только четвертого халифа - Али - двоюродного брата и зятя Мухаммеда. На территории России и стран СНГ последователи ислама проживают на Северном Кавказе, Поволжье, Казахстане, Азербайджане, Таджикистане, Туркмении, Кыргызстане. За исключением верующих азербайджанцев, курдов, персов, исповедующих ислам шиитского направления. Все остальные мусульмане - сунниты.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Ислам
арабский, буквально - покорность Богу)    одна из трех мир. религий, возник в VII в. в зап. р-нах Ц. Аравии. Осн. - мекканец Мухаммад. Осн. вероучения изложены в Коране. На У. проник через Волжскую Булгарию. Официальной датой принятия И. считается 922. В период укрепления гос-ва булгарский падишах обратился к багдадскому халифу, изъявив готовность принять И. и перейти в его полное подчинение. В Булгарию прибыло посольство в составе ученых, строителей мечетей, служителей культа. И. был объявлен гос. религией. К XIII в. Булгарское гос-во стало ц. подготовки мусульманских кадров. Булгары занимались активной миссионерской деятельностью среди народов Поволжья и У. Татаро-монгольское завоевание Булгарии (1236) не поколебало позиций И., т.к. он стал официальной религией Золотоордынского ханства. С XIV в. ц. мусульманского мира становится Казанское ханство, к-рое активно способствовало исламизации народов У., осуществлявшейся и со стороны Сибирских, и Среднеазиатских ханств. Большую роль при этом играли мусульманские традиции шейбанидов и тайбугидов (конец XV - cер. XVI вв.). После присоединения Казанского ханства к Моск. гос-ву на тер. У. нач. соперничество христианства и И. Моск. гос-во ставило преграды исламизации и осуществляло репрессии по отношению к мусульманам, И. объявлялся "инородческой", "чужеземной" религией. Так, напр., по Указу Елизаветы Петровны (1774) казанским татарам-мусульманам разрешалось поселяться в Оренб., но дозволялось построить только одну мечеть и то вне г., запрещалось и обращать людей в И. Изменения нач. со времени правления Екатерины II. Так, указом от 22 сент. 1788 в Уфе было учреждено Управление по делам мусульман с муфтием во главе. Его задача состояла в распространении и укреплении И., что способствовало упрочению его на У. В XIX в. насчитывалось в Оренб. у. 115 мечетей, Орском - 110, Челяб. - 71, Троицком - 23, Верхне-Ур. - 81. После 1917 И. разделил судьбу всех религий: мн. священнослужители были репрессированы, мечети разрушены, медресе закрыты. С 1985 нач. возрождение И. на У., где кол-во его приверженцев по числ. уступает только православию. Религиозной жизнью мусульман У. рук. Духовное Управление Мусульман (ДУМ).    Лит.: Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972; Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. (Опубликованные материалы переписи). СПб., 1901-05; Справочная книжка Оренбургской губернии на 1869 г. Оренбург, 1870.    Музафарова Н.И., Медведев А.В., Петраш К.Г.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ИСЛАМ
(арабск. islam — предание, вверение себя Богу) — одна из мировых монотеистических религий. Возник в Хиджазе (в начале VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Основатель — Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (5707—632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. В 610—612 гг. начал религиозную проповедь, первоначально не признаваемую и гонимую мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступал не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни. Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Приверженцам ислама предписаны пять основных обязанностей: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его посланник (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) раздача милостыни в пользу бедных (закат); 4) соблюдение поста в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и так называемой опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. Постепенно ислам распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам — государственная религия, а шариат — основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд человек. Большинство мусульман — сунниты (90%), шииты составляют около 10%.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Ислам
Ислам (араб. Islam - "покорись воле Аллаха"), одна из трех гл. мировых религий, основана пророком Мухаммедом. Ее догматы изложены в Коране (к-рый мусульмане считают последним и окончательным откровением, ниспосланным пророку самим Аллахом) и в сунне (высказывания и деяния Мухаммеда, записанные его сподвижниками, а не им самим), а полит, и социальные основы определены в шариате (свод мусульм. правовых норм). К 1800 г. И. являлся офиц. религией Османской империи, султан к-рой был халифом - духовным и светским главой мусульм. гос-ва; он распространился в Центр. Азии, на Индийском субконтиненте и в сопредельных регионах. Сегодня И. - офиц. религия примерно 45 гос-в, насчитывающая 800 млн. верующих. Общины мусульман есть во всех европ. странах, а также в Сев. и Юж. Америке; в Зап. и Вост. Европе, по нек-рым оценкам, число верующих мусульман достигает 7 млн., а в быв. Советском Союзе их насчитывалось 12 млн. В 19 в. на ход истории в Африке оказали воздействие исламистские движения сануситов в Ливии, народа фульбе (фулани) в Зап. Африке и махдис-тов в Судане (Махди); все они в той или иной мере испытывают влияние мусульм. теософа-панисламиста Джемаль-ад-дина аль-Афгани (1838-97). С распадом (1921) Османской империи и ликвидацией (1924) Константинопольского халифата (руководящего светского и духовного центра исламской общины) поднялась волна мусульм. национализма. В нач. 20 в. возникли два хорошо организованных движения, выступавших за возрождение традиц. (фундаментальных) догматов религии и против зап. влияния - об-во "Братья-мусульмане", основанное в 1928 г. Хасаном аль-Банна (1906- 49) в Египте и распространившееся на Бл. Востоке, и Исламское общество, учрежденное в 1941 г. Саидом Абуль Мавдуди (1903-79) в Индии. Оба эти об-ва оказали влияние на др. фундаменталистские движения во всем мире, в т.ч. на сторонников и последователей аятоллы Хомейни в Иране. В наст, время все они подчеркивают необходимость социальной и полит, перестройки исламского об-ва и исламского гос-ва. В совр. исламе существуют два гл. направления - суннизм, имеющий приверженцев в большинстве мусульм. стран, и шиизм, распространенный гл.об. в Иране. Оба направления придерживаются одних и тех же осн. догматов, но различаются в орг-ции общины, а также в теологической и правовой практике. Осн. предмет разногласий между ними состоит в том, что, по убеждению шиитов, только прямые потомки пророка Мухаммеда могут принимать титул имама (религ. лидера), тогда как сунниты выбирают имамов по общему согласию. Напряженность во взаимоотношениях суннитов и шиитов стала в 20 в. одной из гл. причин социальных и полит, волнений в странах Бл. Востока.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Ислам
араб, «покорность») — одна из мировых религий. Возник в VII в. в среде арабов-бедуинов. Его основатель - Мухаммед (570-632), уроженец г. Мекка. Ок. 610 г. Мухаммед начал выступать с проповедями, в которых утверждал, что есть только один Бог (Аллах) для всех людей, а остальные боги — ложные; призывал арабов покаяться в прежнем неверии в единственного всемогущего Бога. Идея одного Бога для арабов способствовала их объединению в единое государство во главе с Мухаммедом. После его смерти был составлен свод священной книги мусульман — Корана (окончательная редакция — в 651 г.), а также священное предание мусульман — Сунна.
Главный догмат и. — вера в единого Бога (Аллаха). Мухаммед считается пророком, Божьим посланником. По вероучению, все в мире предопределено Аллахом. В Коране много общего с Библией, напр., повествования о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о Юсуфе (Иосифе) и т.д. Большинство ислам, пророков имеют библ. происхождение: Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Якуб (Иаков), Дауд (Давид), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Гарун (Аарон), Иса (Иисус) и т.д. Иисус в и. считается не Сыном Божьим и не Бого-человеком, а выступает одним из пророков, проповедовавших истинную веру в единого Бога, но его последователи извратили затем его учение, поверив не в одно, а в три божества. В и. существуют представления о конце света, страшном суде, о рае для праведников и об аде для грешников. На основе Корана и Сунны в средние века был составлен свод норм мусульман, права, включивший в себя религ. и юр. предписания — шариат, который был призван регулировать жизнь мусульман, общества и каждого отдельного человека. По требованиям шариата для мусульман обязательна ежедневная пятикратная молитва, пост в Рамадан, паломничество в Мекку (хаджж), соблюдение ислам, праздников. Разрешается многоженство (до четырех жен), но только в том случае, когда супруг может материально обеспечить всех жен. Запрещено употреблять вино, свинину. Священными городами для мусульман являются Мекка (где расположена главная святыня — храм Кааба), Медина (там находится могила пророка Мухаммеда), Иерусалим (в нем должен состояться страшный суд).
И. широко распространился в результате араб, завоеваний и создания огромной державы — Арабского халифата, включившего в себя Сирию, Палестину, Междуречье, Иран, Среднюю Азию, часть Индии, Сев. Африку, Пиренейский п-ов. Завоевания арабов совершались под лозунгом джихада. В дальнейшем завоевания мусульман, правителей привели к более широкому распространению и. в Индии, к проникновению его в Тропическую Африку. Захват турками-османами Балканского п-ова привел к частичной исламизации его населения.
Уже во второй пол. VII в. в и. произошел крупнейший в его истории раскол на суннизм и шиизм. После убийства четвертого халифа Али его приверженцы не признали легитимность последующих халифов, полагая, что во главе мусульман должны быть только потомки Али. Шииты отвергли Сунну, создав свое священное предание — Ахбар, где главным героем, наряду с Мухаммедом, выступает Али.
Лит.: Грюиебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988; Массэ А. Ислам. М., 1982; Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ИСЛАМ
одна из наиболее распростр. религий (араб. — покорность). И. возник в Хиджазе, в Зап. Аравии, в нач. 7 в. н.э. Причиной возникн. И. было образование клас. общества и госуд. у арабов, к-рые в кон. 6 — нач. 7 вв. переходили из стадии первобытнообщ. в стадию рабовлад. отношений. По мнению нек-рых историков, возникновение И. явл. отражением перехода арабов в стадию феодализма. Многобожие арабов, соотв. первобытнообщ. строю и племенной раздробленности, оказалось изжившим себя при переходе населения в новую обществ.-экономич. формацию. Идеологич. предшественником И. был ханифизм. Основателем И. счит. мекканец Мухаммед. Осн. источ. начального И. явл. Коран. На вероучение И. (его догматику и обрядность) оказали большое влияние сектантское христианство и иудаизм, а отчасти — манихейство и зороастризм. Этим объясняется синкретич. хар-р И. О политич. событиях мекканского периода И. (до хиджры в 622) мы почти совершено не имеем достоверных сведений, но вероучение И. хорошо известно по мекканским сурам Корана. В Медине создалась община верующих (мусульман), в к-рой члены ее были объед. по признаку религ. принадлежности, вне зависимости от кровнородств. связей. Во главе этой общины стоял Мухаммед, выступавший в роли вероучителя, военач. и верх. судьи мединских мусульман (мухаджиров и ансаров) и примкнувших к ним бедуинов Хиджаза. Гл. догмат И. — единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, «не родил и не рожден и никого не было равного ему» (сура 112). Чтобы воспитать у мусульман чувство постоян. преклонения и зависимости от аллаха, Коран предписывает совершать молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество. Мусульманин обязан также платить налог — закат и делать пожертвования — садака. Свящ. война — джихад в целях распростр. И. объявлена религ. подвигом. После араб. завоев. в обширном Халифате, где преобладали раннефеод. отношения, появилась сунна, состоявшая из множества хадисов. Кодифициров. в 9 в., она стала свящ. лит-рой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ («корней») мусульм. права. Антифеод. движения крест., плебейских и бедуинских масс получили свое идеологич. выражение в учениях различ. мусульм. сект. Первой сектой в И. были хариджиты, к-рые вели вооруж. борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявл. свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксал. мусульманам. Распростр. в Халифате в 7 — 8 вв. И. встречал идеологич. сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в кон. 8 в. появл. мутазилитов. Знакомые с диалектич. методами др.-греч. и эллинистич. философии, они решительно выступали против правоверных сторонников грубого антропоморфизма и защитников учения о предопределении. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана в кач-ве офиц. учения в Халифате, но потерпели пораж. в борьбе с поборниками мусульм. правоверия. Но последние, в целях сохранения своего влияния на массы, были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульм. богословие — калам. Основоположником калама считается Ашари (874 — 935). Уже в 1 в. мусульм. эры (хиджры) в И. произошел раскол: мусульмане разделились на приверженцев двух осн. направлений — суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верх. власть в Халифате между двумя группировками господств. класса. Шииты, явл. меньшинством, были сторонниками четвертого «праведного» халифа Али (656 — 661), двоюродного брата и зятя Мухаммеда; он стал первым шиитским имамом как родственник «посланника аллаха». Большинство же мусульман остались суннитами, к-рые признавали омейяд-ских, а затем аббасидских халифов светскими государями и верхов. духовными руководителями «общины верующих», т.е. всех мусульман. С 10 в., в ходе распадения Багдадск. халифата, аббасидский халиф, лишившись политич. власти, сохранил функции суннитского верхов. имама, считавш. защитником и охранителем вероучения ортодоксального И. Коран и сунна стали у суннитов осн. произв. религ. лит-ры — свящ. предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феод. общества, иджма и кыяс были также признаны основами или «корнями» фикха — мусульм. правоведения. Правоведы — факихи — составили своды мусульм. права — шариата. Применение адатов, т.е. обычаев, регулировавших обществ. отношения у нек-рых племен и народностей, обращавш. в И., было допущено наряду с нормами шариата. Во 2-й пол. 8 и в 9 вв. была завершена выработка норм мусульм. права, по к-рым было признано деление суннитов на 4 правоверных мазхаба (толка): ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Основатели этих доныне существующих мазхабов — имамы Абу Ханифа (ок. 699 — 767), Малик ибн Анас (715 — 795), аш-Шафии (767 — 819) и Ибн Ханбал (780 — 855) — считались авторитет. муджтахидами, т.е. правоведами, применявш. иджтихад — само-стоят. толкование религ. права. После них у суннитов «двери иджтихада были закрыты». Муджтахиды утратили право толковать усуль (т.е. осн. положения богословия и права) и ограничивались толкованием только фуру, т.е. второстеп. богословских и правовых вопросов. На практике применение мусульм. права к новым политич. и обществ. явлениям стало допускаться только посредством издания фетв, каждая из к-рых чаще всего явл. выражением совокупного мнения богослов и правоведов того или иного мазхаба. Взрослые мусульмане обоего пола обязаны соблюдать пост в теч. всего месяца рамадана. Пост заключается в полном воздержании от еды, питья и всего, что доставляет удовольствие. Но мусульманам предписано поститься только днем, от утренних до вечерних сумерек, а по ночам разрешается питаться и предаваться наслаждениям. По окончании поста, в первые три дня следующего месяца — шавваля, происходит веселый ид альфитр — «праздник разговения», или ураза-байрам. «Великим праздником» считается ид аль-адха — праздник заклания, жертвоприношения, или курбан-байрам (10-го числа мусульм. месяца зу-л-хиджжа). Менее популярны праздники мирадж — вознесение, связанный с поверьем о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, и мавлид — в ознаменование дня рожд. этого пророка.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ислам
предание себя Богу, покорность. Так называется монотеистическая (авраамическая) религия, истоки которой непосредственно восходят к самым древнейшим временам. В окончательном виде эта религия была представлена в проповедях пророка Мухаммада, который получил ее в виде Божественного откровения (вахй). Ислам (в значении покорности Богу)–это религия, которую исповедовали все Божьи посланники и их последователи. Еще одним значением слова Ислам, корень которого составляют буквы СЛМ, является слово СаЛаМ (мир). Люди, которые покорились Богу, называются муСЛиМами (мусульманами). Мусульмане обязаны жить в мире друг с другом, обществом, окружающим миром, всеми силами стремиться к миру и желать его. Обобщив эти значения буквосочетания СЛМ можно сказать, что оно означает состояние покорности единому Творцу и желание жить в мире; причем для поддержания этого состояния необходимо постоянно предпринимать определенные действия. История и причины возникновения Ислама Аяты Корана упоминают о том, что Ислам является единственной верной религией человечества и его последователями в той или иной степени были все пророки. Например, согласно аятам Корана, покорившимися Аллаху были такие известные Божьи посланники, которые, также как и Мухаммад, получали непосредственное откровение от Аллаха: «Mы вeдь oткpыли тeбe (Мухаммаду) тaк жe, кaк oткpыли Hyxy и пpopoкaм пocлe нeгo, и Mы oткpыли Ибpaxимy, и Иcмaилy, и Иcxaкy, и Йaкyбy и кoлeнaм, и Иce, и Aййyбy, и Йyнycy, и Xapyнy, и Cyлaймaнy, и дaли Mы Дayдy Пcaлтыpь. (4: 163)». Предавшимися Богу и ханифом (верным Аллаху) в Коране и Сунне назван такой пророк Аллаха, как Ибрахим (2: 131–132; 2: 135) Однако позднее, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который им был указан Аллахом, и стали называть себя последователями других религий. Постепенно искажались и изменялись и священные тексты древних книг. По этой причине, всякий раз для обновления истинной веры (Ислама) Аллах отправлял к различным народам своих посланников, последним из которых был Мухаммад, который принес человечеству исламскую религию в окончательном виде. После него посланников больше не будет. Вместе с этим, необходимо отметить, что, несмотря на наличие в исламских источниках понятия предания себя Богу (Ислама) для древних обществ, тем не менее, Исламом в смысле окончательно оформленной и завершенной религии Аллаха, названо откровение, переданное Мухаммаду (например, Коран, 3: 19; 6: 125). Об Исламе, как о конкретной религии, его завершенности и истинности однозначно говорится в аяте Корана: «Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5: 3). В хадисе из сборника Ахмада ибн Ханбаля пророк Мухаммад говорит: «Аллах послал меня с Исламом» (Муснад, IV, 446). В другом хадисе у пророка спросили о том, с чем он послан и в ответ он сказал: «С Исламом» (Насаи, Закят, 1, 72). После пророчества Мухаммада все предыдущие религии были отменены Аллахом и их основные принципы, в усовершенствованной форме, вошли в Ислам. После этого никакая другая религия не будет принята Аллахом: «Если же кто изберет иную веру кроме Ислама, то такое поведение не будет одобрено, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших урон» (Коран, 3: 85). Что же касается мусульман (покорных Богу) живших до Мухаммада, то те из них, которые веровали и неукоснительно следовали положениям Божественной веры, принесенной предыдущими пророкамирасулями (Адамом, Нухом, Ибрахимом, Исой, Мусой), были на верном пути и удостоятся милости Аллаха. Пророк Мухаммад оставил после себя бесценное наследие, главным из которого было Божественное откровение–Коран, а также его жизненный пример–Сунна. Благодаря этим источникам мусульмане смогли создать величайшую мировую систему ценностей, которая охватила все сферы человеческой и социальной сферы. Одной из самых сложных задач, которые предстояло решить следующим поколениям после пророчества Мухаммада–это создание теоретической научной базы Ислама и систематизация положений, выраженных в смыслах Божественных откровений, в стройное и последовательное вероучение. На протяжении почти 300–400 лет после пророка в этом направлении велись серьезные работы, и исламские ученые справились с этой сложнейшей задачей. На основании коранических аятов и хадисов пророка ими были сформулированы теоретические и практические основы Исламской религии, которые остались неизменными до сегодняшнего дня. Военнополитические, экономические, просветительские и другие внушительные успехи различных поколений мусульман привели к тому, что Ислам стал мировой религией. Его последователями являются многие миллионы людей различных национальностей и рас на всей планете. Возникновения и развитие Ислама в первую очередь связано с внеземной, внеопытной причиной, непосредственным Божественным откровением и предопределением. Достаточно сказать, что арабы, на протяжении многих веков не игравшие никакой роли в мировых процессах, жившие исключительно своим традиционным образом жизни вблизи от древнейших центров человеческой цивилизации, вдруг, чудесным образом, на протяжении всего нескольких десятилетий добились невиданных по размаху в мировой практике успехов во всех областях общественнополитической, экономической, военной, научной и прочих сферах. Исламская религия послужила причиной и основой новой мировой цивилизации, нового типа мышления, нового уклада жизни которые воздействовали на весь ход дальнейшей истории и всего человечества. Никакими объективными общественными, историческими и политическими причинами невозможно объяснить столь чудесное возникновение и стремительное развитие Ислама и мусульманского общества и государства. В то же время, полностью игнорировать социальные или исторические предпосылки для возникновения Ислама, связанные с кризисом традиционного образа жизни арабского общества, социальным неравенством, процессов этнокультурной консолидации в Аравии и перехода от родоплеменного строя к раннеклассовым отношениям тоже нельзя. Эти объективные предпосылки для начала мусульманского движения, возможно были, однако все это не носило решающего значения, так как только эти причины сами по себе не могли бы привести к возникновению за ничтожно малый исторический отрезок времени такой величайшей цивилизации, развитой во всех отношениях, как исламский мир. Поэтому невозможно объяснить причины возникновения Ислама лишь потребностью в идеологическом обосновании политикоэкономических и культурных перемен в арабском обществе. Тем более что в самом Коране нет призывов к объединительным процессам в арабском обществе, началу арабского возрождения. Там нет также никаких акцентов в сторону решения каких–то социальных или политических проблем. Это дает основание говорить о том, что Мухаммад, в своих проповедях не призывал к решению всех этих проблем в качестве первоочередной задачи своей деятельности. Нет также в Коране, хадисах и исламской доктрине в целом, никаких националистических призывов. Происхождение Ислама также не может быть связано с заимствованием положений этой религии из Иудаизма и Христианства, так как Мухаммад рос и формировался в Мекке, в языческой среде. Причем он был безграмотным и не мог собрать и переработать христианские и иудейские тексты так, чтобы составить на их основе целостное и совершенное учение. Он также почти не имел никаких контактов ни с иудеями, ни с христианами. Согласно историческим сообщениям, он всего два раза встретился с родственником своей жены Хадиджы Варакой, который был христианином. Все его другие встречи с иудеями или христианами в мекканский период его деятельности носили случайный или деловой характер. Всех этих кратковременных встреч было недостаточно для детального ознакомления с Христианством или Иудаизмом. Столпы Ислама Согласно воззрениям подавляющего большинства мусульман (суннитов), мусульманское мировоззрение связано с конкретными практическими постулатами этой религии, которые условно называются «столпами Ислама». В хадисе, приводимом в сборниках авторитетных мухаддисов, упоминается диалог пророка Мухаммада и ангела Джибрила, который происходил в присутствии свидетелей из числа сподвижников пророка. Джибрил спросил его: "О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!". Пророк ответил следующим образом: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность». (Хадис приводится у Муслима) Таким образом, "Столпы Ислама" сводятся к 5 постулатам: 1. Соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммада, выражено в своеобразном символе веры Ислама–шахаде: «Ашхаду анлаиляха илляллах ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулюху" (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник)». В этой формулировке сосредоточена основная идея религии Бога, из которой проистекают все остальные теоретические и практические положения Ислама. 2. Необходимость совершения ежедневной пятикратной молитвысалат (перс. намаз). Это поклонение Аллаху посредством тела. Намаз совершается по единой форме, в предписанное время со строго определенными положениями тела (См.Салат). Во время молитвы читаются коранические суры. 3. Необходимость обязательного материального пожертвования–закят. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть своих заработанных средств в помощь обездоленным и беднякам (См. Закят). Закят взимается в строго определенном количестве. Малоимущие освобождены от выплаты закята. Закят–это разновидность поклонения Аллаху посредством имущества. 4. Необходимость соблюдения поста в месяц лунного календаря–Рамадан. Суть поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от пищи и воды в светлое время суток, более усердным служением и большим воздержанием от грехов в этот месяц (См. Саум). 5. Необходимость совершения паломничества в Мекку. В период паломничества, совершаемого мусульманами к главной святыне Ислама–мечети "аль–Харам" (Запретная), все помыслы верующего должны быть устремлены к Творцу. Этот столп Ислама обязателен только для тех мусульман, которые материально и физически в состоянии совершить его (См. Хадж). Столпы веры Понятие Ислама тесно переплетается и неразрывно связано с понятием веры (имана). Под обобщающим названием "Столпы веры" понимаются идеологические основы религии. Сам пророк Мухаммад касался этого вопроса в нескольких хадисах. Но, по мнению всех суннтских улемов, наиболее всеохватным и конкретным по данному пункту является хадис, приведенный у Бухари и Муслима, где упоминается о том, что на вопрос ангела Джибрила (Гавриила) [мир ему] о сути веры Мухаммад ответил следующим образом: "Суть веры в том, чтобы ты верил в Бога, Его ангелов, в его писания, его посланников, и в последний день и чтобы верил ты в предопределение, как хорошее, так и дурное". Таким образом, в Исламе существует 6 основополагающих мировоззренческих постулата, ставших своеобразным мусульманским "кредо": 1. Вера в Аллаха–Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие (См. Таухид). 2. Вера в Ангелов. Ангелы–это сотворенные Аллахом из света существа, лишенные свободы воли (См. Малаика). Они являются исполнителями воли Божьей. 3. Вера в Священные Писания ниспосланные Аллахом посланникам. Имеются ввиду Божественные откровения, которые ниспосылались посланникам Аллаха в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинные тексты Тауры (Торы), Забура (Псалмов) Инджила (Евангелия) и Корана, а также более древних свитков, ниспосланных к нескольким пророкам. Однако все предыдущие писания отменены Кораном. 4. Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Посланников, согласно одному из хадисов пророка Мухаммада, было 124000. Они были посланы ко всем народам и племенам. Но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад. 5. Вера в Судный день. Включает в себя веру во вселенскую катастрофу, грядущее воскресение, Божий суд и наличие ада и рая (См. Ахира). 6. Вера в предопределение. Необходимо верить в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (См. Кадар и Каза). Развитие исламской общественнополитической и философскоправовой мысли Спустя несколько десятилетий после своего возникновения, Ислам стал превращаться в мировую религию. С этого времени начали меняться и общественнополитические и экономические условия в мусульманском государстве–Халифате, который распространил свою власть на обширных территориях Азии, Африки и Европы. На протяжении времени появились новые проблемы, связанные с бурным прогрессом мусульманского общества, а также появилась необходимость рационального объяснения многих постулатов религии, которые до этого просто принимались на веру. Еще одной причиной развития мусульманской общественнополитической и философской мысли было то обстоятельство, что Ислам стал распространяться на территориях, которые с древнейших времен были центрами мировой цивилизации. Здесь были распространены древнейшие религиознофилософские учения, многие народы исповедовали такие религии, как Христианство, Зороастризм, Буддизм. Выйдя на мировую арену, мусульмане были вынуждены классифицировать и систематизировать положения Исламской религии, создавать мировоззренческие и правовые школы, отвечать рациональными доводами на вопросы оппонентов, заниматься апологетическими проблемами. Богатейшее наследие, которое основывалось на положениях Божественного откровения и традициях ранних мусульман (в лице первых халифов и сподвижников пророка) содержало в себе большой потенциал, на основании которого последующие поколения мусульманских мыслителей создали уникальную мусульманскую цивилизацию. Возникшие мировоззренческие и правовые школы вели между собой бурную полемику, в результате которых развивали и обосновывали положения своих доктрин. Необходимо отметить, что все эти процессы прогресса мысли не противоречили положениям раннего Ислама, где все это являлось допустимым с самого начала и получило название иджтихада (См. Иджтихад). Первой серьезной проблемой в мусульманском обществе стала проблема верховной власти в мусульманском государстве. По этому вопросу еще в период правления двух последних Праведных халифов Османа и Али, из основной массы мусульманского общества выделились две группы–хариджитов, выступавших за выборы халифов (См. Хариджиты) и шиитов, которые считали законным халифом Али и его прямых потомков (См. Шииты). Первоначально эти группы являлись только политическими партиями. В качестве самостоятельных религиозных течений в Исламе они стали формироваться значительно позднее, когда началась выработка их религиознодогматических положений. Доктринальными проблемами, по отношению к которым мусульманские ученые разошлись во мнениях, стали стали: 1. Проблема сущности и атрибутов Аллаха (их наличия или отсутствия): 2. Проблема предопределения и свободы воли человека; 3. Проблема отношения грехов к вере мусульманина (а также положение мусульмангрешников); 4. Проблема сущности Корана (его сотворенность или несотворенность); 5. Проблема возможности лицезрения Аллаха в раю; 6. Проблема соотношения доводов разума с доводами Божественного Откровения; 7. Проблема методологии трактования тех или иных аятов Корана; 8. Проблема методологии отбора и трактования хадисов пророка Мухаммада (их достоверность или недостоверность). По всем этим вопросам различные мусульманские школы выработали свои учения. Правовые проблемы являются одними из самых важных в исламской религии. Мусульманские правоведы разработали, систематизировали и клас–сифицировали положения мусульманского права из аятов Корана и хадисов. При этом, они также использовали такие альтернативные источники иджтихада, как кыяс, истихсан, орф, масалих аль–мурсала и т.д. В результате примененной методики и подходов к различным проблемам, сформировались различные мусульманские правовые школымазхабы. Подробнее о правовых школах в Исламе см. Ханафитский мазхаб,Маликитский мазхаб,Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб,Захиритский мазхаб,Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб. Наряду с мировоззренческими и правовыми школами в Исламе формировались также и различные мистические учения, которые больше всего были представлены в суфийской традиции (См. Тасаввуф). Большое развитие в мусульманском мире получила также философия (См. Фальсафа) Несмотря на наличие всех этих учений, подавляющее большинство мусульман является суннитами (Подробнее см. Ахль ас–Сунна валь–Джамаа).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

ИСЛАМ
араб. - покорность) - одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая "мировой" религией. Ее последователи - мусульмане (откуда ее др. название - мусульманство) - составляют подавляющее большинство (от 80 до 98%) населения в странах Бл. Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, государства Аравийского п-ова, ОАР, Судан, Сомали) и Ср. Востока (Иран, Афганистан, Пакистан), в Сев. Африке (Марокко. Мавритания, Алжир, Тунис, Ливия) и в Юго-Вост. Азии (Индонезия). Кроме того, мусульмане составляют значит. количество населения в Ливане (не менее 50%), Индии (ок. 11%), Эфиопии (включая Эритрею, ок. 30%), Албании (более 50%), Югославии (12%), Болгарии (11%). В СССР И. получил распространение среди населения в Ср. Азии и Казахстане, в Азербайджане, в Дагестане и Чеч.-Ингуш. АССР, на Сев. Кавказе, в Адж. и Абх. АССР, а также в Тат. и Башк. АССР. Точные данные о численности мусульман отсутствуют; всего мусульман ок. 380-400 млн. (1962).

И. возник в Хиджазе, в Зап. Аравии, в нач. 7 в. н.э. Причиной возникновения И. было образование клас. общества и гос-ва у арабов, к-рые в кон. 6 - нач. 7 вв. переходили из стадии первобытнообщинных в стадию рабовладельч. отношений. По мнению нек-рых сов. историков, возникновение И. являлось отражением перехода арабов в стадию феодализма. Многобожие арабов, соответствовавшее первобытно- общинному строю и племенной раздробленности, оказалось изжившим себя при переходе населения в новую обществ.-экономич. формацию. Идеологич. предшественником И. был ханифизм. "Основателем" И. считается мекканец Мухаммед. Осн. источником начального И. является Коран. На вероучение И. (его догматику и обрядность) оказали большое влияние сектантское христианство и иудаизм, а отчасти - манихейство и зороастризм. Этим объясняется синкретический характер И.

О политич. событиях мекканского периода И. (до хиджры в 622) мы почти совершенно не имеем достоверных сведений, но вероучение И. хорошо известно по мекканским сурам Корана. В Медине создалась "община верующих" (мусульман), в к-рой члены ее были объединены по признаку религ. принадлежности, вне зависимости от кровнородственных связей. Во главе этой общины стоял Мухаммед, выступавший в роли вероучителя, военачальника и верх. судьи мединских мусульман (мухаджиров и ансаров) и примкнувших к ним бедуинов Хиджаза.

Главный догмат И. - единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден и никого не было равного ему" (сура 112). Фантастич. образ аллаха в Коране является точным отображением представителей формировавшегося тогда господств. класса из мекканской родовой аристократии. Коранический аллах наделен свойствами рабовладельца, а люди представлены в виде его рабов. Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение. Имуществ. и социальное неравенство, в т. ч. рабство, представлены в Коране как божеств. установления. Зато в фантастич. загробном мире покорным и терпеливым праведникам обещаны райские наслаждения, а нечестивые грешники должны попасть в адское пламя. Аллах-рабовладелец наделен свойствами купца; в этом сказалось влияние торг. обстановки Мекки. Чтобы воспитать у мусульман чувство постоянного преклонения и зависимости от аллаха, Коран предписывает совершать молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество. Мусульманин обязан также платить налог - закат и делать пожертвования - садака. Священная война - джихад в целях распространения И. объявлена религ. подвигом.

И., как и всякая религия в клас. обществе, являясь идеологич. надстройкой, изменялся в соответствии с развитием обществ. отношений. После арабских завоеваний в обширном Халифате, где преобладали раннефеод. отношения, появилась сунна, состоявшая из множества хадисов. Кодифицированная в 9 в., она стала свящ. лит-рой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ ("корней") мусульм. права (см. Шариат).

Антифеод. движения крест., плебейских и бедуинских масс получили свое идеологич. выражение в учениях различных мусульм. сект. Первой сектой в И. были хариджиты, к-рые вели вооруж. борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявляли свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксальным мусульманам.

Распространявшийся в Халифате в 7-8 вв. И. встречал идеологич. сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в кон. 8 в. появление мутазилитов. Знакомые с диалектич. методами древнегреч. и эллинистич. философии, они решительно выступали против правоверных сторонников грубого антропоморфизма и защитников учения о предопределении. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана в качестве офиц. учения в Халифате, но потерпели поражение в борьбе с поборниками мусульм. правоверия. Но последние в целях сохранения своего влияния на массы были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульм. богословие - калам. Основоположником калама считается Ашари (874-935). Уже в 1 в. мусульм. эры (хиджры) в И. произошел раскол: мусульмане разделились на приверженцев двух осн. направлений - суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верх. власть в Халифате между двумя группировками господств. класса. Шииты, являвшиеся меньшинством, были сторонниками четвертого "праведного" халифа Али (656-661), двоюродного брата и зятя Мухаммеда; он стал первым шиитским имамом как родственник "посланника аллаха". Большинство же мусульман остались суннитами, к-рые признавали омейядских, а затем аббасидских халифов светскими государями и верховными духовными руководителями "общины верующих", т. е. всех мусульман. С 10 в., в ходе распадения Багдадского халифата, аббасидский халиф, лишившись политич. власти, сохранил функции суннитского верховного имама, считавшегося защитником и охранителем вероучения ортодоксального И.

Коран и сунна стали у суннитов осн. произв. религ. лит-ры - священного писания и священного предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феод. общества, иджма и кыяс были также признаны основами или "корнями" фикха - мусульм. правоведения. Правоведы - факихи - составили своды мусульм. права - шариата. Применение адатов, т. е. обычаев, регулировавших обществ. отношения у нек-рых племен и народностей, обращавшихся в И., было допущено наряду с нормами шариата.

Во 2-й пол. 8 и в 9 вв. была завершена выработка норм мусульм. права, по к-рым было признано деление суннитов на 4 правоверных мазхаба (толка): ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Основатели этих доныне существующих мазхабов - имамы Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (715-795), аш-Шафии (767-819) и Ибн Ханбал (780-855) - считались авторитетными муджтахидами, т. е. правоведами, применявшими иджтихад - самостоят. толкование религ. права. После них у суннитов "двери идж-тихада были закрыты". Муджтахиды утратили право толковать усуль (т. е. осн. положения богословия и права) и ограничивались толкованием только фуру, т. е. второстепенных богословских и правовых вопросов. На практике применение мусульм. права к новым политич. и обществ. явлениям стало допускаться только посредством издания фетв, каждая из к-рых чаще всего являлась выражением совокупного мнения богословов и правоведов того или иного мазхаба.

Сложная мусульм. обрядность, подробно и тщательно разработанная в шариате, доныне воспитывает чувство зависимости верующих от фантастич. аллаха и ставит их под постоянный контроль духовенства. Взрослые мусульмане обоего пола обязаны соблюдать пост в течение всего месяца рамадана. Пост заключается в полном воздержании от еды, питья и всего, что доставляет удовольствие. Но мусульманам предписано поститься только днем, от утренних до вечерних сумерек, а по ночам разрешается питаться и предаваться наслаждениям. По окончании поста, в первые три дня следующего месяца - шавваля, происходит веселый ид аль-фитр - "праздник разговения", или ураза-байрам. "Великим праздником" считается ид аль-адха - праздник заклания, жертвоприношения, или курбан-байрам (10-го числа мусульм. месяца зу-л-хиджжа). Менее популярны праздники мирадж - вознесение, связанный с мифом о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, и мавлид - в ознаменование дня рождения этого пророка.

В 10-11 вв., когда развернулся процесс закрепощения осн. производителей в феод. обществе Бл. и Ср. Востока, стало развиваться мистико-аскетич. направление в И. - суфизм.

Носители идей и практики суфизма - дервиши, не придавая значения установившимся правилам религ. культа и обрядности, стремились к индивидуальному единению с богом и даже к слиянию с ним посредством самоуглубления, внутр. созерцания, сопровождаемых аскетич. упражнениями. Суфии, идеализируя бедность и воздержание, порицали пороки феодалов и духовенства, чем снискали себе популярность в угнетенных нар. массах.

Влияние суфизма на мусульм. верующие массы и растущая популярность суфиев побудили мусульм. ортодоксов в лице Газали (1058-1111) включить учение умеренного монотеистич. суфизма в систему правоверного И.

Суфизм получил широкое распространение как среди суннитов, так и среди шиитов. Последние достигли численного преобладания среди мусульман в Иране, Юж. Ираке и Йемене. Из шиитских сект наибольшего влияния достигли исмаилиты. Идеологи этой секты разработали довольно стройную религ. филос. систему, далеко отошедшую от мусульм. правоверия. Умело применяя социальную демагогию, проповедники исмаилизма использовали антифеод. нар. движения в интересах отд. группировок феодалов. Представители крайнего направления в исмаилизме - кармати пытались осуществить свое антифеод. учение на практике в образованном ими гос-ве в Эль-Хасе, в Вост. Аравии.

Духовный гнет И. (как правоверного, так и сектантского) вызывал решит. протест со стороны свободомыслящих рационалистов. В странах распространения И. передовые ср.-век. философы и ученые противопоставляли доводы разума слепой вере и суевериям, боролись за освобождение науч. исследования от контроля поборников мусульм. правоверия. Наиболее выдающимися мыслителями, противо- поставлявшими науку религии, были арабоязычные ученые аль-Кинди (800-879), Фараби (870-950), Ибн Хайсам (ум. 1038), Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057), Ибн Сина (980-1037), Бируни (973-1048 или 1050), Ибн Туфейль (ок. 1110-1185) и Ибн Рошд (1126-98).

В 12-13 вв. завершился процесс формирования И. как господств. идеологии в феод. обществе Бл. и Ср. Востока. Затем И. находился в состоянии длит. застоя, что отражало застойное состояние позднефеод. вост. общества. В вост. феод. деспотиях (Османская империя, Сефевидский Иран, гос-во Великих Моголов) И. являлся знаменем завоеват. войн, а в период упадка этих держав служил орудием внутр. реакции.

Только в 19 в., когда на ист. сцене в нек-рых странах Востока появилась буржуазия, она стала проявлять стремление использовать И. в своих интересах. Впервые в сер. 19 в. это получило свое выражение в учении бабизма. Гораздо полнее и последовательнее это стремление нац. буржуазии выразилось в т.н. мусульм. реформации в кон. 19 - нач. 20 вв. Бурж. реформаторы И. (напр., Джемаль-ад-дин аль-Афгани, М. Абдо, М. Икбал) приспособляли феод. мусульм. идеологию к отношениям капиталистич. общества. Считая шариат совершенно устаревшим, они предлагали заменить его нормами бурж. права. В интересах капиталистич. произ-ва они выступали противниками затворничества и неграмотности мусульм. женщин, за их раскрепощение (чтобы они могли работать на предприятиях и в учреждениях), сторонниками моногамии. Они считали желательным упростить обрядность, смягчить строгие предписания о посте, чтобы работники произ-ва не отвлекались от работы и не истощались в результате выполнения религ. обрядов. Учитывая стремление нац. буржуазии к освобождению от засилья зап. монополий и трестов, реформаторы И. были ревностными сторонниками усвоения достижений науки (в т. ч. естествознания) и техники. Свою деятельность реформаторы И. оправдывали посредством произвольного толкования текста Корана.

К колониальному господству европ. держав на Востоке реформаторы И. относились терпимо, шли на сговор с империалистами, считая их господство менее опасным, чем возможные результаты революц. движений. Такой же тактики придерживались и панисламисты (см. Панисламизм), к-рые пытались соединить освободит. движение против империализма с защитой интересов вост. феодалов и мусульм. духовенства.

Вел. Окт. социалистич. революцию идеологи и пропагандисты И., и прежде всего мусульм. духовенство, встретили враждебно. Они пытались также ограничить размах нац.-освободит. движения, развернувшегося в странах Востока под влиянием этой революции. В советской стране в годы гражд. войны представители феод. и бурж. контрреволюции в Ср. Азии и на Кавказе часто выступали под лозунгом "защиты ислама и шариата". Мусульм. духовенство, как идеолог реакции, агитировало против коллективизации, было непримиримым противником раскрепощения женщин и нового сов. законодательства о семье и браке.

Но во время Вел. Отечеств. войны при патриотич. подъеме масс мусульм. духовенство (наряду с духовенством др. религий) в СССР, чтобы не утратить своего влияния на верующих, заняло лояльные позиции. После войны духовенство под влиянием верующих трудящихся включилось в движение сторонников мира. Чтобы задержать отход мусульман от религии, оно проводит политику приспособленчества: проповедует ложное утверждение о тождестве коммунистич. морали и мусульм. учения о нравственности, выдает религ. обряды за нац. традиции и т.п.

На зарубежном Востоке идеологи и пропагандисты И. нередко поднимали вопрос об отношении И. к коммунизму. До революции 1952 в Египте мусульм. правоверы (напр., шейхи аль-Азхара) заявляли, что И. и коммунизм - две непримиримые, взаимно враждебные идеологии и что социалистич. строй неприемлем для мусульман. Но мусульманские идеологи мелкой буржуазии и некоторые буржуазные интеллигенты, учитывая настроения и симпатии мусульманских народных масс и особенно молодежи, начинают пропагандировать представление о тождестве или сходстве И. и коммунизма. Они изображают И. в виде "социалистич. религии", ее возникновение в 7 в. н.э. представляют как социальную революцию.

Зарубежные мусульм. деятели в последнее время проявляют тенденцию покончить с разногласиями между суннитами, шиитами и сектантами. Нац. буржуазия в странах с преобладающим мусульм. населением превратила И. в действенный фактор своего политич. и социального господства. Об изучении И. см. ст. Исламоведение.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328, т. 21, с. 294, т. 22, с. 468, т. 28, с. 214 и сл., 222 и сл.; их же, Соч., т. 24, (M.-Л., 1931), с. 452 и сл.; Коран, пер. и комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963; Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 1-2, 2 изд., М., 1904; ч. 3, М., 1912; Бартольд В. В., Халиф и султан, "Мир Ислама", 1912, т. 1, No 2; его же, Ислам, П., 1918; его же, Культура мусульманства, П., 1918; его же, Мусейлима, (Л., 1925); Смирнов Н. A., Совр. ислам, 2 изд., 1930; его же, Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954; Происхождение ислама.. Хрестоматия, сост. Е. Беляев, ч.1, М.-Л., 1931; Беляев Е. A., Образование араб. гос-ва и возникновение ислама в VII веке. Доклады сов. делегации на XXIII Междунар. конгрессе востоковедов. Секция исламоведения, М., 1954; его же, Мусульм. сектантство, М., 1957; Климович Л. И., Содержание Корана, 2 изд., М., (1930); его же, Ислам в царской России. Очерки, М., 1936; его же, Ислам. Очерки, М., 1962; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. течения в обществ. мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Гольдциер И., Ислам, пер. с нем., СПБ, 1911; его же, Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы), пер. с нем., М., 1938; Массэ А., Ислам. Очерк истории, пер. с франц., М., 1961; 2 изд., М., 1963; Kremer A., Geschichte der herrschenden Ideen des Islams, Lpz., 1868; Goldziher J., Muhammedanische Studien, Tl 1-2, Halle, 1889-90; его же, Vorlesungen ?ber den Islam, 2 Aufl., Hdlb., 1925 (рус. пер. - Лекции об исламе, СПБ, 1912); N?ldeke Th., Geschichte des Qorans, Tl 1-2, 2 Aufl., Lpz., 1909-19; Nicholson B. A., Studies in islamic mysticism, Camb., 1921; Massignon L., La passion d´al Hallaj, martyr mystique de l´Islam..., v. 1-2, P., 1922; Becker C. H., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt (Islamstudien), Bd 1-2; Lpz., 1924-32; Lammens H., L´Islam, 2 ?d., Beyrouth, 1941; Unity and variety in Muslim civilization, ed. by G. E. von Grunebaum, (Chi., 1955); Annuaire du mond musulman, red. par L. Mas-signon, P., 1955; Gaudefroy-Demombynes M., Mahomet, P., 1957; Levy R., The social structure of Islam, 2 ed., Camb., 1957; Classicisme et d?clin culturel dans l´histoire de l´Islam. Actes du symposium international d´histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux, 25-29 juin, 1956), P., 1957; Sauvaget J., Introduction б l´histoire de l´Orient musulman, P., 1961; L´?laboration de l´Islam. Colloque de Strasbourg, 12-14 Juin 1959, (P., 1961).

E. A. Беляев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
144.91 кб

Православие и ислам в Западной Сибири (конец XVII середина XVIII в.): проблемы взаимодействия

Клюева Вера Павловна
Рассматриваются вопросы межконфессионального общения и этноконфессиональной самоидентификации населения Западной Сибири в XVII-XVIII вв.
Читать PDF
164.86 кб

Ислам в Карачае: гомогенные и гетерогенные факторы.

Койчуев А.А.-Дж.
В статье предпринята попытка обзора и анализа истории исламизации Карачая, современной жизни и проблем мусульманской уммы республики.
Читать PDF
214.32 кб

Православие и ислам: практики этноконфессиональной коммуникации на примере русских и казахов Верхнег

Лысенко Юлия Александровна
Представлен анализ практики межкультурного сотрудничества православного русского и мусульманского казахского этносов Верхнего Прииртышья на протяжении XIX начала XX в.
Читать PDF
96.16 кб

Ислам и армия в России

Емельянова Надежда Михайловна
Читать PDF
94.78 кб

Ислам в Астраханском крае: история и современность

Сызранов Андрей Вячеславович
Читать PDF
434.73 кб

«Ислам имамов» и традиционализм у казахов России

Ларина Елена Игоревна, Наумова Ольга Борисовна
Читать PDF
107.90 кб

«Народный» ислам в Нижнем Поволжье: региональный вариант религиозного синкретизма

Сызранов Андрей Вячеславович
Читать PDF
726.07 кб

Власть и ислам в 1920-е годы (на примере тюменского региона)

Сокова З. Н.
Читать PDF
180.54 кб

Толерантный Российский ислам

Якупов Риф Исмагилович
Читать PDF
70.45 кб

Власть и ислам в СССР в послевоенный период (по материалам пензенского региона)

Королев Алексей Александрович
Анализируются основные направления советской государственно-церковной политики в отношении ислама на региональном уровне в Пензенской области во второй половине 1940 начале 1950-х гг.
Читать PDF
346.46 кб

Ислам в государственно-религиозной политике российской империи на Северном Кавказе в первой половине

Кулиев Фарман Мурувватович
В статье исследуются проблемы выработки эффективной политики государством в отношении различных религиозных конфессий.
Читать PDF
123.71 кб

Обычай как юридическая фикция: «Традиционный ислам» в религиозном законодательстве постсоветского Да

Бобровников Владимир Олегович
Уже несколько поколений дагестанских мусульман существуют в правовом пространстве светского российского государства. За это время изменились правовые и бытовые традиции, формы и социальная роль ислама.
Читать PDF
0.00 байт

Колхозы и ислам в современном Дагестане

Бобровников Владимир Олегович
Читать PDF
0.00 байт

Малькольм Икс и ислам

Михеева Анастасия Николаевна
Читать PDF
175.19 кб

Ислам и власть в ДАССР в 1953-1964 гг

Гаджираджабов Артур Магомедович

Похожие термины:

  • Каримов, Ислам Абдуганиевич

    продолжение переговоров в рамках Конференции по энергетической хартии по вопросам реализации положений Договора к энергетической хартии, разработки Дополнительного договора и других документо
  • Агеев, Фахрель Ислам

    [1887—] — первый татарский писатель для детей. Род. в дер. Тенишево, Краснослободского уезда, Пензенской губ. Получив начальное образование в старометодной деревенской школе, поступает в медрессе, о
  • АХМАД Сайф ал-Ислам

    Король Северного Йемена из династии Хамидаддинов, правивший в 1948-1962 гг. Сын Йахйи ал-Мутаваккила. Род. 1891 г. ? 18 сент. 1962 г. Ахмад, официально провозглашенный в 1937 г. наследным принцем, в молодости прин
  • Дар аль–Ислам и Дар аль–Харб

    территория Ислама» и «территория войны». Дар аль–Ислам–это государство или часть мира, которая находятся под контролем мусульман, и в котором в полной мере действуют все исламские религиозные з
  • Дар аль-Ислам

    Исламские земли.
  • Шейх-ал-ислам

    ар. глава мусульманского духовенства в каком-либо городе
  • Хаупшев Ислам Яшев

    ?–не ранее 1872), прапорщик (к 1872), из абазинских узденей (сословие агмиста). Проживал в Кубанской области.
  • ШЕЙХ УЛЬ ИСЛАМ

    также "великий муфтий", вселенский патриарх для мусульман.
  • КАРИМОВ ИСЛАМ

    (р. 1938), узбекский политический деятель. Президент Узбекистана (с 1990). Сделал успешную карьеру в КПСС. С 1989 г.-Первый секретарь Компартии Узбекистана. При нем Узбекистан был провозглашен независимым
  • Ислам в Челябинской области

    малоизученное явление. Проникновение И. на терр. совр. Челябинской области происходило двумя путями – из Хорезма и Ср. Поволжья. Этот процесс был связан как с караванной торговлей, так и с миграция
  • ДЖАМААТ-И ИСЛАМ

    религ.-общинная партия Индии и Пакистана. Образована в 1941. Ее лидер - пакистанский богослов, сторонник возрождения ислама и превращения Пакистана в теократич. мусульм. гос-во - А. Маудуди. В Пакистан
  • Федаян–е ислам

    («Поборники ислама»; Иран) – ФИ. Крайне правая националистическая террористическая организация, действовала в 1940–е гг. Лидер – Сейид Навваб Сефеви внушал последователям, что процветание и благо
  • Ислам в Екатеринбурге

    интернетсайт, городской портал мус. общины Екатеринбурга. Располагается по адресу: www. islamur.ru. Разработан в 2007 г. группой мусульман-волонтеров, в т.ч. связанных с компьютерными технологиями. Гл. цель
  • Ислам как он есть

    религиозно-просветительская телепрограмма. Выходит на городском телевидении г. Чебаркуля с 2004 г. Автор и ведущий – муфтий В.И. Акперов. Продолжительность программы – 10 минут. Формат программы – д
  • Тукко Ислам Гассанович

    1823–не ранее 1873), ротмистр (к 1872), «из натухайцев свободного состояния». Проживал в Кубанской области.
  • Султан Каплан-Гирей Ислам-Гиреевич

    1795–08/09.10.1844), прапорщик (к 1844), потомок очеркесившихся крымских Гиреев. Дядя полковника Хан-Гирея. Встречался с императором Николаем I. Проживал в Кубанской области. «Нечаянно убит за Кубанью». Был ж
  • Султан Ислам-Гирей [Ханук

    ] (18 в.), войсковой старшина (прим. 1780-е). Проживал на Кубани. Дед адыгского просветителя полковника Хан-Гирея. Сыновья – Мамат-Гирей, Каплан-Гирей.
  • ИСЛАМ-ГИРЕЙ III

    Ислам-Герай III (1604-54), - крымский хан (1644-54), сын Селямет-Гирея. В 1644 тур. султан назначил его ханом вместо младшего брата Мухамед-Гирея. В 1648 И.-Г. III вступил в союз с Богданом Хмельницким, стремясь при эт
  • Натырбов Ислам-Гирей Мышеостович

    08.08.1898–не ранее 1932), ротмистр (1920), из махошевских узденей. Родился в ауле Ходзь, Майкопского уезда Кубанской области. Окончил Лабинскую Сергиевскую гимназию. «Выдержал испытание на звание вольнооп
  • Улагай Ислам-Гирей Шехимович

    Зехаим-оглы) (после крещения в 01.1874 – Георгий Викторович) (25.07.1835–22.11.1877), полковник (05.05.1878, посмертно), из шапсугских первостепенных узденей (тлякотлеш). Воспитывался в Новороссийской Азиатской школ