греч.)
двусложная стопа, состоящая из краткого (безударного) и долгого (ударного) слогов:
U -
Самым распростр. ямбич. размером был триметр.
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ЯМБ
Ямб
ЯМБ
стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 5-стопный (лирика и драмы XIX–XX вв.), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), вольный разностопный (басня XVMI-XIX вв., комедия XIX в.).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЯМБ
греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u –).
2) Тип силлабо-тонического метра. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея (см. ст. Силлабо-тоника). Ямб 4-стопный – самый распространенный русский размер со времен М. В. Ломоносова. Во второй пол. 18 в. обращение поэтов-классицистов к ямбу в «высоком» жанре оды подчеркивает тематический контраст между одическим творчеством и «легкой поэзией» (преимущественно хореической). В 19 в. ямб теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный (белый стих) и рифмованный («Последний катаклизм» Ф. И. Тютчева), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета; см. Александрийский стих).
2) Тип силлабо-тонического метра. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея (см. ст. Силлабо-тоника). Ямб 4-стопный – самый распространенный русский размер со времен М. В. Ломоносова. Во второй пол. 18 в. обращение поэтов-классицистов к ямбу в «высоком» жанре оды подчеркивает тематический контраст между одическим творчеством и «легкой поэзией» (преимущественно хореической). В 19 в. ямб теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный (белый стих) и рифмованный («Последний катаклизм» Ф. И. Тютчева), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета; см. Александрийский стих).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЯМБ
1) Стихоторная стопа, состоящая из короткого и долгого слогов. Ямбич. размеры использовались в насмешливых и поносит. стихах (ямбах), а также в речитативных партиях драматич. произв. Ямбич. триметр — самый популярный среди антич. стихотворных размеров после дактилич. гекзаметра. 2) Лит. жанр. Праформами Я. как лит. жанра были ритуал. поношения, служившие на праздниках плодородия магич. средством отвращения зла; их метрич. основой был ямбич. размер. К этому виду обрядовой поэзии обратился Архилох, облекавший свои стихотворения-инвективы в форму Я. и трохеев. Ямбографич. традиции принадлежит и стихотворение Семонида, направл. против женщин. В дальнейшем содержание Я. перестает быть исключит. поносительным. Особую разновидность Я. ввел в употребление Гиппонакт, облекший свои реалистич. произв. в форму «хромого Я.» (холиямба), тем самым был создан метрич. прообраз мимиямбов Геронда. В эллинистич. эпоху ямбич. стихотворения наряду с Герондом пишет Каллимах. В рим. лит-ру ямбич. поэзия вошла бла-годаря Луцилию. Гней Матий писал мимиямбы по образцу Герондовых. Любили этот размер и неотерики. Эподы Горация связаны с ямбографич. традицией, идущей от Архилоха. Последними значит. ямбографами античности были Персий (холиямбы), Петроний и Марциал.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ямб
1. Стихотворная стопа, состоящая из короткого и долгого слогов: U — (например, саnо). Ямбич. размеры использовались в насмешливых и поносительных стихах (ямбах), а также в речитативных партиях драматич. произведений. Ямбич. триметр — самый популярный среди античных стихотворных размеров после дактилич. гекзаметра
2. Лит. жанр. Праформами Я. как лит. жанра были ритуальные поношения, служившие на праздниках плодородия магич. средством отвращения зла; их метрич. основой был ямбич. размер. К этому виду обрядовой поэзии обратился Архилох, облекавший свои стихотворения-инвективы в форму Я. и трохеев. Ямбографич. традиции принадлежит и стихотворение Семонида, направл. против женщин. В дальнейшем содержание Я. перестает быть исключительно поносительным. Особую разновидность Я. ввел в употребление Гиппонакт, облекший свои реалистич. произведения в форму «хромого Я.» (холиямба), тем самым был создан метрич. прообраз мимиямбов Геронда. В эллинистич. эпоху ямбич. стихотворения наряду с Герондом пишет Каллимах. В рим. литературу ямбич. поэзия вошла благодаря Луцилию. Гней Матий писал мимиямбы по образцу Герондовых. Любили этот размер и неотерики. Эподы Горация связаны с ямбографич. традицией, идущей от Архилоха. Последними значительными ямбографами античности были Персии (холиямбы), Петроний и Марциал.
2. Лит. жанр. Праформами Я. как лит. жанра были ритуальные поношения, служившие на праздниках плодородия магич. средством отвращения зла; их метрич. основой был ямбич. размер. К этому виду обрядовой поэзии обратился Архилох, облекавший свои стихотворения-инвективы в форму Я. и трохеев. Ямбографич. традиции принадлежит и стихотворение Семонида, направл. против женщин. В дальнейшем содержание Я. перестает быть исключительно поносительным. Особую разновидность Я. ввел в употребление Гиппонакт, облекший свои реалистич. произведения в форму «хромого Я.» (холиямба), тем самым был создан метрич. прообраз мимиямбов Геронда. В эллинистич. эпоху ямбич. стихотворения наряду с Герондом пишет Каллимах. В рим. литературу ямбич. поэзия вошла благодаря Луцилию. Гней Матий писал мимиямбы по образцу Герондовых. Любили этот размер и неотерики. Эподы Горация связаны с ямбографич. традицией, идущей от Архилоха. Последними значительными ямбографами античности были Персии (холиямбы), Петроний и Марциал.
Источник: Словарь античности. 1989