ЯВОРСКИЙ
ЯВОРСКИЙ
1. Иван Лаврович (1853 - после 1908) - рус. географ, антрополог, этнограф. По образованию и профессии врач. С нач. 90-х гг. - приват-доцент, затем - профессор Новороссийского ун-та в Одессе по кафедре географии. В 1878-79 в качестве врача рус. дипломатич. миссии Н. Г. Столетова ездил в Афганистан. Его "Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878-1879 гг." (т. 1-2, СПБ, 1882-83) содержит подробное описание деятельности миссии, событий, предшествовавших 2-й англо-афг. войне 1878-80, а также значит. фактич. мат-л о внутр. жизни Афганистана, интересные бытовые зарисовки. В 1885 книга была переведена на нем. яз. в Иене. Я. - автор ряда работ по этнографии, антропологии и географии Ср. Азии (в т. ч. "Краткого отчета о научной командировке в Среднюю Азию, исполненной летом 1894 г.", т. 1-3, Од., 1895). Н. А. Халфин. Москва. 2. Стефан (до пострижения - Симеон Иванович) (1658 - 27.XI.1722) - рус. и укр. церковный деятель, публицист. Из мелкой шляхты Правобережной Украины. Окончил в 1684 Киево-Могилянскую духовную академию, затем уехал за границу и обучался в высших духовных учебных заведениях в Вильно, Львове, Люблине и Познани, для чего временно принял униатство под именем Станислава Симона. По возвращении в 1687 в Россию принес покаяние в отречении и был вновь принят в лоно православной церкви, в 1689 постригся в монахи. Преподавал в Киево-Могилянской академии, позднее стал ее проф. и префектом. В апр. 1700 был назначен митрополитом рязанским и муромским, а после смерти в том же году патриарха Адриана - местоблюстителем патриаршего престола. С 1701 Я. - президент Славяно-греко-латинской академии в Москве. Петр I высоко ценил Я., особенно за его ораторский талант. Я. сначала поддерживал гос. преобразования Петра, но в связи с церк. реформами стал выступать против. В 1721 Я. был назначен президентом Синода, т. к. Петр I хотел использовать уважение к Я. консервативных кругов рус. общества. Влияния на синодальные дела Я. не имел, они решались сторонниками Петра I - вице-президентами Ф. Прокоповичем и Ф. Яновским. Я. стал противником преобразований Петра I, но выступал чаще всего в скрытой форме, иносказательно, против подчинения церкви светским властям. Наиболее ярко Я. выразил свои взгляды в богословском трактате "Камень веры" (написан в 1718, опубл. в 1728), где излагал православное вероучение, проповедовал идею предопределения всех историч. событий богом и отстаивал приоритет церкви над светской властью. Трактат содержал полемику против протестантизма. Я. был ярким проповедником. Лит.: Самарин Ю. Ф., Стефан Яворский и Феофан Прокопович, Соч., т. 5, М., 1880; Тихонравов Н. С., Московские вольнодумцы начала XVIII в. … Соч., т. 2, М., 1898; Маслов С. И., Библиотека Стефана Яворского, "Чтения в историческом обществе Нестора летописца", 1914, кн. 24, в. 2; Табачников I. A., З iсторiї фiлософської думки в Києво-Могилянськiй академiї першої половини XVIII ст. (Стефан Яворський i Феофан Прокопович), в кн.: З iсторiї фiлософської думки на Українi, К., 1963. А. Н. Дьячков. Москва.