КАИН

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Каин

см. Климов, Ив. Ив.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КАИН
старший сын Адама и Евы, убивший брата Авеля. Нарицательное имя предателя, убийцы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КАИН

вид одежды у народов Юго-Восточной Азии - полотнище (до 2,5 м), обертываемое вокруг пояса, достигающее колен (главным образом как рабочая одежда) или щиколоток. См. также КАМБЕН.

Источник: Словарь этнографических терминов

Каин
приобретенный)-а) (Быт 4.1-3,5-6,8-9,13,15-17,24,25; 1Ин 3.12; Иуд 11; Евр 11.4)-первый сын Адама и Евы, первый человек, рожденный от человека (по образу Адама, Быт 5.3), ставший первым убийцей своего брата;
б) (Чис 24.22)-имя или земля Кенеев (см.);
в) (Нав 15.57)-город в уделе Иудином в районе Хеврона.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Каин
т.е. приобретение. 1) Первородный сын Адама и Евы (Быт. 4:1), который, несмотря на предупреждение Бога, поддался греху, когда Бог с благоволением принял жертву Авеля и отверг жертву Каина: он убил Авеля, и, в наказание за это, Бог изгнал его из земли, где он жил. Каин, благодаря особому знамению, данному ему Богом, был храним от мщения людей, которое, как он сам сознавал, он заслужил. Он поселился в земле под, к востоку от Едема, где построил город и назвал его «Енох» по имени своего сына Еноха (Быт. 4:16 и дал.; 1 Иоан. 3:12; Иуд. И). 2) В Чис. 24:22. См. «Кенеяне».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Каин
первый сын Адама и Евы и старший брат Авеля. После рождения Каина Ева сказала: «Приобрела я человека от Бога» (Бытие, 4, 1), думая, что Господь послал ей избавителя, как обещал. Однако женщина жестоко обманулась: Каин стал первым убийцей на земле, причем не просто убийцей, а братоубийцей. К этому преступлению его побудила зависть к Авелю, так как жертву последнего Господь принял, а его, Каина, жертву не принял. Каин сильно огорчился и потупил глаза. Тогда господь спросил его: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но Каин не послушал Божьего увещевания. И вот однажды он увел Авеля в поле и там его убил. «Где Авель, брат твой?» – спросил Господь. «Не знаю; разве я сторож брату моему?» – ответил братоубийца. Господь сказал: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин же отвечал: «Наказание мое больше, нежели снести можно, и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Господь пообещал: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро», и сделал Каину знамение, чтоб никто, встретившись с ним, не убил его. «И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земли Нод, на востоке от Едема… И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Бытие, 4, 6–17). Апостол Иоанн пишет о Каине следующее: «Не так, как Каин, [который] был от лукаваго и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (Первое послание Иоанна, 3, 12). А Апостол Павел свидетельствует: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Послание к Евреям, 11, 4).

Источник: Православная энциклопедия.

Каин
древнеевр. Qayin, греч. ????, ????, лат. Cain) — первый сын Адама и Евы, брат Авеля.
Согласно Книге Бытия (Быт 4, 1), К. был земледельцем, чью жертву Бог отверг, приняв при этом жертву его брата, пастуха Авеля. Разгневавшись, К. убил Авеля, а на вопрос Бога: «Где Авель, брат твой?» — отвечал: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт 4, 9). Бог покарал К. изгнанием. Библ. история о К. и Авеле имеет общие черты с некоторыми месопотамскими мифическими сюжетами о соперничестве пастуха и земледельца (так, в мифе о сватовстве земледельца Энкиду и бога-пастуха Думузи к Иннане невеста также отдает предпочтение последнему). Отсутствие ясных мотивов отданного Авелю Божественного предпочтения породило многочисл. комментарии на эту тему. Причину предпочтения жертвы Авеля видели в том, что К. принес недостойную Бога жертву (Ефрем Сирин), был заносчив перед Богом (Кирилл Александрийский) и др. В иуд. комментариях отказ Бога от жертвы К. объясняется, в частности, тем, что мысли и намерения К. в момент принесения жертвы не были праведны. Встречаются также примеры аллегорической интерпретации этого сюжета. Так,
Филон Александрийский посвятил ему неск. трактатов — О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин; О потомках надменного Каина и о его изгнании и др., в которых К. является олицетворением порочного ума. Пересказ библ. истории и упоминания о К. и Авеле встречаются в апокрифической лит-ре, мидрашах, соч. Отцов Церкви, а также в Коране. В гностической лит-ре и некоторых мидрашах излагается отличная от библ. версия рождения К., согласно которой он был зачат от Сатаны.
Сюжет о К. и Авеле лежит в основе мн. лит. произведений, среди которых наиболее известна поэма Дж.Г. Байрона Каин, а также поэма Ш. Бодлера Авель и Каин. В этих произведениях имело место начавшееся в эпоху романтизма переосмысление образа К., который представлен смелым и гордым человеком, бросившим вызов Богу.
Лит-ра: Aptowitzer I. Kain und Abel in der Legende. W., 1922; Gunkel H. Das Buch Genesis. GЪ., 1967; Goldberg A. Kain: Sohn des Menschen oder Sohn der Schlange // Judaica 25 (1969); Brudermord: Zum Mythos von Kain und Abel / Hrsg. J. Illies. MЯ., 1975; Kugel J.L. Cain and Abel in Fact and Fable // Hebrew Bible or Old Testament. Notre Dame (Ind.), 1990, p. 167–190.
Л. Жукова

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

КАИН
приобретение; Быт 4:1-9, 1Ин 3:12, Иуд. 11, Евр 11:4) — имя двух лиц и название города: Старший сын Адама и Евы, брат Авеля. “Приобрела я человека от Господа,” говорила Ева по его рождении (Быт 4:1), т.е. приобрела того избавителя, которого обещал Господь, — но она горько обманулась в своем чаянии. Перворожденный сын ее, Каин, сделался первым убийцею на земле, и не только убийцею, но и братоубийцею. К этому страшному преступлению его побудила зависть, так как на жертву, принесенную Богу Авелем от первородных овнов стада Господь призрел, а на его жертву от плодов земных не призрел, вследствие чего Каин сильно огорчился. Он не мог прямо смотреть и потупил лицо. “Почему ты огорчился? сказал Господь, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над, ним.” Однако же Каин пренебрег Божеств, внушением и весь отдался зависти. Раз он увел брата своего Авеля в поле, наедине напал на него и убил его. Где Авель, брат твой? воззвал Бог к Каину. — Не знаю; разве я сторож брату моему? отвечал братоубийца. — Тогда Господь сказал: “что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.” — “Наказание мое больше, нежели снести можно, отвечал Каин, — и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.” — “Всякому кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, замечает св. бытописатель, чтоб никто, встретившись с ним, не убил его.” Вероятно, это было что-нибудь ужасное, что не допускало приближать к братоубийце. “И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема... И построил он город и назвал город по имени сына своего — Енох.” “Не так, как Каин, пишет о нем ап. Иоанн, который был от, лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин 3:12). “Горе им, говорит, ап. Иуда о современных ему нечестивцах, потому что они идут путем Каиновым” (ст. 11). “Верою Авель принес Богу жертву лучшего, нежели Каин” свидетельствует о нем ап. Павел (Евр 11:4). Чис 24:22 — собственное имя Кенеян (см Кенеи) Здесь Валаам, пророчествуя о судьбе их, говорит: “разорен будет Каин, и не долго до того, что Ассур уведет тебя в плен.” Нав 15:57 — город, исчисляемый в числе городов, принадлежащих колену Иудину в стране нагорной. Более о нем не упоминается, и положение его не определено доселе. Полагают впрочем, что это нынешний Июкин на ю.-в. от Хеврона.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Строительство храма Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в благотворительных деяниях каин

Фурсова Елена Федоровна
Статья посвящена раскрытию одного из эпизодов благотворительности сибирского купечества начала ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Каин и Авель: мифологика конфликта

Пикалов Дмитрий Владимирович
Цель. Вот уже более десяти лет сферой научных интересов автора статьи являются мировоззренческие установки кочевых народов Евразии. По данной проблематике были опубликованы 2 монографии и более полусотни научных статей.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности романтического мифотворчества Д. Г. Байрона в мистерии «Каин»

Михайленко Е. Н.
Романтическое мифотворчество направлено на постижение универсальных основ бытия и тяготеет к выстраиванию обобщенной модели мироздания, вмещающей в себя комплекс личных представлений романтика о состоянии мира.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода как аксиологическая категория в мистерии Дж. г. Байрона «Каин»

Жилина Наталья Павловна
Рассматривается произведение Байрона, основой которого стал широко известный библейский сюжет, кардинально переработанный и видоизмененный поэтом.
Читать PDF
0.00 байт

Сравнительно-типологический анализ драм «Каин» Дж. Байрона и «Мятеж Черта против Бога» А. Фитрата

Курбонов Парда Ахмедович
Рассматриваются абстрактные понятия, близкие по значению, в творчестве Байрона и Фитрата. Слова Люцифера в драме «Каин» у Дж.
Читать PDF
0.00 байт

Мотив соблазна в мистерии Дж. г. Байрона «Каин»

Жилина Наталья Павловна
Рассматривая одно из самых сложных произведений Байрона, автор сосредоточивает внимание на важнейшем мотиве в сюжете философской драмы.
Читать PDF
0.00 байт

"ВЛ. СОЛОВЬЕВ И ЛЕРМОНТОВ – РОДНЫЕ БРАТЬЯ, АВЕЛЬ И КАИН РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" (СТАТЬЯ ПЕРВАЯ)

Милевская Наталия Ивановна
Введение. В статьях (первой и второй) рассматривается рецепция личности и творчества Лермонтова литературной критикой русских религиозных философов, преимущественно В. С. Соловьевым.
Читать PDF
0.00 байт

Тувал-Каин, Гиппий, Платон и возможные ближневосточные корни образа софиста в одноименном диалоге Пл

Светлов Роман Викторович
В статье рассматриваются ближневосточные (ветхозаветные и финикийские) источники образа софиста в диалоге Платона «Софист».

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Ванька-Каин (Иван Осипов Каин)

    Ванька-Каин (Иван Осипов Каин) - вор, грабитель и сыщик, уроженец села Иванова, принадлежавшего купцу Филатьеву. Родился в 1718 году и 13 лет от роду был привезен в Москву, на господский двор. Обокрав сво
  • Каин и Авель

    в Библии сыновья первой человеческой пары - Адама и Евы. Каин - земледелец и Авель - пастух совершили каждый приношение Богу. Он призрел дары Авеля и пренебрег жертвами Каина. Обиженный Каин восстал
  • Каин, Иван Осипов

    (Ванька Каин) — разбойник и сыщик ХVIII в. Крестьянин купца Филатова, род. в Ростовском уезде, в с. Иванове в 1718 г., ум. после 1756 г. С детства он отличался воровскими наклонностями; убежав после нескольки
  • Ванька-Каин

    [Иван Осипов Каин, 1718—?] — знаменитый вор, разбойник и московский сыщик. Будучи крепостным человеком купца Филатьева, бежал от него, был схвачен и возвращен обратно. За донос на своего барина В. К. по
  • Ванька Каин (Иван Осипов)

    Московский вор, грабитель и сыщик. Сын крестьянина ростовского уезда, села Иванова. После похождений в Москве отправился на Волгу, где примкнул к понизовой вольнице и разбойничал в шайке известног
  • Климов, И. И. (Каин)

    автор кн. "Сибирь" (М., 1903). {Венгеров}
  • Каин, Ванька (Ив. Осип.)

    разбойник и сыщик, написал автобиограф., р. 1718 в с. Иванове, Ростов. у., крест. купца Филатова, сосл. в каторгу 1756. {Венгеров}