КАМЮ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАМЮ
Альбер (1913–1960) — французский писатель, философ, эссеист, разделявший многие идеи эк-зистенциализма, лауреат Нобелевской премии 1957 г. В своих произведениях — философском эссе «Миф о Сизифе», повестях «Посторонний» (1941) и «Падение» (1956), в романе «Чума» (1946) — Камю ставит «проклятые» вопросы времени: об одиночестве жалкого и бес-помощного человека, его непознаваемости, о человеческом существовании, полном случайностей и провозглашает трагический стоицизм. Жизнь потому и пре-красна, что трагична, и люди должны действовать «во-преки страху с его не знающим устали оружием, вопре-ки их личным терзаниям». Абсурдности бытия писатель противопоставляет такие ценности, как солидар-ность, свобода, любовь, помогающие выстоять и «полюбить этот ограниченный и смертный мир, предпо-читая его всем другим».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КАМЮ
Camus) Альбер (1913, Мондови, Алжир – 1960, Вильблевен, Франция), французский писатель и мыслитель, создатель т. н. «романтического», или «бунтующего», экзистенциализма. Родился в бедной семье сельскохозяйственного рабочего, в 1914 г. отец погиб на фронте. Закончил среднюю школу и философский ф-т ун-та Орана. В ун-те определился круг его любимых авторов – Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Шестов, С. Кьеркегор, А. Мальро. До 1942 г. художественное творчество Камю восходит к философскому кредо, выраженному в его работе «Миф о Сизифе. Философское эссе об абсурде» (1942), представляющей собой размышления о бессмыслице существования, отчужденности человека от других и от самого себя, об абсурде как источнике свободы, т. е. вседозволенности. «Удел человеческий» сравнивается с тяжким и бесцельным трудом Сизифа. В пьесе «Калигула» (1938, опубл. в 1944) римский император, стремясь к абсолютной личной свободе, приходит к цинизму и полному нигилизму, совершает преступления. «Романтиком-экзистенциалистом» стал Мерсо – герой романа «Посторонний» (1937–40, опубл. в 1942), который нарушает нормы социального общества, за что его отдают под суд и приговаривают к смертной казни. Мерсо принадлежит миру природы, ему неведом нравственный закон, зато свойственно языческое переживание полноты и радости физического, телесного бытия. Он свободен абсолютно, ему «все дозволено», т. к. он живет в мире абсурда, где нет Бога, а значит, нет истины, нравственности, смысла.
С нач. 2-й мировой войны Камю переезжает во Францию и примыкает к Сопротивлению. С «Писем немецкому другу» (1943) начинается новый период его творчества: история поставила Камю перед необходимостью пересмотра идеи абсурда, оправдывающей преступление, в т. ч. и убийство. Вседозволенность из теоретической категории перешла в область реального – а именно в практику нацизма. Камю утверждает нравственную необходимость защиты человека от современного зла. Принцип борьбы с бессмысленностью существования и абсурдностью смерти полнее всего выражен в романе «Чума» (1947), написанном в жанре хроники. Чума – аллегорический образ, одно из прочтений которого – «коричневая чума», нацизм. Поведение человека определяется теперь не вездесущим абсурдом, но конкретным выбором решения определенной задачи. В «Чуме» множество действующих лиц и много вариантов выбора. Позитивная позиция врача Бернара Рие и его помощников утверждается как выполнение повседневного долга, привычной работы, без идей и идеологий. Аллегория чумы возникает также в пьесе «Осадное положение» (1948). Аллегоричны и другие произведения Камю этого периода – пьеса «Праведные» (1950), повесть «Падение» (1956), сборник новелл «Изгнание и царство» (1947). Сквозь жизнеподобие сюжетов проступают все те же философские категории абсурдности бытия и взбунтовавшейся личности, утверждающей свое человеческое достоинство. Камю суммирует свой нравственный и философский поиск в эссе «Бунтующий человек» (1951), где рассматривает бунт личности против абсурдности бытия не только как отрицание, но и как гуманистическое утверждение вечных человеческих ценностей: солидарности, любви, чести. В 1957 г. Камю присуждается Нобелевская премия, а двумя годами позже жизнь его внезапно и трагически обрывается – «романтик-экзистенциалист», запечатлевший в своих книгах образ абсурдного мира, погибает в автокатастрофе.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Проза Ф. М. Достоевского в эссеистике г. Гессе, Т. Манна, А. Камю

Киричук Е. В.
Рассматривается рецепция западноевропейских писателей XX в. на творчество Ф.М. Достоевского. Романистика русского писателя и мыслителя оказывает значительное влияние на прозу Г. Гессе, Т. Манна, А. Камю.
Читать PDF
0.00 байт

Полвека без Альбера Камю

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Формы художественной рецепции философии А. Камю в романе Дж. Барнса «Предчувствие конца»

Сысоева Юлия Николаевна
Описаны различные формы рецепции экзистенциальной философии А. Камю в романе Дж. Барнса «Предчувствие конца». Сочетание этих форм выявляет полемический характер восприятия данной философии в современную эпоху.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность как основа творчества Ф. Достоевского и А. Камю

Ваганян Армине Григорьевна
В статье рассматривается влияние Ф. Достоевского на эволюцию мировоззрения и творчества Альбера Камю.
Читать PDF
0.00 байт

Изгибы абсурдного сознания в философии А. Камю

Счастливцева Елена Анатольевна
В статье раскрывается проблема абсурдного человека, живущего или надеждой, или отчаянием. Человек в абсурдной своей стадии не способен на высшее проявление любви, но стремится к счастью.
Читать PDF
0.00 байт

Бытие и другой в философии А. Камю

Мальцев Ярослав Владимирович
В статье рассматриваются такие специфические грани процесса субъективации, как Бытие-без-Другого и Бытие-для-Другого, и влияние обоих экзистенциалов на человека и социум. Делается это через рассмотрение взглядов А.
Читать PDF
0.00 байт

Философская природа морали в драмах Леонида Андреева и Альбера Камю (экзистенциальный аспект)

Богатырева Н.Д.
В статье рассматривается вопрос о философской природе морали в творчестве Леонида Андреева и французских экзистенциалистов. Анализируется метафизическая сущность нравственности в драме Л.
Читать PDF
0.00 байт

Философия и роман в творчестве Альбера Камю: эссе «Миф о Сизифе» (1942)

Пефтиев Владимир Ильич
Альбер Камю (1913-1960) яркая фигура в галерее мыслителей Франции 30-50-х гг. XX в. Наследие А. Камю многолико и поливалентно (романы, повести, эссе, очерки, записные книжки). Исследователи творчества А.
Читать PDF
0.00 байт

Новозаветные мотивы в повести А. Камю «Посторонний»

Недосейкин М.Н., Страхов И.И.
В статье путем сопоставления текста А. Камю с Новым Заветом выявляется множество параллелей, проливающих свет на мировоззренческие позиции писателя.
Читать PDF
0.00 байт

БАЙРОН - ТУРГЕНЕВ - КАМЮ: ОТ "ЛИШНЕГО" ЧЕЛОВЕКА К "ПОСТОРОННЕМУ"

Шульц Сергей Анатольевич
В свете взаимосвязи творчества Тургенева с романтизмом и экзистенциализмом рассмотрены переклички между произведениями Байрона, Тургенева («Дневник лишнего человека»), Камю («Посторонний»).
Читать PDF
0.00 байт

Журналистский путь Альбера Камю

Вахидова Рухшона Абдушукуровна
Статья посвящена журналистской деятельности Альбера Камю, французского писателя и эссеиста, который являлся также выдающимся журналистом и чей пример неустанной борьбы за правду и человеческое достоинство представляет сегодня особ
Читать PDF
0.00 байт

В поисках истины: философия «Абсурда и свободы» А. Камю

Спыну Лариса Михайловна
Статья посвящена философии свободы А. Камю. В ней рассматривается взаимосвязь абсурда и свободы как основных составляющих оптимистического стоицизма А. Камю.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые мысли о философии Альбера Камю

Горохов Павел Александрович
В статье рассматриваются актуальные аспекты экзистенциализма Альбера Камю как особой формы социально-философской антропологии.
Читать PDF
0.00 байт

Альбер Камю об экзистенциалах человеческого бытия

Бурханов Александр Рафаэлевич
В статье анализируются экзистенциалы человеческого бытия в философской концепции выдающегося представителя французского экзистенциализма Альбера Камю.
Читать PDF
0.00 байт

«Кто имеет уши слышать, да слышит». А. Камю и Ф. М. Достоевский: отношение к нигилизму

Рогоза Вячеслав Вадимович
В работе продемонстрированы актуальность и негативное влияние нигилизма, выявлено отношение к данному течению у А. Камю и Ф.М. Достоевского, показаны причины неполного понимания идей Ф.М. Достоевского А. Камю.

Похожие термины:

  • Альбер Камю

    (1913-1960), французский писатель. Родился в Алжире. Участвовал в ДВИЖЕНИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ во Франции. Внес дух ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА в литературу с его ощущением абсурдности человеческого существования. По