, Ян ван де (Capelle, Jan van de) 1626, Амстердам — 1679, Амстердам. Голландский живописец. Унаследовав от своего отца большую красильную фабрику, был в отличие от большинства голландских художников достаточно обеспечен. Занимался живописью ради своего удовольствия. Владел крупнейшим в то время собранием картин и рисунков, в том числе Ремрандта, Халса, Ван Дейка и произведений выдающихся голландских маринистов. Сформировался на основе этого собрания как талантливый самоучка. Писал морские, речные и зимние пейзажи. В ранних работах Капелле чувствуется сильное влияние Симона де Влигера (Вид гавани с зеркальным отображением воды, 1649, Стокгольм, Нац. галерея). В пору зрелости творчество этого независимого мастера, свободного от требований рынка и заказчиков, приобрело ощущение покоя и царящей в природе гармонии. Он любил изображать световоздушное, окутанное дымкой пространство, широкие реки, впадающие в море, горячий солнечный зной неба над зеркально гладкой поверхностью воды (Вид на реке, Морской вид, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Морское затишье с кораблями, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; Штиль, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг; Киев, Музей западного и восточного искусства). Ни современники, ни исследователи до конца XIX в. не смогли должным образом оценить выдающийся художественный дар Капелле.
Лит.: Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983; Bol L. J. Die hollandische Marinemalerei des 17. Jahrhunderts. Braunschweig, 1973.
Т. Каптерева
0.00 байт
Иконография женской процессии в капелле Исхода (некрополь Эль-Багават, Египет). Источники и параллел
Статья посвящена особенностям иконографии сцены процессии женщин, входящей в живописный ансамбль так называемой «капеллы Исхода» (раннехристианского мавзолея IV в. из некрополя Эль-Багават в египетском оазисе Харга).