КАТУЛЛ
КАТУЛЛ
Гай Валерий (ок. 84 — 54 до н.э.) — др.-рим. поэт. Род. в Вероне в состоят. семье. Юношей переселился в Рим. Сохран. 116 стихотв. К. В центре лирики К. — тема любви к некоей Клодии, воспетой под им. Лесбии в память лесбосской поэтессы Сапфо.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Катулл
I в. н. э., римский мимограф, автор утраченных сценических мимов. Среди них был один под названием Привидение (Phasma), который Ювенал назвал "крикливым", а также Laureolus, в котором злодея с этим именем распинали на сцене. О К. упоминают Иосиф Флавий, Светоний, Тертуллиан.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
КАТУЛЛ
Catullus) Гай Валерий (87 или 84 до н. э., Верона – после 54 до н. э., Рим), римский поэт. Член кружка неотериков («новых поэтов»), культивировавших в противоположность эпосу и драме малые литературные формы. Художественным образцом для Катулла и прочих неотериков была александрийская поэзия (эллинистическая поэтическая школа, связанная с египетским г. Александрией) с ее мифологической ученостью, стремлением к сочетанию формальной изысканности с естественностью и простотой. Дошедший до нас сборник Катулла, состоящий из 116 произведений, помимо лирических стихотворений и эпиграмм, включает в себя два эпиталамия (свадебные песни), послания и эпиллии (небольшие поэмы) – «Свадьба Пелея и Фетиды», «Аттис», «Волосы Береники» (перевод эпиллия греческого поэта Каллимаха).
Сын состоятельного провинциала (жителя Северной Италии), Катулл, подобно множеству молодых людей того времени, приехал в Рим. В эпоху политического и социального кризиса, переживаемого в то время Римской республикой, интересы юноши оказались связанными не с военной или политической карьерой, а с тесным кругом друзей – поэтов-единомышленников. Политические мотивы возникают лишь в инвективах (резких нападках), обращенных против Цезаря и его приближенных, основные темы лирики Катулла – любовь, дружба. БОльшая часть любовной лирики Катулла посвящена возлюбленной поэта Клодии, которую он изображает под именем Лесбии (псевдоним, напоминающий о греческой поэтессе Сапфо, жившей на острове Лесбос); в этих стихах – впервые в античной поэзии – любовь понимается не только как чувственная страсть, но и как духовная близость.
Сын состоятельного провинциала (жителя Северной Италии), Катулл, подобно множеству молодых людей того времени, приехал в Рим. В эпоху политического и социального кризиса, переживаемого в то время Римской республикой, интересы юноши оказались связанными не с военной или политической карьерой, а с тесным кругом друзей – поэтов-единомышленников. Политические мотивы возникают лишь в инвективах (резких нападках), обращенных против Цезаря и его приближенных, основные темы лирики Катулла – любовь, дружба. БОльшая часть любовной лирики Катулла посвящена возлюбленной поэта Клодии, которую он изображает под именем Лесбии (псевдоним, напоминающий о греческой поэтессе Сапфо, жившей на острове Лесбос); в этих стихах – впервые в античной поэзии – любовь понимается не только как чувственная страсть, но и как духовная близость.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Катулл
Гай Валерий, род. в 87 или 84 до н. э. в Вероне, ум. ок. 54 до н. э., рим. лирик, выходец из состоятельной семьи, жил в Риме, являвшемся в то время центром сравнимого с богемой круга рим. поэтов, поддерживавших между собой дружеские отношения и ведших своеобразный беспечный и легкомысл. образ жизни; самый значительный из неотериков. Его творч. наследие насчитывает 116 стихотворений: с 1 по 60 — небольшие, написанные лирич. стихом; с 61 по 68 — более значительные по размеру, т. н. эллинистич. стихотворения, подражания александрийским поэтам (64 — небольшой эпос в честь свадьбы Пелея и Фетиды; 66 — перевод стихотворения Каллимаха, посвящ. волосам Береники); с 69 по 116 — эпиграммы, написанные элегич. дистихом. Произведения К. воздавали хвалу друзьям и их деяниям, посвящались жизненным впечатлениям и размышлениям самого автора, смерти безвременно ушедшего из жизни на чужбине брата поэта, злободневным тревогам (язвительные ямбы, направл. против Цезаря и его сторонников, в частности против офицера Маммуры). Особой известностью и популярностью пользовались любовные стихотворения К., полные страсти и поэтич. выразительности и представлявшие собой историю пережитой поэтом любви к Клодии (воспетой К. под именем Лесбии), прекрасной, но легкомысл. замужней сестре народного трибуна Клодия. Стихотворения, повествующие о счастливых минутах, ревности, размолвке, примирении и окончательном разрыве, являются единствен, в своем роде в рим. литературе. Превосходно также лат. подражание К. Сапфо. Естественность и свежесть языка, подлинное и страстное чувство, нежность и в то же время язвительность, острота и непримиримость полемич. напора неразрывно связаны в произведениях К. с художеств, формой эллинистич. искусства. Творчество К. оказало определ. влияние на Лессинга, Мерике и других. Некоторые из его стихотворений переложены К. Орфом на музыку («Catulli сагmina»).
Источник: Словарь античности. 1989
КАТУЛЛ
I.
• Catullus,
1. Caius (по другим Quintus) Valerius Catullus, величайший лирический поэт римский, родился в 677 г. после основания Рима в Вероне и умер 30-ти лет от роду в 707 г. (в 47 г. до Р. X.). О жизни его нам мало известно. Уже с ранних пор он общался с образованнейшими людьми своего времени в Риме, а с некоторыми из них завязал более тесную дружбу, как, напр., с поэтом Г. Лицинием Кальвом (см. саrт. 50), с Корнелием Непотом (см. саrm. 1), с оратором Гортензием (см. саrm. 65) и др. Поэт владел виллой в веронской области, на полуострове Sirmio, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет им как прекраснейший из всех полуостровов (см. с. 31); кроме того, была у него вилла близ Тибура (см. с. 44). Однако состояние его было, кажется, не из лучших (см. с. 10 и 13). В 57 г. до Р. X. он сопровождал пропретора Л. Меммия Гемелла в Вифинию (см. с. 28 и 10) и на обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (с. 101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (см. с. 65. 68). Впрочем, центр его поэтической жизни и творчества составляла страстная любовь его к одной римлянке, которую он называл Lesbia, но настоящее имя которой было Ciodia, и это, по всей вероятности, была известная старшая сестра Клодия, бывшая замужем за Кв. Метеллом Целером (умер 60 г. до Р. X.), женщина безнравственная, но отличавшаяся привлекательностью ума и прелестною наружностью (см. Clodii, Клавдии, 21). Отношениям поэта к ней мы обязаны прекраснейшими его произведениями. Когда потом Лесбия пала самым низким образом, поэт расстался с ней совершенно (см. с. 76). К. не отправлял никакой общественной должности. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций (см. с. 29. 57. 102), и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре. Самым плодовитым временем поэтической деятельности Катулла были немногие годы его безмятежных отношений к Клодии, поэтому многие произведения написаны им уже до 20-го года его жизни. До нас дошло всего 116 стихотворений К., из которых 18, 19 и 20 в лучших рукописях недостает; мы не имеем в них ни всего числа, ни первоначального порядка стихотворений; кроме того, некоторые из них с большими или меньшими пропусками. По содержанию их можно разделить на две группы:
a) стихотворения ямбические и полемические и
b) лирические стихотворения. Первые — частью политического содержания, а частью в язвительных словах выражают негодование против безнравственных лиц и действий или насмешку над глупостями и пошлостями того времени. Между лирическими произведениями есть стихотворения большего и меньшего объема; первые — элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, напр., в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (с. 66), свадебные песни (с. 61. 62) и epithalamium Пелея и Фетиды (с. 64); последние относятся к эротической и социальной лирике; в них К. показывает прелесть и неподдельные чувства и оригинальность поэтического вымысла, что обнаруживает в нем богато одаренную поэтическую душу и необыкновенный талант. В этом роде поэзии его не только не превосходил ни один римский поэт, но он совершенно сравнялся с греческими лириками. К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину. Изд. Катулла: J. Sillig (1823), С. Lachmann (1829 и 1861). M. Haupt (3-е изд., 1868), A. Rossbach (2-е изд., 1860), L. Schwabe (1866), R. Ellis (1867) и L. M?ller (1870). Переводы на немецкий язык: Th. Heyse (1855) и R. Westphal (1867). Монография о нем О. Ribbeck (Kiel., 1863);
2. L. Valerius Catullus Messalinus, см. Valerii, Валерии, 41;
3. Q. Lutatius Catullus, мимограф, живший в 1 в. от P. X., известный шутник, получивший прозвание Urbicarius. Ему приписывают два произведения: Phasma — привидение и Laureolus — распятый раб; последняя пьеса часто давалась в театре. Heinrich изд. Ювеналия, стр. 467 и 335.
II.
• Catulus, см. Lutatii, Лутации.
• Catullus,
1. Caius (по другим Quintus) Valerius Catullus, величайший лирический поэт римский, родился в 677 г. после основания Рима в Вероне и умер 30-ти лет от роду в 707 г. (в 47 г. до Р. X.). О жизни его нам мало известно. Уже с ранних пор он общался с образованнейшими людьми своего времени в Риме, а с некоторыми из них завязал более тесную дружбу, как, напр., с поэтом Г. Лицинием Кальвом (см. саrт. 50), с Корнелием Непотом (см. саrm. 1), с оратором Гортензием (см. саrm. 65) и др. Поэт владел виллой в веронской области, на полуострове Sirmio, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет им как прекраснейший из всех полуостровов (см. с. 31); кроме того, была у него вилла близ Тибура (см. с. 44). Однако состояние его было, кажется, не из лучших (см. с. 10 и 13). В 57 г. до Р. X. он сопровождал пропретора Л. Меммия Гемелла в Вифинию (см. с. 28 и 10) и на обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (с. 101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (см. с. 65. 68). Впрочем, центр его поэтической жизни и творчества составляла страстная любовь его к одной римлянке, которую он называл Lesbia, но настоящее имя которой было Ciodia, и это, по всей вероятности, была известная старшая сестра Клодия, бывшая замужем за Кв. Метеллом Целером (умер 60 г. до Р. X.), женщина безнравственная, но отличавшаяся привлекательностью ума и прелестною наружностью (см. Clodii, Клавдии, 21). Отношениям поэта к ней мы обязаны прекраснейшими его произведениями. Когда потом Лесбия пала самым низким образом, поэт расстался с ней совершенно (см. с. 76). К. не отправлял никакой общественной должности. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций (см. с. 29. 57. 102), и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре. Самым плодовитым временем поэтической деятельности Катулла были немногие годы его безмятежных отношений к Клодии, поэтому многие произведения написаны им уже до 20-го года его жизни. До нас дошло всего 116 стихотворений К., из которых 18, 19 и 20 в лучших рукописях недостает; мы не имеем в них ни всего числа, ни первоначального порядка стихотворений; кроме того, некоторые из них с большими или меньшими пропусками. По содержанию их можно разделить на две группы:
a) стихотворения ямбические и полемические и
b) лирические стихотворения. Первые — частью политического содержания, а частью в язвительных словах выражают негодование против безнравственных лиц и действий или насмешку над глупостями и пошлостями того времени. Между лирическими произведениями есть стихотворения большего и меньшего объема; первые — элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, напр., в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (с. 66), свадебные песни (с. 61. 62) и epithalamium Пелея и Фетиды (с. 64); последние относятся к эротической и социальной лирике; в них К. показывает прелесть и неподдельные чувства и оригинальность поэтического вымысла, что обнаруживает в нем богато одаренную поэтическую душу и необыкновенный талант. В этом роде поэзии его не только не превосходил ни один римский поэт, но он совершенно сравнялся с греческими лириками. К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину. Изд. Катулла: J. Sillig (1823), С. Lachmann (1829 и 1861). M. Haupt (3-е изд., 1868), A. Rossbach (2-е изд., 1860), L. Schwabe (1866), R. Ellis (1867) и L. M?ller (1870). Переводы на немецкий язык: Th. Heyse (1855) и R. Westphal (1867). Монография о нем О. Ribbeck (Kiel., 1863);
2. L. Valerius Catullus Messalinus, см. Valerii, Валерии, 41;
3. Q. Lutatius Catullus, мимограф, живший в 1 в. от P. X., известный шутник, получивший прозвание Urbicarius. Ему приписывают два произведения: Phasma — привидение и Laureolus — распятый раб; последняя пьеса часто давалась в театре. Heinrich изд. Ювеналия, стр. 467 и 335.
II.
• Catulus, см. Lutatii, Лутации.
КАТУЛЛ
I.
• Catullus,
1. Caius (по другим Quintus) Valerius Catullus, величайший лирический поэт римский, родился в 677 г. после основания Рима в Вероне и умер 30-ти лет от роду в 707 г. (в 47 г. до Р. X.). О жизни его нам мало известно. Уже с ранних пор он общался с образованнейшими людьми своего времени в Риме, а с некоторыми из них завязал более тесную дружбу, как, напр., с поэтом Г. Лицинием Кальвом (см. саrт. 50), с Корнелием Непотом (см. саrm. 1), с оратором Гортензием (см. саrm. 65) и др. Поэт владел виллой в веронской области, на полуострове Sirmio, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет им как прекраснейший из всех полуостровов (см. с. 31); кроме того, была у него вилла близ Тибура (см. с. 44). Однако состояние его было, кажется, не из лучших (см. с. 10 и 13). В 57 г. до Р. X. он сопровождал пропретора Л. Меммия Гемелла в Вифинию (см. с. 28 и 10) и на обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (с. 101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (см. с. 65. 68). Впрочем, центр его поэтической жизни и творчества составляла страстная любовь его к одной римлянке, которую он называл Lesbia, но настоящее имя которой было Ciodia, и это, по всей вероятности, была известная старшая сестра Клодия, бывшая замужем за Кв. Метеллом Целером (умер 60 г. до Р. X.), женщина безнравственная, но отличавшаяся привлекательностью ума и прелестною наружностью (см. Clodii, Клавдии, 21). Отношениям поэта к ней мы обязаны прекраснейшими его произведениями. Когда потом Лесбия пала самым низким образом, поэт расстался с ней совершенно (см. с. 76). К. не отправлял никакой общественной должности. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций (см. с. 29. 57. 102), и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре. Самым плодовитым временем поэтической деятельности Катулла были немногие годы его безмятежных отношений к Клодии, поэтому многие произведения написаны им уже до 20-го года его жизни. До нас дошло всего 116 стихотворений К., из которых 18, 19 и 20 в лучших рукописях недостает; мы не имеем в них ни всего числа, ни первоначального порядка стихотворений; кроме того, некоторые из них с большими или меньшими пропусками. По содержанию их можно разделить на две группы:
a) стихотворения ямбические и полемические и
b) лирические стихотворения. Первые — частью политического содержания, а частью в язвительных словах выражают негодование против безнравственных лиц и действий или насмешку над глупостями и пошлостями того времени. Между лирическими произведениями есть стихотворения большего и меньшего объема; первые — элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, напр., в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (с. 66), свадебные песни (с. 61. 62) и epithalamium Пелея и Фетиды (с. 64); последние относятся к эротической и социальной лирике; в них К. показывает прелесть и неподдельные чувства и оригинальность поэтического вымысла, что обнаруживает в нем богато одаренную поэтическую душу и необыкновенный талант. В этом роде поэзии его не только не превосходил ни один римский поэт, но он совершенно сравнялся с греческими лириками. К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину. Изд. Катулла: J. Sillig (1823), С. Lachmann (1829 и 1861). M. Haupt (3-е изд., 1868), A. Rossbach (2-е изд., 1860), L. Schwabe (1866), R. Ellis (1867) и L. M?ller (1870). Переводы на немецкий язык: Th. Heyse (1855) и R. Westphal (1867). Монография о нем О. Ribbeck (Kiel., 1863);
2. L. Valerius Catullus Messalinus, см. Valerii, Валерии, 41;
3. Q. Lutatius Catullus, мимограф, живший в 1 в. от P. X., известный шутник, получивший прозвание Urbicarius. Ему приписывают два произведения: Phasma — привидение и Laureolus — распятый раб; последняя пьеса часто давалась в театре. Heinrich изд. Ювеналия, стр. 467 и 335.
II.
• Catulus, см. Lutatii, Лутации.
• Catullus,
1. Caius (по другим Quintus) Valerius Catullus, величайший лирический поэт римский, родился в 677 г. после основания Рима в Вероне и умер 30-ти лет от роду в 707 г. (в 47 г. до Р. X.). О жизни его нам мало известно. Уже с ранних пор он общался с образованнейшими людьми своего времени в Риме, а с некоторыми из них завязал более тесную дружбу, как, напр., с поэтом Г. Лицинием Кальвом (см. саrт. 50), с Корнелием Непотом (см. саrm. 1), с оратором Гортензием (см. саrm. 65) и др. Поэт владел виллой в веронской области, на полуострове Sirmio, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет им как прекраснейший из всех полуостровов (см. с. 31); кроме того, была у него вилла близ Тибура (см. с. 44). Однако состояние его было, кажется, не из лучших (см. с. 10 и 13). В 57 г. до Р. X. он сопровождал пропретора Л. Меммия Гемелла в Вифинию (см. с. 28 и 10) и на обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (с. 101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (см. с. 65. 68). Впрочем, центр его поэтической жизни и творчества составляла страстная любовь его к одной римлянке, которую он называл Lesbia, но настоящее имя которой было Ciodia, и это, по всей вероятности, была известная старшая сестра Клодия, бывшая замужем за Кв. Метеллом Целером (умер 60 г. до Р. X.), женщина безнравственная, но отличавшаяся привлекательностью ума и прелестною наружностью (см. Clodii, Клавдии, 21). Отношениям поэта к ней мы обязаны прекраснейшими его произведениями. Когда потом Лесбия пала самым низким образом, поэт расстался с ней совершенно (см. с. 76). К. не отправлял никакой общественной должности. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций (см. с. 29. 57. 102), и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре. Самым плодовитым временем поэтической деятельности Катулла были немногие годы его безмятежных отношений к Клодии, поэтому многие произведения написаны им уже до 20-го года его жизни. До нас дошло всего 116 стихотворений К., из которых 18, 19 и 20 в лучших рукописях недостает; мы не имеем в них ни всего числа, ни первоначального порядка стихотворений; кроме того, некоторые из них с большими или меньшими пропусками. По содержанию их можно разделить на две группы:
a) стихотворения ямбические и полемические и
b) лирические стихотворения. Первые — частью политического содержания, а частью в язвительных словах выражают негодование против безнравственных лиц и действий или насмешку над глупостями и пошлостями того времени. Между лирическими произведениями есть стихотворения большего и меньшего объема; первые — элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, напр., в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (с. 66), свадебные песни (с. 61. 62) и epithalamium Пелея и Фетиды (с. 64); последние относятся к эротической и социальной лирике; в них К. показывает прелесть и неподдельные чувства и оригинальность поэтического вымысла, что обнаруживает в нем богато одаренную поэтическую душу и необыкновенный талант. В этом роде поэзии его не только не превосходил ни один римский поэт, но он совершенно сравнялся с греческими лириками. К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину. Изд. Катулла: J. Sillig (1823), С. Lachmann (1829 и 1861). M. Haupt (3-е изд., 1868), A. Rossbach (2-е изд., 1860), L. Schwabe (1866), R. Ellis (1867) и L. M?ller (1870). Переводы на немецкий язык: Th. Heyse (1855) и R. Westphal (1867). Монография о нем О. Ribbeck (Kiel., 1863);
2. L. Valerius Catullus Messalinus, см. Valerii, Валерии, 41;
3. Q. Lutatius Catullus, мимограф, живший в 1 в. от P. X., известный шутник, получивший прозвание Urbicarius. Ему приписывают два произведения: Phasma — привидение и Laureolus — распятый раб; последняя пьеса часто давалась в театре. Heinrich изд. Ювеналия, стр. 467 и 335.
II.
• Catulus, см. Lutatii, Лутации.