КАВКАЗ
КАВКАЗ
впервые греки познаком. с К. в 6 в. до н.э. благодаря колонии Диоскуриада, основан. милетцами в Колхиде на вост. побережье Черного м. Согл. преданию, Зевс повелел приковать Прометея к скале в Колхиде. По представл. ионийских географов К. находился на вост. оконечн. Земли, и потому, после походов Александра Ма-кедонского, это назв. было перенесено на горы, располож. в сев. части Индии (Гиндукуш, Памир, Гималаи). Только благодаря Помпею в 65 до н.э. были получены более точные сведения о К. Еще в античности было известно, что К. можно пересечь с С. на Ю. там, где сейчас Военно-груз. дорога, и с З. на В. по перевалу от Дербента.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Кавказ
(лат. Caucasus). Впервые греки познакомились с К. в 6 в. до н. э. благодаря колонии Диоскуриада, основанной милетцами в Колхиде на вост. побережье Черного м. Согласно преданию, Зевс повелел приковать Прометея к скале в Колхиде. По представлениям ионийских географов, К. находился на вост. оконечности Земли, и потому после походов Александра Македонского это название было перенесено на горы, располож. в сев. части Индии (Гиндукуш, Памир, Гималаи). Только благодаря Помпею в 65 до н. э. были получены более точные сведения о К. Еще в античности было известно, что К. можно пересечь с С. на Ю. там, где сейчас Военно-грузинская дорога, и с З. на В. по перевалу от Дербента.
Источник: Словарь античности. 1989
КАВКАЗ
• Cauc?sus,
Caucasi montes, ? ????????,
1. горы, и поныне носящие то же имя, между Понтом Эвксинским и Каспийским морем, названные также ????????. Только 2 прохода вели через К.: во-первых, так называемые Албанские ворота (см. Albanae portae, Албанские ворота), на западе у источников Касия, и еще далее на запад Сарматские ворота. В представлениях древних эти горы казались концом мира; их вершины, говорили тогда, достигают до звезд; к их скалам был прикован Прометей. Лишь со времени войн Помпея с Митридатом в Азии прояснились несколько представления об этих странах;
2. Caucasus Indicus, ???????? ???????, н. Гиндукуш, Паропамис (см. Paropamisus, Паропамис).
Caucasi montes, ? ????????,
1. горы, и поныне носящие то же имя, между Понтом Эвксинским и Каспийским морем, названные также ????????. Только 2 прохода вели через К.: во-первых, так называемые Албанские ворота (см. Albanae portae, Албанские ворота), на западе у источников Касия, и еще далее на запад Сарматские ворота. В представлениях древних эти горы казались концом мира; их вершины, говорили тогда, достигают до звезд; к их скалам был прикован Прометей. Лишь со времени войн Помпея с Митридатом в Азии прояснились несколько представления об этих странах;
2. Caucasus Indicus, ???????? ???????, н. Гиндукуш, Паропамис (см. Paropamisus, Паропамис).
КАВКАЗ
гористый край, расположенный между Черным, Азовским и Каспийским морями и очевидно получивший свое название от скифского "Граукос" - "белый от снега"; считается колыбелью белой кавказской расы. Горный хребет, покрытый вечными снегами, делит край на Сев. Кавказ а Закавказье; их общая площадь 460 тыс. кв. клм. Коренное население К-за отличается значительным племенным разнообразием, хотя может быть поделено лишь на 5-6 языковых групп с большим числом диалектов и говоров. В степях Сев. Кавказа от глубокой древности сожительствовали сарматские и меотские племена под объединяющей властью Аорсов, Асов-Аланов и Казара. Рядом с ними находились и племена казачьих предков, в лице Северов, Удзов, Торков, Беренджеров и Меото-Кесаров. Северные склоны гор всегда занимали Церкеты, Адзыги, Дандарии, Аорсы с Эсседонами и Чичи. Эти народы, будучи предками современных Черкесов, Адыгейцев, Осетинов и Чеченцев с Ингушами, составляли автохтонное население гор и долин. В приазовских степях так же непрерывно проживали Меоты, которые получили свое имя от Меотиды-Приазовья. В первом веке по Р. Хр. Меотиду стали называть Кесарией, а потом Казаром и Землей Касак (персидская география Гудуд ал Алэм). Отсюда позднее вышли Казаки Азовские, Пятигорские и Гребенские. В свою очередь, Закавказье с незапамятных времен занимали Колхи, Иберийцы-Грузины, Армяне и Азер тюрки. В районе озера Севан и Гокча or конца старой эры и до наших дней проживают Казаки, потомки туранской ветви наших предков, известные по всему свету производством особых казачьих ковров.
По преданиям древних Эллинов к одной из кавказских гор был прикован Прометей, в наказание за то, что похитил у богов огонь и передал его людям. Вообще у Греков К. всегда славился своим богатством, а Колхиду они воспевали, как страну "золотого руна".
К. и в наше время одна из прекраснейших и богатейших стран мира, с тучневшими черноземами Предкавказья, с разнообразнейшей флорой и фауной горных зон, с субтропической природой Грузии. Там разрабатываются изобильные источники нефти, добываются уголь, соль, марганцевая руда, медь, свинец, серебро, золото. Металлообработка на К. известна с незапамятных времен. Там производились лучшие в Вост. Европе и в Малой Азии оружие и украшения особого типа и стиля. Ею недра источают целебные воды, около которых возник ряд известных курортов.
Великие империи Востока и Запада, Персия, Арабский Калифат, Рим и Византия вели непрерывную борьбу за овладение Кавказом и распространяли на него свои культурные влияния. Проповедь христианства началась здесь вскоре после Воскресения Христова и в IV в. Новая Вера считалась в Грузии уже государственной религией. .
От I в. Сев. Кавказом владели Асы-Аланы, в V в. Болгары-Угры, от VII в. Казары делили там власть с Асами-Аланами; между годами 965 и 1015 Таманский полуостров с Приазовьем принадлежал киевским князьям, после чего здесь образовался центр независимого государства с казачьим населением, которое по главному городу носило имя Томаторкани. Оно существовало до конца XII в. Потом здесь хозяевами стали Половцы и Татары Золотой Орды, а от 1475 г. - Турки.
В XVIII в. Турок начинает вытеснять Россия; в 1774 г. Турция уступила ей все Приазовье до Кубани и туда вскоре переселили с разгромленного Сичевого Низа многих Запорожских Казаков. Между 1800 и 1805 гг. Россия присоединила Грузию и прикаспийские ханства, от 1816 г началась непрерывная война с горскими племенами, завершенная к 1863 г. насильственным присоединением к России всего горного края.
Независимость народов Кавказа стала возрождаться после русской революции 1917г., но она снова попрана советской властью, образовавшей здесь ряд автономных республик и нац. областей, зависимых от центрального правительства СССР.
Весной 1920г., после двухлетней войны, Красная армия ликвидировала и Союз Казачьих республик, занимавших Сев. Кавказ. Его присоединили к РСФСР.
По преданиям древних Эллинов к одной из кавказских гор был прикован Прометей, в наказание за то, что похитил у богов огонь и передал его людям. Вообще у Греков К. всегда славился своим богатством, а Колхиду они воспевали, как страну "золотого руна".
К. и в наше время одна из прекраснейших и богатейших стран мира, с тучневшими черноземами Предкавказья, с разнообразнейшей флорой и фауной горных зон, с субтропической природой Грузии. Там разрабатываются изобильные источники нефти, добываются уголь, соль, марганцевая руда, медь, свинец, серебро, золото. Металлообработка на К. известна с незапамятных времен. Там производились лучшие в Вост. Европе и в Малой Азии оружие и украшения особого типа и стиля. Ею недра источают целебные воды, около которых возник ряд известных курортов.
Великие империи Востока и Запада, Персия, Арабский Калифат, Рим и Византия вели непрерывную борьбу за овладение Кавказом и распространяли на него свои культурные влияния. Проповедь христианства началась здесь вскоре после Воскресения Христова и в IV в. Новая Вера считалась в Грузии уже государственной религией. .
От I в. Сев. Кавказом владели Асы-Аланы, в V в. Болгары-Угры, от VII в. Казары делили там власть с Асами-Аланами; между годами 965 и 1015 Таманский полуостров с Приазовьем принадлежал киевским князьям, после чего здесь образовался центр независимого государства с казачьим населением, которое по главному городу носило имя Томаторкани. Оно существовало до конца XII в. Потом здесь хозяевами стали Половцы и Татары Золотой Орды, а от 1475 г. - Турки.
В XVIII в. Турок начинает вытеснять Россия; в 1774 г. Турция уступила ей все Приазовье до Кубани и туда вскоре переселили с разгромленного Сичевого Низа многих Запорожских Казаков. Между 1800 и 1805 гг. Россия присоединила Грузию и прикаспийские ханства, от 1816 г началась непрерывная война с горскими племенами, завершенная к 1863 г. насильственным присоединением к России всего горного края.
Независимость народов Кавказа стала возрождаться после русской революции 1917г., но она снова попрана советской властью, образовавшей здесь ряд автономных республик и нац. областей, зависимых от центрального правительства СССР.
Весной 1920г., после двухлетней войны, Красная армия ликвидировала и Союз Казачьих республик, занимавших Сев. Кавказ. Его присоединили к РСФСР.
КАВКАЗ
историческая территория Русского государства, один из ареалов национальных интересов русского народа. Кавказ считался отдельной частью Российской Империи, расположенной между Черным и Каспийским морями, граничащей на юге с Ираном и Турцией, на севере - с Астраханской губ. и Областью войска Донского. Разделялся на Северный Кавказ, заключавший в себе Ставропольскую губ. и области Кубанскую и Терскую, и Закавказье, обнимавшее Тифлисскую, Бакинскую, Елисаветпольскую, Черноморскую, Кутаисскую, Эриванскую губернии и области Карскую и Дагестанскую; последняя располагалась по северную сторону Главного Кавказского хребта, между ним и хребтом Андийским. Кавказ имел особое от Российской Империи управление, во главе которого с 1882 стоял "главноначальствующий гражданской частью на Кавказе"; в одном лице с ним соединялся командующий войсками Кавказского военного округа и войсковой наказной атаман всех кавказских казачьих войск. Во всех губерниях Кавказа были введены общие губернские учреждения, но казачье население этому гражданскому управлению не подчинялось, находясь всецело в ведении своего казачьего управления, в ведомстве военного министерства. В областях Дагестанской, Карской, в округах Закатальском (Тифлисская губ.), Сухумском, Батумском и Артвинском (Кутаисская губ.) еще в н. XX в. действовало временное, т.н. военно-народное, управление с местным народным судом.
Освоение Кавказа русским народом началось в XVI в., когда племена этой территории находились под игом турецких и персидских оккупантов. В 1564 кахетинский царь Леон обращался за помощью к России. Леон первым из грузинских царей был принят Иваном Грозным, обласкан им и взят "под царскую руку". В 1586 царь Федор подписал акт, установивший протекторат России над Грузией.
Смутное время в России приостановило процесс освоения Кавказа. Столетия, предшествующие возрождению Грузии под властью русских царей, представляли почти непрерывный ряд "войн, разорений, грабежей, убийств и измен". Чтобы спасти Грузию от окончательной гибели, грузинский царь Ираклий признает над собой верховную власть русского Императора. В 1783 был подписан Георгиевский договор. Другой грузинский царь Георгий в 1801 объявляет о присоединении к России и о принятии грузинами российского подданства.
Враги русского народа развязывают на Кавказе против России войну. Разбойничьи набеги диких кавказских племен на русскую армию и поселения организуют Турция и Персия, за спиною которых стояли западные страны, и прежде всего Англия, Франция и Германия.
Эту войну, названную кавказской, можно разделить на четыре периода: до А.П. Ермолова, во время Ермолова (1816-26); от удаления Ермолова до князя А.И. Барятинского (1826-56) и во время кн. А.И. Барятинского. До назначения Ермолова война велась не систематически и целью ее было оградить Грузию от набегов и охранять Военно-Грузинскую дорогу. Нежелание горцев допустить эту дорогу через их землю и их вековые счеты с христианами Закавказья делали задачу трудновыполнимой. Ермолов это вполне понял и поставил целью покорение Кавказа. Когда же ему удалось к этому склонить Александра I, он энергично взялся за дело: отказался от походов в горы с целью наказания горцев, а начал постепенно занимать линию за линией, строить укрепления, рубить просеки, прокладывать дороги. При Ермолове окончательно замирены кабардинцы и разные мелкие племена по Тереку и на окраинах Дагестана. В 1826 деятельность Ермолова была прервана, а войны, персидская и турецкая, ободрили горцев и отвлекли русские силы. Тридцать лет затем опять вели войну по плану до Ермолова, т.е. делали трудные и опустошительные походы в горы и возвращались, разорив более или менее значительное число аулов и получив изъявление покорности. Эта покорность была только наружная, и озлобленные разорением горцы мстили новыми нападениями. В это же время развился среди горцев мюридизм, объединивший шиитов и сунитов в борьбе за веру, а во главе движения стал имам Шамиль. Успехи Шамиля в эпоху Крымской войны и высадка Омара-паши в Абхазии и Мингрелии показали опасность неумиротворенного Кавказа. Новый наместник Кавказа, кн. Барятинский, поставил задачу покорения Кавказа по плану Ермолова. В течение 1857-59 ему удалось покорить весь восточный Кавказ, взять в плен самого Шамиля и всех его сподвижников. В следующее пятилетие был покорен и западный Кавказ, а населявшим его черкесским племенам (абадзехи, шапсуги и убыхи) было предложено выселиться из гор в степь или переселиться в Турцию. Небольшая часть выселилась в степь; преобладающее большинство эмигрировало в Турцию. Умиротворение Кавказа стало великим благом для населяющих его племен. В течение полувека они жили в мире и процветании. Революция 1917 расколола Кавказ, вернула его в XVIII в. Еврейские большевики, следуя принципу "разделяй и властвуй", раскроили Кавказ на целый ряд псевдосамостоятельных республик и областей, стимулируя тем самым национальное противостояние отдельных народов.
Национальные границы, созданные на Кавказе большевиками, дали о себе знать сразу же после распада СССР. Большая часть Кавказа оказалась в состоянии войны всех против всех, и в первую очередь против России. Две главные кавказские "республики" - Грузию и Азербайджан возглавили агенты влияния США, много лет сотрудничавшие с западными спецслужбами, бывшие члены Политбюро ЦК КПСС, Шеварднадзе и Алиев. Грузия и Азербайджан стали своего рода военной базой НАТО, одним из военно-политических центров противостояния России в этом регионе.
О. П.
Освоение Кавказа русским народом началось в XVI в., когда племена этой территории находились под игом турецких и персидских оккупантов. В 1564 кахетинский царь Леон обращался за помощью к России. Леон первым из грузинских царей был принят Иваном Грозным, обласкан им и взят "под царскую руку". В 1586 царь Федор подписал акт, установивший протекторат России над Грузией.
Смутное время в России приостановило процесс освоения Кавказа. Столетия, предшествующие возрождению Грузии под властью русских царей, представляли почти непрерывный ряд "войн, разорений, грабежей, убийств и измен". Чтобы спасти Грузию от окончательной гибели, грузинский царь Ираклий признает над собой верховную власть русского Императора. В 1783 был подписан Георгиевский договор. Другой грузинский царь Георгий в 1801 объявляет о присоединении к России и о принятии грузинами российского подданства.
Враги русского народа развязывают на Кавказе против России войну. Разбойничьи набеги диких кавказских племен на русскую армию и поселения организуют Турция и Персия, за спиною которых стояли западные страны, и прежде всего Англия, Франция и Германия.
Эту войну, названную кавказской, можно разделить на четыре периода: до А.П. Ермолова, во время Ермолова (1816-26); от удаления Ермолова до князя А.И. Барятинского (1826-56) и во время кн. А.И. Барятинского. До назначения Ермолова война велась не систематически и целью ее было оградить Грузию от набегов и охранять Военно-Грузинскую дорогу. Нежелание горцев допустить эту дорогу через их землю и их вековые счеты с христианами Закавказья делали задачу трудновыполнимой. Ермолов это вполне понял и поставил целью покорение Кавказа. Когда же ему удалось к этому склонить Александра I, он энергично взялся за дело: отказался от походов в горы с целью наказания горцев, а начал постепенно занимать линию за линией, строить укрепления, рубить просеки, прокладывать дороги. При Ермолове окончательно замирены кабардинцы и разные мелкие племена по Тереку и на окраинах Дагестана. В 1826 деятельность Ермолова была прервана, а войны, персидская и турецкая, ободрили горцев и отвлекли русские силы. Тридцать лет затем опять вели войну по плану до Ермолова, т.е. делали трудные и опустошительные походы в горы и возвращались, разорив более или менее значительное число аулов и получив изъявление покорности. Эта покорность была только наружная, и озлобленные разорением горцы мстили новыми нападениями. В это же время развился среди горцев мюридизм, объединивший шиитов и сунитов в борьбе за веру, а во главе движения стал имам Шамиль. Успехи Шамиля в эпоху Крымской войны и высадка Омара-паши в Абхазии и Мингрелии показали опасность неумиротворенного Кавказа. Новый наместник Кавказа, кн. Барятинский, поставил задачу покорения Кавказа по плану Ермолова. В течение 1857-59 ему удалось покорить весь восточный Кавказ, взять в плен самого Шамиля и всех его сподвижников. В следующее пятилетие был покорен и западный Кавказ, а населявшим его черкесским племенам (абадзехи, шапсуги и убыхи) было предложено выселиться из гор в степь или переселиться в Турцию. Небольшая часть выселилась в степь; преобладающее большинство эмигрировало в Турцию. Умиротворение Кавказа стало великим благом для населяющих его племен. В течение полувека они жили в мире и процветании. Революция 1917 расколола Кавказ, вернула его в XVIII в. Еврейские большевики, следуя принципу "разделяй и властвуй", раскроили Кавказ на целый ряд псевдосамостоятельных республик и областей, стимулируя тем самым национальное противостояние отдельных народов.
Национальные границы, созданные на Кавказе большевиками, дали о себе знать сразу же после распада СССР. Большая часть Кавказа оказалась в состоянии войны всех против всех, и в первую очередь против России. Две главные кавказские "республики" - Грузию и Азербайджан возглавили агенты влияния США, много лет сотрудничавшие с западными спецслужбами, бывшие члены Политбюро ЦК КПСС, Шеварднадзе и Алиев. Грузия и Азербайджан стали своего рода военной базой НАТО, одним из военно-политических центров противостояния России в этом регионе.
О. П.
КАВКАЗ
Великая Отечественная война, 1941—1945). Битва за Кавказ между советскими и германскими войсками в июле 1942 г. — октябре 1943 г. Включала в себя три стратегические (Северо-Кавказскую оборонительную, Северо-Кавказскую и Новороссийско-Таманскую наступательные), а также одну самостоятельную фронтовую (Краснодарскую) операции. Кавказская оборонительная операция (25 июля — 31 декабря 1942 г.) началась с наступления немецкой группы армий «А» под командованием фельдмаршала В. Листа против войск Северо-Кавказского (до 28 июля — Южного под командованием генерала Р.Я. Малиновского) фронта под командованием маршала С.М. Буденного. Благодаря существенному превосходству в технике, особенно в танках и самолетах (семи-девятикратному), немцы развили высокий темп наступления. Они без особого труда прорвали оборону Красной Армии в районе Нижнего Дона и стремительно хлынули на просторы кубанских степей. Уже к 5 августа пал Ставрополь, а 10 августа — Майкоп и Краснодар. К концу августа группа армий «А», продвинувшись вперед на 400—500 км, вышла к предгорьям Кавказа. Здесь ей противостояли войска образованного 23 августа Закавказского фронта (генерал И.В. Тюленев). 1 сентября Северо-Кавказский фронт был преобразован в Черноморскую группу (генералы Я.Т. Черевиченко, с октября — И.Е. Петров), вошедшую в состав Закавказского фронта. В ее задачи входила оборона Черноморского побережья Кавказа. В начале сентября темп наступления немцев резко снизился. Они встретили в предгорьях Большого Кавказа хорошо подготовленную оборону, прорвать которую с ходу уже не смогли. В сентябре основные удары Лист нанес по двум расходящимся направлениям. С одной стороны, он стремился овладеть Черноморским побережьем (здесь действовали части 17-й армии под командованием генерала Р. Руоффа), с другой — захватить нефтепромыслы Грозного и Баку (на этом направлении наступала 1-я танковая армия под командованием генерала Э. Клейста). Подобное разделение сил снизило шансы Листа на успех. Наиболее жестокие бои развернулись в сентябре на горных перевалах, через которые немцы пытались пробиться к Черному морю (в районе Туапсе и Сухуми), а также на подступах к Грозному (в районе Малгобека), куда советское командование подтянуло необходимые резервы. 10 сентября Лист был снят со своего поста. Командование группой «А» временно взял на себя Гитлер. В конце сентября ее фактически возглавил командующий 1-й танковой армией генерал Клейст. Не сумев прорваться на Грозненском направлении (под Малгобеком), новый командующий перегруппировал силы и 25 октября нанес удар в направлении Нальчик — Орджоникидзе. Овладев Нальчиком и Алагиром, немцы вышли к Орджоникидзе. В боях на подступах к городу 6—12 ноября их ударная группировка была разгромлена и отброшена на 40— 50 км. После этого Клейст перешел на данном участке к обороне. В районе Черноморского побережья наиболее значимым успехом немцев в сентябре стал захват Новороссийска 17-й армией. Однако дальше по побережью она продвинуться не смогла. Неудачей окончились и попытки немцев в сентябре — декабре прорваться через перевалы к Черноморскому побережью (прежде всего в районе Туапсе). Ни на одном из направлений группа армий «А» не выполнила поставленные задачи. На Северном Кавказе для немцев весьма резко проявилось неблагоприятное соотношение между пространством и используемыми в наступлении силами. Углубившись на территорию Северного Кавказа, войска группы армий «А» растянулись почти на тысячекилометровом фронте и фактически потеряли связь с наступавшей на Сталинград группой армий «Б». Между ними образовался 400-километровый разрыв. На этом участке, в калмыцких степях, находилась лишь 16-я мотопехотная дивизия. Потеряв к концу 1942 г. свыше 100 тыс. чел., группа армий «А» перешла к обороне. В итоге судьба немцев на Кавказе целиком зависела от действий группы армий «Б». Ее разгром под Сталинградом (см. Сталинградская битва) резко ухудшил стратегическое положение группы армий «А». В случае взятия советскими войсками Ростова она могла быть отрезана от основных сил и угодить в гигантский мешок. Опасаясь застрять на Кавказе, немцы начали быстрый отход, частично к Ростову-на-Дону, частично к Таманскому полуострову. Для окружения группы армий «А» на Северном Кавказе советским войскам требовалось овладеть двумя ключевыми объектами: Таманским полуостровом и Ростовом-на-Дону. Однако неоднократные попытки Красной Армии перерезатьРостовский коридор были отражены в районе Батайска контрударами немецких танков и авиации (см. Ростовская операция II). Частям 1-й танковой армии удалось выйти с Кавказа через Ростовский коридор. Этому способствовало и пассивное преследование отступавших войсками образованного 23 января Северо-Кавказского фронта (генерал И.И. Масленников). Передовые части этого фронта не смогли быстро преодолеть оборону сильных немецких арьергардов, которые оказывали упорное сопротивление. Большую роль в срыве советского плана сыграло отвлечение немалого числа советских войск (св. 200 тыс. чел.) для ликвидации Сталинградского котла, что значительно сократило численность сил Красной Армии на Ростовском направлении. С выходом Красной Армии на подступы к Ростову-наДону Северо-Кавказская наступательная операция закончилась. Несмотря на ее успешное в целом завершение, советскому командованию не удалось реализовать свою стратегическую программу-максимум по окружению германской армии на Северном Кавказе. Уход немцев с Северного Кавказа имел важное международное значение. Он сыграл знаменательную роль в судьбах государств Азии — Ирана, Индии, Ирака, которые значились в агрессивных планах Германии следом за разгромом СССР. Кавказский хребет стал своеобразным советским щитом, который оградил народы Востока от германского нашествия. Оставшиеся на Северном Кавказе немецкие войска (17-я армия и две дивизии 1-й танковой армии) отступили на Таманский полуостров в ходе проведенной Северо-Кавказским фронтом Краснодарской операции (9 февраля — 15 марта). Немцы разгромили пытавшийся отрезать им пути к отступлению на Тамань советский десант у Южной Озерейки и к середине марта 1943 г. заняли оборону на Таманском полуострове. Попытки Северо-Кавказского фронта с ходу прорвать немецкую оборону на Таманском полуострове в апреле — мае 1943 г. окончились неудачей (см. «Голубая линия»). Окончательное освобождение Таманского полуострова и Новороссийска произошло в ходе Новороссийско-Таманской операции (10 сентября — 9 октября 1943 г.), которая завершила битву за Кавказ (см. Новороссийско-Таманская операция). Потери Красной Армии в битве за Кавказ составили около 800 тыс. чел. В трех стратегических операциях Кавказской битвы Красная Армия потеряла: 1321 танк (75% из них в оборонительный период), 6014 орудий и минометов (более 80% в оборонительный период), 1120 самолетов (около 60% из них в оборонительный период). Для участников этой битвы выпущена специальная медаль «За оборону Кавказа».
Кавказ
греч. ????????, лат. Caucasus) — регион, расположенный между Черным, Азовским и Каспийским морями и простирающийся от Кумо-Манычской впадины (на севере) до границы Грузии и Армении — с Турцией и Армении и Азербайджана — с Ираном (на юге). В наст. статье преимущественно рассмотрена история являющегося частью России Сев. К., в состав которого входят Краснодарский и Ставропольский край, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Сев. Осетия — Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан. История христианства в др. частях К. рассмотрена в статьях, посвященных соответствующим государствам.
По преданию, христианство появилось в причерноморских греч. колониях К. в I в. н.э. благодаря деятельности апп. Андрея Первозванного и Симона Кананита.
При имп. Юстиниане I Византия подчинила Абхазию и все черноморское побережье К., что привело к дальнейшему укреплению христианства. Юстиниан I обратил внимание на горские народы К.: к ним были присланы греч. священники и епископы и на территории Сев. К. образованы 4 епархии: Фанагория, Метраха, Зихополис, Никопсис.
Помимо Византии христианизация Сев. К. проводилась также Грузией. При груз. царе Адарнасе I (613–639) аланские и черкесские христиане в церк. отношении подчинялись Мцхетскому католикосу, но этот период не был продолжительным, и вскоре кавказские христиане вновь перешли под юрисдикцию Константиноп. патриархата.
В XIII в. катол. миссию на Сев. К. возглавили генуэзцы (лГенуя), впервые появившиеся на Черном море в 1169. Согласно Никейскому договору (13.03.1261) между Генуей и Византией, имп. Михаил VIII Палеолог предоставил Генуе права торговли на берегах Черного моря, а в 1265, опасаясь роста ее влияния, предоставил такие же права и Венеции. Если венецианцы осваивали преимущественно юж. берег Черного моря, то генуэзцы — северный и восточный. Активное освоение черноморского побережья К. относится к 1-й пол. XIV в.: в 1330–40 была основана главная в стратегическом отношении генуэзская колония на Сев. К. — Матрега (совр. станица Таманская), второй по значимости колонией-крепостью стала Копа (совр. Славянск на Кубани). В качестве фактории Копа упоминается в генуэзских документах с XIII в., а с сер. XIV в. она приобрела статус крупного торгового города.
Из др. колоний Генуи на Сев. К. наиболее значительными были Мапа (совр. Анапа) и Бата (совр. Новороссийск). В Мапе, осн. генуэзцами на месте древнегреч. колонии Синдика, ввиду мелководья причаливали лишь малые суда и торговля была незначительной. Но важное стратегическое положение Мапы побуждало генуэзцев всячески поддерживать это поселение, и к нач. XV в. здесь уже была крепость. Всего в течение XV в. на вост. побережье Азовского и Черного морей, от Таны (совр. Азов) до Севастополиса (совр. Сухуми) возникло 39 генуэзских факторий, в т.ч. Мауролоко (совр. Геленджик), Балзимаки (совр. Ейск). Были среди них и крупные поселения, но большинство представляли собой небольшие каботажные стоянки.
Кроме рыбы генуэзцы вывозили с Сев. К. зерно и разрабатывали в горах К. серебряную руду. Они импортировали на К. соль, рис, мыло, ладан, горчицу, пряности, хлопок, сукно, ковры. Особыми статьями генуэзского импорта были товары, пользовавшиеся повышенным спросом у горцев, в первую очередь оружие (сабель и кинжалов с генуэзской символикой было завезено настолько много, что с ними горцы воевали даже в Кавказскую войну XIX в.).
Заинтересованностью горских народов во взаимной торговле можно объяснить отсутствие сколько-нибудь значительных конфликтов между сторонами за два столетия активного пребывания генуэзцев на Сев. К.
В наст. время сохранились остатки т.н. Генуэзской дороги, в некоторых местах высеченной между скалами. Она берет начало от Анапы и через совр. поселок Холмский, станицы Саратовскую и Ханскую Краснодарского края уходит в Карачаево-Черкесию, на реки Кяфар и Большой Зеленчук; далее через селение Маруха на одноименной реке следует на Теберду, затем к Кубани и уходит в Карачай. Здесь дорога раздваивается: одна ее ветка перебрасывается через Главный Кавказский хребет, другая идет через Кабарду, по течению Терека, и выходит через Дагестан к побережью Каспийского моря. На этом направлении известны по крайней мере 3 колонии генуэзцев: Рим-гора, у нынешнего поселка Учкекен близ границы Карачаево-Черкесии со Ставропольским краем (на вершине горы располагалась генуэзская крепость), а в пределах Ставропольского края — колония Кислый Колодец (на месте нынешнего Кисловодска) и пос. Маджары при впадении р. Подкумка в Куму.
В XIV–XV вв. на К. катол. миссионерами, как правило, были францисканцы и доминиканцы. Особый импульс развитию миссий дало образованное Папой Иннокентием IV в 1252 Общество странствующих ради Христа братьев (Societas peregrinantium pro Christo).
Юж. К. входил в область миссион. деятельности Ордена доминиканцев, имевшего митрополию в Солтании, суффраганатами которой были еп-ва Телефиции (совр. Тбилиси) и Наксивана (совр. Нахичевань). В 1329 еп. Телефицийским стал Джованни из Флоренции. На Сев. К. миссион. деятельность вели в основном францисканцы, они же осуществляли пастырскую работу в некоторых областях Закавказья.
На Сев. К. и Черноморском побережье К. в юрисдикции францисканцев находились архиеп-во Матрега, еп-ва Каспийских гор, или Кумук (совр. Кумух), Майерия (совр. Георгиевск), Тиропезонда (совр. Пицунда), Сиба, Мапа, Лукучензе (на Кубани, возможно, Копа) и Севастополис.
В «стране кайтагов» (совр. Дагестан) ок. 1363 было образовано еп-во Каспийских гор (вскоре ставшее архиеп-вом). Первым епископом стал Лаврентий. Все его преемники были францисканцами: Иаков (с 1389), Мартин Русский, Бернард из Каффы (назначен 27.11.1396), Иоанн Гибилет из Каффы (назначен 31.07.1399), Амвросий Сципион из Каффы (назначен 24.10.1421), Корнелий (с 1433).
Из архиеп-ва Каспийских гор выделились еп-ва Тюмен, Дургали и Мишлак. Папа Бонифаций IX в послании от 8.10.1392 говорил о 10 тыс. католиков в «стране кайтагов».
Первым епископом Севастополиса, назначенным в 1329, был франциск. монах Петр Геральд. Первым епископом Майерии был Николай (год его назначения и смерти неизвестен). Его преемником стал назначенный 21.07.1363 Папой Урбаном V францисканец Иоанн Спекули. Примерно 3 года спустя после кончины Иоанна 8.06.1366 на кафедру был назначен Николай из Нюмбурга, ставший последним епископом Майерии.
Францисканцы создали структуру Католической Церкви на Сев. К. и были ординариями в образованных епархиях, а также сформировали структуру Ордена францисканцев на Сев. К., включавшую 2 викариата: Аквилонарийский (северный) и Восточный. Аквилонарийский викариат состоял из кустодии Газария, в которую входила терр. Крыма, и кустодии Сарай, включавшей в себя Поволжье, Приазовье, Сев. К., а также кавказское побережье Каспийского и Черного морей. Точная дата основания Аквилонарийского викариата неизвестна. Вероятно, он был основан в то время, когда ген. настоятелем францисканцев был Бонавентура (1263–74). Первый документ, подтверждающий существование викариата — письмо главы Газарийской кустодии Владислава, написанное в Каффе 10.04.1278, в котором он сообщает о 5 монастырях викариата. Позже ген. настоятель францисканцев Бонаграция (1279–83) «направил много братьев в... Аквилонарию». Известны имена некоторых ген. викариев Аквилонарийского викариата: Конрад Пиганский (ок. 1300), Франциск Подийский (до 1371), Армандий Франкийский (после 1371), Валентин Тревизский (ок. 1460). К нач. XV в. викариат включал ок. 20 монастырей.
В состав кустодии Сарай входили монастыри Приазовья, Сев. К., Закавказья и Поволжья, расположенные в городах Сарай, Тана, Темрюк, Матрега, Кумук, Тарку, Майерия, Хаджитархан (совр. Астрахань), Органе (совр. Гурьев), Санкт-Иоаннес (в Поволжье), Велер (севернее Сарая), Аксарай (совр. Царев), Угет (севернее Симбирска), Пизанит (на сев. побережье Азовского моря), Мамучи (совр. Шемаха, ок. Баку), Сальяны (юго-восточнее Баку) и 2 монастыря на границе с Грузией (точное местонахождение не установлено).
Вост. викариат охватывал терр. Армении, Грузии и совр. Турции. В состав викариата входили 3 кустодии: в Константинополе, Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) и Тебризе (в юрисдикции которой в т.ч. был монастырь в Телефиции).
Роковой удар по христианству на К. нанесло нашествие Тимура в 1395–96, которое надолго оторвало К. от Европы. Особо тяжелый урон понесло архиеп-во Каспийских гор. Завоеватели опустошали поля и сады, сжигали города и церкви, христиан убивали или брали в плен, обращая в рабов. Папа Бонифаций IX обратился с призывом к европ. монархам оказать помощь в организации крестового похода для спасения погибающего К. Он одобрил план создания флота на Каспийском море, который был разработан уроженцем Дагестана францисканцем Антонием Солпаном, но этот план не был реализован. Папа Мартин V буллой от 24.10.1421 назначил францисканца Амвросия Сципиона епископом Каспийских гор и, всем сердцем скорбя о тяжелой участи христиан на К., предоставил всем верным Католической Церкви, окруженным там различными врагами, полную индульгенцию в час их смерти.
Одно из последних свидетельств о структурах Католической Церкви на К. содержится в булле Папы Евгения IV еп. Корнелию, дающей ему разрешение взять с собой на К. 20 миссионеров-францисканцев. Сохранилось также сообщение о прибытии в Дагестан в 1486 доминиканца Винченцо.
В 1451 турки захватили Абхазию, тем самым положив начало распространению ислама на всей терр. К. Упорное сопротивление завоевателям оказали христиане из числа кабардинцев и, особенно, черкесы. В течение лета и осени 1475 турки и крымские татары захватили все гл. генуэзские колонии черноморского побережья К. Однако сопротивление христиан продолжалось. Турки и крымские татары совершали карательные экспедиции на К., разоряли непокорные аулы, убивали шогенов (христ. священников), уничтожали храмы.
С основанием Конгрегации по распространению веры миссия Католической Церкви на К. была продолжена стараниями отд. проповедников, однако по объективным причинам она не принесла значительных плодов. В 1808–25 в Моздоке работали иезуиты, построившие в 1810–11 катол. храм в неороманском стиле, а также открывшие приходскую школу и больницу. В царствование имп. Александра I началось постепенное присоединение терр. К. к Российской империи, завершившееся в 1864 с окончанием Кавказской войны. После Крымской войны 1853–56 на Сев. К. начали переселяться нем. колонисты из Поволжья. В основном они были протестантами (баптистами, штундистами, меннонитами), лишь 3 нем. колонии были католическими: Семеновка, Рождественская и Новониколаевская. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. катол. приходы на Сев. К. преимущественно входили в состав Пятигорского деканата Тираспольской епархии. К 1917 Пятигорский деканат насчитывал 23 131 чел. и состоял из приходов Пятигорска (1738 чел.), Владикавказа (1551 чел.), Грозного (580 чел.), Моздока (258 чел.), Темир-Хан-Шуры, совр. Буйнакск (360 чел.), Новороссийска (3580 чел.), Екатеринодара, совр. Краснодар (2500 чел.), Армавира (156 чел.), Ставрополя (1800 чел.), Рождественского (2638 чел.) и Семеновки (2750 чел.).
В годы коммунистического правления (1918–91) христиане К., как и верующие иных религий, подвергались систематическим гонениям. Возрождение Католической Церкви на Сев. К. началось в 1990-х. Были отреставрированы и открыты храмы в Анапе, Сочи, Владикавказе, Грозном (разрушен в годы Чеченской войны), Нальчике, Махачкале и др. городах и населенных пунктах.
Армяно-католики. В период существования Рос. империи значительные группы армяно-католиков на Сев. К. (в городах Моздок и Кизляр) появились в результате переселения беженцев из Турции и Персии в период между 1720-ми и 1760-ми, а также при расселении армяно-католиков по крупным городам. Первоначально они не имели особого иерархического управления. После образования Могилевской архиепархии митр. С. Сестренцевичу были временно подчинены католики вост. обрядов — греческого и армянского. Уже в 1803–05 на К. действовал Деканат соединенных армянских церквей, в который входили армяно-катол. приходы Астрахани, Моздока, Тифлиса, а также Кахетии. В то время на Сев. К. проживало ок. 2 тыс. армяно-католиков. В 1806 в России была учреждена особая армяно-катол. епархия (с кафедрой в Могилеве-Подольском), но северокавказские армяно-катол. приходы входили в ее состав лишь непродолжительное время.
22.07.1847 рос. пр-во заключило конкордат со Св. Престолом, по которому в т.ч. было определено, что катол. приходы в Кавказском и Закавказском крае будут принадлежать к Тираспольской катол. епархии. В 1850 на основании папского декрета управляющий армяно-катол. духовенством был подчинен Тираспольскому епископу. При этом в соответствии с текстом заключенного ранее конкордата была сделана особая оговорка: «... чтобы впредь до назначения армяно-католического епископа духовные требы армяно-католиков были исполняемы по особым каноническим правилам...». Несмотря на то что рос. пр-ву и Св. Престолу не удалось прийти к согласию в вопросе о назначении армяно-катол. епископа, армяно-катол. население и духовенство К. продолжало настойчиво ходатайствовать об учреждении особой армяно-катол. епархии. Эти прошения были поддержаны Тираспольскими катол. епископами Ф.К. Цоттманом в 1880 и Й.А. Кесслером в 1905, а в 1906 — наместником на К. графом И.И. Воронцовым-Дашковым, предлагавшим включить в состав епархии не только Закавказье, но и Таврическую губернию. В 1907 с подобной просьбой обращался к кавказскому наместнику армяно-катол. патр. Павел IV Петр XII Саббагян.
В 1909 между Св. Престолом и Россией было достигнуто соглашение о том, что до назначения армяно-катол. епископа по предварительному соглашению с рос. пр-вом во главе церк. управления армяно-католиков будет стоять дух. лицо с титулом архимандрита в должности апост. администратора. Первым администратором армяно-католиков Рос. империи был назначен 12.09.1909 архимандрит Саркис Тер-Абрамян.
В XIX — нач. XX в. центрами армяно-катол. общин на Сев. К. были Екатеринодар, Моздок и Кизляр. К кон. XIX — нач. XX в. в Екатеринодаре и по всей терр. Кубанского казачьего войска появились многочисл. общины армяно-католиков. В составе Апост. администратуры армяно-католиков Рос. империи была образована (вероятно, в 1909) Екатеринодарская армяно-катол. курация (приход). К 1913 в ее состав входила почти вся терр. Сев. К., в т.ч. Екатеринодар (365 армяно-католиков), станица Крымская (125 армяно-католиков; здесь была устроена первая на Сев. К. армяно-катол. часовня), а также часть Юж. России и Поволжья. Всего в Екатеринодарском приходе в 1913 было 2087 армяно-католиков (из них 1600 проживали вне Екатеринодара и станицы Крымской), настоятелем был свящ. Акоп Бакаратьян. В 1930-е пастырское служение среди армяно-католиков города и края осуществлял свящ. К. Дилургян (арестованный в 1937), который после возвращения из ссылки в Кировской обл. в 1939 некоторое время продолжал тайно служить в небольших городках и селах юга Краснодарского края.
В окрестностях Моздока с 1725 была армяно-катол. колония; поселение армяно-католиков здесь было утверждено на основании манифеста имп. Екатерины II от 25.06.1763. С образованием армяно-катол. екатеринодарского прихода армяно-катол. община Моздока вошла в его состав. По некоторым данным, приход составлял к сер. 1920-х 250 чел. и распался ранее 1930; храм, закрытый, вероятно, в 1930, не сохранился.
Армяно-катол. община Кизляра в кон. XVIII в. состояла преимущественно из бывших астраханцев. До конца 1860-х в городе действовала катол. часовня (впоследствии разобранная).
Современное положение Католической Церкви на К. На 2001 катол. епархия Св. Климента (с центром в Саратове) представлена на К. двумя деканатами: Краснодарским (Краснодарский край, Республика Адыгея) с приходами в Адлере, Анапе, Армавире, Ахтарском, Краснодаре, Лазаревском, Сочи, Туапсе и хуторе Семеновском, а также Северокавказским (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Сев. Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край) с приходами во Владикавказе, Георгиевске, Грозном, Кисловодске, Махачкале, Нальчике, Невинномысске, Новопавловске, Прохладном, Пятигорске, Ставрополе и Благовещенке.
В наст. время в приходах на терр. Северокавказского деканата работают (помимо епарх. клира) монахи из Конгр. миссионеров Святейшего Сердца Иисуса, а также монахини из Конгр. миссионерок Божественной любви, обитель которых находится в Нальчике.
Лит-ра: Зевакин Е.С., Пенчко Н.А. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII–XV вв. // Исторические записки 3 (1938), 72–129; Рамазанов Х.Х., Шахсаидов А.Р. Очерки по истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964; Хотко С.Х. Генуэзцы в Черкесии (1266–1475) // Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп, 1988, вып. 1, с. 141–160; Lemmens L. Geschichte der Franziskanenmissionen // VerЪffentlichungen des Internationalen Institutes fЯr Missionswissenschaftliche Forschungen 12 (1929); Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra Santa e dell’Oriente Francescano. Quaracchi, 1919–27. 5 vol.; Richard J. Les missionnaires latins chez les KaХtaks du Daghestan (XIV–XV siПcles) // Материалы XXV международного конгресса востоковедов. М., 1963, с. 606–612.
А. Меленберг, С. Козлов-Струтинский
По преданию, христианство появилось в причерноморских греч. колониях К. в I в. н.э. благодаря деятельности апп. Андрея Первозванного и Симона Кананита.
При имп. Юстиниане I Византия подчинила Абхазию и все черноморское побережье К., что привело к дальнейшему укреплению христианства. Юстиниан I обратил внимание на горские народы К.: к ним были присланы греч. священники и епископы и на территории Сев. К. образованы 4 епархии: Фанагория, Метраха, Зихополис, Никопсис.
Помимо Византии христианизация Сев. К. проводилась также Грузией. При груз. царе Адарнасе I (613–639) аланские и черкесские христиане в церк. отношении подчинялись Мцхетскому католикосу, но этот период не был продолжительным, и вскоре кавказские христиане вновь перешли под юрисдикцию Константиноп. патриархата.
В XIII в. катол. миссию на Сев. К. возглавили генуэзцы (лГенуя), впервые появившиеся на Черном море в 1169. Согласно Никейскому договору (13.03.1261) между Генуей и Византией, имп. Михаил VIII Палеолог предоставил Генуе права торговли на берегах Черного моря, а в 1265, опасаясь роста ее влияния, предоставил такие же права и Венеции. Если венецианцы осваивали преимущественно юж. берег Черного моря, то генуэзцы — северный и восточный. Активное освоение черноморского побережья К. относится к 1-й пол. XIV в.: в 1330–40 была основана главная в стратегическом отношении генуэзская колония на Сев. К. — Матрега (совр. станица Таманская), второй по значимости колонией-крепостью стала Копа (совр. Славянск на Кубани). В качестве фактории Копа упоминается в генуэзских документах с XIII в., а с сер. XIV в. она приобрела статус крупного торгового города.
Из др. колоний Генуи на Сев. К. наиболее значительными были Мапа (совр. Анапа) и Бата (совр. Новороссийск). В Мапе, осн. генуэзцами на месте древнегреч. колонии Синдика, ввиду мелководья причаливали лишь малые суда и торговля была незначительной. Но важное стратегическое положение Мапы побуждало генуэзцев всячески поддерживать это поселение, и к нач. XV в. здесь уже была крепость. Всего в течение XV в. на вост. побережье Азовского и Черного морей, от Таны (совр. Азов) до Севастополиса (совр. Сухуми) возникло 39 генуэзских факторий, в т.ч. Мауролоко (совр. Геленджик), Балзимаки (совр. Ейск). Были среди них и крупные поселения, но большинство представляли собой небольшие каботажные стоянки.
Кроме рыбы генуэзцы вывозили с Сев. К. зерно и разрабатывали в горах К. серебряную руду. Они импортировали на К. соль, рис, мыло, ладан, горчицу, пряности, хлопок, сукно, ковры. Особыми статьями генуэзского импорта были товары, пользовавшиеся повышенным спросом у горцев, в первую очередь оружие (сабель и кинжалов с генуэзской символикой было завезено настолько много, что с ними горцы воевали даже в Кавказскую войну XIX в.).
Заинтересованностью горских народов во взаимной торговле можно объяснить отсутствие сколько-нибудь значительных конфликтов между сторонами за два столетия активного пребывания генуэзцев на Сев. К.
В наст. время сохранились остатки т.н. Генуэзской дороги, в некоторых местах высеченной между скалами. Она берет начало от Анапы и через совр. поселок Холмский, станицы Саратовскую и Ханскую Краснодарского края уходит в Карачаево-Черкесию, на реки Кяфар и Большой Зеленчук; далее через селение Маруха на одноименной реке следует на Теберду, затем к Кубани и уходит в Карачай. Здесь дорога раздваивается: одна ее ветка перебрасывается через Главный Кавказский хребет, другая идет через Кабарду, по течению Терека, и выходит через Дагестан к побережью Каспийского моря. На этом направлении известны по крайней мере 3 колонии генуэзцев: Рим-гора, у нынешнего поселка Учкекен близ границы Карачаево-Черкесии со Ставропольским краем (на вершине горы располагалась генуэзская крепость), а в пределах Ставропольского края — колония Кислый Колодец (на месте нынешнего Кисловодска) и пос. Маджары при впадении р. Подкумка в Куму.
В XIV–XV вв. на К. катол. миссионерами, как правило, были францисканцы и доминиканцы. Особый импульс развитию миссий дало образованное Папой Иннокентием IV в 1252 Общество странствующих ради Христа братьев (Societas peregrinantium pro Christo).
Юж. К. входил в область миссион. деятельности Ордена доминиканцев, имевшего митрополию в Солтании, суффраганатами которой были еп-ва Телефиции (совр. Тбилиси) и Наксивана (совр. Нахичевань). В 1329 еп. Телефицийским стал Джованни из Флоренции. На Сев. К. миссион. деятельность вели в основном францисканцы, они же осуществляли пастырскую работу в некоторых областях Закавказья.
На Сев. К. и Черноморском побережье К. в юрисдикции францисканцев находились архиеп-во Матрега, еп-ва Каспийских гор, или Кумук (совр. Кумух), Майерия (совр. Георгиевск), Тиропезонда (совр. Пицунда), Сиба, Мапа, Лукучензе (на Кубани, возможно, Копа) и Севастополис.
В «стране кайтагов» (совр. Дагестан) ок. 1363 было образовано еп-во Каспийских гор (вскоре ставшее архиеп-вом). Первым епископом стал Лаврентий. Все его преемники были францисканцами: Иаков (с 1389), Мартин Русский, Бернард из Каффы (назначен 27.11.1396), Иоанн Гибилет из Каффы (назначен 31.07.1399), Амвросий Сципион из Каффы (назначен 24.10.1421), Корнелий (с 1433).
Из архиеп-ва Каспийских гор выделились еп-ва Тюмен, Дургали и Мишлак. Папа Бонифаций IX в послании от 8.10.1392 говорил о 10 тыс. католиков в «стране кайтагов».
Первым епископом Севастополиса, назначенным в 1329, был франциск. монах Петр Геральд. Первым епископом Майерии был Николай (год его назначения и смерти неизвестен). Его преемником стал назначенный 21.07.1363 Папой Урбаном V францисканец Иоанн Спекули. Примерно 3 года спустя после кончины Иоанна 8.06.1366 на кафедру был назначен Николай из Нюмбурга, ставший последним епископом Майерии.
Францисканцы создали структуру Католической Церкви на Сев. К. и были ординариями в образованных епархиях, а также сформировали структуру Ордена францисканцев на Сев. К., включавшую 2 викариата: Аквилонарийский (северный) и Восточный. Аквилонарийский викариат состоял из кустодии Газария, в которую входила терр. Крыма, и кустодии Сарай, включавшей в себя Поволжье, Приазовье, Сев. К., а также кавказское побережье Каспийского и Черного морей. Точная дата основания Аквилонарийского викариата неизвестна. Вероятно, он был основан в то время, когда ген. настоятелем францисканцев был Бонавентура (1263–74). Первый документ, подтверждающий существование викариата — письмо главы Газарийской кустодии Владислава, написанное в Каффе 10.04.1278, в котором он сообщает о 5 монастырях викариата. Позже ген. настоятель францисканцев Бонаграция (1279–83) «направил много братьев в... Аквилонарию». Известны имена некоторых ген. викариев Аквилонарийского викариата: Конрад Пиганский (ок. 1300), Франциск Подийский (до 1371), Армандий Франкийский (после 1371), Валентин Тревизский (ок. 1460). К нач. XV в. викариат включал ок. 20 монастырей.
В состав кустодии Сарай входили монастыри Приазовья, Сев. К., Закавказья и Поволжья, расположенные в городах Сарай, Тана, Темрюк, Матрега, Кумук, Тарку, Майерия, Хаджитархан (совр. Астрахань), Органе (совр. Гурьев), Санкт-Иоаннес (в Поволжье), Велер (севернее Сарая), Аксарай (совр. Царев), Угет (севернее Симбирска), Пизанит (на сев. побережье Азовского моря), Мамучи (совр. Шемаха, ок. Баку), Сальяны (юго-восточнее Баку) и 2 монастыря на границе с Грузией (точное местонахождение не установлено).
Вост. викариат охватывал терр. Армении, Грузии и совр. Турции. В состав викариата входили 3 кустодии: в Константинополе, Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) и Тебризе (в юрисдикции которой в т.ч. был монастырь в Телефиции).
Роковой удар по христианству на К. нанесло нашествие Тимура в 1395–96, которое надолго оторвало К. от Европы. Особо тяжелый урон понесло архиеп-во Каспийских гор. Завоеватели опустошали поля и сады, сжигали города и церкви, христиан убивали или брали в плен, обращая в рабов. Папа Бонифаций IX обратился с призывом к европ. монархам оказать помощь в организации крестового похода для спасения погибающего К. Он одобрил план создания флота на Каспийском море, который был разработан уроженцем Дагестана францисканцем Антонием Солпаном, но этот план не был реализован. Папа Мартин V буллой от 24.10.1421 назначил францисканца Амвросия Сципиона епископом Каспийских гор и, всем сердцем скорбя о тяжелой участи христиан на К., предоставил всем верным Католической Церкви, окруженным там различными врагами, полную индульгенцию в час их смерти.
Одно из последних свидетельств о структурах Католической Церкви на К. содержится в булле Папы Евгения IV еп. Корнелию, дающей ему разрешение взять с собой на К. 20 миссионеров-францисканцев. Сохранилось также сообщение о прибытии в Дагестан в 1486 доминиканца Винченцо.
В 1451 турки захватили Абхазию, тем самым положив начало распространению ислама на всей терр. К. Упорное сопротивление завоевателям оказали христиане из числа кабардинцев и, особенно, черкесы. В течение лета и осени 1475 турки и крымские татары захватили все гл. генуэзские колонии черноморского побережья К. Однако сопротивление христиан продолжалось. Турки и крымские татары совершали карательные экспедиции на К., разоряли непокорные аулы, убивали шогенов (христ. священников), уничтожали храмы.
С основанием Конгрегации по распространению веры миссия Католической Церкви на К. была продолжена стараниями отд. проповедников, однако по объективным причинам она не принесла значительных плодов. В 1808–25 в Моздоке работали иезуиты, построившие в 1810–11 катол. храм в неороманском стиле, а также открывшие приходскую школу и больницу. В царствование имп. Александра I началось постепенное присоединение терр. К. к Российской империи, завершившееся в 1864 с окончанием Кавказской войны. После Крымской войны 1853–56 на Сев. К. начали переселяться нем. колонисты из Поволжья. В основном они были протестантами (баптистами, штундистами, меннонитами), лишь 3 нем. колонии были католическими: Семеновка, Рождественская и Новониколаевская. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. катол. приходы на Сев. К. преимущественно входили в состав Пятигорского деканата Тираспольской епархии. К 1917 Пятигорский деканат насчитывал 23 131 чел. и состоял из приходов Пятигорска (1738 чел.), Владикавказа (1551 чел.), Грозного (580 чел.), Моздока (258 чел.), Темир-Хан-Шуры, совр. Буйнакск (360 чел.), Новороссийска (3580 чел.), Екатеринодара, совр. Краснодар (2500 чел.), Армавира (156 чел.), Ставрополя (1800 чел.), Рождественского (2638 чел.) и Семеновки (2750 чел.).
В годы коммунистического правления (1918–91) христиане К., как и верующие иных религий, подвергались систематическим гонениям. Возрождение Католической Церкви на Сев. К. началось в 1990-х. Были отреставрированы и открыты храмы в Анапе, Сочи, Владикавказе, Грозном (разрушен в годы Чеченской войны), Нальчике, Махачкале и др. городах и населенных пунктах.
Армяно-католики. В период существования Рос. империи значительные группы армяно-католиков на Сев. К. (в городах Моздок и Кизляр) появились в результате переселения беженцев из Турции и Персии в период между 1720-ми и 1760-ми, а также при расселении армяно-католиков по крупным городам. Первоначально они не имели особого иерархического управления. После образования Могилевской архиепархии митр. С. Сестренцевичу были временно подчинены католики вост. обрядов — греческого и армянского. Уже в 1803–05 на К. действовал Деканат соединенных армянских церквей, в который входили армяно-катол. приходы Астрахани, Моздока, Тифлиса, а также Кахетии. В то время на Сев. К. проживало ок. 2 тыс. армяно-католиков. В 1806 в России была учреждена особая армяно-катол. епархия (с кафедрой в Могилеве-Подольском), но северокавказские армяно-катол. приходы входили в ее состав лишь непродолжительное время.
22.07.1847 рос. пр-во заключило конкордат со Св. Престолом, по которому в т.ч. было определено, что катол. приходы в Кавказском и Закавказском крае будут принадлежать к Тираспольской катол. епархии. В 1850 на основании папского декрета управляющий армяно-катол. духовенством был подчинен Тираспольскому епископу. При этом в соответствии с текстом заключенного ранее конкордата была сделана особая оговорка: «... чтобы впредь до назначения армяно-католического епископа духовные требы армяно-католиков были исполняемы по особым каноническим правилам...». Несмотря на то что рос. пр-ву и Св. Престолу не удалось прийти к согласию в вопросе о назначении армяно-катол. епископа, армяно-катол. население и духовенство К. продолжало настойчиво ходатайствовать об учреждении особой армяно-катол. епархии. Эти прошения были поддержаны Тираспольскими катол. епископами Ф.К. Цоттманом в 1880 и Й.А. Кесслером в 1905, а в 1906 — наместником на К. графом И.И. Воронцовым-Дашковым, предлагавшим включить в состав епархии не только Закавказье, но и Таврическую губернию. В 1907 с подобной просьбой обращался к кавказскому наместнику армяно-катол. патр. Павел IV Петр XII Саббагян.
В 1909 между Св. Престолом и Россией было достигнуто соглашение о том, что до назначения армяно-катол. епископа по предварительному соглашению с рос. пр-вом во главе церк. управления армяно-католиков будет стоять дух. лицо с титулом архимандрита в должности апост. администратора. Первым администратором армяно-католиков Рос. империи был назначен 12.09.1909 архимандрит Саркис Тер-Абрамян.
В XIX — нач. XX в. центрами армяно-катол. общин на Сев. К. были Екатеринодар, Моздок и Кизляр. К кон. XIX — нач. XX в. в Екатеринодаре и по всей терр. Кубанского казачьего войска появились многочисл. общины армяно-католиков. В составе Апост. администратуры армяно-католиков Рос. империи была образована (вероятно, в 1909) Екатеринодарская армяно-катол. курация (приход). К 1913 в ее состав входила почти вся терр. Сев. К., в т.ч. Екатеринодар (365 армяно-католиков), станица Крымская (125 армяно-католиков; здесь была устроена первая на Сев. К. армяно-катол. часовня), а также часть Юж. России и Поволжья. Всего в Екатеринодарском приходе в 1913 было 2087 армяно-католиков (из них 1600 проживали вне Екатеринодара и станицы Крымской), настоятелем был свящ. Акоп Бакаратьян. В 1930-е пастырское служение среди армяно-католиков города и края осуществлял свящ. К. Дилургян (арестованный в 1937), который после возвращения из ссылки в Кировской обл. в 1939 некоторое время продолжал тайно служить в небольших городках и селах юга Краснодарского края.
В окрестностях Моздока с 1725 была армяно-катол. колония; поселение армяно-католиков здесь было утверждено на основании манифеста имп. Екатерины II от 25.06.1763. С образованием армяно-катол. екатеринодарского прихода армяно-катол. община Моздока вошла в его состав. По некоторым данным, приход составлял к сер. 1920-х 250 чел. и распался ранее 1930; храм, закрытый, вероятно, в 1930, не сохранился.
Армяно-катол. община Кизляра в кон. XVIII в. состояла преимущественно из бывших астраханцев. До конца 1860-х в городе действовала катол. часовня (впоследствии разобранная).
Современное положение Католической Церкви на К. На 2001 катол. епархия Св. Климента (с центром в Саратове) представлена на К. двумя деканатами: Краснодарским (Краснодарский край, Республика Адыгея) с приходами в Адлере, Анапе, Армавире, Ахтарском, Краснодаре, Лазаревском, Сочи, Туапсе и хуторе Семеновском, а также Северокавказским (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Сев. Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край) с приходами во Владикавказе, Георгиевске, Грозном, Кисловодске, Махачкале, Нальчике, Невинномысске, Новопавловске, Прохладном, Пятигорске, Ставрополе и Благовещенке.
В наст. время в приходах на терр. Северокавказского деканата работают (помимо епарх. клира) монахи из Конгр. миссионеров Святейшего Сердца Иисуса, а также монахини из Конгр. миссионерок Божественной любви, обитель которых находится в Нальчике.
Лит-ра: Зевакин Е.С., Пенчко Н.А. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII–XV вв. // Исторические записки 3 (1938), 72–129; Рамазанов Х.Х., Шахсаидов А.Р. Очерки по истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964; Хотко С.Х. Генуэзцы в Черкесии (1266–1475) // Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп, 1988, вып. 1, с. 141–160; Lemmens L. Geschichte der Franziskanenmissionen // VerЪffentlichungen des Internationalen Institutes fЯr Missionswissenschaftliche Forschungen 12 (1929); Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra Santa e dell’Oriente Francescano. Quaracchi, 1919–27. 5 vol.; Richard J. Les missionnaires latins chez les KaХtaks du Daghestan (XIV–XV siПcles) // Материалы XXV международного конгресса востоковедов. М., 1963, с. 606–612.
А. Меленберг, С. Козлов-Струтинский
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002