КИПРИАН
ок. 1336-1406), митрополит Киевский и всея Руси в 1381-82 и с 1390. Рукоположен в 1375, до смерти митрополита Алексия (1378) пребывал в Киеве, с 1381 - в Москве, в 1382 изгнан и пребывал в Киеве. В Москве вторично с 1390. Активный сторонник князя Василия I. Автор послания Сергию Радонежскому, Жития митрополита Петра. Инициатор составления Троицкой летописи. Канонизирован Русской православной церковью.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
КИПРИАН
• Cypri?nus,
Thascius Caecilius, из Африки, сначала языческий ритор, а в 248 г. от Р. X. епископ карфагенский, умер мучеником при императоре Валериане в 256 или 257 г. Он воспитал себя на сочинениях Тертуллиана, но не впал в его крайности. Сочинения и жизнь Киприана свидетельствуют о его искренней и вдохновенной привязанности к церкви, равно как и о его верности и мудрости в выполнении своего призвания.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
Киприан
латинский эпический поэт. Родился, вероятно, в Галлии. Воссоздал (большей частью в гекзаметрах) первые 7 книг Ветхого Завета (Пятикнижие Моисея, Книгу Иова, Книгу Судей). Поэтому произведение свое он назвал Heptateuchos (Семикнижие). Не сохранились стихотворные обработки остальных исторических книг. Семикнижие, не обладающее большими литературными достоинствами, иногда приписывали также Ювенцию, Киприану Карфагенскому или другим писателям. Его использовали христианские поэты.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Киприан
св., митрополит всея Руси, уроженец Литвы, † 16 с. 1406.
{Венгеров}
Киприан
епископ Пермский и Вологодский, участн. Стоглав. собора, † после 1558.
{Венгеров}
Киприан
с. крестьян., † после 1792, инок Валаамск. монастыря, расколоучитель пастуховск. согласия, автобиограф.
{Венгеров}
Киприан
архимандр., рект. Тульск. семин., † 1821.
{Венгеров}
Киприан
епископ Семипалатинск. 1913 г.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КИПРИАН
Расций Цецилий (после 200 в Карфагене — 14.09.258 при имп. Валериане обезглавлен) — происходил из богатой языч. семьи, внач. был ритором; в 246 принял крещение и в 248 стал епископом Карфагена; счит. крупным церк. авторитетом не только при жизни, но и позднее, в эпоху средневековья. В соч. «О единстве церкви» он выразил мысль об объед. церкви с теми, кто отпал от нее во время гонений и, признавая ведущую роль рим. епископа, считал, что ему не принадлежит высший суд. авторитет над остальн. епископами. Труды «О преходящем» и «Об усердии и подаянии» К. написал во время эпидемии чумы (252 — 254), когда им были организованы лечебница и сбор средств в пользу заболевших. Собрание писем К., насчит. 81 послание, включ. в себя и ист. документы времен автора.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Киприан
Расций Цецилий, род. после 200 в Карфагене; 14. 09. 258 при императоре Валериане был обезглавлен. К. происходил из богатой языч. семьи, вначале был ритором; в 246 принял крещение и в 248 сгал епископом Карфагена; считался крупным церковным авторитетом не только при жизни, но и позднее, в эпоху средневековья. В сочинении «De ecclesiae unitate» («О единстве церкви») он выразил мысль об объединении церкви с теми, кто отпал от нее во время гонений и, признавая ведущую роль рим. епископа, считал, что ему не принадлежит высший судебный авторитет над остальными епископами. Труды «О преходящем» и «Об усердии и подаянии» К. написал во время эпидемии чумы (252 — 254), когда им были организованы лечебница и сбор средств в пользу заболевших. Собрание писем К., насчитывающее 81 послание, включает в себя и историч. документы времен автора.
Источник: Словарь античности. 1989
КИПРИАН
ум. 1406) - митрополит всея Руси. По национальности болгарин (из Тырнова). Был митрополитом киевским и литовским. В 1381 стал московским митрополитом, но вскоре (1382), после бегства К. из Москвы, к-рой угрожал Тохтамыш, был удален из Моск. княжества. Вернулся в Москву в 1390, уже при Василии I Дмитриевиче, политику к-рого К. всячески поддерживал. К. - инициатор составления Троицкой летописи и, видимо, "Правосудия митрополичьего"; переработал составленное ранее (видимо, в 1327) житие митрополита Петра, к-рое сделал более риторическим и пышным; переводил греч. церк. произведения; К.- автор посланий Сергию Радонежскому и др. Признан церковью "святым", канонизирован.
Лит.: Снегаров И., К истории культурных связей между Болгарией и Россией в кон. XIV - нач. XV в., в сб.: Международные связи России до XVII в., М., 1961, Дмитриев Л. A., Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV - XV вв.), ТрОДРЛ, (т.) 19., М.-Л., 1963.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
КИПРИАН
ок. 1330—16.IX.1406) — митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Южный славянин, болгарин или серб, свой путь он начал в Болгарии, в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, где сблизился с Евфимием Тырновским; ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон, там познакомился с Филофеем Коккином — константинопольским патриархом (1353— 1354, 1364—1376). Став впоследствии келейником патриарха, около 1373 г. был им послан в Литву и на Русь для примирения литовского и тверского князей с митрополитом всея Руси Алексеем. 9 марта 1374 г. он присутствовал в Твери на посвящении тверского епископа Евфимия, затем с митрополитом отправился в Переславль-Залесский, город великого князя Московского. Из Великой Руси вернулся в Литву. В 1375 г., когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья отправили К. с грамотой в Константинополь, прося патриарха посвятить К. в митрополита Литовского. Патриарх Филофей рукоположил его 2 декабря 1375 г. в митрополита “Киевского, Русского и Литовского”, дал ему право объединить после смерти митрополита Алексея обе части митрополии, став митрополитом “Киевским и всея Руси”. 6 июня 1376 г. К. прибыл в Киев и оттуда через послов тщетно пытался добиться признания этого своего права от московского князя, Новгорода и Пскова. Летом 1378 г. (митрополит Алексей умер 12 февраля 1378 г.), списавшись с игуменами СЕРГИЕМ РАДОНЕЖСКИМ и Феодором Симоновским, К. сделал попытки вступить в свои права наследования вопреки воле князя, но был схвачен около Москвы, провел ночь в заточении, а затем был выдворен за пределы Великой Руси. Сохранились три его послания к игуменам Сергию и Феодору, из которых и известно об этом событии. Второе из них, написанное сразу после изгнания, представляет собой публицистическое произведение, рассчитанное на то, чтобы читатели — под угрозой церковного отлучения — сохраняли его и распространяли. В нем К. обосновывает свои права и предает проклятию князя Дмитрия ивановича, которого тем не менее продолжает рассматривать как князя всероссийского. Зимой 1378/79 г. К. отправился в Константинополь и пробыл там до июня 1380 г., когда собор патриарха Нила поставил в митрополиты “Киевские и Великой Руси” Пимена, а за К. оставил звание митрополита “Малой Руси и Литвы”, но в случае его смерти дал Пимену право распространить свою власть на Малую Русь и Литву и стать таким образом митрополитом “Киевским и всея Руси”. Князь Дмитрий Донской, изменив после гибели Мамая свое отношение к К., весной 1381 г. вызвал его из Киева в Москву. Возможно, к этому времени (если не к 90-м гг.) относится отрывок “От иного послания о повинных”, атрибутируемый теперь К. В том же 1381 г. К. создал Службу митрополиту Петру, написав при этом, как ее составную часть, свою редакцию Жития митрополита Петра. В уста Петра К. вложил здесь пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки ею православия. В качестве рассказа о чуде, совершенном Петром, К. присовокупил к Житию автобиографическое повествование о своих злоключениях в Константинополе и о том, как — с чудесной помощью Петра — он был принят в Москве и смог там занять некогда принадлежавший Петру престол митрополитов всея Руси. К первому периоду пребывания К. митрополитом в Москве должны относиться и его “Ответы” игумену Афанасию, касающиеся монастырской жизни. Во время нашествия на Москву Тохтамыша (26 августа 1382 г.) только что вернувшийся из Новгорода митрополит и великая княгиня с трудом успели выбраться из города, будучи при этом ограблены горожанами. К. отправился в Тверь, оттуда съездил в Новгород. В начале октября князь Дмитрий Иванович вызвал его из Твери в Москву и той же осенью изгнал, а сосланного по возвращении на Русь Пимена перевел из Чухломы, места его ссылки, сначала в Тверь, а затем на место К. в Москву. Около 1385—1386 гг. К. послал на Русь письмо, адресованное, по всей вероятности, Феодору Симоновскому. В нем он ставит адресата в известность, что отправляется в Царьград, и выражает уверенность в скорой победе над “лживым человеком и льстивым”. 27 апреля 1837 г. в константинопольском Студийском монастыре К.закончил переписывать “Лествицу” Иоанна Синайского. А 29 мая того же года был послан императором Иоанном V Палеологом в Малую Русь с обязательством возвратиться в течение года. В феврале 1389 г. патриарх Антоний низложил великорусского митрополита Пимена и восстановил К. в звании митрополита Киевского и всея Руси. 1 октября 1389 г. К. покинул Константинополь и, переплыв Черное море (попав при этом в бурю), через Белград (Аккерман) и Киев 6 марта 1390 г. возвратился в Москву. Вероятно, к следующему за этой датой периоду (если не к 1381 г.) относится упомянутое выше послание К. великому князю, сохранившееся под заглавием “От иного послания о повинных”: при такой датировке послания слова о “совращении” “от злобы на добро” отца адресата возможно отнести к великому князю Дмитрию Ивановичу и связать их с содержащимся в “СЛОВЕ О ЖИТЬИ И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА, ЦАРЯ РУСЬСКАГО” намеком на какое-то совершенное тем зло. Со “Словом” послание роднит также неоднократное, почти назойливое величание здесь адресата царем, а его владений царством. В дальшейшем К. занимался разграничением церковных и светских прав и владений, старался добиться восстановления утраченного в 1385 г. при Пимене митрополичьего права на апелляционный суд в Новгороде. Судя по грамотам К. в Псков, он добился включения в церковные “многолетия” на Руси имен византийских императоров (преодолеть сопротивление этому великого князя ему помог своей грамотой патриарх Антоний), а в Синодник — такие же, какие провозглашались в Константинополе, поминания защитников православия и анафематствования еретиков. 26 августа 1395 г., во время приближения к Москве Тимура (Темир-Аксака), по инициативе К. из Владимира в Москву была перенесена икона Богоматери Владимирской, а затем, после ухода Тимура, на месте ее встречи основаны церковь и монастырь Сретения. В 1398 г. по совету К. русские князья послали в Византию 20 тысяч рублей, в ответ на что получили икону “Спас в белоризицех”, которую поставили в церкви Благовещения. Большое внимание К. уделял подвластным Литве и Польше западным землям своей митрополии, стараясь связать их духовно с восточными, подолгу жил в Киеве (1396—1397, 1404— 1406 гг.), неоднократно встречался с литовским князем и польским королем, вел с королем Ягайло переговоры об унии православной и римско-католической церквей и писал об этом патриарху Антонию (1396 г.), предлагая созвать общецерковный собор на Руси. Примерно в конце 90-х гг. распространил свою власть на Молдовлахию и Галицию. По-видимому, в последний годы своей жизни К. сделал незначительные дополнения к своему Житию митрополита Петра. Несомненно влияние К. на оживившиеся при нем местные и общерусское летописания. С его именем связывают, в частности, завершенную уже после его смерти (статьей 1408 г.) Троицкую летопись. К. атрибутируется ряд литургико-поэтических произведений и переводов таких произведений с греческого языка на славянский. При К. в русскую практику входит Учительное Евангелие, Иерусалимский богослужебный устав и литургия в редакции патриарха Филофея. За четыре дня до смерти К. продиктовал Духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении. При К. стала быстро увеличиваться в своем составе за счет переводов с греческого (часто южнославянских) русская книжность; активизировалась монастырская колонизация русского Севера, церковное строительство и украшение церквей на Руси. На его время Приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути АНДРЕЯ РУБЛЕВА. При К. же была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления с “мартовского” года на “сентябрьский”. Изд.: Прохоров Г. М.; 1) Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.— Л., 1978; 2) Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ.— 1983.-Т. 37.— С. 186—304. Лит.: Глубоковский Н. Н. Св. Киприан. митрополит всея Руси (1374—1406), как писатель // Чтения в обществе любителей духовного просвещения.— 1892.—Февраль.—С. 358— 424: Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: К истории русско-болгарских литературных связей XIV—XV вв.//ТОДРЛ.— 1963.—Т 19.—С. 215—254: Прохоров Г. М.; 1) Древнейшая рукопись с произведениями митрополита Киприана // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1978 г.—Л., 1979.—С. 17—30; 2) Киприан//Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 1.— С. 464—473. Г. М. Прохоров
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996