образцовые, первоклассные образцы, выдающиеся общественно признанные произведения искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
КЛАССИКА
КЛАССИКА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КЛАССИКА
(лат. Classicus — образцовый) — в ис-тории искусства эпоха высшего подъема античного искусства, выразившаяся в расцвете древнегреческих государств-полисов. В эпоху классицизма сложились основные архитектурные ордера, развилась монумен-тальная скульптура, расцвело декоративное искусство. В более широком смысле под классикой понимаются периоды наибольшего подъема, расцвета в искусстве какой-либо страны или эпохи, создавшей совершенные, образцовые произведения искусства, получившие признание как шедевры.
Классика
(от лат. classicus — первоклассный, образцовый). Обозначение историч. эпохи, а также определ. эстетич. нормы. Еще Авл Геллий (2 в. н. э.) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в лит. произведениях. Уже в эллинистич. время достижения предшествующей эпохи (5 — 4 вв. до н. э., теперь ее принято называть классич.) воспринимались как некий образец. Произведения искусства и словесности все больше канонизировались и все чаще воспроизводились. В центре внимания находились произведения высокой К. (3-я четв. 5 в. до н. э.; время создания Парфенона), поздней (последняя четв. 5 в. до н. э.) и ранней К. (2-я четв.), а также 4 в. до н. э. Характерной чертой изобразительного искусства и архитектуры классич. эпохи является пондерация, т. е. сбалансированность сил, действующих внутри художеств, системы (архитектуры, пластики, многофигурных композиций), образованной самостоятельными элементами. Этот художеств, принцип отразил равновесие различных слоев полноправных граждан в жизни демократич. полисов. Те же принципы действовали в литре, специфически отражающей структуру общества, например в аттич. трагедии, где ведутся поиски равновесия — особенно наруш. катаклизмом — между индивидуальным и обществ., собств. и коллективным, рациональным и иррациональным. Обращение к классич. образцам уже в эллинистич. эпоху (3 1 вв. до н. э.) приводит к формированию классицистич., эклектич. течений (например, неоаттицизм). Только в эпоху ранней Римской империи обращение к классич. наследию создало возможность формирования целой стилевой эпохи, в которой сказалась переориентация в обществ, жизни. «Золотая латынь» (Вергилий, Гораций, Овидий) является таким же свидетельством этого процесса, как и «золотой век» в искусстве, называемый обыкновенно веком Августа. В эпоху Римской империи классицистич. течения приобретали все большую ценность и эпохальную значимость (например, трояновско-адриановский классицизм), что соответствовало изменениям, происходившим в обществе, и обращению общества к К. и классицизму. Французский гуманист Г. Буле (ум. в 1540) начал отделять классич. греч. и рим. древность от средневековья. В эпоху Возрождения термины «К.», «классический» употреблялись по отношению к античной поэзии и античному искусству, а также к произведениям искусства, достойным подражания. Подобное содержание вкладывал в понятие «К.» и Винкельман, восхищавшийся «благородной простотой и безмолвным величием» в жизни и искусстве греков и ставивший эту простоту и величие в пример поэтам, представителям растущей буржуазии. Позднее объем понятия, стоящего за термином «К.», расширился; К. стали называть главным образом наиболее значимые культурные достижения народа; так понятие «К.» отождест вилось с понятием «норма». В англ. и франц. искусстве «классическим» считается 17 в., в то время как в Германии буржуазная культура достигает своих вершин в 18 в., особенно во времена Гете. Богатство античных идей и форм постоянно подвергалось критич. анализу, часто имевшему всеобщий характер; так рождались лит. шедевры и теория искусства, в которых воплощались идеи прогрессивной части становящейся буржуазии (деятельность поэтов и философов: Гердера, Клопштока, Виланда, Лессинга, братьев Гумбольдтов, братьев Шлегелей, Гельдерлина, Гегеля, Шеллинга, особая роль принадлежит Гете и Шиллеру, а также самому Винкельману, стоящему у истоков всей этой деятельности). В их трудах, содержательно и формально следовавших за античностью, но при этом удовлетворявших эстетич. требованиям, предъявляемым классиками к художеств, произведению, был сформирован идеал человека, свободно раскрывающего свои возможности в споре с окружающим миром. Возвращение творческой мысли к античному наследию всегда было связано с эпохами подлинного обществ, прогресса.
Источник: Словарь античности. 1989