КЛАССИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЛАССИКА
образцовые, первоклассные образцы, выдающиеся общественно признанные произведения искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КЛАССИКА
(лат. Classicus — образцовый) — в ис-тории искусства эпоха высшего подъема античного искусства, выразившаяся в расцвете древнегреческих государств-полисов. В эпоху классицизма сложились основные архитектурные ордера, развилась монумен-тальная скульптура, расцвело декоративное искусство. В более широком смысле под классикой понимаются периоды наибольшего подъема, расцвета в искусстве какой-либо страны или эпохи, создавшей совершенные, образцовые произведения искусства, получившие признание как шедевры.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Классика
(от лат. classicus — первоклассный, образцовый). Обозначение историч. эпохи, а также определ. эстетич. нормы. Еще Авл Геллий (2 в. н. э.) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в лит. произведениях. Уже в эллинистич. время достижения предшествующей эпохи (5 — 4 вв. до н. э., теперь ее принято называть классич.) воспринимались как некий образец. Произведения искусства и словесности все больше канонизировались и все чаще воспроизводились. В центре внимания находились произведения высокой К. (3-я четв. 5 в. до н. э.; время создания Парфенона), поздней (последняя четв. 5 в. до н. э.) и ранней К. (2-я четв.), а также 4 в. до н. э. Характерной чертой изобразительного искусства и архитектуры классич. эпохи является пондерация, т. е. сбалансированность сил, действующих внутри художеств, системы (архитектуры, пластики, многофигурных композиций), образованной самостоятельными элементами. Этот художеств, принцип отразил равновесие различных слоев полноправных граждан в жизни демократич. полисов. Те же принципы действовали в литре, специфически отражающей структуру общества, например в аттич. трагедии, где ведутся поиски равновесия — особенно наруш. катаклизмом — между индивидуальным и обществ., собств. и коллективным, рациональным и иррациональным. Обращение к классич. образцам уже в эллинистич. эпоху (3 1 вв. до н. э.) приводит к формированию классицистич., эклектич. течений (например, неоаттицизм). Только в эпоху ранней Римской империи обращение к классич. наследию создало возможность формирования целой стилевой эпохи, в которой сказалась переориентация в обществ, жизни. «Золотая латынь» (Вергилий, Гораций, Овидий) является таким же свидетельством этого процесса, как и «золотой век» в искусстве, называемый обыкновенно веком Августа. В эпоху Римской империи классицистич. течения приобретали все большую ценность и эпохальную значимость (например, трояновско-адриановский классицизм), что соответствовало изменениям, происходившим в обществе, и обращению общества к К. и классицизму. Французский гуманист Г. Буле (ум. в 1540) начал отделять классич. греч. и рим. древность от средневековья. В эпоху Возрождения термины «К.», «классический» употреблялись по отношению к античной поэзии и античному искусству, а также к произведениям искусства, достойным подражания. Подобное содержание вкладывал в понятие «К.» и Винкельман, восхищавшийся «благородной простотой и безмолвным величием» в жизни и искусстве греков и ставивший эту простоту и величие в пример поэтам, представителям растущей буржуазии. Позднее объем понятия, стоящего за термином «К.», расширился; К. стали называть главным образом наиболее значимые культурные достижения народа; так понятие «К.» отождест вилось с понятием «норма». В англ. и франц. искусстве «классическим» считается 17 в., в то время как в Германии буржуазная культура достигает своих вершин в 18 в., особенно во времена Гете. Богатство античных идей и форм постоянно подвергалось критич. анализу, часто имевшему всеобщий характер; так рождались лит. шедевры и теория искусства, в которых воплощались идеи прогрессивной части становящейся буржуазии (деятельность поэтов и философов: Гердера, Клопштока, Виланда, Лессинга, братьев Гумбольдтов, братьев Шлегелей, Гельдерлина, Гегеля, Шеллинга, особая роль принадлежит Гете и Шиллеру, а также самому Винкельману, стоящему у истоков всей этой деятельности). В их трудах, содержательно и формально следовавших за античностью, но при этом удовлетворявших эстетич. требованиям, предъявляемым классиками к художеств, произведению, был сформирован идеал человека, свободно раскрывающего свои возможности в споре с окружающим миром. Возвращение творческой мысли к античному наследию всегда было связано с эпохами подлинного обществ, прогресса.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Головкин К. П. Классика Самарского краеведения. АН- тология. Выпуск 3. Самара в конце XVIII - начале

Леонтьева Ольга Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

К 105-летию удмуртского классика М. П. Петрова

Денисов Виктор Николаевич
Статья посвящена анализу работы фольклорной экспедиции в составе Я.А. Эшпая, известного марийского композитора, и удмуртского поэта и писателя М.П. Петрова в Удмуртии в марте 1937 г.
Читать PDF
0.00 байт

\ большой разговор \ классика шампанского

Анастасия Астахова
Читать PDF
0.00 байт

Русская и зарубежная классика в сибирской деревне (по материалам анкетирования сельских народных биб

Карташова Татьяна Петровна
Статья посвящена изучению характера чтения в народных бесплатных библиотеках, открытых Обществом содействия устройству сельских библиотек-читален в Томской губернии, которое было учреждено известным сибирским просветителем и книго
Читать PDF
0.00 байт

Классика и модерн: традиции и инновации новой Москвы – усадьба «Гусева полоса» в Сколково

Ирина Насырова, Альбина Хайруллина, Светлана Гафурова
Cтатья посвящена реконструкции усадьбы «Гусева полоса» как объекта культурного наследия. Восстановление объекта культурного наследия требует от специалистов тщательного подхода к историческим и натурным изысканиям.
Читать PDF
0.00 байт

Становление «Классика»: марксовы дни в Коммунистической академии и формирование образа К. Маркса как

Метель О.В.
Рассматривается процесс превращения К. Маркса в «классика» советской исторической науки.
Читать PDF
0.00 байт

«Древняя китайская история» Н. Я. Бичурина: неустаревающая классика

Попова Галина Сергеевна
Данная статья является рецензией на публикацию рукописи первого неполного русского перевода Шу-цзина, выполненного основателем отечественной синологии Н.Я. Бичуриным в 1822 г.
Читать PDF
0.00 байт

"Атлантида советского искусства": классика и постнеклассика

Бурлина Елена Яковлевна
Фундаментальный труд профессора Г.Г. Дадамяна «Атлантида советского искусства» обсуждался на конференции его памяти в Москве, в марте апреле 2018 г. В отечественной культуре 1917 1932 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Моцарт и Лист (к вопросу о композиторской интерпретации музыки венского классика в XIX веке)

Рогожникова Виктория Станиславовна
Данная статья посвящается анализу произведений Ф. Листа, основанных на моцартовском музыкальном материале.
Читать PDF
0.00 байт

«Пролетарская классика» - универсальное понятие для осмысления и обобщения архитектуры периода 1930-

Волчок Ю. П.
Сегодня исторически рано определять большой и значительный период в отечественной истории архитектуры ХХ века (с середины 1930-х по середину 1950-х годов) как «сталинский ампир»
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу по музыкальной педагогике Коган г. «у врат мастерства». М. : Классика-XXI, 2004

Лапина Мария Евгеньевна
Книга, написанная выдающимся пианистом и педагогом, доктором искусствоведения, рассматривается не только как учебник по музыке, но и как руководство для жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции шпалерного ткачества и творчество Жана Люрса основоположника и классика современной шпалеры

Бойко Оксана Валентиновна
В статье изложены основные этапы формирования художественной концепции Жана Люрса в области ковроткачества, а также разработанные им принципы и приемы, позволившие объединить станковое, декоративное и монументальное искусства в од
Читать PDF
0.00 байт

Формализм, авангард, классика. Генрих Вельфлин как теоретик искусства

Рыков Анатолий Владимирович
Статья посвящена проблеме трансформации классической эстетики в рамках авангар- дистского дискурса в работах Генриха Вельфлина.
Читать PDF
0.00 байт

«Высокая классика» в бытовом пространстве культуры: технологии адаптации (вагнеровская традиция в Пе

Букина Татьяна Вадимовна
Работа посвящена ситуации российского вагнерианства Серебряного века, ставшей одной из ярких страниц в художественной жизни Петербурга рубежа XIX-ХХ столетий.
Читать PDF
0.00 байт

Оперная классика в горизонте культуры повседневности

Густякова Дарья Юрьевна
Статья продолжает анализ репрезентации оперной классики в пространстве повседневной культуры. Рассматривается интерпретация режиссером и сценографом Д. Черняковым классической оперы М.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Коссович, Игнатий Андреев., классик, проф. Варшавск. ун., р. 1811, с. свящ., † 15 ок. 1878

    {Венгеров}
  • Иванов-Классик, Алексей Федоров

    поэт-юморист, р. 2 февр. 1841 в СПб. в купеч. семье, † 3 янв. 1894. {Венгеров}
  • Иванов-Классик Алексей Федорович

    Иванов-Классик, Алексей Федорович - поэт-юморист (1841 - 1894), сын крестьянина. Едва научился грамоте, когда отец его, открывший в Петербурге лавку, взял его к себе для помощи в торговле. Стремление Ивано
  • КЛАССИКУМ

       • Classicum,          назывался сигнал, дававшийся военными музыкальными инструментами к началу комиций по центуриям (comitia centuriata, Varr. l. l. 5, 92) и к началу сражения. Как скоро на палатке полководца (praeto
  • Классик

    псевд., см. Иванов-Классик, Л. О. {Венгеров}
  • КЛАССИКИ

       • Classici,          назывались римские граждане, принадлежавшие к classis, преимущественно к первому классу, как знатнейшие (Gell. 6, 13); кроме того, так назывались флотские или морские солдаты (см. Classiarii,