? (Clouet),семьяфранцузских живописцев и рисовальщиков эпохи Возрождения. Жан Клуэ Старший (умер ок. 1500 г.) отождествляется с т. н. Муленским мастером. Жан Клуэ Младший (ок. 1475, Валансьен – 1540 или 1541, Париж) – выходец из Нидерландов, переехавший во Францию, где с 1516 г. работал при дворе короля Франциска I одновременно с Леонардо да Винчи и Х. Хольбейном Младшим. С 1523 г. стал первым живописцем короля. Создал серию портретных миниатюр и множество модных в то время во Франции карандашных портретов, выполненных в технике итальянского карандаша и сангины («Неизвестный с томиком Петрарки», нач. 16 в.). Самыми известными живописными работами художника являются «Портрет гуманиста Гийома Бюде» (ок. 1536 г.) и «Портрет короля Франциска I» (1530-е гг.). Тщательная манера письма и насыщенные, подобные драгоценным эмалям цвета роднят портрет короля с произведением миниатюры. Вместе с тем его отличает застылость, торжественная монументальность. Фигуре Франциска словно тесно в пространстве картины. Ренессансные черты проявляются в спокойном достоинстве, с которым король взирает на зрителя, в сознании человеком своей исключительности, независимости и силы. В лице Франциска читаются властность, ум и хитрость.
Франсуа Клуэ (между 1505–1510, Тур – 1572, Париж), сын и ученик Жана Клуэ Младшего; возможно, принимал участие в создании «Портрета Франциска I». После смерти отца стал придворным живописцем короля, работал также в жанре портрета, карандашного и живописного. Его картины отличает большая глубина психологических характеристик, утонченность и изысканность манеры исполнения («Портрет Маргариты Валуа», ок. 1560 г.; «Портрет Карла IX», 1566–69, и др.). Один из шедевров Клуэ – «Портрет Елизаветы Австрийской» (ок. 1571 г.). Очарование молодости и природную красоту девушки подчеркивает роскошный, виртуозно выписанный наряд. Образам, созданным Клуэ, свойственна тонкая одухотворенность, внешняя сдержанность часто сочетается с внутренней взволнованностью («Портрет ботаника Пьера Кюта», 1562).