КОЛЕСО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОЛЕСО
диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Изобретено на Древнем Востоке в 4-м тысячелетии до н. э. (деревянный диск). К. со спицами и гнутым ободом появилось во 2-м тысячелетии до н. э.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КОЛЕСО
важнейшее изобретение древности. Самый древний рисунок К- найден в Уре (3400 г. до н.э.). В то же время появляется гончарный круг.
Колеса были вначале сплошными. Повозки колесные найдены в курганах южнорусских степей и Урала III-II тыс. до н.э. Двухколесные военные повозки-колесницы впервые появились в Сирии в III тыс. до н.э. В доколумбовой Америке К. почти не использовалось.

Источник: Археологический словарь. 1996

КОЛЕСО
(англ. wheel, нем. Rad), одно из важнейших изобретений древности. Впервые сведения о нем появляются в Месопотамии, где К. присутствует в пиктографии Урука (3400 г. до н.э.), там же и примерно в то же время появляется гончарный круг. Позже К. изображается на царском штандарте Ура. Эти К. были сплошными и довольно неуклюжими, могли изготавливаться одночастными, но чаще — трехчастными, скрепленными шипами. Деревянные повозки, а также их терракотовые модели появляются очень рано в курганных захоронениях от Кавказа до Венгрии. Остается неясным, распространяются ли они из одного или нескольких центров. В Египте, имевшем удобные водные коммуникации, К. появляется лишь с гиксосами, причем оно уже имеет спицы. Эта прогрессивная форма К., по-видимому, изобретена в Сирии в начале 2-го тысячелетия до н.э., она сделала возможным появление легкой боевой колесницы, быстро и широко распространившейся у различных народов. В доколумбовой Америке К. не использовалось (исключение — мексиканские терракотовые модели).

Источник: Археологический словарь. 1990

Колесо
с, обычно с опред. Деталь водяного двигателя. // Водоналивное колесо. — В настоящее время протолочка руд производится только на 2-х толчеях, из которых каждая приводится в действие отдельным водоналивным колесом. ГЖ, 1858, № 3: 429; Горизонтальный тонкий вал, или веретено с насаженными на нем крестообразно чугунными мутовками, приводится в движение посредством шестерен, или конным воротом, или водоналивным колесом, смотря по количеству воды в запруженной речке. ГЖ, 1846, № 8: 238; // Колесо гидравлическое. — Всего в 1883 г. в Ачинском, Минусинском и Красноярском округах было 54 гидравлических колеса. Бгл., 1884: 40; // Колесо наливное. Подъемное устройство в виде колеса, которое приводится в движение водой, падающей на его лопасти сверху. — При Вознесенском шахте внутрь горы построить для выливания воды вододействующую машину и на действие оной воду привесть от означенной речки Змеевки чрез луговой штольн. Наливное колесо ради малости речки устроить в диаметре восьми или десяти сажен. Ф.1, о. 2, д. 181, л. 97 (1784 г.)

Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998

Колесо
Греко-этрусско-рим. мир перенял К. от более др. культур, причем к исконным формам были добавлены важные нововведения из кельтского ареала, в частности железные ободья (ок. 500 до н. э.). Продолжало применяться для перевозки не слишком тяжелых грузов древнейшее дисковое К. Кроме того, использовалось примитивное К. с поперечными и К. с радиальными спицами, число которых колебалось от 4 до 8, а в кельтском регионе даже до 10 — 14. Существовало также отлитое из бронзы К. с закрепл. посредством заклепок накладным деревянным косяком. Возможно, что ступицы бронзового литья были изобретены римлянами и от них позднее перешли к кельтам; последние в позднереспубликанскую эпоху изобрели К. на роликовых подшипниках скольжения (конструкция, предшествовавшая шариковым подшипникам). К. применялось не только в повозках, где оно имело диаметр ок. 80 см, но также, по образцу вост. культур, в качестве вала в подъемных механизмах. В эллинистич. эпоху было изобретено зубчатое К., а в императорское время — различные виды водяных К., как-то: водоподъемное и мельничное.
        
        рис. Колесо, а — дисковое колесо для крытой повозки (глиняная модель с Крымского полуострова, 3 в. до н. э.); b — колесо с поперечными спицами (с чернофигурной вазы 6 в. до н. э.); с — колесная ступица для роликового подшипника скольжения повозки из Дийбьерга (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.).

Источник: Словарь античности. 1989

Колесо

Колесо – это одно из самых выдающихся изобретений человечества. Однажды люди обратили внимание на то, что катить груз намного легче, чем тянуть его. На языке современной механики это значит, что «коэффициент трения качения ниже, чем коэффициент трения скольжения».
Простейшее колесо представляло собой круг, отпиленный от ствола дерева. Подкладывая такие катки под груз, люди облегчали его передвижение.
Потом два таких круга соединили осью. Прикрепив их к повозке, избавились от необходимости постоянно перекладывать их под передвигаемый груз.
Скорость повозки возросла после того, как в повозки стали впрягать животных: ослов, быков, лошадей.
Позже колесо стали изготавливать сборным. Оно уже состояло из обода, спиц и ступицы, стянутых металлической шиной. Подобные колеса и сейчас применяются в гужевом транспорте.
Многие высокоразвитые цивилизации так и не пришли к изобретению колеса. Так, инки применяли своеобразные «санки», скользившие по камням.
В современных транспортных средствах обод заменен пневматической шиной, устраняющей тряску и шум при передвижении.
Для снижения трения появилось своеобразное «колесо в колесе» – шарикоподшипник.
Для вездеходов были созданы колеса, потерявшие круглую форму: они стали овальными, шестигранными, спиральными.
Вращение применялось не только в транспорте. Вращательное колесо явилось наиболее удобным способом передачи энергии в различных механизмах и машинах, поскольку вращательное движение может осуществляться равномерно и непрерывно без потери энергии на преодоление инерции движущихся деталей.
Одним из первых применений колеса для передачи движения стал гончарный круг, затем прялка. Позже появилось водяное колесо, применявшееся в мельницах, на мануфактурных фабриках, рудниках, в устройствах для орошения и осушения.
В XIX в. вместо водяного колеса появилась турбина, основным элементом которой является колесо.
В машинах колесо служит для передачи усилия, изменения частоты и направления вращения. Известны зубчатые, ременные, фрикционные передачи.
Появление колеса ускорило развитие человеческой цивилизации и способствовало прогрессу технических средств, применявшихся людьми.

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Колесо Сансары» как универсалия и иконологическая парадигма в монгольской культуре

Шишин Михаил Юрьевич, Иккерт Татьяна Валерьевна
В статье обосновывается в качестве константы культуры Монголии буддийский символ «Колесо Сансары».
Читать PDF
0.00 байт

АНТОН НЕСТЕРОВ, М. ВОЛКОВА. КОЛЕСО ФОРТУНЫ

С. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Русская художественная историософия 20-30-х годов и «Красное Колесо» А.И. Солженицына

Калашникова С. М.
Читать PDF
0.00 байт

«Август Четырнадцатого» в контексте романа-эпопеи А. Солженицына «Красное колесо»

Михневич Екатерина
Читать PDF
0.00 байт

«Красное колесо» А. И. Солженицына в контексте современности

Нижников Сергей Анатольевич
В статье анализируются философско-социальные и литературные особенности творчества А.И. Солженицына. За основу взяты его публицистика и главное произведение жизни «Красное колесо».
Читать PDF
0.00 байт

Книга о главном произведении Александра Солженицына (Щедрина Н. М. «Красное Колесо» А. Солженицына и

Спиваковский Павел Евсеевич
Рецензия на монографию Н.М. Щедриной, которая посвящена анализу одного из самых значительных художественных явлений русской литературы XX столетия эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо».
Читать PDF
0.00 байт

Женские образы А. Солженицына в контексте пасхальной традиции (на примере эпопеи «Красное колесо»)

Смыковская Татьяна Евгеньевна
В настоящее время недостаточно проанализированными или совсем не изучен-ными остаются некоторые значимые составляющие художественного мира эпопеи А.И.
Читать PDF
0.00 байт

Самая большая книга о главном. Рецензия на книгу: щедрина Н. М. "Красное колесо" А. Солженицына и ру

Прохорова Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 04. 029. Гуськов В. В. Кто раскрутил Красное Колесо? Система персонажей исторической эпопеи А.

Жулькова К. А.
Читать PDF
0.00 байт

Метаистория россии в романе-эпопее А. Солженицына "Красное Колесо"

Клеофастова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 027. Щедрина Н. М. «Красное Колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй пол

Урманов А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности использования фразеологизмов в эпопее «Красное колесо» А. И. Солженицына(на материале Уз

Ибрагимова Д.Р.
В данной статье фразеологические единицы в эпопее А.И. Солженицына «Красное колесо» рассматриваются с точки зрения их идейно-содержательной, композиционной и образной роли в произведении.
Читать PDF
0.00 байт

«Коль колесо времен свершило полный круг»: Г. Р. Державин и А. С. Пушкин в творческом самосознании М

Зверева Татьяна Вячеславовна -
В статье рассмотрена проблема жанровых трансформаций в стихотворении Михаила Кукина «Памяти одной компании». Авторское восприятие мира опосредовано предшествующей поэтической традицией (творчество Горация, ода Г. Р.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Ирины Томчак в кубанских главах романа-эпопеи «Красное Колесо» А. И. Солженицына

Би Цзюньжу
В настоящее время изучению типологии женских персонажей в эпопее «Красное Колесо» уделяется недостаточное внимание. Художественный мир, созданный А.И.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция личности в эпопее А. И. Солженицына «Красное Колесо»

Кошкин Сергей Александрович
Проанализированы различные типы характеров, выведенных А.И. Солженицыным в эпопее «Красное колесо».

Похожие термины:

  • Наливное колесо

    См. Колесо.
  • Ступенчатое колесо

    Описание С к. Фило ном доказывает, что уже в 250 до н. э. оно было известно его современникам. Археологами было найдено С. к., относящееся к раннему периоду Римской империи. КПД его был невелик, работа н
  • ВОДОЧЕРПАЛЬНОЕ КОЛЕСО

    согл. лит. и археологич. источникам, В. к. появ. в с. х-ве и горном деле во времена эллинизма, однако возможно, что оно имеет и более древ. происхожд. Так, уже при первых рим. императорах были известны са
  • ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

    З. к. (шестерня)было изобретено греками в кон. 4 в. до н.э., хотя слова для его обознач. не было. Уже перипатетиков интересовало, почему колеса, захватывающие друг друга зубцами, вращаются в противополо
  • Колесников, Вас. А

    писат. по крестьянск. вопр. и по огородничеству, автор патриот. брошюр (Ярославль, 1880—1900 гг.). {Венгеров}
  • Ад на колесах

    Большой временный палаточный городок строителей железной дороги Юнион?Пасифик. Вмещал до 3000 чел. Были в нем и салуны, и публичные дома, и питейные заведения. По ходу укладки путей городок все врем
  • Колесов, Ал-др Андр

    директ. харьк. земледел. учил., р. 1837. {Венгеров}
  • Колесник, Алексей Алексеевич

    Лидер партии Татарстана "Единство и прогресс"; родился 2 января 1947 г. в г. Северо-Курильске Сахалинской области; окончил Казанский инженерно-строительный институт в 1970 г., аспирантуру Казанско
  • Колесников, Алексей Васильевич

    (род. 17.03.1921) — летчик-разведчик, Герой Советского Союза (1944), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 г. Воевал в составе 118 драэ. К ноябрю 1943 г. совершил 168 боевых вылетов на р
  • Колесов, Александр Александрович

    (род. в 1837 г.) — русский сельский хозяин-педагог. По окончании курса в московском университете (1861) занялся сельским хозяйством, управляя частными имениями в Нижегородской и Пензенской губерниях. З
  • Колесников, Александр Леонтьевич

    (25.03.1922—20.04.1945) — летчик-истребитель, лейтенант. Был инструктором в Черниговской авиашколе. Затем служил в 379 иап Среднеазиатского ВО. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1945 г. Воевал в с
  • Колесников, Александр Никифорович

    (род. 16.08.1917) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), полковник. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 г. Воевал в составе 232 шап. К апрелю 1944 г. совершил 188 боевых вылетов. После во
  • Колесников, Александр Петрович

    Депутат Совета Представителей Парламента КБР от Майского избирательного округа № 6. Родился в 1949 году в с. Хамидие Терского района КБР, русский, обра-зование высшее, экономист, окончил Кисловодски
  • Колесников, Александр Степанович

    Член правления РАО "ЕЭС России" с августа 2000 г.; родился 8 октября 1957 г. в г. Сочи; окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе по специальности "инженер-экономист" в 1983 г.; ра
  • Колесников, Александр Валерьевич

    (1955 г. р.) — выпускник Государственного дважды орденоносного института физической культуры им. П. ф. Лесгафта (1977). Кандидат педагогических наук. Доцент. Мастер спорта (керлинг, 1996). Победитель и приз
  • Колесников, Ефим Александрович

    род. 18 марта 1891 в станице Луковской Моздокского отдела Терской обл., ум. 21 янв. 1975 в Орджоникидзе. Засл. учитель школы РСФСР (1955). Засл. деят. иск. Северо-Осетинской АССР (1971). В 1911 окончил духовную семин
  • Колесов, Иван Алексеевич

    — московский купец, род. в Вологде в 1778 г., ум. в Москве 31 августа 1852 г. Отец его был небогатый вологодский купец; И. А. Колесов торговал удачно и в 1809 г. записался уже купцом первой гильдии. Он занялся ч
  • Колесников, Николай Алексеевич

    Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике (1976), заслуженный мастер спорта СССР; родился 15 марта 1952 г. в д. Наратлы Бугульминского района Татарской АССР; окончил ГЦОЛИФК в 1977 г.; чемпион СССР (1975, 1977—1979),
  • Колесов, Павел Алексеевич

    (27. 02. 1868 — ?) Окончил МУЖВЗ в 1896 со званием неклас. худ. арх. Работал пом. И. П. Машкова, А. М. Калмыкова и др. Занимался частной практикой. В 1913—14 — пом. участ. архит. Г. С. Мосашвили. Ист.: РГАЛИ, ф. 680, оп. 2, д
  • Колесов, Петр Алексеевич

    (род. 1915) — советский конструктор-двигателист, лауреат Сталинской (1951) и 2 Государственных (1971, 1979) премий, профессор (1976), д.т.н. (1971). С 1941 г. работал в ОКБ В. А. Добрынина. В 1960—1984 гг. главный конструктор