диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Изобретено на Древнем Востоке в 4-м тысячелетии до н. э. (деревянный диск). К. со спицами и гнутым ободом появилось во 2-м тысячелетии до н. э.
КОЛЕСО
КОЛЕСО
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КОЛЕСО
важнейшее изобретение древности. Самый древний рисунок К- найден в Уре (3400 г. до н.э.). В то же время появляется гончарный круг.
Колеса были вначале сплошными. Повозки колесные найдены в курганах южнорусских степей и Урала III-II тыс. до н.э. Двухколесные военные повозки-колесницы впервые появились в Сирии в III тыс. до н.э. В доколумбовой Америке К. почти не использовалось.
Колеса были вначале сплошными. Повозки колесные найдены в курганах южнорусских степей и Урала III-II тыс. до н.э. Двухколесные военные повозки-колесницы впервые появились в Сирии в III тыс. до н.э. В доколумбовой Америке К. почти не использовалось.
Источник: Археологический словарь. 1996
КОЛЕСО
(англ. wheel, нем. Rad), одно из важнейших изобретений древности. Впервые сведения о нем появляются в Месопотамии, где К. присутствует в пиктографии Урука (3400 г. до н.э.), там же и примерно в то же время появляется гончарный круг. Позже К. изображается на царском штандарте Ура. Эти К. были сплошными и довольно неуклюжими, могли изготавливаться одночастными, но чаще — трехчастными, скрепленными шипами. Деревянные повозки, а также их терракотовые модели появляются очень рано в курганных захоронениях от Кавказа до Венгрии. Остается неясным, распространяются ли они из одного или нескольких центров. В Египте, имевшем удобные водные коммуникации, К. появляется лишь с гиксосами, причем оно уже имеет спицы. Эта прогрессивная форма К., по-видимому, изобретена в Сирии в начале 2-го тысячелетия до н.э., она сделала возможным появление легкой боевой колесницы, быстро и широко распространившейся у различных народов. В доколумбовой Америке К. не использовалось (исключение — мексиканские терракотовые модели).
Источник: Археологический словарь. 1990
Колесо
с, обычно с опред. Деталь водяного двигателя. // Водоналивное колесо. — В настоящее время протолочка руд производится только на 2-х толчеях, из которых каждая приводится в действие отдельным водоналивным колесом. ГЖ, 1858, № 3: 429; Горизонтальный тонкий вал, или веретено с насаженными на нем крестообразно чугунными мутовками, приводится в движение посредством шестерен, или конным воротом, или водоналивным колесом, смотря по количеству воды в запруженной речке. ГЖ, 1846, № 8: 238; // Колесо гидравлическое. — Всего в 1883 г. в Ачинском, Минусинском и Красноярском округах было 54 гидравлических колеса. Бгл., 1884: 40; // Колесо наливное. Подъемное устройство в виде колеса, которое приводится в движение водой, падающей на его лопасти сверху. — При Вознесенском шахте внутрь горы построить для выливания воды вододействующую машину и на действие оной воду привесть от означенной речки Змеевки чрез луговой штольн. Наливное колесо ради малости речки устроить в диаметре восьми или десяти сажен. Ф.1, о. 2, д. 181, л. 97 (1784 г.)
Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998
Колесо
Греко-этрусско-рим. мир перенял К. от более др. культур, причем к исконным формам были добавлены важные нововведения из кельтского ареала, в частности железные ободья (ок. 500 до н. э.). Продолжало применяться для перевозки не слишком тяжелых грузов древнейшее дисковое К. Кроме того, использовалось примитивное К. с поперечными и К. с радиальными спицами, число которых колебалось от 4 до 8, а в кельтском регионе даже до 10 — 14. Существовало также отлитое из бронзы К. с закрепл. посредством заклепок накладным деревянным косяком. Возможно, что ступицы бронзового литья были изобретены римлянами и от них позднее перешли к кельтам; последние в позднереспубликанскую эпоху изобрели К. на роликовых подшипниках скольжения (конструкция, предшествовавшая шариковым подшипникам). К. применялось не только в повозках, где оно имело диаметр ок. 80 см, но также, по образцу вост. культур, в качестве вала в подъемных механизмах. В эллинистич. эпоху было изобретено зубчатое К., а в императорское время — различные виды водяных К., как-то: водоподъемное и мельничное.
рис. Колесо, а — дисковое колесо для крытой повозки (глиняная модель с Крымского полуострова, 3 в. до н. э.); b — колесо с поперечными спицами (с чернофигурной вазы 6 в. до н. э.); с — колесная ступица для роликового подшипника скольжения повозки из Дийбьерга (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.).
рис. Колесо, а — дисковое колесо для крытой повозки (глиняная модель с Крымского полуострова, 3 в. до н. э.); b — колесо с поперечными спицами (с чернофигурной вазы 6 в. до н. э.); с — колесная ступица для роликового подшипника скольжения повозки из Дийбьерга (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.).
Источник: Словарь античности. 1989
Колесо
Колесо – это одно из самых выдающихся изобретений человечества. Однажды люди обратили внимание на то, что катить груз намного легче, чем тянуть его. На языке современной механики это значит, что «коэффициент трения качения ниже, чем коэффициент трения скольжения».
Простейшее колесо представляло собой круг, отпиленный от ствола дерева. Подкладывая такие катки под груз, люди облегчали его передвижение.
Потом два таких круга соединили осью. Прикрепив их к повозке, избавились от необходимости постоянно перекладывать их под передвигаемый груз.
Скорость повозки возросла после того, как в повозки стали впрягать животных: ослов, быков, лошадей.
Позже колесо стали изготавливать сборным. Оно уже состояло из обода, спиц и ступицы, стянутых металлической шиной. Подобные колеса и сейчас применяются в гужевом транспорте.
Многие высокоразвитые цивилизации так и не пришли к изобретению колеса. Так, инки применяли своеобразные «санки», скользившие по камням.
В современных транспортных средствах обод заменен пневматической шиной, устраняющей тряску и шум при передвижении.
Для снижения трения появилось своеобразное «колесо в колесе» – шарикоподшипник.
Для вездеходов были созданы колеса, потерявшие круглую форму: они стали овальными, шестигранными, спиральными.
Вращение применялось не только в транспорте. Вращательное колесо явилось наиболее удобным способом передачи энергии в различных механизмах и машинах, поскольку вращательное движение может осуществляться равномерно и непрерывно без потери энергии на преодоление инерции движущихся деталей.
Одним из первых применений колеса для передачи движения стал гончарный круг, затем прялка. Позже появилось водяное колесо, применявшееся в мельницах, на мануфактурных фабриках, рудниках, в устройствах для орошения и осушения.
В XIX в. вместо водяного колеса появилась турбина, основным элементом которой является колесо.
В машинах колесо служит для передачи усилия, изменения частоты и направления вращения. Известны зубчатые, ременные, фрикционные передачи.
Появление колеса ускорило развитие человеческой цивилизации и способствовало прогрессу технических средств, применявшихся людьми.
Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009