КОЛОКОЛА

Найдено 1 определение
КОЛОКОЛА
необходимая принадлежность русского православного храма. В чине благословения колоколов сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего". Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:
1) созывать верующих к богослужению,
2) выражать торжество Церкви и ее богослужений,
3) возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений.
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звон оповещал об опасности, несчастье, пожаре. В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани. Так, колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольней, или звонницей, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства, т.е. в к. X в. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях.
С XV в. в России появились собственные заводы по отливке колоколов, на которых стали отливать колокола больших размеров. Так, для колокольни Ивана Великого в Кремле были отлиты колокол "Вседневный" весом 1017 пудов 14 фунтов; колокол "Реут" весом около 2000 пудов; колокол "Успенский", или "Праздничный", весом около 4000 пудов.
Самым большим, но не действующим колоколом в мире в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Самым большим действующим - колокол "Успенский". Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь.
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как то:
1) точной пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т.е. правильным сплавом,
2) высотой колокола и его шириной, т.е. правильной пропорцией самого колокола,
3) толщиной стен колокола,
4) правильным подвешиванием колокола,
5) правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу и др.
Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри него. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободно качающимся, ударом которого и производится звук. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, в дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дня Светлой Пасхальной седмицы возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.
Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Апок. 10: 6).
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исайю: "На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью, напоминая о Господе" (Ис. 62: 6). Не случайно язычники часто, слыша колокольный звон, говорили: "Это голос христианского Бога слышен!" Звуки одного церковного колокола представляют собой нечто возвышенное, торжественное, а если раздается звон нескольких, более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника. Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе, постоянно грешной. Между тем как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.
Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест, в свою очередь, делится на два вида:
1) обыкновенный, или частый, производится самым большим колоколом;
2) постный, или редкий, производится меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый, или малый, колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
Собственно звон бывает в несколько колоколов или во все колокола.
Звон во все колокола бывает четырех видов:
1) Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий звон во все колокола, т.е. звон во все колокола трижды, или звон в три приема.
Трезвон выражает собой христианскую радость, торжество.
В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но вообще звон во все колокола.
2) Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.
3) Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так много раз.
4) Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол - звон во все колокола вместе сразу, и так многократно.
Прот. С. Слободской

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Колокола домонгольской Руси: форма, изготовление и химический состав - ирландские параллели

Симонова А. А.
Анализируется взаимосвязь химического состава колокольной бронзы Древней Руси с формой колоколов и способами их изготовления; приводится сравнение с составом западноевропейских колоколов, а также с колокольчиками друидов древней И
Читать PDF
0.00 байт

95. 02. 001. Колокола Победы. . .

Сердюк В. , Куликов Б.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 02. 021. Хэррел К. Когда колокола звонили по Линкольну. Реакция южан на убийство. Harrell C. W

Валюженич А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Утраченные колокола Первой мировой войны

Фомичёв Михаил Викторович
Влияние Первой мировой войны на судьбы колоколов в Европе и России.
Читать PDF
0.00 байт

Чингисские колокола: поиски и находки

Талашкин Алексей Владимирович
Статья посвящена поиску колоколов в селе Чингис Новосибирской области. Собраны легенды об исчезнувших колоколах, обследованы береговая линия и фарватер реки Обь, территория села и острова. Найдены артефакты.
Читать PDF
0.00 байт

Колокола православных храмов Западной Беларуси: страницы истории 1921-1939 гг

Шатько Елена Геннадьевна
Статья написана по материалам архива новых документов (г. Варшава, Польша), Государственного архива Брестской области (г.
Читать PDF
0.00 байт

Колокола как феномен полиэтнической культуры Волго-Уралья

Яковлев Валерий Иванович
Рассматривается история колокольной традиции в среднем Поволжье (в Казани и в других городах) с момента массовой христианизации края и вплоть до XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Содержание хоровых сочинений «Колокола» и «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова в свете самоидентифик

Медведева Нина Владимировна
Статья посвящена рассмотрению параллелей в идейно-образном содержании хоровых шедевров Рахманинова с целью выявления тех художественных особенностей, которые позволяют раскрыть личностные качества русского композитора.
Читать PDF
0.00 байт

Звуковой феномен колокола

Гусева Анна Николаевна
В статье рассматриваются различные походы к эстетической и музыкальной трактовке звона русского колокола. Основное внимание уделяется подходам к изучению его внутренней организации.
Читать PDF
0.00 байт

Голос колокола в судьбе народа и в музыке отечественных композиторов

Чернова Л. В., Сорокина М. Е.
Проанализирована ценность уникального инструмента, используемого православной церковью. Музыка колоколов рассматривается как одно из наименее изученных и загадочных явлений русской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Звон колокола: интерпретация, предложенная временем

Гусева Анна Николаевна
В статье рассматривается звон колоколов, представленный как музыкальный звук. Анализируются звуковые особенности колоколов Успенской звонницы Ростова Великого.
Читать PDF
0.00 байт

Т. Ф. Владышевская. Древнерусские колокола и звоны

С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Об оратории Виктора Плешака «Когда звонят колокола»

Е. И. Комарова
Читать PDF
0.00 байт

КОЛОКОЛА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ: ОТ СИМВОЛА ДО ИЗОБРАЖЕНИЯ BELLS IN RUSSIAN ART: FROM A SYMBOL TO AN IM

Никитина Т.А.
Колокольный звон «молитва в звуке» один из самых ярких, узнаваемых сим-волов русской народной культуры, взращённой на духовной почве православия.
Читать PDF
0.00 байт

Осмысление марксизма в романе-хронике С. Н. Дурылина «Колокола»

Мотеюнайте И. В.
Показано, что С.Н.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОЛОКОЛА ХАТЫНИ

    Директива германского верховного главнокомандования от 16 декабря 1941 года гласила: «Войска имеют право и обязаны применять… любые средства без ограничения, также против женщин и детей, если тольк
  • Колокольцов 2-й, Григорий Дмитриевич

    (1802 — после 1870). — Поручик л.-гв. Гусарского полка. Из дворян. Отец — пензенский губ. предв. дворянства Дм. Апол. Колокольцов, мать — Александра Богд. Огарева; за родителями в 1831 в Саратовской губ., в Хв
  • Колоколов, А

    авт. брош. "Об условном ирреальном периоде по Титу Ливию" (1887). {Венгеров}
  • Колоколов, Адриан Димитриевич

    протоиерей Казанск. собора, законоучитель Павловского института, кандидат XII курса СПб. дух. акад., род. 1814 г., † 1878 г. 12 апр. {Половцов}
  • Колокольцев, Ал-др Ал-др

    морской инж., р. 15 сент. 1833, чл. Адмиралт.-сов., ген. по адмиралт., † 1 ок. 1904. {Венгеров}
  • Колоколов, Алексей Дм

    проф. греч. яз. Киев. дух. акад., † 29 июня 1829. {Венгеров}
  • Колокольников, Алексей

    вместе с Петром Белавиным в 1774 году владел фабрикой Михайлы Артемьева, печатавшей гравюры черной манерой. В этом году он представлял в Синодальную контору антиминсную доску для продажи (за 120 руб.).
  • Колокольцов, Александр Александрович

    — генерал-лейтенант, член адмиралтейств-совета морского министерства, род. в 1833 г. По окончании курса морского корпуса 1850 ходил в кругосветное плавание на фрегате "Паллада", под командою граф
  • ИСИДОР, КОЛОКОЛОВ Петр Александрович

    еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии (3.04.1866—18.09[1.10].1918), церковный и общественный деятель, один из организаторов монархического движения в Н. Новгороде, друг Г. Е. Распутина. Родился в Петербурге
  • Колоколов, Андрей

    осташковский протоиерей, дух.-нравств. писат. и переводч. (нач. XIX в.). {Венгеров}  Колоколов, Андрей протоиерей в Осташкове, друг митропол. Михаила Десницк., с ним слушал курс Московск. унив. и был пенси
  • Колокольцев, барон Федор Михаилович

    сенатор, д. т. с., род. 1732 г. (1736 г.?) 15 апр.; † 1818 г. 24 апр. {Половцов}
  • Колокольцов, барон Федор Михайлович

    — действительный тайный советник, сенатор, род. 15 апреля 1732 г., ум. 24 апреля 1818 г. Происходил из дворян. В 1775 г. был назначен прокурором Адмиралтейств-коллегии; в 1778 — произведен в бригадиры; в 1781 г. на
  • Борис, московск. колокольный мастер

    1342—1346 г. Дополнение: Борис, колокольный маст., 1346 г. лил в Москве колокола большие для кремлевских церквей. {Половцов}
  • Колоколов, Борис Леонидович

    Бывший заместитель министра иностранных дел РСФСР, Чрезвычайный и Полномочный Посол; родился 9 ноября 1924 г.; участник Великой Отечественной войны; окончил МГИМО; 1942—1943 — курсант Лугинской военной
  • ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

    памятник литейного искусства XVIII в., установлен в Московском Кремле: масса свыше 200 т, высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м. Отлит в 1733–1735 гг. русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737
  • КАНТЕ–де–ЛОС–КАМПАНИЛЬЕРИ /песня звонарей и колокольчики./

    Уже название песни указывает на ее смысл. Является частью андалузийского фольклора, в просторечии фламенко.
  • Колоколов Иоанн Димитриевич

    Колоколов Иоанн Димитриевич - протоиерей (1799 - 1869), магистр Петербургской духовной академии; состоял настоятелем Исаакиевского собора. Перевел на русский язык творения Иоанна Златоуста (""О священс
  • Колокольцев, Дм. Григ

    авт. воспомин., р. в марте 1814, ген.-лейтенант. {Венгеров}
  • Колоколов, Ив. Дм

    дух. писат. и переводч., р. 1799 в Твер. губ., с. свящ., настоятель Исаак. каф. собора, † 9 д. 1869. {Венгеров}
  • Колоколов, Дм

    поэт, сотр. "Иппокрены" 1799 г. {Венгеров}