КОЛОННА
Колонна
фр. colonne от лат. - columna) – главный элемент архитектурного ордера, его несущая конструктивная часть. Состоит из фуста (ствола), капители и базы.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Колонна
строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, в подразделения (машины) — одно за другим. Применяется для передвижения (марша). В ВМФ — строй кораблей, в котором они следуют друг за другом в кильватере (кильватерная К.). В ВВС К. самолетов (пар, звеньев) — одна из форм боевого порядка.
Источник: Словарь военных терминов
Колонна
цилиндрическая вертикальная опора, обычно суживающаяся кверху и сделанная в едином блоке (монолитная), или составленная из неск. цилиндрических частей (барабанов). В антич. архитектуре К. состоит из базы, ствола и капители.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
КОЛОННА
имеет 3 значения. Первое — римский феодальный род, игравший в XIV—XVI вв. важную роль в политической жизни Рима, соперничал с родом Орсини. Из этого рода папа Мартин V и многие кардиналы. Второе — К. — это военный строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения и машины — одни за другим. До XIX в. одна из форм боевого порядка войск, а также К. на марше. Третье — К. — архитектурно обработанная круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров, состоит из ствола, капители и базы. Отдельно стоящие К. служат обычно памятниками.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Колонна
опорный элемент карниза цилиндрич. формы, сделанный из камня, дерева или другого материала. К. мог служить ствол дерева (крито-микенская культура) или стебель лотоса, папируса, пальмы (Египет). К. может быть частью здания или стоять отдельно. К. бывают монолитными (храм Аполлона в Коринфе) либо их собирают из неск. частей (барабанов), поставл. друг на друга, сужающихся кверху; ствол мог быть гладким (храм Афины в Пергаме), украш. каннелюрами (вертикальными желобками) или спиралевидными канавками, а также фризообразными изображениями (Траяна, Марка Аврелия), орнаментом в виде роз. Кроме того, К. профилируют штукатуркой (храм у мясного рынка в Риме). Нижний барабан К. может быть украшен фигурами (Columna Caelata в старом храме Артемиды в Эфесе). Фигура, заменяющая колонну, называется кариатидой. К. использовались как пьедесталы для статуй (Ника Пэония) и как дорожные указатели. Саркофаги, украш. декоративными К., называют колонными саркофагами.
Источник: Словарь античности. 1989
КОЛОННА
строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на установленных дистанциях. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй, а также для создания предбоевого порядка. Впервые атаку колоннами в боевых порядках сухопутных войск ввел П. А. Румянцев в сражении под Кольбергом в 1761. Позже ротные и батальонные колонны в сочетании с рассыпным строем широко применялись А. В. Суворовым. В сравнении с применявшимися ранее линиями шеренг колонны обладали значительно большей силой удара, были легко управляемы, могли быстрее передвигаться и действовать на любой местности, позволяли сосредоточивать усилия на решающем участке, что создавало предпосылки для нанесения решительного поражения войскам, сражавшимся в линейном построении. С увеличением во 2-й половине XIX в. скорострельности стрелкового оружия и артиллерии, поражающего действия их огня колонна как форма боевого порядка сухопутных войск перестала применяться.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
КОЛОННА
(лат. Columna — опора) — в архитектуре круглая или многоугольная в плане опора, установленная вертикально и служащая для поддержки части здания. Прототип колонны — деревянная стойка или каменный столб — возник в зодчестве многих народов. Следующим шагом в эволюции колонны стало появление лотосовидных и папирусовидных колонн в Древнем Египте и расширяющихся вверху колонн Эгейского мира. В классической архитектуре Древней Греции колонна стала частью закрепленной традицией систем архитектурной композиции, обычно называемых ордерами (помимо колонны, туда входят антаблемент, который она поддерживает, и пьедестал, на который она опирается). В классических ордерах главная часть колонны — ствол обычно утончается кверху, иногда получая при этом припухлость (энтазис), обрабатывается вертикальными каннелюрами (бороздками). Ствол колонны покоится на простой или сложной базе и заканчивается капителью, которая может быть простой и строгой в дорическом ордере, с волютами («бараньими рогами») — в ионическом, и украшенной цветами и листьями аканта — в коринфском. Художественная выразительность и монументальность колонны определяются ее пропорциями, членением, пластической обработкой, а также соотношением высо-ты и диаметра колонны с размерами всего сооружения. Колонна может использоваться в композиции фасада зданий, их внутреннего пространства, для архитектурной обработки стены, в большей или меньшей степени сливаясь с ней (трехчетвертные колонны, полуколонны, пи-лястры, приставные колонны). Также колонны могут быть опорой для арок и сводов. Отдельно стоящие колонны обычно используются как постамент для памятников (Александрийская колонна в Санкт-Петербурге).
КОЛОННА
франц. colonne, от лат. columna – круглый столб), архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечении; главный элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров (см. ст. Ордер архитектурный). Прототипами колонн были деревянные (из стволов деревьев) или каменные круглые столбы, на которые опирались крыши древнейших построек, созданных на основе простейшей стоечно-балочной конструкции. Колонна состоит из гладкого или с вертикальными желобками-каннелюрами ствола, завершается пластически обработанной капителью (от позднелат. capitellum – головка), обычно опирается на базу. Ствол колонны может иметь утолщение в середине – энтазис, зримо выражающий образ упругого несения тяжести опорой.
Художественную выразительность колонны определяют ее пропорции: соотношение длины к диаметру, длины и диаметра к интерколумнию (расстоянию между колоннами) и к размерам всего сооружения. В Древнем Египте избыточно мощные, тесно поставленные колонны напоминали огромные связки папируса или цветущего лотоса, рядом с которыми человек казался маленьким и ничтожным (Луксор, Карнак). В крито-микенской архитектуре деревянные колонны утончались книзу, уподобляясь сталактитам, свисающим со сводов пещер (т. н. Колонный зал Кносского дворца на о. Крит, 17–16 в. до н. э.). Особое совершенство, соразмерность человеку отличает древнегреческие колонны (Парфенон, 447–438 гг. до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат, храм Ники Аптерос на афинском Акрополе, 442–420 гг. до н. э., архитектор Калликрат). В Древнем Риме колонны часто утрачивают конструктивное значение, становясь элементом архитектурного декора (Колизей, 75–80 гг.). В Средневековье и последующие эпохи колонны становятся опорами не только для балочных перекрытий, но и для арок и сводов.
Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками: колонна римского императора Траяна на форуме Траяна в Риме, 113 г., воздвигнутая в честь победы римлян над даками; Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (1830–34, архитектор А. А. Монферран) – монумент в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 г. Колонны, украшенные носами кораблей, называют ростральными.
Художественную выразительность колонны определяют ее пропорции: соотношение длины к диаметру, длины и диаметра к интерколумнию (расстоянию между колоннами) и к размерам всего сооружения. В Древнем Египте избыточно мощные, тесно поставленные колонны напоминали огромные связки папируса или цветущего лотоса, рядом с которыми человек казался маленьким и ничтожным (Луксор, Карнак). В крито-микенской архитектуре деревянные колонны утончались книзу, уподобляясь сталактитам, свисающим со сводов пещер (т. н. Колонный зал Кносского дворца на о. Крит, 17–16 в. до н. э.). Особое совершенство, соразмерность человеку отличает древнегреческие колонны (Парфенон, 447–438 гг. до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат, храм Ники Аптерос на афинском Акрополе, 442–420 гг. до н. э., архитектор Калликрат). В Древнем Риме колонны часто утрачивают конструктивное значение, становясь элементом архитектурного декора (Колизей, 75–80 гг.). В Средневековье и последующие эпохи колонны становятся опорами не только для балочных перекрытий, но и для арок и сводов.
Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками: колонна римского императора Траяна на форуме Траяна в Риме, 113 г., воздвигнутая в честь победы римлян над даками; Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (1830–34, архитектор А. А. Монферран) – монумент в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 г. Колонны, украшенные носами кораблей, называют ростральными.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
КОЛОННА
• Columna,
????? или ???????, также ????, столб, колонна. Первоначально столбы служили только для удобства, как подпора крыши; сначала они состояли, вероятно, из древесных стволов или неотесанных каменных глыб и только мало-помалу приняли более изящную форму. Они употреблялись в каждом доме и храме, т. к. портик составлял существенную часть здания, и отсюда вообще во всех строениях, а также на могилах и при других памятниках (ср. Domus, Дом, Templum, Храм, Sepulcrum, Погребение). В Греции различались три ордена К.: дорийский, ионийский и коринфский. Дорийский и ионийский появились почти одновременно, и дорийским впоследствии назывался более древний архитектурный стиль (процветавший сначала, по-видимому, в государствах недорийских, как, напр., в Афинах), вероятно, лишь потому, что он отличался от того стиля, который, по свидетельству Павсания, с 33 ол. стал употребляться в малоазиатской Ионии. Оба эти стиля, как доказал это P. W. Forchhammer (?ber Reinheit der Baukunst, 1856), представляют подражание архитектуре деревянных строений. Высота дорийской К. обыкновенно равняется 5, 5 нижним диаметрам колонны; расстояние между К. (на узкой стороне храмов обыкновенно стояли 6 или 8 К., если на длинной их было 13 или 17) тем теснее, чем древнее храмы, но не превышает 1, 5 диаметра колонны. Дорийская К. вовсе не имеет базы, но стоит непосредственно на подстройке ?????? или suggestus храма. Стержень (??????? ????? ??????) изрыт 20 (или 16) полукруглыми дорожками (?????????, striatura, ???????, canaliculi, каннелюр) таким образом, что они сходятся в острые грани; эти желобки вырезали уже после постановки К. Отдельные мраморные барабаны (?????????, ?????????), из которых составлен стержень и которые ради большей устойчивости связаны между собой пропущенным в середину куском кедрового дерева, до половины К. незаметно утолщаются (?????????) и затем кверху делаются потоньше; швы снаружи совершенно сглажены посредством шлифовки. Самый верхний барабан, отделенный от прочих горизонтальной зазубриной, был из одного куска с капителью (?????????, ??????, ???????????, ??????????, capitulum) и назывался ?????????????; три вырезные кольца (anuli или ????????) шли вокруг него. Напротив, вокруг лежащей на нем, круглой, расширяющейся кверху подушки (????????) шли три выдающиеся кольца, вероятно, для того, чтобы дождевые капли не стекали вниз по К. На подушке лежала четырехугольная, обтесанная в четыре грани плита, называвшаяся ??????, abacus, последняя часть, посредствующая между подпирающей и устремляющейся вверх К. и горизонтальной верхней частью здания. Непосредственно на абаке покоился архитрав (???????????), гладкая каменная перекладина, простирающаяся от одной К. до другой. На ней лежали, выдаваясь вперед, концами, поперечные балки, одна упираясь на К., другая посреди двух К.; каждый такой конец был обшит плитой, имеющей два целых вдающихся желобка в середине и по одному полужелобку по бокам (?????????). Промежутки между триглифами (метопы, ???????) скоро стали украшаться и с внутренней стороны плитами с рельефными изображениями (???????, фриз). Над поперечными балками крыши (т. е. триглифами и метопами), наконец, лежала значительно выступающая вперед продольная балка, украшенная снизу, в равных расстояниях, маленькими зубчиками или гвоздяными шляпками (????????); по шести таких зубчиков находилось и под каждым триглифом. Ионийский стиль отличается от дорийского не столько построением, сколько орнаментами. Между тем как дорийский стиль, поражая совершенством красоты своих пропорций, производит, сверх того, и впечатление простоты, силы и твердо основанного величия, — ионийский более привлекает взоры стройной легкостью и нежной прелестью своих форм. Ионийские К. сравнительно выше (в 8, 5-9, 5 нижних диаметров), расставлены на большем расстоянии одна от другой и менее утолщаются в середине. Они уже потому выше, что стоят на базах, которые образуют книзу приятный переход от перпендикулярной линии к горизонтальной линии подстройки (suggestus). База бывает или аттическая: на четырехугольной плите (???????) лежат одна ??????, один ????? или ???????? и опять одна ??????; или ионийская: четырехугольный ???????, два ???????? и одна ??????, которые кверху несколько суживаются. Вдоль К. проведены 24 каннелюры, более глубокие и узкие, чем у дорийских К., отделенные уже не острыми гранями, а узкими полосками (???????, scamilli). ???????????? преобразовался в ????????? и украшается вместо капнелюр 5 листьями выпуклой работы. На нем лежит очень небольшой, украшенный так называемым жемчужным кольцом (???????????) выпуклой работы эхин; над последним же иногда еще небольшая ??????. Над этим находится четырехугольная подушка (?????, volutae), спереди и сзади которой проходит рядом множество небольших линий или каналов, которые, свертываясь в рогообразные завитки (????????), при своем соединении образуют небольшие круглые выпуклости (´????????). С боков эта подушка представляет существенно различный вид. На завитках лежит еще маленький четырехугольный абак, украшенный жемчужными кольцами. Архитрав состоит из 3 несколько выдающихся одна над другой горизонтальных балок (fasciae, ???????). Концы покоящихся на архитраве поперечных балок обложены одним сплошным фризом (???????) с рельефными изображениями людей или животных. У коринфской К. база и стержень такие же, как у ионийской; зато ????????? охватывает всю капитель, он имеет вид цветочной чашечки (???????), состоящей из 2 рядов листьев аканфа (по 8 листьев в каждом), перемешанных с другими украшениями; из них вырастают 4 кверху завернутых наподобие завитков стебля (??????) с меньшими листьями. На этом покоится небольшой расширяющийся кверху абак, а затем ионийский архитрав. Эта коринфская капитель изобретена, по свидетельству Витрувия (4, 1, 9), ок. 415 г. до Р. X. архитектором и скульптором Каллимахом Афинским, который славился своей тонкостью и своим изяществом в деталях; она была, кажется, впервые применена при постройке храма Алейской Афины в Тегее в 395 г. до Р. X.; там именно между дорийской и ионийской колоннадами находился еще третий ряд колонн коринфских. Греческие К. имеют, в сущности, настоящее значение и применение в архитектуре единственно как подпора крыши. Они смягчают, главным образом, своей капителью, переход вертикальной, устремляющейся вверх и подпирающей линии в продольную горизонтальную, которая величаво лежит на всем здании греческого храма, имея господствующее значение. Со всех сторон они обнаруживают полнейшую соразмерность пропорций. Спокойное величие и всеустрояющее могущество богов, которые сами живут в храме, скрываясь в таинственном мраке от всего мирского, пластически выражено в этой форме, чуждой всего фантастического, зато пленяющей простой, но внушительной красотой. Но мало-помалу К. стали особым украшением всякого рода великолепных зданий, преимущественно портиков (????) и базилик. Такое же значение имели и полуколонны, и кариатиды (представляющие, напр., в Эрехтее высеченных из мрамора девиц с корзинами на головах). Впоследствии воздвигались часто и отдельные К., иногда значительных размеров, в виде памятников в честь знаменитых мужей. Римляне не изобрели никакого нового стиля и пользовались при постройках по большей части коринфским стилем. Так называемая римская или сложная (composita) К. — не что иное, как разукрашенное видоизменение коринфской; капитель ее составлена из капителей коринфской и ионийской К. вместе. Тосканская или этрусская К. с простой базой и такой же капителью отличалась более толстым, сравнительно с высотой, стержнем; поддерживая не каменный, а деревянный архитрав, допускала гораздо большие промежутки; вообще же она отличалась простотой и силой, вследствие чего и называлась также rustica. Из отдельных К. в Риме в особенности известны нам следующие:
a) К. Антонина, воздвигнутая сенатом, из гранита; найдена в 1704 г.;
b) К. Марка Аврелия, из белого мрамора, поправленная папой Сикстом V и посвященная апостолу Павлу;
c) К. Траяна, красивейшая из всех и стоящая до сих пор на своем месте, состоит из 34 кусков белого мрамора, вышиной с постаментом (??????????) в 117 футов, внутри пустая и снабженная витой лестницей в 184 ступени. Снаружи украшающие ее рельефы представляют 2500 человеческих фигур из дакского похода;
d) К. Цезаря с надписью «Parenti patriae» на форуме, вышиной в 20 футов из нумидийского мрамора; после смерти Цезаря она была разрушена Долабеллой;
e) Col. Maenia, массивная К., поддерживавшая балкон перед домом ее строителя Мения, где судили рабов, воров и должников, вследствие чего такого рода преступники назывались columnarii;
f) rostrata с известными носами кораблей Дуилия;
g) bellica, перед храмом Беллоны у Карментальских ворот, где консул обыкновенно произносил объявление войны враждебным народам. Отдельные К. (columnae или pilae) стояли в Риме также перед помещавшимися в портиках книжными лавками (tabernae) с вывешенным списком вновь появившихся сочинений. Horat. Sat. 1, 4, 71. Также и горы или скалы, особенно выдающиеся мысы назывались в переносном смысле столбами, напр., мыс Calpe и гора Abyla, образующие нынешний Гибралтарский пролив, назывались Геркулесовыми столбами, а крайняя юго-западная оконечность Италии — columna Rhegia.