система цветовых сочетаний в произведении изобразительного искусства.
КОЛОРИТ
КОЛОРИТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Колорит
характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. К. картины оценивается с тоски зрения богатства и согласованности цветов, соответствия их натуре, использования рефлексов световоздушной и предметной среды, а также контрастного взаимодействия оттенков теплых и холодных тонов.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Колорит
издательско-полиграфический центр, включающий полиграфическое предприятие, типографию, издательство, рекламное агентство. Специализируется на издании художественных альбомов, научно-популярной и учебной литературы (серии «Украинская коллекция», «Азбука искусства», «Графический дизайн», «Университетская книга» и др.). Большое внимание уделяет выпускам, посвященным Х-ву - «Старовинний Харків у поштових картках», «Архітектурна симфонія Харкова», «Свята та побут Слобожанщини», «Серебрянный в. Харьк. фотографии» и др. Является одним из ведущих предприятий полиграфической отрасли Украины, имеет многочисленные награды, стал лауреатом национальных и международных форумов и фестивалей; ряд его выпусков удостоен специальных дипломов и наград.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
КОЛОРИТ
(лат. Colo — краска, цвет) — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, в которой различные краски, влияя друг на друга, подчиняются определенному цветовому строю, выражающему художественный смысл и содержание картины. Колорит является одним из важ-нейших средств эмоциональной выразительности в живописи, цветной графике, в большинстве произведений декоративного искусства, существенным компо-нентом художественного образа, вызывающим ответ-ные эмоции зрителей. Колорит в художественном произведении определяется цветовым богатством мира, эпохой, стилем, индивидуальностью художника, осо-бенностями его цветового видения, общим замыслом произведения. По своему характеру колорит может быть теплым (в основном красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые, фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Качество колорита художественного произведе-
ния достигается благодаря взаимосвязи ансамбля произведения, отдельных цветовых тонов и общей его цветовой системы с идеей, замыслом, гармонией, особенностями вида искусства, материалом и функциями произведения.
ния достигается благодаря взаимосвязи ансамбля произведения, отдельных цветовых тонов и общей его цветовой системы с идеей, замыслом, гармонией, особенностями вида искусства, материалом и функциями произведения.
КОЛОРИТ
итал. colorito, от лат. color – цвет, окраска), система цветовых сочетаний в живописном произведении, построенная на созвучии или, наоборот, контрастах. Цвет – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, ее «душа». Некоторые цвета (красный, желтый, оранжевый) воспринимаются как теплые; другие (синий, голубой, фиолетовый) как холодные. Соответственно и колорит, в зависимости от преобладающих в нем красок, может быть теплым, радостным или холодным, печальным; спокойным или напряженным, ярким или приглушенным и т. д. Цвета в сочетании друг с другом обретают новые качества: красный с желтым «звучит» радостно, а с черным – тревожно; т. н. дополнительные цвета (красный и зеленый, желтый и синий, оранжевый и фиолетовый и др.), находясь рядом, усиливают интенсивность один другого.
Немногими красками, имеющимися в распоряжении художника, нельзя воспроизвести все сложнейшие градации природных цветов. Живописец не воссоздает буквально палитру природы, а стремится найти свою систему цветовых отношений. В разные эпохи художники применяли различные приемы сопоставления цветов. В Древнем мире живописцы использовалилокальный колорит, построенный на сочетаниях крупных пятен чистых, несмешанных цветов. Локальный колорит прекрасно передавал неизменные качества предметов вне зависимости от освещения, погоды, удаленности от зрителя и т. д. (лист – зеленый, небо – голубое, песок – желтый). Локальный колорит встречается также в средневековой книжной миниатюре, в иконописи, где каждый цвет наделен особой символикой, в западноевропейской живописи эпохи Раннего Возрождения, в картинах Н. Пуссена и др. представителей классицизма. Художники рубежа 19–20 вв., стремясь усилить эмоциональное воздействие своих картин на зрителя, вновь обращаются к локальному колориту (А. Матисс, П. Гоген и др.).
В действительности свет, воздух и пространство сильно влияют на цвет. Применяя тональную цветовую гамму (например, серебристо-серую или золотисто-коричневую), в которой все цвета подчинены одному основному оттенку, художник может передать утреннюю прохладу или ночной сумрак, теплоту домашнего очага или одинокую бесприютность. Блестящими мастерами тональной живописи были голландские живописцы 17 в. Чтобы изобразить фигуры и предметы в пространстве, во взаимодействии друг с другом, при определенном освещении, художники используют также рефлексы (от лат. reflexus – отраженный) – тени, окрашенные цветом соседнего освещенного предмета, и валеры – тончайшие градации света и тени в пределах какого-либо цвета, позволяющие передать, в частности, световоздушную среду. Валерами пользовались все великие колористы – Д. Веласкес, Я. Вермер Делфтский, В. И. Суриков, И. И. Левитан и др.
Немногими красками, имеющимися в распоряжении художника, нельзя воспроизвести все сложнейшие градации природных цветов. Живописец не воссоздает буквально палитру природы, а стремится найти свою систему цветовых отношений. В разные эпохи художники применяли различные приемы сопоставления цветов. В Древнем мире живописцы использовалилокальный колорит, построенный на сочетаниях крупных пятен чистых, несмешанных цветов. Локальный колорит прекрасно передавал неизменные качества предметов вне зависимости от освещения, погоды, удаленности от зрителя и т. д. (лист – зеленый, небо – голубое, песок – желтый). Локальный колорит встречается также в средневековой книжной миниатюре, в иконописи, где каждый цвет наделен особой символикой, в западноевропейской живописи эпохи Раннего Возрождения, в картинах Н. Пуссена и др. представителей классицизма. Художники рубежа 19–20 вв., стремясь усилить эмоциональное воздействие своих картин на зрителя, вновь обращаются к локальному колориту (А. Матисс, П. Гоген и др.).
В действительности свет, воздух и пространство сильно влияют на цвет. Применяя тональную цветовую гамму (например, серебристо-серую или золотисто-коричневую), в которой все цвета подчинены одному основному оттенку, художник может передать утреннюю прохладу или ночной сумрак, теплоту домашнего очага или одинокую бесприютность. Блестящими мастерами тональной живописи были голландские живописцы 17 в. Чтобы изобразить фигуры и предметы в пространстве, во взаимодействии друг с другом, при определенном освещении, художники используют также рефлексы (от лат. reflexus – отраженный) – тени, окрашенные цветом соседнего освещенного предмета, и валеры – тончайшие градации света и тени в пределах какого-либо цвета, позволяющие передать, в частности, световоздушную среду. Валерами пользовались все великие колористы – Д. Веласкес, Я. Вермер Делфтский, В. И. Суриков, И. И. Левитан и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007