КОМПОЗИЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОМПОЗИЦИЯ
построение художественного произведения, расположение частей и предметов, а также произведение, включающее отдельные виды искусств.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Композиция
лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

КОМПОЗИЦИЯ
(лат composition — составление, связывание) — термин, обозначающий в художественной культуре построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. Композиция является важнейшим структурным элементом произведения, организующим вза-имное расположение его частей, их соподчинение друг другу и всему целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Композиция художественного произведения определяется специфически-ми особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля. В силу этих причин композиция обла-дает сложной структурой, детерминируемой в каждом виде искусства своими факторами (в живописи — сю-жет, точка зрения и т.д.). Важная роль композиции состоит также в том, что она активно влияет на процесс восприятия художественных произведений. Например, композиция барокко вызывает ощущение порыва, экс-прессивного движения, а композиция, развернутая слева направо и снизу вверх, создает ощущение подъема и т. д.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КОМПОЗИЦИЯ
в живописи (от лат. compositio – составление, связывание), взаимосвязь частей и компонентов живописного произведения между собой и с окружающим пространством: размещение и взаимодействие предметов, отдельных фигур и групп людей в пространстве холста; ритм линий и цветовых пятен; соотношение света и тени; выбор формата картины, высокой или низкой точки зрения, линии горизонта и т. д. Композиция, как и др. выразительные средства живописи, помогает художнику выявить образный смысл произведения.
Зритель ощущает в картине скрытые «силовые линии», с помощью которых автор расставляет смысловые акценты. Композиция может быть устойчивой и уравновешенной – например, в портретах, особенно парадных («Всадница» К. П. Брюллова, 1832, где в основе композиции лежит треугольник) или картинах, в которых художник стремится передать длящееся состояние (картина «Девушки на Волге» К. С. Петрова-Водкина, 1915, построенная на неспешном чередовании вертикально стоящих фигур), – иногда строго симметричной (в иконах, на которых святые предстоят перед Вечностью, и геральдических композициях). Стремясь передать динамику, движение, живописцы прибегают к диагональной композиции; причем от того, куда направлена диагональ – в глубину от зрителя или ему навстречу, – зависит, каким зритель ощутит это движение: стремительно-неудержимым или, наоборот, затрудненным. Не случайно один из историков искусства назвал их соответственно «диагональю победы» («Тачанка» М. Б. Грекова, 1925) и «диагональю поражения» («Проводы покойника» В. Г. Перова, 1865; «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, 1887). Динамичные диагональные композиции любили мастера Позднего Возрождения (Я. Тинторетто) и барокко. Круговая композиция создает чувство умиротворенной гармонии («Мадонна Конестабиле» Рафаэля, ок. 1502–03 гг.; «Троица» Андрея Рублева, 1420-е гг.). В многофигурных бытовых или исторических картинах, где художнику важно передать взаимоотношения персонажей, действие часто «перетекает» волной от одного персонажа к другому (жанровые полотна «малых голландцев», «Сватовство майора» П. А. Федотова, 1848).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

КОМПОЗИЦИЯ
от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесенность героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщенное воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).
Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринев в ставке Пугачева в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).
К композиции произведения относится также структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения.
Существуют определенные повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). Пример зеркальной симметрии – роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает ее; потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
311.75 кб

Дворянский усадебный комплекс центрального Черноземья и его структурно-типологическая композиция во

Оноприенко И. Г.
В данной статье рассмотрены последствия пореформенных изменений на структуру дворянской усадьбы, охарактеризованы основные ее функциональные части: жилая, служебно-хозяйственная, храмовая, садово-парковая, мемориально-музейная, об
Читать PDF
390.52 кб

Искусство памяти и композиция «Каталога кораблей»

Файер Владимир Владимирович
Статья посвящена элементам симметричной композиции в«Илиаде». Устный сказитель мог использовать мнемотехнику, описан-ную Цицероном и Квинтилианом и восходящую к Симониду.
Читать PDF
350.84 кб

Анатомия делопроизводственной автобиографии в новейшей истории России: композиция и содержание текст

Волошина Светлана Владимировна, Литвинов Александр Валерьевич
Статья является результатом исследования композиции и содержания делопроизводственных автобиографий, написанных в XX в., ранее нигде не публиковавшихся и не становившихся предметом специального изучения.
Читать PDF
89.29 кб

Композиция

Луков Владимир Андреевич, Кирюхина Татьяна Михайловна
Читать PDF
100.48 кб

Музыкальная композиция песнопений Сретению Господню в русской письменной традиции

Гундарова Ю. В.
Читать PDF
272.73 кб

Гротескная композиция как объект интерпретации

Русакова Анна Юрьевна
Читать PDF
719.31 кб

Портрет. Композиция. Сверхзадача. Метод

Алмосов Лев Иванович, Алмосов Артём Львович
В статье освещаются вопросы композиции портрета, создания образа, методов обучения работе над портретом.
Читать PDF
418.54 кб

Музыкальная композиция как объект визуального восприятия (на примере серийных произведений А. Веберн

Литвих Е. В.
Читать PDF
147.23 кб

Композиция пассакалий и чакон французского Grand siиcle: взгляд сквозь призму риторики

Пылаева Лариса Дмитриевна
В настоящей статье предложен особый ракурс анализа композиции в барочном танце. Он основан на выявлении соотношений музыкального и визуально-хореографического компонентов, координируемых риторикой.
Читать PDF
196.92 кб

Цвет и композиция в компьютерной графике

Седова Наталия Викторовна
Рассмотрены основные характеристики композиции, ее свойства, приемы и средства, свойства цвета и его влияние на восприятие.
Читать PDF
504.05 кб

Композиция картины А. А. Кокеля «в чайной»

Поддячая Наталия Станиславовна
Картина «В чайной» была написана Алексеем Кокелем в 1912 г. и была его первой профессиональной работой, за которую он получил золотую медаль и звание художника. Основной акцент сделан художником на правдивом изображении жизни.
Читать PDF
1.25 мб

Основы выразительности формообразования средовых объектов в контексте «Композиция художественный обр

Фрейверт Л. Б., Шлеюк С. Г.
Читать PDF
277.03 кб

ЗАГЛАВИЕ И КОМПОЗИЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЕ СВЯЗИ АЛЬБОМОВ ГРУППЫ «АРИЯ» 1985 – 1995 гг.

Т.А. Сибаева
Читать PDF
0.00 байт

«Утро Полины»: одна композиция «Наутилуса» в ее духовном контексте

Иеромонах Григорий (В.М. Лурье)
Читать PDF
189.15 кб

Интермедиальная композиция стихотворения О. Э. Мандельштама «Концерт на вокзале»

Петрова С. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

    С помощью этого не совсем точного термина обозначают совокупность приемов, характерных для поэтики т.н. «новой драмы». Функция аналитической композиции заключается в постепенном и последователь
  • ПРОФИЛЬНО-ПОЛОСОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

    классически выражена мезолитическими «картинами» Испанского Леванта . Ее основной элемент — бегущий охотник (обычно с луком). Устремленные к одной цели (чаще всего к группе оленей) строго профиль