лат. constructio - построение) – художественный стиль в искусстве ряда европейских стран и России начала XX в., преемственно связанный с кубизмом и футуризмом. К. провозглашает основой художественного образа не композицию, а конструкцию и стремится избавиться от «изобразительности». Наиболее полно выразился в архитектуре, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала.
Конструктивизм
Конструктивизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
КОНСТРУКТИВИЗМ
направление в изобразительном и театрально-декорационном искусствах, архитектуре и дизайне, плакате, графике, оформлении книг и литературе. Возникло в 1910-х гг., поставив целью создание простых и функциональных предметных форм, а также художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса на основе рационализма. В 1920-х гг. разделился на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока. Один — «конструктивизм социальный» — был тесно связан с задачами «социальной инженерии», нацеленной на создание нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (линия, наиболее интенсивно развивавшаяся в Советской России 1920-х гг., в теории и практике Л?Фа, в производственном искусстве). Второй — «конструктивизм философский» — развивался в капиталистических странах и ставил социально-преобразовательные цели в отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видах геометрической абстракции).
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
КОНСТРУКТИВИЗМ
(лат. constructio —построение) — направление в русском искусстве, возникшее в 1917 г., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом. Основоположником конструктивизма принято счи-тать художника Владимира Татлина. Объективной основой для его возникновения стали достижения промышленности в области технологии и материалов. Первоначально конструктивизм проявился в скульптуре, а позднее активно распространился в архитектуре, ди-зайне, живописи, графике и т.д., породив свой художественный стиль. С этим направлением связано творчество Л. М. Лисицкого, А. М. Родченко, К. Мельникова и др. Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, конструированию среды общественной жизни на основе принципов простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Поэтому они стремились к сближению искусства с индустриализированным бытом, конструированию в прикладном искусстве, стилизации до-кументов и воспроизведению производственных ритмов в поэзии и т.д. Для реализации этих установок они изу-чали возможности и особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Идеи функциональности, современности, лаконичной выразительности предмета, удобства его для массового машинного производства, сформированные теоретиками производственного искусства, дали толчок к развитию дизайна — художественного конструирования нового типа мебели, посуды, создания новых тканей, рабочей одежды. Творческие концепции конструктивизма в архитектуре также были ориентированы на функциональность, технологическую целесообразность архитектурных форм. Для этого конструктивисты разработали функциональный метод проектирования зданий и городских комплексов, внедряли новые принцип ы планировки и переустройства поселков, городов, промышленных объектов, общественных и культурных зданий. Идеи русского конструктивизма о тотальном художественном проектировании среды обитания че-ловека получили распространение среди художников других европейских стран. Сходные конструктивизму направления появились в культурах Германии, Нидер-ландов, Польши, Чехословакии.
Конструктивизм
В небольшой работе, посвященной метаморфозам современной социологии (Corcuff Ph. Les nouvelles sociologies. P., 1995), Филипп Коркюфф удачно сформулировал суть конструктивистского подхода: «В конструктивистской перспективе социальные реалии рассматриваются как исторические конструкции, ежедневно создаваемые индивидуальными и коллективными субъектами». То есть конструктивизм предлагает рассматривать социальную реальность не как данность, а как исторический продукт непрерывного социокультурного конструирования и открывает возможности для рефлексии и постановки вопросов, представляющих интерес для всех современных общественных наук и обнаруживающих явное эпистемологическое родство между ними. Подобная смена эвристической перспективы позволяет опровергнуть и преодолеть классические антиномии, организованные на основе концептуальных пар индивид/общество, субъект/объект, материальное/идеальное, реальность/ вымысел, которые в результате их реификации превратились в препятствия для развития общественных наук. Истоки этого подхода можно найти, в частности, в работах Норберта Элиаса, Мишеля Фуко и Пьера Бурдьё, у которых историки научились осторожнее относиться к объекту своего исследования и рассматривать его (стыдливость, безумие, человек, сексуальность, мужественность и т. д.) не как естественный объект, существующий сам по себе, а как исторический продукт, выяснять его происхождение и фиксировать изменения его значений. Такой подход требует особого внимания к истории и имеет целью изучить процесс объективации, интериоризации и натурализации социальных феноменов. Недавно Анна-Мари Тьесс предложила рассмотреть под этим углом зрения национальный вопрос (Thiesse A.-M. La creation des identites nationales. Europe XVIHe - XXe siecles. P., 1999) и показала, что национальные идентичности в Европе представляют собой сравнительно недавние конструкции и появляются не раньше XVIII в. Она показала процесс формирования идентичности, заключающийся в определении своего национального достояния - что повсеместно происходит путем изобретения материального и символического наследия - и превращении его в предмет культа. Ведущая роль в распространении этого культа принадлежит школе, внушающей населению чувство общности.
• Генеалогическая история, Представления/ История представлений
• Генеалогическая история, Представления/ История представлений
Источник: Словарь историка 2011
КОНСТРУКТИВИЗМ
направление в русском искусстве 1920-х гг. Конструктивизм воплотился прежде всего в архитектуре, а также в плакате, оформлении книги (А. М. Ган, А. А. Веснин, А. М. Родченко, братья В. А. и Г. А. Стенберги, Г. Г. Клуцис), театрально-декорационном искусстве (Л. С. Попова, В. Ф. Степанова, А. А. Веснин, А. М. Лавинский, Стенберги, Родченко), дизайне. Основной принцип конструктивизма состоял в том, что функциональное назначение предмета или здания определяет их форму и образное решение. На формирование концепции конструктивизма оказали влияние опыты кубизма и футуризма, «контррельефы» В. Е. Татлина, а основные идеи направления впервые воплотились в татлиновском проекте памятника Третьему интернационалу (1920).
Термин «конструктивизм» был введен в 1921 г. на собраниях группы молодежи, обучавшейся в Институте художественной культуры. В том же году на выставке Общества молодых художников были представлены абстрактные пространственные конструкции Родченко, Стенбергов, К. К. Медунецкого, К. В. Иогансона. В 1922–23 гг. в московских театрах начинают применяться конструктивистские декорации, представлявшие собой станки для работы актеров. На основе разработок конструктивистов создавались удобные в использовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, мебели, одежды.
Конструктивизм наиболее ярко проявился в архитектуре. В 1925 г. было образовано «Объединение советских архитекторов», теоретические идеи направления высказывались на страницах журнала «Современная архитектура» («СА»). Конструктивисты проектировали здания нового типа, учитывая возможности наиболее рациональной планировки, применения новых материалов (железобетон, стекло), вырабатывая принципы массового типового жилищного строительства. Для архитектуры конструктивизма характерны прямые углы, чистота геометрических форм, остекленные фасады зданий. Группа архитекторов во главе с М. Я. Гинзбургом разрабатывала проекты малогабаритной типовой квартиры с функциональным зонированием пространства, которые воплотились при строительстве жилого дома на Новинском бульваре в Москве («Дом Наркомфина», 1928–29). Братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины создали конкурсный проект «Дворца труда» на основе железобетонного каркаса (1923), а также огромный дом-коммуну. Среди наиболее значимых архитектурных памятников конструктивизма – Клуб им. Зуева (И. А. Голосов, 1929); здание редакции газеты «Известия» на Пушкинской площади (Г. Б. Бархин, 1926); комбинат газеты «Правда» (П. А. Голосов, 1929–35); Планетарий (М. О. Барщ, М. И. Синявский, 1928; все – в Москве). По проекту братьев
Весниных был построен Дворец культуры автозавода им. Лихачева (1930–37, Москва) со сложной структурой пространств театрального зала, библиотеки, клубных помещений. Одним из наиболее ярких представителей конструктивизма второй пол. 1920-х гг. был И. И. Леонидов (проект Института библиотековедения им. В. И. Ленина, 1927, объемно-пространственная композиция из простейших геометрических форм). В 1930 г. начался период борьбы с «формализмом», журнал «СА» был закрыт.
Отдельные сооружения еще достраивались в 1930-е гг., однако идеи конструктивизма больше не находили поддержки у властей. Опыт конструктивизма оказался вновь востребованным в кон. 1950-х – 1960-е гг., после Постановления Совета министров СССР о строительстве и архитектуре (1955) и объявления конкурса на жилые дома с малометражными квартирами (1956). В настоящее время в соответствии с принципами конструктивизма возводят здания офисов, банков, спортивные и зрительные залы.
Термин «конструктивизм» был введен в 1921 г. на собраниях группы молодежи, обучавшейся в Институте художественной культуры. В том же году на выставке Общества молодых художников были представлены абстрактные пространственные конструкции Родченко, Стенбергов, К. К. Медунецкого, К. В. Иогансона. В 1922–23 гг. в московских театрах начинают применяться конструктивистские декорации, представлявшие собой станки для работы актеров. На основе разработок конструктивистов создавались удобные в использовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, мебели, одежды.
Конструктивизм наиболее ярко проявился в архитектуре. В 1925 г. было образовано «Объединение советских архитекторов», теоретические идеи направления высказывались на страницах журнала «Современная архитектура» («СА»). Конструктивисты проектировали здания нового типа, учитывая возможности наиболее рациональной планировки, применения новых материалов (железобетон, стекло), вырабатывая принципы массового типового жилищного строительства. Для архитектуры конструктивизма характерны прямые углы, чистота геометрических форм, остекленные фасады зданий. Группа архитекторов во главе с М. Я. Гинзбургом разрабатывала проекты малогабаритной типовой квартиры с функциональным зонированием пространства, которые воплотились при строительстве жилого дома на Новинском бульваре в Москве («Дом Наркомфина», 1928–29). Братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины создали конкурсный проект «Дворца труда» на основе железобетонного каркаса (1923), а также огромный дом-коммуну. Среди наиболее значимых архитектурных памятников конструктивизма – Клуб им. Зуева (И. А. Голосов, 1929); здание редакции газеты «Известия» на Пушкинской площади (Г. Б. Бархин, 1926); комбинат газеты «Правда» (П. А. Голосов, 1929–35); Планетарий (М. О. Барщ, М. И. Синявский, 1928; все – в Москве). По проекту братьев
Весниных был построен Дворец культуры автозавода им. Лихачева (1930–37, Москва) со сложной структурой пространств театрального зала, библиотеки, клубных помещений. Одним из наиболее ярких представителей конструктивизма второй пол. 1920-х гг. был И. И. Леонидов (проект Института библиотековедения им. В. И. Ленина, 1927, объемно-пространственная композиция из простейших геометрических форм). В 1930 г. начался период борьбы с «формализмом», журнал «СА» был закрыт.
Отдельные сооружения еще достраивались в 1930-е гг., однако идеи конструктивизма больше не находили поддержки у властей. Опыт конструктивизма оказался вновь востребованным в кон. 1950-х – 1960-е гг., после Постановления Совета министров СССР о строительстве и архитектуре (1955) и объявления конкурса на жилые дома с малометражными квартирами (1956). В настоящее время в соответствии с принципами конструктивизма возводят здания офисов, банков, спортивные и зрительные залы.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007