Консул
«КОНСУЛ»
тайная террористическая организация в Германии 1920—1933 гг., финансировалась монополиями, ее члены совершили свыше 300 политических убийств, в том числе М. Эрцбергера, В. Ратенау.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Консул
в Древнем Риме должностное лицо, обладавшее высшей гражданской и военной властью. Избиралось два консула сроком на один год. В эпоху империи консулы теряют реальную власть, звание консула становится почетным титулом.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
КОНСУЛ
в Древнем Риме в эпоху республики титул двух выборных - сроком на один год - должностных лиц, обладавших высшей гражданской и военной властью. Внешними признаками консульской власти была тога с пурпурной каймой и кресло из слоновой кости.
Источник: Краткий исторический словарь вооружений
КОНСУЛ
должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком-либо городе или районе другого государства для защиты юридических или экономических интересов своего государства и его граждан: защита их прав и интересов, состояния, осуществление нотариальных функций, легализация документов и др.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Консул
римские должностные лица высокого ранга, которые созывали сенат, народное собрание, командовали армиями во время войны. В императорском Риме консулов сменяли весьма часто, нередко свыше десяти раз в году. По окончании срока должности консул получал в управление какую-либо провинцию и звание проконсула (экс-консула).
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Консул
римское понятие, обозначавшее двух должностных лиц Римской республики, которых собрание избирало сроком на один год. В императорскую эпоху консулов назначал император. С 180 г. до н. э. на основании закона консулом мог стать человек начиная с 43-летнего возраста. По окончании срока консулы получали в управление провинции и звание проконсула.
"КОНСУЛ"
Konsul") - тайная реакц. воен. орг-ция, существовавшая в Германии в 1920-33 и ставившая своей целью низвержение Веймарской республики. Проводила усиленную воен. подготовку и террор против политич. противников. Члены "К." совершили св. 300 политич. убийств, в т. ч. министров Эрцбергера и Ратенау. Власти фактически потворствовали реакц. террористам, стремясь использовать их против революц. движения. В 1921 "К." получил материальную поддержку для организации террора против поляков в Верх. Силезии. Лит.: Гумбель Э., Заговорщики. К истории германских националистических тайных союзов, пер. с нем., Л., 1925; Stern Howard, Organisation Consul, "Journal of Modem History", 1963, M 1, n. 35.
КОНСУЛ
должностное лицо одного государства, назначенное для выполнения возложенных на него, функции в другое государство с согласия последнего.
«Зародившись в конце XI – начале XII века, главным образом для защиты интересов европейского купечества на Востоке, институт консульства по мере развития торговли между европейскими странами распространился и на Запад. Консульские отношения России начали развиваться в XVI веке, когда российское правительство стало принимать консулов иностранных государств. Основными функциями первых российских консулов в странах Западной Европы было содействие российской торговле и защита интересов российских подданных, в основном купцов. В конце XVIII века в Западной Европе учреждаются российские консульства с преобладанием политических функций (вопросы гражданства, нотариальные действия, выдача загранпаспортов, виз и т. д.). Тогда же этот институт приобрел черты, сохраняющиеся в настоящее время» (26).
«Зародившись в конце XI – начале XII века, главным образом для защиты интересов европейского купечества на Востоке, институт консульства по мере развития торговли между европейскими странами распространился и на Запад. Консульские отношения России начали развиваться в XVI веке, когда российское правительство стало принимать консулов иностранных государств. Основными функциями первых российских консулов в странах Западной Европы было содействие российской торговле и защита интересов российских подданных, в основном купцов. В конце XVIII века в Западной Европе учреждаются российские консульства с преобладанием политических функций (вопросы гражданства, нотариальные действия, выдача загранпаспортов, виз и т. д.). Тогда же этот институт приобрел черты, сохраняющиеся в настоящее время» (26).
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Консул
от лат. consulare - обсуждать)
высшая государственная должность в Риме; появилась в период становления Республики. Двух к. избирали ежегодно на центуриатных комициях. Вначале это были только патриции, а с 367 г. до н.э., согласно закону Лициния-Секстия, один из к. выбирался из плебеев. К. принадлежала вся гражданская и военная власть (последняя - до реформы Суллы). К. созывали комиции и сенат, комплектовали легионы и командный состав войска. В тяжелое и сложное для государства время решением сената к. могли получить неограниченные полномочия, определенные формулой «Пусть смотрят консулы, чтобы республика не понесла какого-либо ущерба!». Внешним атрибутом к. была тога с широкой каймой, их сопровождали 12 ликторов.
Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 206-235; Нечай Ф.М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 216-222.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
высшая государственная должность в Риме; появилась в период становления Республики. Двух к. избирали ежегодно на центуриатных комициях. Вначале это были только патриции, а с 367 г. до н.э., согласно закону Лициния-Секстия, один из к. выбирался из плебеев. К. принадлежала вся гражданская и военная власть (последняя - до реформы Суллы). К. созывали комиции и сенат, комплектовали легионы и командный состав войска. В тяжелое и сложное для государства время решением сената к. могли получить неограниченные полномочия, определенные формулой «Пусть смотрят консулы, чтобы республика не понесла какого-либо ущерба!». Внешним атрибутом к. была тога с широкой каймой, их сопровождали 12 ликторов.
Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 206-235; Нечай Ф.М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 216-222.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Консул
(лат.). К. именовались (возможно, приблизительно с 450 до н. э.) два высших должностных лица Римской республики, которых народное собрание избирало сроком на один год. Вначале К. избирали из числа патрициев, а с 367 до н. э. (Leges Liciniae Sestiae) один К. избирался из плебеев. В императорскую эпоху К. назначал император и эга должность утратила свое значение, но давала возможность для продвижения на поприще государств, и военной службы. Со 180 до н. э. на основании закона (Lex Villiа annalis) К., как правило, мог стать человек начиная с 43-летнего возраста. В период республики К. созывали сенат и народное собрание, председательствовали в них, а затем следили за выполнением принятых решений. Во время войны они командовали армиями. По окончании срока должности К. получали в управление к.-л. пров. и звание проконсула. Внешними признаками консульской власти была тога с пурпурной каймой, особое кресло из слоновой кости (Sella curulis), занимать которое имел право только К.; кроме того, К. во время отправления им служебных обязанностей сопровождали двенадцать ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры. В рим. системе летосчисления годы обозначались именами К. данного года (они именовались consules ordinarii). К., которого избирали к том же году вместо умершего или отстран. от должности, назывался consul suffectus. В императорскую эпоху смена К. происходила, как правило, чаще — нередко свыше десяти раз в году. В нов. время К. называются должностные лица, назнач. постоянными представителями в к.-л. городе или районе другого государства для защиты юридич. и экономич. интересов своего государства и его граждан.
Источник: Словарь античности. 1989
КОНСУЛ
• Consul.
Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до Р. X., были два консула (pari potentia), которые первоначально назывались praetores (praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название consules. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатских комициях и до 336 г. до Р. X. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (??????? ?????????), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). С 154 г. до Р. X. они вступали в свою должность постоянно с 1 января. Им, как избранным блюстителям государства, tutores reipublicae, должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; во время же диктатуры прекращалась их должностная деятельность. На их решения можно было апеллировать к народу, по закону lex de provocatione (см. Provocatio, Воззвание). Впрочем, по сложении с них звания, их можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе они не имели Imperium; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатских комиций и заключала в себе ius vitae necisque. В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Созывать comita tributa, кажется, было также предоставлено и со времени lex Valeria Horatia, в 448 г. до Р. X. (Liv. 3, 71. 72), потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачею голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до Р. X. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше уже, в 443 г. до Р. X., вследствие учреждения особой цензуры (см. Censor, Цензор) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма, провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности; в таком случае, если соглашение не состоялось, обыкновенно дело решалось жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus consultum extremum, Caes. b. c. 1, 5): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat — поручал им назначить (dicere) диктатора; когда же должность диктатора вышла из употребления, тогда этим поручением консульская власть возвышалась фактически до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (Sall. Cat. 29. Cic. Мil. 26). Впрочем, подобное полномочие не защитило, однако, Цицерона от привлечения к личной ответственности. Двойственное число (par potestas) считалось для консульства делом существенным; поэтому в случае смерти одного консула другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem); вновь избранный назывался consul suffectus и пользовался равною властью с consul Ordinarius. Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики Публий Валерий управлял одно время sine collega. B 499 г. до Р. X. выборы не были произведены вследствие краткости времени, оставшегося до срока должности, а в 67 г. до Р. X. вследствие религиозного соображения, т. к. только что выбранный consul suffectus умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны в 83 г. до Р. X. Карбон; Помпея же назначили в 51 г. до Р. X. консулом sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (exercitus consularis), в главном же начальстве они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собою местность (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если один только из К. выступал в поход, то он назывался consul armatus, в противоположность оставшемуся в Риме товарищу своему (consul togatus). Во время пребывания их в городе знаки, присвоенные их званию, insignia, были: у каждого по 12 lictores, со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода); у заведующего делами консула (cuisus fasces erant, p?nes quem fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц) 12 lictores шли длинным рядом впереди, у другого же они шли сзади, а в прежние времена последний имел только одного служителя, accensus (см. Accensi, Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о том, кому получить какую провинцию, решался обоими консулами по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции extra sortem, extra ordinem. Жалобы консулов, считавших себя обиженными, возбуждались перед трибунами и народом и обыкновенно имели успех. С расширением территории Римского государства двух консулов оказалось недостаточно для ведения войн; поэтому было увеличено число преторов и провинции были разделены на prov. consulares и praetoriae: разделение же это зависело каждый раз от сената, а т. к. при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом К. Гракха lex Sempronia de provinciis consularibus в 122 г. до Р. X. было постановлено, чтобы определение о том, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллою были сделаны большие изменения в круге деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и, таким образом, лишились главного источника власти, военного Imperium. Прямым последствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн совершенно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 г. до Р. X., но не в силу значения этой должности, а благодаря главным образом могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпеи, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были только простою формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suffectus) на полдня, служила только для обмана народа. Еще раз после смерти Цезаря в 43 г. до Р. X. в лице Гирция и Панзы возникло консульство как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но мало-помалу превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой формально все еще высшей государственной должности; под конец начали давать только insignia consularia без должности; отсюда различие между consulatu functi и consulares honorarii. Действительную пользу бывшие К., viri consulares, извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обыкновенно каждый год отдавались в управление двум старшим consulares. Настоящим консулам оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, приготовляемыми для императора и, кроме того, председательство в сенате. ср.: Brambach, de consulatus mutata inde a Caesaris temporibus ratione (1864).
Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до Р. X., были два консула (pari potentia), которые первоначально назывались praetores (praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название consules. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатских комициях и до 336 г. до Р. X. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (??????? ?????????), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). С 154 г. до Р. X. они вступали в свою должность постоянно с 1 января. Им, как избранным блюстителям государства, tutores reipublicae, должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; во время же диктатуры прекращалась их должностная деятельность. На их решения можно было апеллировать к народу, по закону lex de provocatione (см. Provocatio, Воззвание). Впрочем, по сложении с них звания, их можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе они не имели Imperium; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатских комиций и заключала в себе ius vitae necisque. В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Созывать comita tributa, кажется, было также предоставлено и со времени lex Valeria Horatia, в 448 г. до Р. X. (Liv. 3, 71. 72), потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачею голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до Р. X. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше уже, в 443 г. до Р. X., вследствие учреждения особой цензуры (см. Censor, Цензор) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма, провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности; в таком случае, если соглашение не состоялось, обыкновенно дело решалось жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus consultum extremum, Caes. b. c. 1, 5): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat — поручал им назначить (dicere) диктатора; когда же должность диктатора вышла из употребления, тогда этим поручением консульская власть возвышалась фактически до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (Sall. Cat. 29. Cic. Мil. 26). Впрочем, подобное полномочие не защитило, однако, Цицерона от привлечения к личной ответственности. Двойственное число (par potestas) считалось для консульства делом существенным; поэтому в случае смерти одного консула другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem); вновь избранный назывался consul suffectus и пользовался равною властью с consul Ordinarius. Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики Публий Валерий управлял одно время sine collega. B 499 г. до Р. X. выборы не были произведены вследствие краткости времени, оставшегося до срока должности, а в 67 г. до Р. X. вследствие религиозного соображения, т. к. только что выбранный consul suffectus умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны в 83 г. до Р. X. Карбон; Помпея же назначили в 51 г. до Р. X. консулом sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (exercitus consularis), в главном же начальстве они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собою местность (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если один только из К. выступал в поход, то он назывался consul armatus, в противоположность оставшемуся в Риме товарищу своему (consul togatus). Во время пребывания их в городе знаки, присвоенные их званию, insignia, были: у каждого по 12 lictores, со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода); у заведующего делами консула (cuisus fasces erant, p?nes quem fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц) 12 lictores шли длинным рядом впереди, у другого же они шли сзади, а в прежние времена последний имел только одного служителя, accensus (см. Accensi, Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о том, кому получить какую провинцию, решался обоими консулами по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции extra sortem, extra ordinem. Жалобы консулов, считавших себя обиженными, возбуждались перед трибунами и народом и обыкновенно имели успех. С расширением территории Римского государства двух консулов оказалось недостаточно для ведения войн; поэтому было увеличено число преторов и провинции были разделены на prov. consulares и praetoriae: разделение же это зависело каждый раз от сената, а т. к. при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом К. Гракха lex Sempronia de provinciis consularibus в 122 г. до Р. X. было постановлено, чтобы определение о том, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллою были сделаны большие изменения в круге деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и, таким образом, лишились главного источника власти, военного Imperium. Прямым последствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн совершенно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 г. до Р. X., но не в силу значения этой должности, а благодаря главным образом могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпеи, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были только простою формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suffectus) на полдня, служила только для обмана народа. Еще раз после смерти Цезаря в 43 г. до Р. X. в лице Гирция и Панзы возникло консульство как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но мало-помалу превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой формально все еще высшей государственной должности; под конец начали давать только insignia consularia без должности; отсюда различие между consulatu functi и consulares honorarii. Действительную пользу бывшие К., viri consulares, извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обыкновенно каждый год отдавались в управление двум старшим consulares. Настоящим консулам оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, приготовляемыми для императора и, кроме того, председательство в сенате. ср.: Brambach, de consulatus mutata inde a Caesaris temporibus ratione (1864).