политика Александра III в 1880–1890 гг. – восстановление предварительной цензуры, введение сословных принципов в школе, отмена автономии университетов, введение института земских начальников.
КОНТРРЕФОРМЫ
КОНТРРЕФОРМЫ
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Контрреформы
принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880–1890-х гг. по пересмотру итогов реформ 1860–1870-х гг.: восстановление предварительной цензуры (1882 г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884 г.), введение института земских начальников (1889 г.), установление бюрократической опеки над органами земского (1890 г.) и городского (1892 г.) самоуправления.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
"КОНТРРЕФОРМЫ"
реакц. преобразования в России, проведенные в царствование Александра III (80 - нач. 90-х гг. 19 в.) и направленные к пересмотру бурж. законодательства 60-70-х гг. Реакц. курс внутр. политики окончательно утвердился после спада революц. ситуации 1879-80. Олицетворением его было министерство Д. А. Толстого. Одной из первых мер этого курса явились "временные правила" о печати 27 авг. 1882, вводившие т. н. "карательную цензуру". Восстанавливались сословные принципы в начальной и средней школе, росло число церк.-приходских школ, был принят реакц. циркуляр 18 июня о гимназиях. Коренному переустройству подверглась высшая школа. По новому уставу 1884 была упразднена университетская автономия. Дворянский характер законодательства Толстого ярко проявился в таких мерах, как учреждение Дворянского зем. банка в 1885, ограничение семейных разделов для крестьян в 1886, закон о найме с.-х. рабочих 1886 и т. д. Все эти акты явились отдельными звеньями "К.". В сер. 80-х гг. был поставлен вопрос об общем пересмотре бурж. законодательства 60-70-х гг. Программа реакц. дворянства отражена в ст. предводителя дворянства Алатырского у. Симбирской губ. А. Д. Пазухина "Совр. состояние России и сословный вопрос" ("Рус. вестник", 1885, т. 175, кн. 1, отд. изд., М., 1886). Пазухин, назначенный правителем Канцелярии министра внутр. дел, возглавил подготовку "К." и стал автором первоначальных проектов преобразования земства и крест. управления (нач. 1886). В период обсуждения проектов в "высших сферах" обнаружились разногласия, часть представителей бюрократич. лагеря выступила против коренного пересмотра реформ 60-70-х гг., что объяснялось неоднородностью интересов дворянства. В цикле "К." особенно важен закон о земских начальниках 12 июля 1889. Земские начальники назначались Мин. внутр. дел по представлению губернатора и предводителя дворянства из числа местных дворян, обладавших определенным имуществ. и должностным цензом. Земский начальник сочетал адм. и суд. власть. В адм. сфере ему полностью подчинялось крест. сельское и волостное самоуправление. Суд. функции земского начальника были очень обширны. Мировые суды в уезде упразднялись. Большая часть рассматривавшихся ими дел перешла непосредственно в ведение земских начальников, др. же часть - в ведение волостного суда, целиком подчиненного земскому начальнику. Ряд решений земских начальников являлся окончательным, другие могли быть обжалованы. Второй инстанцией как в адм., так и в суд. отношениях был уездный съезд земских начальников под председательством уездного предводителя дворянства, решения к-рого могли быть пересмотрены Губ. присутствием. Закон 1889 создал в уезде институт, сословный по составу и по функциям. Он возвращал дворянству значит. долю его прежней вотчинно-полицейской власти над крестьянством. Вторым по значению актом в цикле "К." было земское положение 12 июня 1890. Новый закон ввел сословные курии для избирателей, усилил представительство дворянства, заменил выборность крест. курии назначением губернатором гласных от крестьян из числа избранных крестьянами кандидатов. В целом по 34 губ. процент дворян в уездных земских собраниях вырос с 42,4% в 1883-86 до 55,2% в 1890, в губернских - с 81,6% в 1883-86 до 89,5% в 1897. Существенно усиливалась бюрократич. опека над земством, создавался новый орган - Губернское по земским делам присутствие. Дальнейшим шагом реакции явилась городская "К." 1892. Из состава гор. избирателей были исключены низшие слои - приказчики и мелкие торговцы. Первенствующее место отводилось владельцам гор. недвижимостей (стоимостью от 300 до 3 тыс. руб.). В ущерб торг.-пром. населению эти меры усиливали влияние малочисленного в городах дворянства. Контроль администрации над гор. самоуправлением усиливался. Реакц. изменения вносились и в суд. реформу 1864. Так, в 1887 был изменен ценз для присяжных заседателей с целью усиления дворянских элементов и отстранения представителей наименее состоятельных бурж. слоев. В 1889 из ведения суда присяжных была изъята часть дел и в первую очередь все виды дел о "сопротивлении властям"; ограничена публичность заседаний. Однако полностью суд. "К." не была принята в связи с изменением внутриполитич. обстановки. Полному осуществлению "К." помешал рост революционного движения. Лит.: Веселовский Б., История земства, т. 3, СПБ, 1911; Новиков А., Записки земского начальника, СПБ, 1899; Но льде А. Э., Судебно-адм. реформа 1889 г., в кн.: Судебные Уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет, т. 11, П., 1914; Розенберг В. A., Земские начальники, в кн.: Нужды деревни, т. 1, СПБ, 1904; Цейтлин С. Я., Земское самоуправление и реформа 1890 г., в кн.: История России в XIX в., т. 5, (М., б. г.); Зайончковский П. A., Закон о земских начальниках 12 июля 1889 г., "НДВШ ИН", 1961, M 2; Мамулова Л. Г., Земская контрреформа 1890 г., там же, I960, No 4; Щетинина Г. И., Подготовка университетского устава 1884 г., там же, 1961, MI 1. Л. Г. Мамулова. Москва.