КУРГАН
КУРГАН
надмогильная насыпь из земли и камня, обычно полусферическая или конической формы. Древнейшие К. — 4—3 тысячелетий до н. э., известны повсюду, кроме Австралии.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Курган
город (с 1782 г.), центр Курганской области (с 1943 г.); на р. Тобол. 325189 чел. (2016) г.). Возник в 1662 как укреплённое поселение Царёво Городище (Царёв Курган), в 1738–1782 гг. – Курганская Слобода. В городе имеется дом-музей декабристов.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Курган
насыпь над древней могилой, иногда – занесенный землей развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (4 – 3 тыс. до н.э.) в каспийско-черноморских степях, в Предкавказье и Закавказье. См. Неолит, Энеолит.
КУРГАН
центр Курганской обл. Расположен в центральной части области, на западе Ишимской равнины, на левом берегу Тобола (бассейн Оби). Население 362,7 тыс. чел.
В 1662 на месте современного Кургана было основано укрепленное поселение Царево Городище (или Царев Курган). В 1738 в связи с устройством Ишимской линии укрепление было упразднено, а поселение названо Курганской Слободой, которая в 1782 преобразована в уездный город.
В 1662 на месте современного Кургана было основано укрепленное поселение Царево Городище (или Царев Курган). В 1738 в связи с устройством Ишимской линии укрепление было упразднено, а поселение названо Курганской Слободой, которая в 1782 преобразована в уездный город.
Курган
насыпь над др. мог илой; обычай захоронения в К. был особенно распространен у скифов. Устройство К. — погребальная камера и дромос (т. е. проход в нее) под земляной (иногда слож. из камней) насыпью указывает на связь с традицией погребальных сооружений М. Азии, Крита и Греции. Как свидетельствуют богатые находки (золотые украшения, оружие, повозки с упряжью и слугами), в К. хоронили представителей скифской знати.
рис. Дромос Царского кургана в Ольвии. Вход в погребальную камеру был закрыт двумя точно подогнанными каменными плитами.
рис. Дромос Царского кургана в Ольвии. Вход в погребальную камеру был закрыт двумя точно подогнанными каменными плитами.
Источник: Словарь античности. 1989
Курган
Медлительный, но непрерывный процесс расселения славян по лесной зоне, выражавшийся известной формулой В. О. Ключевского – «внук умирал не там, где дед», – приводил к существенному изменению внешней формы культа предков: каждое новое поколение славян, врубавшихся своими подсеками в лесные чащи, все дальше и дальше уходило от своих предков, захороненных в домовинах-избушках, образовывавших кладбища в сотни «столпов».
С уходом потомков «селения мертвых» оставались беззащитными; для новых пришельцев они оказывались не «дедами», а «навьями» – чужими, а потому потенциально враждебными мертвецами. В случае любой хозяйственной невзгоды новые люди могли заподозрить враждебный умысел навий и осквернить, уничтожить старое кладбище с домовинами чужих для них предков.
Возникает идея захоронения праха под большими округлыми насыпями – курганами, которые на древнерусском языке именовались могилами («могыла»).
Типы русских курганов с трупоположением: 1 – Болхан; 2 – Мышков; 3 и 4 – Чернигов; 5 – Углич
Земляная насыпь надежно прикрывала захороненный в ее глубине прах предка. В ряде случаев курганной насыпью засыпали стоящую на земле домовину, оберегая ее от чужих людей.
Курганный обряд погребения утвердился у всех восточнославянских племен и значительно, на несколько столетий, пережил древнее трупосожжение.
С уходом потомков «селения мертвых» оставались беззащитными; для новых пришельцев они оказывались не «дедами», а «навьями» – чужими, а потому потенциально враждебными мертвецами. В случае любой хозяйственной невзгоды новые люди могли заподозрить враждебный умысел навий и осквернить, уничтожить старое кладбище с домовинами чужих для них предков.
Возникает идея захоронения праха под большими округлыми насыпями – курганами, которые на древнерусском языке именовались могилами («могыла»).
Типы русских курганов с трупоположением: 1 – Болхан; 2 – Мышков; 3 и 4 – Чернигов; 5 – Углич
Земляная насыпь надежно прикрывала захороненный в ее глубине прах предка. В ряде случаев курганной насыпью засыпали стоящую на земле домовину, оберегая ее от чужих людей.
Курганный обряд погребения утвердился у всех восточнославянских племен и значительно, на несколько столетий, пережил древнее трупосожжение.
Источник: Славянская энциклопедия.
Курган
г., обл. ц. Курганской обл. Расположен в 1973 км к В. от Москвы. Осн. в 1662 как слобода Царево Городище (Царев Курган). К концу XVIII в. К. стал ц. ремесла, промыслов, торговли и культуры. В 1782 получает статус г. В XIX в. К. был г. торговцев и промышленников, ц. развитого с. х-ва Тобольской губ. В 1895 здесь прошла первая в Сибири с/х и кустарная выставка. Развивалось жив-во. К. стал ц. сибирского маслоделия, где располагался Союз сибирских маслодельных артелей. В 1893 через К. прошла ж.д., что позволило активизировать развитие пром-ти и рыночных отношений. В К. появились иностранные фирмы по закупке продуктов с. х-ва. В XX в. роль К. как экономического и адм. ц. усилилась. В 20-30-е К. входил в состав Ур., а затем Челяб. обл., в 1943 стал ц. вновь образованной Кург. обл. В 30-е в К. было построено 14 фабрично-з-дских предприятий, в т.ч. вальцовая паровая мельница, мясохладобойня, жестяночно-лудильный, турбинный з-ды и др. В гг. войны в г. было эвакуировано 15 пром. предприятий из зап. обл. В послевоенные гг. здесь были введены в строй з-ды Химмаш, арматурный, автобусный и ТЭЦ. К нач. 90-х в К. действуют 57 пром. предприятий и 34 стр. орг-ций. О культ. уровне г. свидетельствует работа драматического и кукольного театров, филармонии, 19 ДК, 6 ср. специальных уч. зав., 10 профтехуч-щ, 57 ср. школ, 3 вузов, военного уч-ща. К. имеет совр. аэропорт, ж/д и автобусный вокзалы. В К. работали ученые с мир. именем Г.А.Илизаров, Я.Д.Витебский и др. С их им. связано создание научн. мед. ц. и лаб. Нас. 10,3 тыс. чел. (1897); 30,9 тыс. чел. (1929); 400 тыс. чел. (01.01.1996). Емельянов Н.Ф.
КУРГАН
округлая или продолговатая насыпь над захоронениями. Наиболее ранние К. изучены в майкопской культуре Кавказа в III тыс. до н.э., затем в южнорус. степях (древнеямная культура). Курганные насыпи, видимо, являются остатками сложных сооружений типа пирамид Египта. Крупные погребальные сооружения на территории нашей страны появились более 5 тыс. лет назад, т.
почти одновременно с египетскими пирамидами. Эти сооружения, строившиеся из дерева и грунта, раньше и напоминали по внешнему виду пирамиды. Дерево истлело, грунт осыпался, и от монументальных сооружений остались лишь насыпи диаметром 20 м или более. К. не менее сложные архитектурные сооружения, чем дольмены или пирамиды, но их архитектура изучена хуже, так как большая их часть разрушилась еще в древности. Тайна К- стала разгадываться только тогда, когда начались их научные раскопки. Под К. обнаружили погребения, большей частью перекрытые бревенчатыми настилами. В погребениях найдены сосуды, украшения и даже музыкальные инструменты - флейты. А в засыпке некоторых К. раскопаны черепа и целые скелеты лошадей, причем, судя по костям, для захоронения вместе с умершими людьми убивали иногда целые табуны лошадей. Были и человеческие жертвоприношения. Богаты произведениями искусства К. I тыс. до н.э., особенно К. предскифского и скифского времени.
Обряд погребения у скифов хорошо описан Геродотом. В могилу царя клали не только убитых рабов, конюхов, жен, подстилки и лошадей, но и большое количество золотых и серебряных вещей. Раскопки скифских курганов дали возможность судить о развитии искусства в сер. I тыс. до н.
почти одновременно с египетскими пирамидами. Эти сооружения, строившиеся из дерева и грунта, раньше и напоминали по внешнему виду пирамиды. Дерево истлело, грунт осыпался, и от монументальных сооружений остались лишь насыпи диаметром 20 м или более. К. не менее сложные архитектурные сооружения, чем дольмены или пирамиды, но их архитектура изучена хуже, так как большая их часть разрушилась еще в древности. Тайна К- стала разгадываться только тогда, когда начались их научные раскопки. Под К. обнаружили погребения, большей частью перекрытые бревенчатыми настилами. В погребениях найдены сосуды, украшения и даже музыкальные инструменты - флейты. А в засыпке некоторых К. раскопаны черепа и целые скелеты лошадей, причем, судя по костям, для захоронения вместе с умершими людьми убивали иногда целые табуны лошадей. Были и человеческие жертвоприношения. Богаты произведениями искусства К. I тыс. до н.э., особенно К. предскифского и скифского времени.
Обряд погребения у скифов хорошо описан Геродотом. В могилу царя клали не только убитых рабов, конюхов, жен, подстилки и лошадей, но и большое количество золотых и серебряных вещей. Раскопки скифских курганов дали возможность судить о развитии искусства в сер. I тыс. до н.
Источник: Археологический словарь. 1996
КУРГАН
(англ. barrow, нем. Hugelgrab), округлая или продолговатая насыпь, воздвигнутая над одним или несколькими захоронениями . Насыпь часто окружена рвом, захоронение могло совершаться в цистах, погребальных оградках, «домиках мертвых» или камерных гробницах. В Англии земляные (бескамерные) длинные К. принадлежат к раннему и среднему неолиту (уиндмиллхиллская культура). Длинные К. сооружались также над мегалитическими могилами типа галерейных гробниц. Большинство британских круглых К. (часто заключавших в себе кольцо из столбов) принадлежит к бронзовому веку, хотя захоронения под круглой насыпью иногда встречаются в римском, англосаксонском и норманнском периодах. Из разновидностей К. бронзового века с уэссекской культурой связаны колоколовидные, дисковидные, блюдцевидные, возможно также «вогнутые». Чашевидные распространены шире и существуют на протяжении всего бронзового века. Русский термин К. обозначает насыпь, перекрывающую захоронение в яме, домике мертвых или катакомбе. Наиболее ранние К. появляются в 3-м тысячелетии до н.э., в медном веке Кавказа (майкопская культура), затем в южнорусских и украинских степях. После 2500 г. до н.э. влияние курганных культур проявляется на большей части Восточной, Центральной и Северной Европы. В позднем неолите и медном веке местное население заимствует новые признаки — шаровидные амфоры, шнуровую керамику, каменные боевые топоры, одомашненных лошадей и одиночные захоронения (часто посыпанные охрой) в яме или «домике мертвых» под К. Высказывалось предположение (принятое не всеми), что эти признаки были принесены пришельцами из Причерноморья, народом, распространившим в Европе индоевропейские диалекты. С начала 2-го тысячелетия до н.э. это единство распалось и возникло несколько региональных субкурганных культур (культуры одиночных погребений). Курганный обряд в России существовал дольше и, видоизменившись, практиковался в степях до исторического периода скифами, сарматами и саками (Пазырык).
Источник: Археологический словарь. 1990
КУРГАН
1. город, ц. Курганской обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу р. Тобол. Пром. центр. Ж.-д. узел. На 1 янв. 1964 (оценка) - 191 т. ж. (в 1897 - 10 т. ж., в 1923 - 22 т. ж., в 1939 - 53 т. ж., в 1959 - 146 т. ж.). Осн. в сер. 17 в. как слобода близ огромного кургана (отсюда позднее назв. - Курганская слобода). В 1782 переименована в город К. Через К. шла обширная торговля с.-х. продуктами. Имелась мелкая пром-сть по переработке с.-х. сырья. За годы социалистич. строительства К. вырос в один из крупных центров пром-сти и культуры в Сибири. В городе крупные з-ды с.-х. машин ("Уралсельмаш" и "Кургансельмаш"), автобусный, химич. машиностроения, арматурный, деревообр. станков, дорожных машин, железобетонных конструкций, электромеханич. и мн. др. С.-х., пед. ин-ты. Краеведческий музей. 2. (тюрк.) - насыпь над древней могилой, в отдельных случаях - занесенный землей развал сложных и многообразных погребальных сооружений, деревянных, каменных или земляных. В сев.-зап. областях РСФСР население называет К. сопками и литовскими могилами, в Поволжье - марами. В Зап. Европе они называются: barrow (англ.), tumulus (франц. и в наст. время вышедшее из употребления англ.), H?gelgrab (нем.), mohyla (чеш.) и т. п. Древнейшие К. появились в позднем неолите и энеолите (4-3-е тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях (К. древнеямной культуры), в Предкавказье (К. Майкопской культуры) и Закавказье (Куро-Аракский энеолит). Во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. К. распространяются в М. Азии, на Балканах, в Центр. Европе. В более поздние периоды К. получают широкое распространение и известны на всех континентах, кроме Австралии. В ряде областей (в Вост. и Сев. Европе, Центр. Азии и др.) К. сооружаются вплоть до позднего средневековья. К. чаще всего бывают полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: от 0,3-0,6 м. выс. при диаметре 3-4 м. до 20 и более м. выс. при диаметре св. 100 м. Т. н. длинные курганы имеют вид вытянутых в длину насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Вокруг оснований К. бывают рвы. К. насыпались как над вырытыми в земле могилами, так и над захоронениями, произведенными на поверхности земли. Могилы под К. имеют различное устройство: в них сооружались склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью К., кроме могил, бывают разные дополнительные сооружения - оградки из камней, кам., кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпи К., или на стороне, а под К. хоронили сожженный прах. Известны К., единовременно насыпанные над большими родовыми кладбищами с правильным взаиморасположением могил (концентрич. кругами, рядами и т. д.). Кроме осн. погребений, для к-рых возводился К., в насыпях встречаются т. н. "впускные" захоронения, произведенные в позднейшее время. Иногда, напр., в новгородских К., т. н. сопках 6-7 вв. и более позднего времени, в к-рых последовательно погребались останки сожженных покойников, каждое из последующих захоронений сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту К. В насыпи К. нередко находят остатки тризны (поминок по покойнику): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу ставили различную утварь, клали пищу, оружие, а у нек-рых народов тут же или в особых помещениях под насыпью К. хоронили коней, жен и рабов покойного. К. бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда доходящими до 1000 штук (напр., Гнездовские курганы). По мере развития имуществ. расслоения растет разница между богатыми и бедными погребениями курганных групп. Особенно отличаются своими размерами и богатством К. племенных вождей сер. и кон. 1-го тыс. до н. э. в степной полосе Европ. части СССР (у скифов, меотов), в Юж. Сибири и Монголии. На Руси обычай захоронения в К. прекратился с введением христианства, однако сел. население вплоть до 14 в. продолжало хоронить умерших по старому, языч. обряду. Лит.: Городцов В. A., Классификация погребений Одесского кургана, в кн.: Отчет Российского исторического музея, (б. м.), 1915; Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Граков Б. M., Скiфи, К., 1947; Киселев С. В., Древняя история Юж. Сибири, М.-Л., 1951; Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, МИА, No 61, М., 1958; Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки, М., 1959; Руденко С. И., Культура населения Центр. Алтая в скифское время, М.-Л., 1960; Грязнов М. П., Курган как архитектурный памятник, в кн.: Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований в 1960 г., М., 1961. А. Л. Монгайт. Москва.