КУРГАН

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КУРГАН
надмогильная насыпь из земли и камня, обычно полусферическая или конической формы. Древнейшие К. — 4—3 тысячелетий до н. э., известны повсюду, кроме Австралии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Курган
город (с 1782 г.), центр Курганской области (с 1943 г.); на р. Тобол. 325189 чел. (2016) г.). Возник в 1662 как укреплённое поселение Царёво Городище (Царёв Курган), в 1738–1782 гг. – Курганская Слобода. В городе имеется дом-музей декабристов.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Курган
насыпь над древней могилой, иногда – занесенный землей развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (4 – 3 тыс. до н.э.) в каспийско-черноморских степях, в Предкавказье и Закавказье. См. Неолит, Энеолит.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КУРГАН
центр Курганской обл. Расположен в центральной части области, на западе Ишимской равнины, на левом берегу Тобола (бассейн Оби). Население 362,7 тыс. чел.
В 1662 на месте современного Кургана было основано укрепленное поселение Царево Городище (или Царев Курган). В 1738 в связи с устройством Ишимской линии укрепление было упразднено, а поселение названо Курганской Слободой, которая в 1782 преобразована в уездный город.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Курган
насыпь над др. мог илой; обычай захоронения в К. был особенно распространен у скифов. Устройство К. — погребальная камера и дромос (т. е. проход в нее) под земляной (иногда слож. из камней) насыпью указывает на связь с традицией погребальных сооружений М. Азии, Крита и Греции. Как свидетельствуют богатые находки (золотые украшения, оружие, повозки с упряжью и слугами), в К. хоронили представителей скифской знати.
        
        рис. Дромос Царского кургана в Ольвии. Вход в погребальную камеру был закрыт двумя точно подогнанными каменными плитами.

Источник: Словарь античности. 1989

Курган
Медлительный, но непрерывный процесс расселения славян по лесной зоне, выражавшийся известной формулой В. О. Ключевского – «внук умирал не там, где дед», – приводил к существенному изменению внешней формы культа предков: каждое новое поколение славян, врубавшихся своими подсеками в лесные чащи, все дальше и дальше уходило от своих предков, захороненных в домовинах-избушках, образовывавших кладбища в сотни «столпов».
С уходом потомков «селения мертвых» оставались беззащитными; для новых пришельцев они оказывались не «дедами», а «навьями» – чужими, а потому потенциально враждебными мертвецами. В случае любой хозяйственной невзгоды новые люди могли заподозрить враждебный умысел навий и осквернить, уничтожить старое кладбище с домовинами чужих для них предков.
Возникает идея захоронения праха под большими округлыми насыпями – курганами, которые на древнерусском языке именовались могилами («могыла»).

Типы русских курганов с трупоположением: 1 – Болхан; 2 – Мышков; 3 и 4 – Чернигов; 5 – Углич
Земляная насыпь надежно прикрывала захороненный в ее глубине прах предка. В ряде случаев курганной насыпью засыпали стоящую на земле домовину, оберегая ее от чужих людей.
Курганный обряд погребения утвердился у всех восточнославянских племен и значительно, на несколько столетий, пережил древнее трупосожжение.

Источник: Славянская энциклопедия.

Курган
г., обл. ц. Курганской обл. Расположен в 1973 км к В. от Москвы.    Осн. в 1662 как слобода Царево Городище (Царев Курган). К концу XVIII в. К. стал ц. ремесла, промыслов, торговли и культуры. В 1782 получает статус г. В XIX в. К. был г. торговцев и промышленников, ц. развитого с. х-ва Тобольской губ. В 1895 здесь прошла первая в Сибири с/х и кустарная выставка. Развивалось жив-во. К. стал ц. сибирского маслоделия, где располагался Союз сибирских маслодельных артелей. В 1893 через К. прошла ж.д., что позволило активизировать развитие пром-ти и рыночных отношений. В К. появились иностранные фирмы по закупке продуктов с. х-ва. В XX в. роль К. как экономического и адм. ц. усилилась. В 20-30-е К. входил в состав Ур., а затем Челяб. обл., в 1943 стал ц. вновь образованной Кург. обл.    В 30-е в К. было построено 14 фабрично-з-дских предприятий, в т.ч. вальцовая паровая мельница, мясохладобойня, жестяночно-лудильный, турбинный з-ды и др. В гг. войны в г. было эвакуировано 15 пром. предприятий из зап. обл. В послевоенные гг. здесь были введены в строй з-ды Химмаш, арматурный, автобусный и ТЭЦ. К нач. 90-х в К. действуют 57 пром. предприятий и 34 стр. орг-ций. О культ. уровне г. свидетельствует работа драматического и кукольного театров, филармонии, 19 ДК, 6 ср. специальных уч. зав., 10 профтехуч-щ, 57 ср. школ, 3 вузов, военного уч-ща. К. имеет совр. аэропорт, ж/д и автобусный вокзалы.    В К. работали ученые с мир. именем Г.А.Илизаров, Я.Д.Витебский и др. С их им. связано создание научн. мед. ц. и лаб.    Нас. 10,3 тыс. чел. (1897); 30,9 тыс. чел. (1929); 400 тыс. чел. (01.01.1996).    Емельянов Н.Ф.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

КУРГАН
округлая или продолговатая насыпь над захоронениями. Наиболее ранние К. изучены в майкопской культуре Кавказа в III тыс. до н.э., затем в южнорус. степях (древнеямная культура). Курганные насыпи, видимо, являются остатками сложных сооружений типа пирамид Египта. Крупные погребальные сооружения на территории нашей страны появились более 5 тыс. лет назад, т.
почти одновременно с египетскими пирамидами. Эти сооружения, строившиеся из дерева и грунта, раньше и напоминали по внешнему виду пирамиды. Дерево истлело, грунт осыпался, и от монументальных сооружений остались лишь насыпи диаметром 20 м или более. К. не менее сложные архитектурные сооружения, чем дольмены или пирамиды, но их архитектура изучена хуже, так как большая их часть разрушилась еще в древности. Тайна К- стала разгадываться только тогда, когда начались их научные раскопки. Под К. обнаружили погребения, большей частью перекрытые бревенчатыми настилами. В погребениях найдены сосуды, украшения и даже музыкальные инструменты - флейты. А в засыпке некоторых К. раскопаны черепа и целые скелеты лошадей, причем, судя по костям, для захоронения вместе с умершими людьми убивали иногда целые табуны лошадей. Были и человеческие жертвоприношения. Богаты произведениями искусства К. I тыс. до н.э., особенно К. предскифского и скифского времени.
Обряд погребения у скифов хорошо описан Геродотом. В могилу царя клали не только убитых рабов, конюхов, жен, подстилки и лошадей, но и большое количество золотых и серебряных вещей. Раскопки скифских курганов дали возможность судить о развитии искусства в сер. I тыс. до н.

Источник: Археологический словарь. 1996

КУРГАН
(англ. barrow, нем. Hugelgrab), округлая или продолговатая насыпь, воздвигнутая над одним или несколькими захоронениями . Насыпь часто окружена рвом, захоронение могло совершаться в цистах, погребальных оградках, «домиках мертвых» или камерных гробницах. В Англии земляные (бескамерные) длинные К. принадлежат к раннему и среднему неолиту (уиндмиллхиллская культура). Длинные К. сооружались также над мегалитическими могилами типа галерейных гробниц. Большинство британских круглых К. (часто заключавших в себе кольцо из столбов) принадлежит к бронзовому веку, хотя захоронения под круглой насыпью иногда встречаются в римском, англосаксонском и норманнском периодах. Из разновидностей К. бронзового века с уэссекской культурой связаны колоколовидные, дисковидные, блюдцевидные, возможно также «вогнутые». Чашевидные распространены шире и существуют на протяжении всего бронзового века. Русский термин К. обозначает насыпь, перекрывающую захоронение в яме, домике мертвых или катакомбе. Наиболее ранние К. появляются в 3-м тысячелетии до н.э., в медном веке Кавказа (майкопская культура), затем в южнорусских и украинских степях. После 2500 г. до н.э. влияние курганных культур проявляется на большей части Восточной, Центральной и Северной Европы. В позднем неолите и медном веке местное население заимствует новые признаки — шаровидные амфоры, шнуровую керамику, каменные боевые топоры, одомашненных лошадей и одиночные захоронения (часто посыпанные охрой) в яме или «домике мертвых» под К. Высказывалось предположение (принятое не всеми), что эти признаки были принесены пришельцами из Причерноморья, народом, распространившим в Европе индоевропейские диалекты. С начала 2-го тысячелетия до н.э. это единство распалось и возникло несколько региональных субкурганных культур (культуры одиночных погребений). Курганный обряд в России существовал дольше и, видоизменившись, практиковался в степях до исторического периода скифами, сарматами и саками (Пазырык).

Источник: Археологический словарь. 1990

КУРГАН
1. город, ц. Курганской обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу р. Тобол. Пром. центр. Ж.-д. узел. На 1 янв. 1964 (оценка) - 191 т. ж. (в 1897 - 10 т. ж., в 1923 - 22 т. ж., в 1939 - 53 т. ж., в 1959 - 146 т. ж.). Осн. в сер. 17 в. как слобода близ огромного кургана (отсюда позднее назв. - Курганская слобода). В 1782 переименована в город К. Через К. шла обширная торговля с.-х. продуктами. Имелась мелкая пром-сть по переработке с.-х. сырья. За годы социалистич. строительства К. вырос в один из крупных центров пром-сти и культуры в Сибири. В городе крупные з-ды с.-х. машин ("Уралсельмаш" и "Кургансельмаш"), автобусный, химич. машиностроения, арматурный, деревообр. станков, дорожных машин, железобетонных конструкций, электромеханич. и мн. др. С.-х., пед. ин-ты. Краеведческий музей. 2. (тюрк.) - насыпь над древней могилой, в отдельных случаях - занесенный землей развал сложных и многообразных погребальных сооружений, деревянных, каменных или земляных. В сев.-зап. областях РСФСР население называет К. сопками и литовскими могилами, в Поволжье - марами. В Зап. Европе они называются: barrow (англ.), tumulus (франц. и в наст. время вышедшее из употребления англ.), H?gelgrab (нем.), mohyla (чеш.) и т. п. Древнейшие К. появились в позднем неолите и энеолите (4-3-е тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях (К. древнеямной культуры), в Предкавказье (К. Майкопской культуры) и Закавказье (Куро-Аракский энеолит). Во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. К. распространяются в М. Азии, на Балканах, в Центр. Европе. В более поздние периоды К. получают широкое распространение и известны на всех континентах, кроме Австралии. В ряде областей (в Вост. и Сев. Европе, Центр. Азии и др.) К. сооружаются вплоть до позднего средневековья. К. чаще всего бывают полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: от 0,3-0,6 м. выс. при диаметре 3-4 м. до 20 и более м. выс. при диаметре св. 100 м. Т. н. длинные курганы имеют вид вытянутых в длину насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Вокруг оснований К. бывают рвы. К. насыпались как над вырытыми в земле могилами, так и над захоронениями, произведенными на поверхности земли. Могилы под К. имеют различное устройство: в них сооружались склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью К., кроме могил, бывают разные дополнительные сооружения - оградки из камней, кам., кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпи К., или на стороне, а под К. хоронили сожженный прах. Известны К., единовременно насыпанные над большими родовыми кладбищами с правильным взаиморасположением могил (концентрич. кругами, рядами и т. д.). Кроме осн. погребений, для к-рых возводился К., в насыпях встречаются т. н. "впускные" захоронения, произведенные в позднейшее время. Иногда, напр., в новгородских К., т. н. сопках 6-7 вв. и более позднего времени, в к-рых последовательно погребались останки сожженных покойников, каждое из последующих захоронений сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту К. В насыпи К. нередко находят остатки тризны (поминок по покойнику): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу ставили различную утварь, клали пищу, оружие, а у нек-рых народов тут же или в особых помещениях под насыпью К. хоронили коней, жен и рабов покойного. К. бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда доходящими до 1000 штук (напр., Гнездовские курганы). По мере развития имуществ. расслоения растет разница между богатыми и бедными погребениями курганных групп. Особенно отличаются своими размерами и богатством К. племенных вождей сер. и кон. 1-го тыс. до н. э. в степной полосе Европ. части СССР (у скифов, меотов), в Юж. Сибири и Монголии. На Руси обычай захоронения в К. прекратился с введением христианства, однако сел. население вплоть до 14 в. продолжало хоронить умерших по старому, языч. обряду.

Лит.: Городцов В. A., Классификация погребений Одесского кургана, в кн.: Отчет Российского исторического музея, (б. м.), 1915; Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Граков Б. M., Скiфи, К., 1947; Киселев С. В., Древняя история Юж. Сибири, М.-Л., 1951; Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, МИА, No 61, М., 1958; Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки, М., 1959; Руденко С. И., Культура населения Центр. Алтая в скифское время, М.-Л., 1960; Грязнов М. П., Курган как архитектурный памятник, в кн.: Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований в 1960 г., М., 1961.

А. Л. Монгайт. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Курган шороон Дов. Скульптурные изображения из дерева

Бураев Алексей Игнатьевич
В статье рассматриваются скульптурные изображения из кургана тюркского времени Шороон Дов в Центральном аймаке Монголии. Анализируются головы деревянных скульптур.
Читать PDF
0.00 байт

Погребально-поминальный комплекс «Курган 37 воинов»

Бейсенов Арман Зияденович
В статье дается краткая характеристика памятника, основанная на результатах новых исследований.
Читать PDF
0.00 байт

Курган для луноликой

Полосьмак Н.В.
До недавнего времени хунну создатели первой в Центральной Азии кочевой империи были известны лишь по китайским хроникам. Лишь в начале прошлого столетия в Северной Монголии обнаружены богатейшие погребения хуннской знати.
Читать PDF
0.00 байт

Могильник в урочище Кауп, Курган к143 (раскопки 1932 г. )

Кулаков Владимир Иванович
Трупоположение с юго-западной ориентировкой связано с проникшими на Кауп христианскими традициями.
Читать PDF
0.00 байт

Курган Аржан-1 в центре Азии: геополитический и астрономический аспекты

Марсадолов Леонид Сергеевич
Археологические, геодезические и астрономические исследования кургана Аржан-1 показывают, что он является не только сложным погребально-поминальным объектом, но и своеобразной «моделью мира» (мандалой) древних кочевников Центральн
Читать PDF
0.00 байт

Курган Аржан-1, Волго-Камье и Северный Кавказ: неочевидные связи

Смирнов Николай Юрьевич
Статья посвящена публикации и культурно-хронологической интерпретации одного неизвестного предмета бронзовой орнаментированной кольцевидной пряжки с диаметральной перемычкой из кургана Аржан-1 (Тува) конца IX начала VIII в. до н.
Читать PDF
0.00 байт

Скифский талаевский курган 1891 г.

Колтухов Сергей Георгиевич, Сенаторов Сергей Николаевич
Погребение в Талаевском кургане 1891 г., безусловно, относится к элитарным памятникам Скифии. Предметы наступательного вооружения, защитный доспех, золотые украшения и оселок позволяют отнести погребенного к скифской аристократии.
Читать PDF
0.00 байт

Курган у села Желябовка в Крыму

Гаврилов А.В., Тощев Г.Н.
Данная статья посвящена описанию результатов, полученных в процессе археологического исследования кургана у села Желябовка в Крыму. При проведении земляных работ была уничтожена основная часть насыпи.
Читать PDF
0.00 байт

Курган 24 могильника Алебастрово i и проблема преемственности между культурами ранних кочевников Южн

Марыксин Денис Валерьевич, Федоров Виталий Кимович
Статья посвящена одному из курганов могильника Алебастрово I, расположенного в среднем течении реки Урал.
Читать PDF
0.00 байт

Курган с воинским погребением v В. На могильнике Кала-Урын

Перескоков М.Л.
Рассматривается курган №2 на могильнике Кала-Урын в Пермском Прикамье. Анализируются детали погребального обряда, хронология погребального инвентаря.
Читать PDF
0.00 байт

Раскопанный курган бийкенской культуры на памятнике Айры-Таш-1 в устьевой зоне Урсула (Алтай)

Мамадаков Ю.Т., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А.
Изучение на Алтае памятников бийкенской археологической культуры аржано-майэмирского («раннескифского») времени является необходимым направлением современных исследований.
Читать PDF
0.00 байт

Курган №10 на могильнике Ишаново

Илюшин А.М.
В 2007 г. Кузнецкая комплексная археолого-этнографическая экспедиция Гуманитарного научного центра Кузбасского государственного технического университета раскопала курган №10 на могильнике Ишаново.
Читать PDF
0.00 байт

Курган с «Усами» Жамантас

Бейсенов Арман Зияденович, Дуйсенбай Данияр Болатбекович, Святко Светлана Владимировна
Памятник состоит из двух частей погребального сооружения диаметром около 14 м и расположенного с его восточной стороны ритуального сооружения диаметром около 10 м, от которого на восток отходят две каменные дуги.
Читать PDF
0.00 байт

Скифский курган № 4 группы «Водовод» на левобережье Нижнего Днестра

Синика Виталий Степанович, Тельнов Николай Петрович, Закордонец Оксана Александровна
В статье публикуются материалы, полученные при исследовании скифского кургана 4 группы «Водовод» на левобережье Нижнего Днестра в 2016 г.
Читать PDF
0.00 байт

Коминтерновский курган № 1 луговской культуры в приустьевом Закамье

Лыганов Антон Васильевич
Статья посвящена результатам исследования Коминтерновского кургана № 1. Охранно-спасательные исследования на кургане проводились в связи с разрушительными абразионными процессами, происходящими на Куйбышевском водохранилище.

Похожие термины:

  • МЕЛЬГУНОВСКИЙ КУРГАН (Литой курган)

    археологический памятник, богатое скифское погребение начала 6 в. до н. э. около г. Кировоград (Украина). Раскопан генералом А. П. Мельгуновым в 1763. Найдены украшения и оружие в скифо-урартском стиле.
  • СВЕШТАРСКИЙ КУРГАН В БОЛГАРИИ

    Мать стад рудоносных» называл эту землю Гомер. «Отец истории» Геродот описывал лисьи шапки и меховые накидки фракийцев, некоторые их обычаи, показавшиеся ему не только интересными, но и странными.
  • ЦАРСКИЙ КУРГАН

    погребальное сооружение IV в. до н. э. у г. Керчь с каменным склепом, имевшим уступчатый свод и дромос. Ограблен в древности.
  • КИРОВАКАНСКИЙ КУРГАН

    курган бронзового века, исследованный в 1948 г. Б.Б. Пиотровским на территории г. Кировакана (Армения). Содержал погребение с сожженным прахом вождя богатого скотоводческого племени 1-ой половины 2 ты
  • Малахов курган Крымская война

    Господствующая возвышенность юго-восточнее Севастополя была превращена в один из сильнейших опорных пунктов города. Штурм 18 июня был неудачен, но 8 сент. 1855 30 000 французов под командованием ген. Пе
  • МАЙКОПСКИЙ КУРГАН

    богатое погребение племенного вождя (2-я половина 3-го тыс. до н. э.), открытое в г. Майкоп. Найдены золотые и серебряные украшения и сосуды, в т.ч. серебряный сосуд с изображением горного хребта.
  • МАЛАХОВ КУРГАН

    господствующая высота юго-восточнее Севастополя, ныне в черте города. Прославлен героической обороной его русскими войсками от англо-французских войск в 1854—1855 гг. и советскими войсками от немецк
  • МАМАЕВ КУРГАН

    в центральной части Волгограда, в Великую Отечественную войну во время Сталинградской битвы район ожесточенных боев (особенно в сентябре 1942 и январе 1943). На М. к.-памятник-ансамбль "Героям Сталингр
  • МЕЛЬГУНОВСКИЙ КУРГАН

    Литой курган, - курган начала 6 в. до н.э. на Украине, раскопанный в 1763 г. А.П. Мельгуновым. Устройство насыпи и могилы осталось невыясненным. Известно лишь, что в основании кургана были следы сожжения,
  • МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ КУРГАН

    археологический памятник 4 в. до н. э., открытый в г. Мелитополь (Украина). Раскопаны 2 гробницы-катакомбы с погребениями скифской знати - воина и женщины в сопровождении рабыни; колесница, кони, золот
  • КУРГАН СЛАВЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИ-ОСВОБОДИТЕЛЬНИЦЫ

    в Белоруссии открыт в 1969 северо-восточнее Минска, на 18-м километре шоссе Минск — Москва, в ознаменование побед Сов. Армии в Белорусской операции 1944. Его вершину венчают четыре штыка, символизируя б
  • Золотой курган

    курган в 5 км от г. Симферополя в Крыму. Насыпан под погребением со скорченными костяками бронзового века. Позднее (5 в. до н.э.) в насыпи кургана был захоронен скифский воин. Найдены остатки щита, покр
  • Малахов курган (Malakov) Крымская война

    Господствующая возвышенность юго-восточнее Севастополя была превращена в один из сильнейших опорных пунктов города. Штурм 18 июня был неудачен, но 8 сент. 1855 30 000 французов под командованием ген. Пе
  • Курган (могильный холм)

    Курган (могильный холм) (barrow, tumulus), большая земляная насыпь над древн. могилой. К. были характерны для всей Европы и нек-рых обл. Центр, и Юж. Азии в эпоху неолита и бронзового века, а в ряде мест — в бол
  • КУРГАНОВ (Эстеркин-Курганов) Оскар Иеремеевич

    (1907-1997) Журналист, писатель. Член ВКП(б) с 1945. Окончил ЛГУ (1929). В 1931-60 сотр. ряда газ., в т.ч. в 1943-49 спец. корр. газ. "Правда", затем "Лит. газеты". Автор очерковых кн., повестей и рассказов, пьес. С 1954 писал сце
  • Большеказакбаевский 2-й курганный могильник

    многослойный археологический памятник. Находится в 2 км к северу от с. Бол. Казакбаево и в 3,5 км к югу от с. НовоБурино на правом берегу р. Караболка (Челябинская обл.). Насыпи диаметром ок. 30 м располож
  • КУРГАНЦЕВ Михаил Абрамович

    (1931-1989) Журналист, переводчик. Член КПСС с 1962. Окончил филос. ф-т МГУ (1954). С 1958 сотр., в 1970-76 зам. гл. ред. ж. «Азия и Африка сегодня». С 1976 сотр. ж. «Народы Азии и Африки». Статьи о лит-ре стран Азии и Африки.
  • Курганов, Фед. Афанас

    проф. истории церкви Казан. унив., р. 18 апр. 1844, с. свящ. Пенз. еп. {Венгеров}
  • Курганов, Федор Афанасьевич

    — историк церкви. Окончив курс казанской духовной акд., занял там же кафедру общей церковной истории. Получил степень магистра за диссертацию: "Устройство управления в церкви королевства грече
  • Курганов Феодор Афанасьевич

    Курганов, Федор Афанасьевич - историк церкви (родился в 1844 г.), воспитанник Казанской духовной академии, в которой состоит профессором истории древней церкви; читает также церковную историю в Казан