Кузьмин
см. Кузмин.
{Венгеров}
Кузьмин
ред. правой газ. "Вятский вест." 1909 г.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КУЗЬМИН
Анастасий Дмитриевич (г. рожд. неизв. - ум. 3.I.1826) - декабрист, поручик Черниговского пех. полка, один из наиболее активных и решительных членов Общества соединенных славян. Сторонник немедленных революц. действий, К. распропагандировал свою роту и еще летом 1825 пытался поднять ее на восстание. Накануне восстания Черниговского полка К. вместе с В. Н. Соловьевым, И. И. Сухиновым и М. А. Щепиллой силой оружия освободили из-под ареста С. И. Муравьева-Апостола и его брата Матвея. Принял активнейшее участие в восстании. При столкновении Черниговского полка с правительств. войсками был ранен и, взятый под стражу, покончил жизнь самоубийством.
Лит.: Восстание декабристов. Мат-лы и док-ты, т. 5, 6, 9, М.-Л., 1926-50; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М.-Л., 1927; ее же, Движение декабристов, т. 2, М., 1955.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
КУЗМИН
Михаил Алексеевич (1872, Ярославль – 1936, Ленинград), русский писатель и композитор. Родился в дворянской старообрядческой семье (отец – морской офицер). В 1891–93 гг. учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В период острых духовных исканий путешествовал по Египту, Италии, в 1898–1901 гг. жил в олонецких и поволжских скитах. Литературный дебют – драматическая поэма «История рыцаря д Алессио». Эволюционируя от символизма к акмеизму с его культом чувственно-осязаемого, «предметного» восприятия действительности, создает многочисленные произведения, в которых любование красотой мира сочетается со свойственными «серебряному веку» мотивами упадка, ощущением увядания культуры, а утонченность и изящество текста нередко переходят в манерность, ироническую стилизацию, нарочитую условность, имитирующую безыскусную наивность поэтической речи (книги стихов «Сети», 1908; «Осенние озера», 1912; «Глиняные голубки», 1914; «Александрийские песни», 1-я публикация 1906; «Нездешние вечера», 1921; «Форель разбивает лед», 1929; и др.). «Дар стиха певучего и легкого» (В. Я. Брюсов), «луч эллинской радости в… звонких песнях» (М. А. Волошин), мастерское владение различными жанрами и стилями («освобожденный дух пленительно сочетается у него с освобожденной и как бы играющей на свободе формой» – писал о Кузмине один из современников) сближали поэта с художниками «Мира искусства» в их проповеди творчества, чуждого и академизму, и социальной направленности. Со временем в творчестве Кузмина усиливаются приемы так называемого остранения – утрирование, фантазия, гротеск; в поздних произведениях намечаются модернистские тенденции, близкие сюрреализму. Среди богатого творческого наследия Кузмина – сборник стихов и нот «Куранты любви» (1910), повести «Крылья», «Приключения Эме Лебефа», рассказ о дьяволе «Из писем девицы Клары Вальмон к Розалии Тютельмайер» (все – 1907), за который автор, наряду с А. М. Ремизовым, получил первую премию журнала «Золотое руно»; роман «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» (1919) из намеченной серии жизнеописаний «Новый Плутарх», автобиографический роман «Плавающие путешественники» (1915), многочисленные театральные (в т. ч. оперетты «Забава дев» и «Возвращение Одиссея», обе – 1911; комедии «Самое ветреное место в Англии», «Муж, вор и любовник, каких не бывало» и др., вошедшие в репертуар как «больших» театров, так и театров миниатюр и отчетливо выявившие неоднократно декларируемое Кузминым презрение к «проблемам» (в связи с чем поэт не принимал творчество Л. Н. Толстого) и музыкальные (в т. ч. вокальные – на собственные стихи, нередко исполнявшиеся автором) произведения, а также статьи по вопросам музыки, литературы, театра и живописи и блестящие переводы зарубежной классики (Апулея, Дж. Боккаччо, У. Шекспира, И. В. Гете и др.).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006