КУЗНЕЦОВ
Кузнецов
Василий Иванович (1894-1964), сов. военачальник. Ген.-полк. (1943). Герой Сов. Союза (1945). Чл. КПСС с 1928. В Вел. Отеч. войну зам. команд. 1-го Прибалт. фр., команд. войсками ряда армий. После войны команд. Приволж. ВО. (1953-57). Деп. ВС СССР (1946-50; 1954-58).
Кузнецов
авт. "Беседы с земляками о пользе грамотности" (1861).
{Венгеров}
Кузнецов
сост. справочн. для офицеров, производ. дознания, шт.-кап. (Петроков, 1903).
{Венгеров}
Кузнецов
изд. с Е. Миллером сборн. рассказов (1911).
{Венгеров}
КУЗНЕЦОВ
Павел Варфоломеевич (1878, Саратов – 1968, Москва), русский живописец, график, театральный декоратор; представитель символизма. Родился в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904). Испытал влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Один из организаторов выставки «Голубая роза» (1907). Председатель художественного объединения «Четыре искусства» (1924–29). Преподавал в Строгановском училище (1917–37 и 1945–48), руководил фресково-монументальным отделением живописного факультета во Вхутемасе – Вхутеине (1924–29). Заслуженный деятель искусств России (с 1928 г.).
Кузнецов – наиболее яркий представитель второй (после М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова) стадии русского живописного символизма. Ранние картины напоминают утренние сны, грезы. Художник стремится постичь величайшую тайну природы – рождение и материнство. В «Голубом фонтане» (1905) предстают некие призрачные существа, которые словно еще не родились, не отделились от утреннего опалового тумана. Образы картины напоминают о лазурном царстве нерожденных младенцев в знаменитой пьесе «Синяя птица» бельгийского писателя-символиста М. Метерлинка.
К кон. 1900-х гг. художник переживает мучительный кризис, выход из которого обретает, отправившись в Заволжье и в Среднюю Азию. В стремлении очистить душу прикосновением к не тронутому цивилизацией, существующему словно вне времени Востоку, Кузнецов оказался последователем П. Гогена. В картинах пейзажной «Киргизской, или Степной, сюиты» («Спящая в кошаре», 1911; «Мираж», «Вечер в степи», «Стрижка овец»; все – 1912; «В степи за работой», 1913, и др.) предстал мир красоты и мудрости, о котором сам художник писал: «Быт их и костюмы чрезвычайно красочные, гармоничные, при всей яркости цветов, чистота и прозрачность воздуха с его миражами, величественные лебеди степей – верблюды, стада лошадей, бараны, пестрые ковры кошар, простодушный и гостеприимный народ…» В бескрайних просторах киргизских степей все разомкнуто в бесконечность и одновременно слито в единстве – люди и их жилища, животные, деревья, плавные очертания холмов и величественные видения-миражи. Проникновенный лиризм сочетается с эпически размеренным ритмом композиций. В сер. 1900-х гг. Кузнецов обращается к жанрам натюрморта и портрета («Утро», 1916; «Натюрморт с хрусталем», 1919). Подлинным шедевром является «Портрет Е. М. Бебутовой» (1922), в котором образ жены художника удивительно гармоничен, вознесен над повседневностью.
В советское время Кузнецов остался верен восточной теме, черпая вдохновение в новых поездках на юг, в Крым, Армению («Отдых пастухов», 1927; «Сортировка хлопка», 1931; «Цветы и виноград», 1953).
Художник работал также в области театрально-декорационного искусства (спектакль «Сакунтала» по драме древнеиндийского поэта Калидасы в Камерном театре А. Я. Таирова, 1914), создавал серии гравюр («Горная Бухара», «Туркестан»; обе – 1923).
Кузнецов – наиболее яркий представитель второй (после М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова) стадии русского живописного символизма. Ранние картины напоминают утренние сны, грезы. Художник стремится постичь величайшую тайну природы – рождение и материнство. В «Голубом фонтане» (1905) предстают некие призрачные существа, которые словно еще не родились, не отделились от утреннего опалового тумана. Образы картины напоминают о лазурном царстве нерожденных младенцев в знаменитой пьесе «Синяя птица» бельгийского писателя-символиста М. Метерлинка.
К кон. 1900-х гг. художник переживает мучительный кризис, выход из которого обретает, отправившись в Заволжье и в Среднюю Азию. В стремлении очистить душу прикосновением к не тронутому цивилизацией, существующему словно вне времени Востоку, Кузнецов оказался последователем П. Гогена. В картинах пейзажной «Киргизской, или Степной, сюиты» («Спящая в кошаре», 1911; «Мираж», «Вечер в степи», «Стрижка овец»; все – 1912; «В степи за работой», 1913, и др.) предстал мир красоты и мудрости, о котором сам художник писал: «Быт их и костюмы чрезвычайно красочные, гармоничные, при всей яркости цветов, чистота и прозрачность воздуха с его миражами, величественные лебеди степей – верблюды, стада лошадей, бараны, пестрые ковры кошар, простодушный и гостеприимный народ…» В бескрайних просторах киргизских степей все разомкнуто в бесконечность и одновременно слито в единстве – люди и их жилища, животные, деревья, плавные очертания холмов и величественные видения-миражи. Проникновенный лиризм сочетается с эпически размеренным ритмом композиций. В сер. 1900-х гг. Кузнецов обращается к жанрам натюрморта и портрета («Утро», 1916; «Натюрморт с хрусталем», 1919). Подлинным шедевром является «Портрет Е. М. Бебутовой» (1922), в котором образ жены художника удивительно гармоничен, вознесен над повседневностью.
В советское время Кузнецов остался верен восточной теме, черпая вдохновение в новых поездках на юг, в Крым, Армению («Отдых пастухов», 1927; «Сортировка хлопка», 1931; «Цветы и виноград», 1953).
Художник работал также в области театрально-декорационного искусства (спектакль «Сакунтала» по драме древнеиндийского поэта Калидасы в Камерном театре А. Я. Таирова, 1914), создавал серии гравюр («Горная Бухара», «Туркестан»; обе – 1923).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
КУЗНЕЦОВ
1. Алексей Александрович (20.II.1905 - 1949) - сов. парт. и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1925. Род. в г. Боровичи в семье рабочего. В 1924-32 - на руководящей комсомольской работе в Новгородской губ. и Ленингр. обл., затем на парт. работе (инспектор, секретарь райкома). В 1937-38 - 2-й секретарь Ленингр. обкома партии, а в 1938-45 и горкома. В 1939-46 - чл. Воен. совета Балт. флота. В 1939 на XVIII съезде партии избран членом ЦК ВКП(б). Во время Вел. Отечеств. войны - чл. Воен. совета Ленингр. фронта (генерал-лейтенант) - один из организаторов обороны Ленинграда и разгрома нем.-фаш. войск под Ленинградом. В 1945-46 - 1-й секретарь Ленингр. обкома и горкома партии. В 1946-49 - секретарь ЦК ВКП(б), в 1946 - чл. Оргбюро ЦК ВКП(б). Деп. Верх. Советов СССР и РСФСР. По провокационному, сфабрикованному Л. Берия т. н. "ленинградскому делу" К. был необоснованно осужден. Реабилитирован посмертно. 2. Николай Герасимович (p. 11.VII. 1902) - сов. воен.-мор. деятель, вице-адмирал, Герой Сов. Союза (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1925. Род. в д. Медведки Вологодской губ. в семье крестьянина. Начал службу в 1919 матросом Сев.-Двинской флотилии, участник гражд. войны 1918-20. Окончил воен.-мор. уч-ще (1926) и Воен.-мор. академию (1932). В 1935-36 - командир крейсера "Червона Украина". В 1936-37 - воен.-мор. атташе и советник в Испании, руководил сов. моряками-добровольцами в освободит. войне исп. народа. В 1937-39 - командующий Тихоокеанским флотом. В 1939-46 - нарком ВМФ СССР, пред. Гл. воен. совета ВМФ (1939-41) и главнокомандующий ВМС во время Вел. Отечеств. войны (1941-45). В 1951-53 - воен.-мор. министр, в 1953-55 - 1-й зам. мин. обороны СССР, главнокомандующий ВМФ. С 1955 в отставке. Чл. ЦК ВКП(б) в 1939-52 и ЦК КПСС в 1952-55. Автор воспоминаний ("Воен.-ист. ж.", 1962, No 3, 1963, No 3, 1965, No 69; ж. "Октябрь", 1964, No 11, 1965, No 8, 9, 11). 3. Николай Иванович (партиз. Кличка - Грачов Н. И.) (1911 - 9.III.1944) - сов. партизан, Герой Сов. Союза (5.XI.1944). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Род. в с. Зырянка Свердловской обл. в семье крестьянина. Работал инженером на з-де "Уралмаш" (Свердловск), затем на автозаводе (Москва). В авг. 1942 добровольно вступил в партиз. отряд Д. Н. Медведева, к-рый действовал на оккупированной терр. в полесских областях Украины. Выдавая себя за нем. обер-лейтенанта Пауля Зиберта, К. отважно вел разведку в г. Ровно, собрав и передав в партиз. отряд большое количество ценных документов и сведений. Действуя с группой партизан, К. совершал диверсии, уничтожил и увез в партиз. отряд неск. фаш. генералов и чиновников оккупац. властей. Погиб К. в бою в с. Боратин Бродовского р-на Львовской обл. Похоронен в г. Львове. Героич. подвиги К. освещены в кн. Д. Н. Медведева "Это было под Ровно" и "Сильные духом", в кинофильме "Подвиг разведчика". Лит.: Боротьба трудящих Львiвщини проти нiмецько-фашистських загарбникiв. Зб. док-тiв и мат-лiв, Львов, 1949; Струтинский Н. В., Сын Родины, "Львовская правда", 1959, 20, 23-24, 26 дек., No 298, 300-301, 303, 1960, 4-5 янв., No 2-3. E. M. Савченко. Киев.