буддийский монах в странах, где распространен ламаизм. У калмыков этот титул присваивается только главе духовенства.
ЛАМА
ЛАМА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЛАМА
будд. монах. Термин появ. в 8 в. с основанием первого монастыря в Тибете и организацией монашеской общины. Первонач. Л. именов. только высшие жрецы. Позднее — всякое лицо, принявшее монашеский обет.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Лама
(тибет. – высочайший) – буддийский монах в Тибете, Монголии, у ламаистов в России. Рассматривается верующими как лицо, наделенное сверхестественными свойствами и способностью общаться с божественным миром. См. Ламаизм.
ЛАМА
тибетск., букв. - высший) - буддийский монах в Тибете, Монголии и Бурятии. Термин появился в 8 в. в связи с основанием первого монастыря в Тибете и организацией монашеской общины (см. Ламаизм). Первоначально Л. в Тибете именовались только высшие жрецы. Позднее как в Тибете, так и в др. р-нах Центр. Азии, Л. называют всякое лицо, принявшее монашеский обет.
Лама
, Джулия (Lama, Giulia) 1681, Верона — 1747, Венеция. Итальянская художница венецианской школы. Малоизвестная при жизни, талантливая ученица Дж. Б. Пьяццетты. Джулия Лама писала стихи, увлекалась математикой, брала уроки у известного просветителя из Вероны Шипионе Маффеи. О ее поэтическом и живописном даре высоко отзывались современники. Она была приписана к гильдии венецианских живописцев. Лама создавала алтарные картины, полотна на библейские сюжеты, писала портреты. Аббат А. Конти отмечал в письме мадам де Кейлюс в Париж, что она "пишет лучше, чем Розальба Каррьера" и что в алтарных образах Распятие церкви Сан Витале и Смерть св. Анны для церкви Санта Мария Формоза в Венеции (имеются лишь фотографии этих работ в венецианском институте искусства фонда им. Дж. Чини) художница следовала драматическому tenebroso Пьяццетты. В сохранившемся полотне Дж. Лама Юдифь и Олоферн (Венеция, галереи Академии) для венецианской церкви Сан Видаль фигура Юдифи с молитвенно сложенными руками у распростертого тела спящего ассирийского военачальника Олоферна написана с искренним чувством, вся сцена более поэтична и театральна, чем на одноименном полотне Пьяццетты. Лама избрала нетрадиционный момент действия для того, чтобы показать драматизм события. Вторящие сильной светотени контрасты коричневого и белого цветов привносят напряженную динамику в изображенную сцену. Прекрасный портрет своей ученицы написал Дж. Б. Пьяццетта (1720-е, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса).
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Pilo G. M., Donzelli C. I pittori del Settecento Veneto. Firenze, 1967; Scire-Nepi G. Die Accademia on Veneding. Meisterwerke Venezianischer Malerei. Munchen, 1991.
Е. Федотова
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Pilo G. M., Donzelli C. I pittori del Settecento Veneto. Firenze, 1967; Scire-Nepi G. Die Accademia on Veneding. Meisterwerke Venezianischer Malerei. Munchen, 1991.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006