ЛАМА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАМА
буддийский монах в странах, где распространен ламаизм. У калмыков этот титул присваивается только главе духовенства.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЛАМА
будд. монах. Термин появ. в 8 в. с основанием первого монастыря в Тибете и организацией монашеской общины. Первонач. Л. именов. только высшие жрецы. Позднее — всякое лицо, принявшее монашеский обет.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Лама
(тибет. – высочайший) – буддийский монах в Тибете, Монголии, у ламаистов в России. Рассматривается верующими как лицо, наделенное сверхестественными свойствами и способностью общаться с божественным миром. См. Ламаизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЛАМА
тибетск., букв. - высший) - буддийский монах в Тибете, Монголии и Бурятии. Термин появился в 8 в. в связи с основанием первого монастыря в Тибете и организацией монашеской общины (см. Ламаизм). Первоначально Л. в Тибете именовались только высшие жрецы. Позднее как в Тибете, так и в др. р-нах Центр. Азии, Л. называют всякое лицо, принявшее монашеский обет.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Лама
, Джулия (Lama, Giulia) 1681, Верона — 1747, Венеция. Итальянская художница венецианской школы. Малоизвестная при жизни, талантливая ученица Дж. Б. Пьяццетты. Джулия Лама писала стихи, увлекалась математикой, брала уроки у известного просветителя из Вероны Шипионе Маффеи. О ее поэтическом и живописном даре высоко отзывались современники. Она была приписана к гильдии венецианских живописцев. Лама создавала алтарные картины, полотна на библейские сюжеты, писала портреты. Аббат А. Конти отмечал в письме мадам де Кейлюс в Париж, что она "пишет лучше, чем Розальба Каррьера" и что в алтарных образах Распятие церкви Сан Витале и Смерть св. Анны для церкви Санта Мария Формоза в Венеции (имеются лишь фотографии этих работ в венецианском институте искусства фонда им. Дж. Чини) художница следовала драматическому tenebroso Пьяццетты. В сохранившемся полотне Дж. Лама Юдифь и Олоферн (Венеция, галереи Академии) для венецианской церкви Сан Видаль фигура Юдифи с молитвенно сложенными руками у распростертого тела спящего ассирийского военачальника Олоферна написана с искренним чувством, вся сцена более поэтична и театральна, чем на одноименном полотне Пьяццетты. Лама избрала нетрадиционный момент действия для того, чтобы показать драматизм события. Вторящие сильной светотени контрасты коричневого и белого цветов привносят напряженную динамику в изображенную сцену. Прекрасный портрет своей ученицы написал Дж. Б. Пьяццетта (1720-е, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса).
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Pilo G. M., Donzelli C. I pittori del Settecento Veneto. Firenze, 1967; Scire-Nepi G. Die Accademia on Veneding. Meisterwerke Venezianischer Malerei. Munchen, 1991.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Пандито хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов и обновленческое движение в Бурятии

Бардуева Туяна Цыреновна
Статья посвящена последнему периоду деятельности Даши-Доржо Итигэлоеа на посту пандито хамбо ламы буддийского духовенства Восточной Сибири, совпавшему с обновленческим движением в Бурятии.
Читать PDF
0.00 байт

Первый пандито хамбо лама Дамба-Даржа Заяев и его роль в распро-странении буддизма в Бурятии

Бардуева Туяна Цыреновна
Статья посвящена истории распространения, становления и развития буддизма среди бурятского населения.
Читать PDF
0.00 байт

Далай-лама XIII. Поиск перерождения и признание его истинности китайской стороной

Вуль Н. А.
В статье рассматривается один из эпизодов истории Тибета: избрание Далай-ламы XIII, предшественника нынеш­него Далай-ламы XIV, и, наряду с Далай-ламой V, одного из самых выдающихся религиозны; и государственных лидеров Тибета.
Читать PDF
0.00 байт

Кармапа ХVII и Панчен-лама хI: незавершенная интрига

Монгуш Марина Васильевна
Статья посвящена двум известным фигурами тибетского буддизма — Кармапе ХVП и Панчен-ламе ХI, роль которых в истории и духовной культуре Центральной Азии и Тибета чрезвычайно велика.
Читать PDF
0.00 байт

Панчен-эртни Чоэки Гялцань (Панчен-лама x) и политика КПК в Тибете

Кузнецова Алла Сергеевна
Статья посвящена жизни Панчен-ламы X, которая тесно связана с историей становления коммунистического режима в Тибете в середине XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Лама Анджатан: инкарнации учителя

Китинов Баатр Учаевич
В статье изучается феномен инкарнаций, имевший место среди ойратов и калмыков (торгутов, джунгаров, дербетов, хошутов) в XVI-XVIII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Калмыцкие буддисты и Далай-лама XIV: страницы истории Калмыкии 1992 года

Бакаева Эльза Петровна
В 1991 г. Элисте, столице Республики Калмыкия, состоялась Первая конференция буддистов Калмыкии и Астраханской области, на которой было создано Объединение буддистов Калмыкии.
Читать PDF
0.00 байт

ЛАМА БАШКЫ ХОМУШКУ КЕНДЕН-СУРУН

Айыжы Елена Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Человек и история в пьесе «Дамдин лама» Р. Бадмаева и Б. Эрдынеева

Савинова Туяна Баировна
Анализируется пьеса бурятских драматургов Р. Бадмаева и Б. Эрдынеева «Дамдин лама», в которой связь прошлого и настоящего, истории и современности организует действие и коллизии исторической драмы.
Читать PDF
0.00 байт

Лама из Монголии у бурят Забайкалья

Жуков А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Хамбо лама Дамба Аюшеев и его роль в современном буддийском возрождении Бурятии

Амоголонова Дарима Дашиевна
В статье исследуется деятельность и воззрения Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, главы Буддийской Традиционной Сангхи России и ключевой фигуры буддийского возрождения в Бурятии.
Читать PDF
0.00 байт

Буддийские цифровые практики трансцендентности: VK-сообщество "Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов"

Бадмацыренов Тимур Баторович, Скворцов Максим Васильевич, Хандаров Федор Владимирович
Представлены результаты социологического исследования организационных форм и миссии цифрового буддизма, активности новых сетевых буддийских сообществ.

Похожие термины:

  • Далай-лама

    монгольское далай - море (мудрости) и лама - высший] - титул (с 16 в.) первосвященника буддийской церкви в Тибете (происхождение института далай-ламы относится к началу 15 в.).
  • Самаев, Данзан Хайбзун Гэлонг-Лама

    Заместитель главы буддистов России, председатель буддийской общины при расположенном в г. Санкт-Петербурге дацане Гунзэчойнэй, настоятель дацана Гунзэчойнэй; родился 31 марта 1954 г. в с. Орлик Окинс
  • ХАМБО-ЛАМА

    наставник – титул, присваиваемый ламам, занимающим видные места в иерархии духовенства ламаизма. В сочетании с приставкой санскритского происхождения «пандит» (ученый) – титул главы ламаистског
  • ИЛИ, ИЛИ! ЛАМА САВАХФАНИ

    Мф 27:46) — Боже мои! Боже мой! для чего Ты Меня оставил? — слова на Сирийском языке, произнесенные Спасителем, на кресте и совершенно точно соответствующие Еврейскому тексту псалма 21:1.
  • ПАГБА-ЛАМА

    1235 или 1239 - 1289) - глава тибетской секты сакьяба, или красношапочников, занимавшей господств. положение в тибетском буддизме со 2-й пол. 13 в. Пользовался большим доверием монг. хана Хубилая, к-рый под вл
  • Панчен-лама

    титул второго (после далай-ламы) иерарха в тибетско-монгольском буддизме.
  • МЕНКНАСУМОВ Лама Нима

    (? - 15 июля 1962, Фривуд Эйкрс, шт. Нью-Джерси) — глава Буддийского духовенства в эмиграции из России. Похоронен на буддийском участке Свято-Владимирского кладбища возле Кэссвилла (шт. Нью-Джерси). Ист.
  • Самаев, Данзан Хайбзун Гэлонг-Лама (Федор Сергеевич)

    Заместитель главы буддистов России, председатель буддийской общины при расположенном в г. Санкт-Петербурге дацане Гунзэчойнэй, настоятель дацана Гунзэчойнэй; родился 31 марта 1954 г. в с. Орлик Окинс