ЛАНСЕРЕ
ЛАНСЕРЕ
Евгений Евгеньевич (1875–1946) — русский художник большой культуры и широкого творческого диапазона: график, мастер монументальных росписей, декоратор, живописец. Большое влия-ние на его дореволюционные работы оказали искания старшего поколения «Мира искусства». В серии станковых картин на темы русской истории («Корабли времени Петра I»), акварелей и литографий Санкт-Петер-бурга («Петербург начала XVIII века», «Никольский рынок в Петербурге» и др.) Лансере, как и другие «мирискусники», наделял остановленное время символическим смыслом, использовал прием стилизации, обретающий у него внутреннюю достоверность, превращал персонажи в статистов, подчиненных величественному архитектурному пейзажу. В графических работах (ил-люстрации к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», к произведениям Лермонтова, к книгам Н. Кутепова «Царская императорская охота на Руси», А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны») художник тяготеет к передаче мгновения, которое сочетается со свойственным ему классическим чувством формы, глубоким проникновением в литературный текст. Лансеремонументалист создал росписи Казанского вокзала, построенного в духе национальной романтики, и гостиницы «Москва». В годы Великой отечественной войны художник обратился к историческому жанру в графической серии «Трофеи русского оружия», передавшей непокоренный дух народа.
ЛАНСЕРЕ
Евгений Евгеньевич (1875, Павловск – 1946, Москва), русский живописец, график, театральный декоратор; народный художник России (1945). Сын скульптора Е. А. Лансере, племянник А. Н. Бенуа, брат художницы З. Е. Серебряковой. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге (1892–95), в академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана в Париже (1895–98). Член художественного объединения «Мир искусства». В 1917–20 гг. жил в Дагестане, в 1920–34 гг. – в Тбилиси, где работал в этнографическом музее, в Кавказском археологическом институте, преподавал в Тбилисской академии художеств. В 1934 г. переселился в Москву.
Известен прежде всего как художник-иллюстратор. В иллюстрациях к книгам А. Н. Бенуа «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1902, издание Н. И. Кутепова), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910) сочетается жизненная убедительность и изысканная стилизация в духе модерна. В станковой графике («Корабли времен Петра Великого», 1911; «Пеньковый Буян в Санкт-Петербурге», 1913) художник передает одновременно величие и поэтическую прелесть старинной архитектуры Петербурга. В отличие от произведений др. мирискусников, в работах Лансере нет оттенка ностальгической печали; его картины наполнены полнокровной жизнью, излучают энергию радости. Ощущение достоверности изображаемого сочетается с тонким декоративным чутьем («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905). В 1910-е гг. художник открыл для себя кавказскую тему, которая продолжала привлекать его до конца жизни. Создавая иллюстрации к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–41) и «Казаки» 1917–37), Лансере опирался на огромный запас натурных этюдов и зарисовок, сделанных в Чечне и Дагестане, а также на разнообразные исторические источники – старинные портреты и рисунки, музейные образцы оружия и костюмов. В Москве художник создал значительные монументально-декоративные работы: росписи плафонов Казанского вокзала (1933–34, 1945–46) и гостиницы «Москва» (1937), выполненные в стиле характерной для тех лет мажорной, ликующей «неоклассики». В созданной в последние годы серии работ, выполненных гуашью («Трофеи русского оружия», 1942), вернулся к важной для него теме исторической преемственности.
Известен прежде всего как художник-иллюстратор. В иллюстрациях к книгам А. Н. Бенуа «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1902, издание Н. И. Кутепова), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910) сочетается жизненная убедительность и изысканная стилизация в духе модерна. В станковой графике («Корабли времен Петра Великого», 1911; «Пеньковый Буян в Санкт-Петербурге», 1913) художник передает одновременно величие и поэтическую прелесть старинной архитектуры Петербурга. В отличие от произведений др. мирискусников, в работах Лансере нет оттенка ностальгической печали; его картины наполнены полнокровной жизнью, излучают энергию радости. Ощущение достоверности изображаемого сочетается с тонким декоративным чутьем («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905). В 1910-е гг. художник открыл для себя кавказскую тему, которая продолжала привлекать его до конца жизни. Создавая иллюстрации к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–41) и «Казаки» 1917–37), Лансере опирался на огромный запас натурных этюдов и зарисовок, сделанных в Чечне и Дагестане, а также на разнообразные исторические источники – старинные портреты и рисунки, музейные образцы оружия и костюмов. В Москве художник создал значительные монументально-декоративные работы: росписи плафонов Казанского вокзала (1933–34, 1945–46) и гостиницы «Москва» (1937), выполненные в стиле характерной для тех лет мажорной, ликующей «неоклассики». В созданной в последние годы серии работ, выполненных гуашью («Трофеи русского оружия», 1942), вернулся к важной для него теме исторической преемственности.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007