Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. Родился в 1870 г.; в 1887 г. исключен из Казанского университета, как родственник казненному брату-народовольцу. В 1891 г. сдал экзамен по юридическому факультету. Выступил в печати как крайний и последовательный марксист, под псевдонимом Тулин, со статьею в сборнике: ""Материалы к вопросу о хозяйственном развитии России"" (СПб., 1895). Вскоре после этого был арестован за участие в организации социал-демократической партии и сослан в Сибирь; потом уехал за границу, где состоял соредактором ""Искры"". В 1905 - 1907 годах жил в Петербурге. Под псевдонимом ""В. Ильин"" выпустил книгу: ""Развитие капитализма в России"" (СПб., 1899; 2-е изд., СПб., 1908), где доказывал, что капитализм в России захватывает и сельское хозяйство, и сборник: ""Экономические этюды и статьи"" (СПб., 1899; отчасти повторено в сборнике ""За 12 лет"", СПб., 1908). В 1902 г. опубликовал брошюру ""Что делать"", в которой уже наметились черты будущего большевизма. В 1903 г. при разделении социал-демократической партии сделался одним из наиболее видных теоретиков и борцов большевизма и вышел из редакции ""Искры"". В 1905 - 1906 годах был решительным сторонником бойкота 1-й Государственной думы, как наиболее революционной тактики. В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге. В этот период выпустил длинный ряд брошюр, по большей части острого полемического характера, направленных против других течений среди социал-демократов.
Ленин
«ЛЕНИН»
27 июля 1941 года Советский пароход, шедший во главе каравана судов, затонул в районе мыса Сарыч на Черном море. Погибли около 900 человек. В 1909 году для царской России на германской судоверфи в Данциге (ныне Гданьск) был построен пароход «Симбирск». Этот элегантный двухтрубный красавец, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на дальневосточных линиях России, имел длину 94,8 метра, ширину — 12,6 метра, осадку — 5,7 метра. Пароход был вполне комфортабелен по тем временам, имел хорошие каюты и кубрики для размещения 472 пассажиров и два трюма в носовой части, рассчитанные на 400 тонн груза. В годы Советской власти пароход переименовали в «Ленин». В сентябре 1925 года по решению правительства «Ленин» доставил в японский порт Нагасаки груз для пострадавших от землетрясения. В конце 1925 года пароход перевели на Черное море, где он совершал в основном рейсы по крымско-кавказской линии. Даже по сравнению со своими более молодыми собратьями «Ленин» имел приличную скорость — 16,5 узла. Перед самой войной пароход сел на камни под Одессой. В 1941 году судно было модернизировано — вместо двух труб сделали одну, более широкую. В это же время капитаном «Ленина» стал 48-летний Иван Семенович Борисенко. С 1930 года он возглавлял экипажи таких известных судов, как «Чичерин», «Сванетия», «Львов», «Грузия», «Абхазия». За рейсы на пароходе «Зырянин» с грузом помощи для республиканской Испании Борисенко был награжден орденом Ленина. В первый свой военный рейс пароход «Ленин» вышел из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года с эвакуированными и грузом сахара на борту. 22 июля пароход при подходе к Одессе был атакован тремя фашистскими бомбардировщиками, но их отогнал огнем крейсер «Коминтерн». В эти дни немецкая авиация начала регулярные бомбежки города и порта. Появились первые жертвы среди мирного населения. Капитан Борисенко получил приказ от руководства Черноморского морского пароходства срочно принять груз и пассажиров и следовать вновь в Мариуполь. На берегу погрузкой руководил представитель военно-морской комендатуры порта старший лейтенант Романов. Впоследствии на суде он показал, что пропуском на пароход служил посадочный талон, но по одному талону проходили два-три взрослых пассажира. Дети в счет не шли. Много людей приходило с записками от городских и областных руководителей, военной комендатуры города Одессы. Члены экипажа размещали родных и друзей в своих каютах. Многие из них составили печальный список «пропавших без вести». Капитан Борисенко никакого учета принятых пассажиров не вел. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальным данным, пароход «Ленин» только одних пассажиров принял на борт около 4000 человек! Людей было столько, что ими были забиты все салоны, столовые, коридоры, трюмы и палубы, а тут пришел еще приказ принять команду в 1200 человек необмундированных призывников. А люди все продолжали прибывать… Боцман в очередной раз доложил, что судно перегружено, когда наконец последовала команда: «Отдать швартовы!» С началом войны на Черном море во многих районах выставили оборонительные минные заграждения и ввели особый режим плавания, предусматривавший обязательную лоцманскую проводку. Корабли проходили по специальным фарватерам, которые знал ограниченный круг лиц. Маяки были переведены на «манипулируемый режим» по особому расписанию, как и все береговые навигационные огни, дабы затруднить плавание кораблям противника. Однако единой и четкой службы обеспечения коммуникаций, которой бы подчинялись и капитаны, и лоцманы, увы, на Черном море, по крайней мере, в первые месяцы войны не было. Пароход «Ленин» отправился в свой последний рейс 24 июля 1941 года. В 22 часа 00 минут он медленно отвалил от причала и вышел в море, возглавив конвой. Конвой состоял из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд, которые плелись в хвосте, все время грозя потерять из виду основной конвой. Наш военно-морской флот на Черном море традиционно имел подавляющее преимущество над кораблями противника даже в количественном отношении, поэтому непонятно, почему военный совет флота не заботился о проводке судов через «секретные фарватеры», и транспорты стали подрываться на собственных минах! Вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому доложили, что только в течение одного дня подорвались на своих минах в районе Железного мола и мыса Кыз-Аул два судна, а накануне в районе Керчи — транспорт «Кола». Но почему-то флот весь 1941 год напряженно ждал высадки фантастического вражеского десанта на берег Крыма, из-за чего допускал большие тактические просчеты. Лоцман, находившийся на пароходе «Ленин», не имел связи с оперативным дежурным флота, поэтому радиосвязь осуществлялась через военные катера и другие корабли. На переходе морем выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман и они могут следовать к месту назначения самостоятельно. Наконец-то «Ленин» и «Ворошилов» могли увеличить скорость и быстро скрылись за горизонтом. Однако на траверзе мыса Лукулл капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина и он не может двигаться самостоятельно. Капитан Борисенко знал, что это результат поспешного и некачественного ремонта, и принял решение отбуксировать «Ворошилов» в Севастополь. Знал он и то, что «Ворошилов» так же перегружен людьми, как и его судно. До Севастополя было рукой подать, но из-за шаланд время было упущено. В условиях войны это была непростительная ошибка, как и ошибочно было составлять конвой из таких разных судов, да еще с плохо отремонтированными машинами. Чудом избежав налетов авиации противника, «Ленин» отбуксировал теплоход в Севастопольскую бухту (Казачью), а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. Но до Ялты он так и не дошел… Капитан 2-го ранга А.Е. Абаев свидетельствовал: «Лоцманом на пароход „Ленин“ для дальнейшей проводки был назначен молодой лейтенант И.И. Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища. Судоводитель из него мог получиться не скоро. Свистун не был готов к лоцманским проводкам в мирное время, а в военное тем более». Ему вторит контр-адмирал А. Р. Азаренко: «Свистун был зачислен в состав лоцманской службы перед самой войной… подготовлен не был, так как не имел практических навыков в вождении судов большого водоизмещения». А ведь «Ленину» предстояло плавание в районе минных полей! Идут третьи сутки, как пароход «Ленин» отошел от одесского причала. Капитан Борисенко мрачен. Заполненный до отказа измученными и уставшими людьми, пароход ждет «добро» на выход в море. К Севастополю подошел теплоход «Грузия», вышедший из Одессы на два дня позже. «На судне людей как сельдей в бочке, — рассказывала пассажирка М.А. Чазова, — на палубах вповалку мобилизованные, которые вместо подушек подкладывали пробковые спасательные пояса под голову. Кто-то усмотрел в этом „непорядок“. На третий день все спасательные пояса собрали и заперли под огромный замок, который потом не могли сбить даже топором». Все понимали, что пароход давно был бы в Ялте, но с полдороги его почему-то вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в бухте Казачьей. Моряки посчитали это за плохое предзнаменование. Тягуче и тревожно шло время… Во время томительного ожидания происходит обмен пассажирами. С комфортабельного «Ленина» принудительно отправляют одну семью на «Ворошилов», а с «Ворошилова» другую семью — добровольно на «Ленин». Пассажир парохода «Ворошилов» вспоминал: «…на теплоходе оказалась высокопоставленная семья, которая потребовала перевести ее на комфортабельный пассажирский „Ленин“. Дело в том, что на „Ворошилове“ все жили в грузовых трюмах, где были оборудованы нары. Были спущены шлюпки, и вскоре обмен состоялся. После трагедии наутро капитан „Ворошилова“ А. Шанцберг сказал прибывшей семье: „Видите, как обернулась судьба, а вы вчера так возмущались…“» Наконец вечером 27 июля в 19 часов 15 минут получили радиограмму: «Транспортам сняться и следовать в Ялту». «Ленин» и «Ворошилов» в сопровождении сторожевого катера СКА-026 вышли в море, но конвой был жестко ограничен в скорости передвижения: «Ворошилов» не может дать больше 5 узлов! Уже на следствии второй помощник капитана Г.А. Бендерский скажет: «Караван был составлен абсолютно неправильно. Такой подбор судов я считаю преступным!» Но все молчали. Молчал капитан, молчали его помощники… Наконец, нельзя не сказать о еще одной непростительной оплошности капитана Борисенко. Как потом было выяснено, в Одессе для отражения налетов противника на носу и корме было установлено два зенитных орудия. Это, как говорят моряки, «дополнительный металл» — следовательно, необходимо было «устранить девиацию», дабы сделать более точными показания компаса. Кроме того, в трюмы также был загружен металл в качестве необходимого груза (450 тонн), подлежащего перевозке в Мариуполь. И наконец, последнее, также немаловажное: на пароходе «Ленин» почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины, а лаг для вычисления скорости судна был не выверен! Итак, целый ряд упущений, ошибки плюс преступная халатность перед тем, как на перегруженном людьми судне выйти в ночной рейс, по узкому фарватеру в окружении минных полей. При этом для охраны «Ленина», «Ворошилова» и «Грузии», на которых находились около 10000 человек, был выделен лишь один сторожевой катер СКА-026. Причина этого — несогласованность действий гражданского и военного руководства на Черном море. Южная ночь наступает быстро. Кромешная тьма окутала «Ленин», «Грузию», «Ворошилов» и сторожевой катер, следовавшие в кильватер друг другу. Слева берег только угадывался, не видно было ни одного огонька (светомаскировка). Капитан Борисенко, молодой лоцман Свистун и вахтенный рулевой Киселев всматривались в темноту. Лоцман Свистун нервничал. По мере следования, с берега «манипуляторная служба» по указанию оперативного дежурного должна была на короткое время зажигать условные огни. Но огней не было видно, и не было возможности по пеленгу уточнить курс. Дул северный ветер, заставляя суда дрейфовать. Ему помогало течение за мысом Фиолент. Нервничал и капитан Борисенко. В Севастополе не было никакого инструктажа должностных лиц конвоя, не было письменного предписания, не был назначен даже старший конвоя, не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопросы обеспечения безопасности. Кругом неразбериха. Никакого «флотского порядка»!.. Приглушенно работали машины, заставляя корпус парохода слегка вибрировать. Скорость хода — минимальная. В 23 часа 33 минуты сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход «Ленин». Взрыв произошел между трюмами № 1 и № 2 с правого борта, после чего пароход стал оседать носом при возникшем крене на правый борт. Раздались крики: «Тонем!» Капитан Борисенко дал команду: «Лево руля!» и затем: «Полный вперед!» — в надежде поближе подойти к крымскому берегу. Очевидец Колодяжная рассказывала: «В момент взрыва я спала в каюте… Проснувшись, я спустилась на вторую палубу, судно стремительно валилось на правый борт. Навстречу мне с главной палубы бежали пассажиры с криками. В этот момент крен судна был примерно 15—20 градусов. Я поняла, что шлюпки спустить не удастся, и побежала к себе в каюту. Взяла нагрудник (спасательный пояс), портфель с деньгами, схватила за руки мать и стала выходить. В коридоре было много воды. Крен судна увеличивался. Меня мать тащила к правому борту, а я ее к левому. В это время на меня кто-то упал, я упустила руку матери… Меня что-то потянуло. Я очутилась в море и увидела, что на меня валится труба. Я отплыла в сторону и все время наблюдала, как тонул пароход. Я видела, как корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он стал вертикально и быстро пошел под воду. Наступила удивительная тишина, и затем раздались крики ужаса, оказавшихся в воде. Я стала плыть к берегу… Продержалась на воде часа три, потом меня подняли на борт «Грузии»». Пароход «Ленин» погрузился в воды моря за 7—10 минут. Шедшая в кильватере «Грузия» приблизилась к месту гибели. Капитан дал команду по трансляции: «Спустить шлюпки на воду!» Не разобрав, в чем дело, люди в панике бросились к шлюпкам. Команда веслами и кулаками пыталась отбиться. «Шлюпки спускают для оказания помощи пассажирам „Ленина“», — хрипела трансляция, но это мало помогало. Было упущено много драгоценного времени. Шлюпки спустить не успели… Конечно, многие члены экипажа парохода «Ленин» вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Успели спустить на воду лишь две спасательные шлюпки. «Грузии», «Ворошилову» и подоспевшим катерам удалось спасти в кипевшем от людских голов море лишь около 600 человек. В основном это были те, кому достались пробковые пояса, спасательные круги и кто был в шлюпках. Те, кто не умели плавать, тонули мгновенно. Многих увлекла в пучину намокшая одежда… Точной цифры погибших нет по той простой причине, что не было сведений о числе людей, находившихся на борту. Разумеется, капитан обязан знать эту цифру, но он не знал ее. По регистру СССР пассажировместимость парохода «Ленин» была 472 места. В действительности было принято в три раза больше людей, то есть свыше 1300. Если к этому добавить 1200 человек мобилизованных, которые размещались на верхней палубе, и учесть людей, которые были в других помещениях парохода, то число в 3000 человек, находившихся на пароходе в момент взрыва, станет реальным. Спасение людей на пароходе «Ленин» производилось по принципу «спасайся, кто может». Находившиеся в помещениях в большинстве своем там и остались. Получив доклад о взрыве парохода, оперативный дежурный приказал всем обеспечивающим службам действовать, для спасения людей выслал из Балаклавы торпедные катера в район взрыва и доложил командующему флотом. В дневнике адмирала Октябрьского появляется запись: «23 июля. …В 00.25 оперативный дежурный штаба флота доложил, что получено донесение о гибели пассажирского ПХ „Ленин“, шедшего из Одессы на Кавказ и в 23.00 27.07 затонувшего в районе мыса Сарыч. Что за причина гибели ПХ, сколько погибло людей — уточняют. На ПХ был наш военный лоцман, в конвое один катер МО-4». «29 июля. Принял у себя на БФКП капитана ПХ „Ленин“ тов. Борисенко и нашего военного лоцмана тов. Свистуна. Оба остались живы после той ужасной катастрофы. Очень много погибло женщин, стариков, детей. А сколько? Капитан не знал, сколько на борту у него было людей. Это непостижимо, но это так. Будут уточнять в Одессе». «31 июля. Наконец кое-что уточнили в связи с походом из Одессы на Кавказ ПХ „Ленин“. Все шло по линии гражданской и Морфлота. ПХ „Ленин“ взял на борт около (точно никто не знает) 1250 пассажиров и 350 тонн груза (цветные металлы в слитках). На борт прибыл наш военно-морской лоцман тов. Свистун, и ПХ „Ленин“ вышел из Одессы… По всем дачным, ориентировочно погибло до 900 человек…» В Москву пошли уменьшенные данные — призывников 700 человек, эвакуированных — 458, погибли — 650. Автор книги «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне» Б. Вайнер утверждает, что было спасено 500 человек: 200 спас «Ворошилов», а «Грузия» и сторожевые катера — 300. Обратимся к другим источникам. Л. Болгаров считает: «всего было спасено 272 человека. Эта цифра, можно сказать, достоверна, так как сразу же по прибытии в Ялту „Грузии“ и „Ворошилова“ была проведена проверка спасшихся. Им была оказана помощь. Мне, к примеру, выдали полотняные брюки, черную сатиновую косоворотку и парусиновые туфли коричневого цвета. Для получения подобной помощи были составлены списки спасенных. Из числа команды спаслась половина». Капитан Борисенко на следствии назвал число погибших членов экипажа — 43 человека из 92. Почему произошел взрыв? Из-за плавающей мины или торпеды? Вахтенный помощник Бендерский говорил: «Убежден, что взрыв — от стоячей мины. Я наблюдал внимательно за горизонтом и ничего подозрительного — следов торпеды или подводной лодки не было». А вахтенный радист И. Назаретий на допросе заявил: «27 июля около 23 часов 45 минут или 23 часов 46 минут я находился в радиорубке, и в этот момент с правого борта, у носа корабля произошел взрыв, которому предшествовал сильный металлический удар, от него судно сильно содрогнулось, и через 1—2 секунды произошел взрыв, вся верхняя палуба была окутана белым дымом… Когда мы были в порту Ялта на теплоходе „Ворошилов“ в кают-компании вместе со старшим радистом Ткачуком, к нам обратился какой-то пассажир с этого судна, который сообщил, что в числе спасенных с парохода „Ленин“, находящихся на „Ворошилове“, есть два пассажира, которые в момент взрыва находились у правого борта и до взрыва видели белую светящуюся струю в море, приближавшуюся к пароходу „Ленин“». Об этом на допросе говорил машинист 1-го класса П. Попов, находившийся в машинном отделении и слышавший сильный удар в правый борт до взрыва. Следователей это показание не заинтересовало. Но почему? 28 июля ровно в 10 часов наши СКА атаковали обнаруженную в районе Севастопольской базы подводную лодку и потопили ее. 2 июля Военный совет Черноморского флота доложил наркому ВМФ: «…было точно установлено, что на черноморском театре в наших ВМБ действовали 11— 12 немецких подводных лодок…» Карл Дениц, командовавший в 1936—1943 годах подводным флотом фашистской Германии, утверждал, что подводные лодки начали перебрасываться с Северного и Балтийского морей по Эльбе до Дрездена, затем по автостраде до Регенсбурга и потом вниз по Дунаю на Черное море лишь весной 1942 года. Если это так, то работа разведки Черноморского флота была не на высоте, и запись в дневнике вице-адмирала Октябрьского от 29 июля, что Босфор прошло большое количество ПЛ — вошли в Черное море, сделанная по докладу разведотдела, недостоверна. Однако в Черном море были румынские подводные лодки, была и торпедоносная авиация. Капитан 1-го ранга в отставке И. Поляк писал, что некоторые лоцманы утверждали, что в трофейных документах был обнаружен доклад фашистского командира подводной лодки о торпедировании парохода «Ленин», но документальных подтверждений найти не удалось. Исключить версию торпедирования можно только после осмотра корпуса парохода. Спасенных пассажиров разместили в санатории «Большевик», где им была оказана помощь. Спасшиеся члены экипажа интенсивно допрашивались сотрудниками НКВД Крымской области и Особого отдела Черноморского флота. 30 июля было возбуждено уголовное дело по обвинению военных лоцманов лейтенанта Ивана Ивановича Свистуна, 1909 года рождения, и старшего лейтенанта Ивана Авраамовича Штепенко, 1895 года рождения. 11 и 12 августа состоялось закрытое заседание Военного трибунала Черноморского флота в составе председательствующего бригвоенюриста Лебедева, членов бригвоенюриста Бондаря и военюриста юриста 3-го ранга Фридмана. Трибунал заседал 7 часов и, не добившись признания обвиняемых в вине, не доказав вины лоцманов, не назначив технической экспертизы, не сделав частного определения в адрес основных виновников катастрофы, 12 августа приговорил лишить И. Свистуна воинского звания лейтенанта на основании статьи 193-17б и подвергнуть высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал. И. Штепенко был приговорен к 8 годам тюремного заключения с отбытием наказания после войны. Напрасно Иван Свистун доказывал суду (и это подтвердили свидетели), что «манипулируемый режим» бездействовал, что лоцманская проводка не была обеспечена, что маяк на мысе Сарыч зажегся лишь после того, как «Ленин» подорвался и стал тонуть. Суд не принял во внимание его показания. Когда материалы о гибели парохода «Ленин» были рассекречены, офицеры и моряки Севастопольского военно-научного общества потребовали дополнительного расследования всех обстоятельств. 18 августа 1992 года Военный трибунал Черноморского флота под председательством полковника юстиции А.Д. Ананьева, с участием помощника прокурора флота подполковника С.Г. Мардашина рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по протесту в порядке надзора и определил: «Приговор Военного трибунала Черноморского флота от 12 августа 1941 года в отношении И.И. Свистуна отменить, а делопроизводство прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления».
Источник: 100 великих кораблекрушений. 2015
ЛЕНИН
Ульянов), Владимир Ильич (10(22).IV.1870 - 21.I.1924) - величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистич. партии Сов. Союза, основатель Сов. социалистич. гос-ва, учитель и вождь трудящихся всего мира. Род. в г. Симбирске (ныне Ульяновск) в семье И. Н. Ульянова - педагога-демократа. Отец Л. происходил из бедных мещан г. Астрахани. Окончив Казанский ун-т, он работал преподавателем в средних учебных заведениях Пензы и Н. Новгорода, а затем - инспектором и директором народных училищ Симбирской губ.; получил дворянское звание. Мать Ленина М. А. Ульянова (урожденная Бланк) была дочерью врача. Старший брат А. И. Ульянов - революционер-народоволец, был в 1887 казнен за участке в подготовке покушения на царя Александра III. Сестры А. И. Елизарова-Ульянова, М. И. Ульянова и младший брат Д. И. Ульянов стали видными деятелями Коммунистич. партии. В 1879-87 Л. учился в Симбирской гимназии. Еще в ранней юности он начал зорко вглядываться в окружавшую его жизнь, видел царский гнет, социальное неравенство, нужду трудящихся. В то же время он много читал; передовая рус. литература, соч. революц. демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, особенно Н. Г. Чернышевского способствовали формированию его революц. взглядов. Сильное влияние на Л. имел его брат Александр, от него Л. узнал о марксистской литературе, у него он впервые увидел "Капитал" Маркса. Окончив гимназию, Л. поступил в Казанский ун-т, но в дек. 1887 за активное участие в революц. сходке студентов был арестован, исключен из ун-та и выслан в дер. Кокушкино Казанской губ. В окт. 1888 Л. было разрешено вернуться в Казань, там он вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. E. Федосеевым, в к-рых изучались и обсуждались соч. Маркса и Энгельса, Г. В. Плеханова. Труды Маркса сыграли решающую роль в формировании мировоззрения Л. - он становится убежденным марксистом. В мае 1889 Ульяновы переехали на хутор близ д. Алакаевка (Самарской губ.), а в окт. - в Самару. В 1891 Л. сдал экстерном экзамены за юридич. ф-т при Петерб. ун-те и стал работать в Самаре помощником присяжного поверенного. В Самаре Л. организовал кружок марксистов, установил связи с революционной молодежью других городов Поволжья, вел пропаганду идей научного коммунизма, выступал с рефератами, направленными против народничества. К самарскому периоду относится первая из сохранившихся работ Л. - статья "Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни". В конце авг. 1893 Л. переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок студентов-технологов, в к-рый входили С. И. Радченко, В. В. Старков, П. К. Запорожец, Г. М. Кржижановский, А. А. Ванеев, М. А. Сильвин и др. Вскоре Л. стал признанным руководителем петербургских марксистов. Л. выдвигает задачу организации в России революц. марксистской партии и развертывает огромную работу по ее созданию. Он устанавливает связи с передовыми рабочими (И. В. Бабушкиным, В. А. Шелгуновым, В. А. Князевым и др.), руководит рабочими кружками, разъясняет необходимость перехода к агитации в широких пролетарских массах. В Петербурге, в общении с коренными пролетариями столицы, Л. формируется как вождь рабочего класса. В 1894 Л. пишет труд "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", в конце 1894 - нач. 1895 - работу "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)". В них Л. дал глубокую всестороннюю критику либерального народничества и т. н. "легального марксизма". 25 апр. 1895 Л. уезжает за границу для установления связи с Группой "Освобождение труда". В Швейцарии знакомится с Плехановым, в Париже - с П. Лафаргом и др. деятелями междунар. рабочего движения. В сент. 1895, возвратившись из-за границы, Л. посещает Вильнюс, Москву и Орехово-Зуево, где устанавливает связи с местными с.-демократами. Осенью 1895 по инициативе и под руководством Л. марксистские кружки Петербурга объединились в единую организацию - Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Это был зачаток революц. марксистской партии. Ленинский "Союз" впервые в России стал осуществлять соединение социализма массовым рабочим движением. В ночь с 8 на 9 дек. 1895 Л. вместе с его соратниками по "Союзу борьбы" был арестован и заключен в тюрьму. Находясь в тюрьме, Л. продолжает руководить "Союзом". В тюрьме Л. были написаны "Проект и объяснение программы социал-демократической партии", ряд статей и листовок. Одновременно Л. подготавливает мат-лы к своей книге "Развитие капитализма в России". В февр. 1897 Л. высылают на три года в Сибирь (с. Шушенское Минусинского окр. Енисейской губ.). К ссылке была осуждена по делу "Союза борьбы" и Н. К. Крупская, с к-рой Л. познакомился в 1894; как невеста Л. она также была направлена в Шушенское, где стала женой Л. В ссылке Л. продолжал революц. деятельность: установил и поддерживал связь с рядом с.-демократов Петербурга, Москвы, Н. Новгорода и Воронежа, с Группой "Освобождение труда"; вел переписку с с.-д., находившимися в ссылке на Севере и в Сибири; сплотил вокруг себя ряд ссыльных с.-д., находившихся в Минусинском округе. В ссылке Л. написал св. 30 работ, в том числе книгу "Развитие капитализма в России" и брошюру "Задачи русских социал-демократов". В 1898 состоялся I съезд РСДРП, провозгласивший образование с.-д. партии в России, с основными положениями "Манифеста" к-рого солидаризировался Л. Однако фактически партия не была создана, отсутствовали организац. и идейное единство с.-д. орг-ций. Л. разработал план создания марксистской партии в России, указав, что важнейшим орудием ее строительства должна явиться общерус. нелегальная политич. газета. После окончания срока ссылки Л. 29 янв. 1900 выехал из Шушенского. По пути из ссылки Л. останавливался в Уфе, Москве и нелегально посетил Петербург, всюду устанавливая связи с с.-демократами. Поселившись в февр. 1900 в Пскове, Л. вел большую работу по организации газеты, объехал ряд городов, создав в них опорные пункты для будущей газеты. В июле 1900 Л. выехал за границу, где наладил издание газеты "Искра". В редакцию "Искры" вошли также: Плеханов, Л. Мартов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, А. Н. Потресов. Л. был непосредственным руководителем газеты. Ленинская "Искра" стала центром объединения парт. сил, воспитания парт. кадров, сплочения их в централизов. партию. Агенты "Искры" И. В. Бабушкин, Н. Э. Бауман, И. Ф. Дубровинский, Р. С. Землячка, М. И. Калинин, В. З. Кецховели, П. А. Красиков, Г. М. Кржижановский, Ф. В. Ленгник, П. Н. Лепешинский, M. M. Литвинов, О. А. Пятницкий, И. И. Радченко, Н. А. Скрыпник, Е. Д. Стасова, А. Д. Цюрупа и др. составили ядро партии. За границей в 1900-1905 Л. жил в Цюрихе, Мюнхене, Лондоне и Женеве. В дек. 1901 Л. впервые подписал одну из своих статей псевдонимом Ленин. У Л. были также псевдонимы: В. Ильин, В. Фрей, Ив. Петров, К. Тулин, Карпов и др. В борьбе за создание партии нового типа большое значение имела ленинская работа "Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения" (1902). В ней Л. подверг глубокой критике "экономизм", осветил важнейшие проблемы строительства партии, ее стратегии, тактики и политики. При руководящем участии Л. редакция "Искры" разработала проект программы партии, в которой выдвигалось как основная задача завоевание диктатуры пролетариата. Л. был написан проект устава партии. В 1903 состоялся Второй съезд РСДРП, который создал марксистскую революц. партию в России на идейных, организац. и тактич. принципах, выдвинутых ленинской "Искрой". Этот съезд положил начало партии большевиков, партии ленинизма. После съезда Л. развернул борьбу против оппортунистов-меньшевиков, за укрепление партии; в работе "Шаг вперед, два шага назад (Кризис в нашей партии)" (1904) он разоблачил антипартийную деятельность меньшевиков и внес большой вклад в разработку организац. основ строительства партии. В период революции 1905-07 Л. направлял работу большевистской партии по руководству массами. На III, IV, V съездах РСДРП, в книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905) и многочисленных статьях Л. разработал и обосновал стратегич. план и тактику большевистской партии в революции, подверг критике оппортунистич. линию меньшевиков. 8 нояб. 1905 Л. приехал в Петербург, где руководил деятельностью ЦК и Петерб. к-та большевиков, подготовкой вооруж. восстания. Л. возглавлял и направлял работу редакций большевистских газет "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь". После поражения революции Л., в обстановке полицейских преследований, переехал летом 1906 в Куоккала (Финляндия), в дек. 1907 он был вынужден вновь эмигрировать в Швейцарию, в конце 1908 переехал в Париж. В годы столыпинской реакции Л. анализирует опыт революции, ведет борьбу за сохранение нелегальной партии, за чистоту революц. теории, он пишет работу "Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов" и филос. труд "Материализм и эмпириокритицизм" (1908). Л. вел решительную борьбу против меньшевиков-ликвидаторов и против "левых" оппортунистов-отзовистов, против раскольнических действий Л. Д. Троцкого. В конце 1910-1911 в России начался новый подъем революц. движения. В дек. 1910 по инициативе Л. в Петербурге стала издаваться газ. "Звезда". 22 апр. (5 мая) 1912 вышел первый номер ежедневной легальной большевистской рабочей газ. "Правда". Для подготовки кадров парт. работников Л. в 1911 организовал партийную школу в Лонжюмо (под Парижем), в к-рой прочитал 29 лекций. В янв. 1912 в Праге под руководством Л. состоялась Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП, к-рая изгнала меньшевиков-ликвидаторов из РСДРП и определила задачи партии в обстановке революц. подъема. Для того чтобы быть ближе к России, Л. в июне 1912 переехал в Краков. Оттуда он направляет работу бюро ЦК в России, редакции газ. "Правда", руководит деятельностью большевистской фракции в 4-й Гос. думе. В дек. 1912 в Кракове и в сент. 1913 в Поронине под руководством Л. состоялись совещания ЦК РСДРП с парт. работниками по важнейшим вопросам революц. движения. Большое внимание Л. уделяет воспитанию членов партии и широких масс в духе пролетарского интернационализма, разработке теории нац. вопроса. Он пишет программные работы: "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "О праве наций на самоопределение" (1914). С окт. 1905 по 1912 Л. был представителем РСДРП в Междунар. социалистич. бюро 2-го Интернационала. Возглавляя делегацию большевиков, он принимал деятельное участие в Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) междунар. социалистич. конгрессах. Л. вел решительную борьбу против оппортунизма в междунар. рабочем движении, сплачивал левые, революц. элементы. В годы 1-й мировой войны 1914-18 партия большевиков во главе с Л. высоко подняла знамя пролетарского интернационализма, разоблачила социал-шовинизм лидеров 2-го Интернационала, выдвинула лозунг превращения империалистич. войны в войну гражданскую. В начале войны, 25 июля (7 авг.) 1914, Л. по ложному доносу был арестован австрийскими властями и заключен в тюрьму в г. Новый Тарг. Благодаря содействию польских с.-д. Я. С. Ганецкого, С. Ю. Багоцкого, а также ходатайству депутатов австр. парламента В. Адлера и Г. Диаманда Л. был 6(19) авг. освобожден из тюрьмы, 23 авг. (5 сент.) Л. переехал в Швейцарию. В манифесте "Война и российская социал-демократия", в работах "О национальной гордости великороссов", "Крах II Интернационала" (1915), "Социализм и война", "О лозунге Соединенных Штатов Европы", "Военная программа пролетарской революции" и др. Л. разработал стратегию и тактику большевиков в условиях войны. Глубоким обоснованием теории и политики партии по вопросам войны, мира и революции явился труд Л. "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916). В годы войны Л. много работает над вопросами философии (см. "Философские тетради" Л.). Несмотря на все трудности воен. времени, Л. наладил регулярное издание центр. органа партии газ. "Социал-Демократ", установил связи с парт. орг-циями России, направлял их работу. Ввиду краха 2-го Интернационала Л. с самого начала войны выдвинул задачу создания нового, 3-го Интернационала. На междунар. социалистич. конференциях в Циммервальде (авг. 1915) и Кинтале (апр. 1916) Л. решительно отстаивал революц.-марксистские принципы, вел борьбу против оппортунизма и центризма (каутскианства). Сплачивая революционные силы в международном рабочем движении (Д. Вайнкоп, А. Варский, Ю. Дебс, X. Кабакчиев, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ю. Мархлевский, А. Паннекук, Ф. Платтен, К. Цеткин и др.), Л. закладывал основы для образования 3-го, Коммунистического Интернационала. После Февр. бурж.-демократич. революции 1917 в России Л. 3 (16) апр. 1917 приехал в Петроград. В Апрельских тезисах, в докладах и выступлениях на VII (Апрельской) Всеросс. конференции РСДРП(б) Л. развил конкретный план борьбы партии за переход от бурж.-демократич. революции к революции социалистической. Под руководством Л. партия развернула громадную политич. и организаторскую работу в массах рабочих, крестьян, солдат. Л. направлял деятельность ЦК РСДРП(б) и центр. печатного органа партии - газ. "Правды", выступал на собраниях и митингах, вел огромную теоретич. работу. С апр. по июль 1917 Л. написал св. 170 статей, брошюр, проектов резолюций большевистских конференций и ЦК партии, воззваний. Л. обратился с открытым письмом к делегатам Всерос. съезда крестьянских депутатов (май 1917), выступил на съезде с речью по агр. вопросу. На 1-м Всерос. съезде Советов (июнь 1917) Л. выступил с речами об отношении к Врем. пр-ву и по вопросу о войне, разоблачая империалистич. антинародную политику бурж. Врем. пр-ва и соглашательство меньшевиков и эсеров. В Июльские дни 1917, после перехода власти в руки контрреволюции, вся бурж. и эсеро-меньшевистская пресса развернула ожесточенную травлю Л. 7(20) июля бурж. врем. пр-во отдало приказ об аресте Л. Он вынужден был уйти в подполье. До 8 (21) авг. 1917 Л. под видом батрака-косаря жил в шалаше за озером Разлив, под Петроградом, а затем до начала октября - в Финляндии (Ялкала, Гельсингфорс, Выборг). Будучи в подполье, Л. руководил деятельностью партии. В тезисах "Политическое положение" и в брошюре "К лозунгам" Л. определил и обосновал тактику партии в новых условиях. Исходя из ленинских указаний, Шестой съезд РСДРП(б) принял решение о необходимости взятия власти рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством путем вооруж. восстания. В подполье Л. написал книгу "Государство и революция", брошюры "Грозящая катастрофа и как с ней бороться", "Удержат ли большевики государственную власть?" и др. работы. 12-14(25-27) сент. 1917 Л. пишет письмо Центральному, Петроградскому и Московскому комитетам РСДРП(б) "Большевики должны взять власть" и письмо ЦК РСДРП(б) "Марксизм и восстание", а затем 29 сент. (12 окт.) статью "Кризис назрел". В этих письмах на основе глубокого анализа расстановки и соотношения классовых сил в России и на междунар. арене Л. сделал вывод, что назрел момент для совершения победоносной социалистич. революции в России, и разрабатывает стратегич. план вооруж. восстания за власть Советов. В нач. окт. Л. нелегально возвращается из Выборга в Петроград. 8(21) окт. он пишет статью "Советы постороннего", в к-рой излагает конкретные задачи организации и проведения вооруж. восстания. 10(23) окт. на заседании ЦК РСДРП(б) Л. выступил с докладом о текущем моменте; по его предложению ЦК принял резолюцию о вооруж. восстании. Л. возглавил Политич. бюро ЦК РСДРП(б) по руководству восстанием. 16(29) окт. на расширенном заседании ЦК РСДРП(б) Л. выступил с докладом о восстании. Он решительно отстаивал курс на восстание, резко критикуя позицию противников восстания Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева. Узнав о предательском выступлении Каменева от своего имени и от имени Зиновьева в газете "Новая жизнь", в к-ром они разгласили секретное решение ЦК РСДРП(б) о восстании, Л. в "Письме к членам партии большевиков" решительно осуждает капитулянтское поведение Каменева и Зиновьева, требует исключения их из партии. Л. направляет деятельность Военно-революционного центра, созданного ЦК (А. С. Бубнов, Ф. Э. Дзержинский, Я. M. Свердлов, И. В. Сталин, М. С. Урицкий), дает указания руководителям воен. организации ЦК (В. А. Антонов-Овсеенко, Н. И. Подвойский, В. И. Невский). 24 окт. (6 нояб.) Л., находившийся на подпольной квартире М. В. Фофановой, пишет письмо в ЦК; подчеркивая, что "промедление в выступлении смерти подобно", он требует немедленно перейти в наступление, арестовать Врем. пр-во и взять власть в свои руки. Поздно вечером 24 окт. (6 нояб.) Л. нелегально прибыл в Смольный и взял в свои руки непосредственное руководство начавшимся вооруж. восстанием. Открывшийся 25 окт. (7 нояб.) Второй Всеросс. съезд Советов провозгласил переход всей власти в центре и на местах в руки Советов. На съезде Л. выступил с докладами о мире и о земле; съезд принял ленинские декреты и образовал рабоче-крестьянское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным. Л. возглавил борьбу Коммунистич. партии и народных масс России за решение задач диктатуры пролетариата, за построение социализма. Под руководством Л. партия и пр-во создали новый, сов. гос. аппарат, осуществили конфискацию помещичьих земель и национализацию всей земли, банков, транспорта, крупной пром-сти, уничтожили нац. гнет, создали Красную Армию. Вся работа по строительству Сов. гос-ва развертывалась при активнейшем участии широких народных масс. Уже в дек. 1917 Л. в статье "Как организовать соревнование?" выдвинул идею социалистич. соревнования как метода строительства социализма. Благодаря принципиальности и настойчивости Л., его решительной борьбе против авантюристич. позиции "левых коммунистов" и Троцкого был заключен Брестский мир 1918 с Германией, давший Сов. власти необходимую мирную передышку. 11 марта 1918 Л. вместе с ЦК партии и Сов. пр-вом переехал из Петрограда в Москву, к-рая стала столицей Сов. гос-ва. В своем труде "Очередные задачи Советской власти", брошюре "О "левом" ребячестве и мелкобуржуазности" (1918) и др. работах Л. осветил основные проблемы социалистич. преобразования России. Социалистич. мероприятия Сов. власти встретили ожесточенное сопротивление свергнутых эксплуататорских классов - помещиков и буржуазии. Стремясь обезглавить Коммунистич. партию и Сов. пр-во, контрреволюция организовала покушение на жизнь Л. 30 авг. 1918 он был тяжело ранен эсеркой-террористкой Ф. Каплан. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в СССР 1918-1920 ЦК РКП(б) и Сов. пр-во во главе с Л. руководили обороной страны. Л. являлся пред. Совета рабочей и крестьянской обороны, к-рый был создан 30 нояб. 1918 для мобилизации всех сил и ресурсов на дело разгрома врага. Л. осуществлял непосредственное руководство разработкой планов важнейших стратегич. операций Красной Армии по разгрому белогвардейских армий и войск иностр. интервентов. В то же время Л. продолжал вести огромную теоретич. работу. Осенью 1918 он написал книгу "Пролетарская революция и ренегат Каутский". Л. в основном был написан проект второй Программы партии, определившей задачи партии в борьбе за победу социализма, к-рый был принят Восьмым съездом РКП(б) (март 1919). Огромное значение имеют статьи Л. "Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников")", "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата" (1919) и др. Одним из самых выдающихся произведений творческого марксизма является труд Л. "Детская болезнь,, левизны" в коммунизме" (1920). После победоносного окончания гражд. войны Л. возглавляет борьбу партии и всех трудящихся Сов. Республики за восстановление и дальнейшее развитие экономики, руководит культурным строительством. По инициативе и под руководством Л. был разработан план ГОЭЛРО - план электрификации России (на 10-15 лет) - первый перспективный план развития нар. х-ва Сов. страны, план построения экономич. фундамента социализма. В конце 1920 - начале 1921 в партии развернулась дискуссия о роли и задачах профсоюзов, в к-рой по сути дела шла речь о методах подхода к массам, о роли партии, о судьбах диктатуры пролетариата и социализма в России. Л. решительно выступил против ошибочных платформ и фракц. деятельности Троцкого, Бухарина, "рабочей оппозиции", группы "демократического централизма". В крайне тяжелой и напряженной политич. и экономич. обстановке, вызванной хоз. разрухой и голодом, Коммунистич. партия под руководством Л. совершает крутой политич. поворот от военного коммунизма к новой экономической политике (нэпу), принятой Десятым съездом РКП(б) (март 1921), обеспечивающей укрепление союза рабочего класса и крестьянства, создание производственной базы социалистич. общества. Творцом новой экономич. политики был Л. В брошюре "О продовольственном налоге (Значение новой политики и ее условия)", статьях "К четырехлетней годовщине Октябрьской революции", "О значении золота теперь и после полной победы социализма", "О значении воинствующего материализма", в докладах и выступлениях этого периода Л. глубоко освещает пути построения социализма. Л. разработал принципы объединения сов. республик в единое многонациональное гос-во на основе добровольности и равноправия - Союз ССР, к-рый был создан в дек. 1922. Л. направлял сов. внешнюю политику, борьбу Сов. гос-ва за мир и сотрудничество народов. Л. последовательно проводил принцип коллективности руководства. Все важнейшие вопросы политики он ставил на обсуждение регулярно собиравшихся парт. съездов и конференций, пленумов ЦК и Политбюро ЦК партии, Всероссийских съездов Советов, сессий ВЦИК и заседаний Совнаркома. Членами и кандидатами в члены Политбюро и секретарями ЦК партии, народными комиссарами и руководителями важнейших центральных ведомств, к-рые работали под руководством Л. в первые годы Сов. власти, являлись: П. А. Богданов, Н. И. Бухарин, Ф. Э. Дзержинский, Г. Е. Зиновьев, М. И. Калинин, Л. Б. Каменев, Л. Б. Красин, Н. Н. Крестинский, Г. М. Кржижановский, В. В. Куйбышев, Д. И. Курский, Н. В. Крыленко, А. В. Луначарский, В. М. Молотов, Г. И. Петровский, А. И. Рыков, Я. М. Свердлов, Н. А. Семашко, И. В. Сталин, Е. Д. Стасова, М. П. Томский, Л. Д. Троцкий, М. В. Фрунзе, А. Ц. Цюрупа, Г. В. Чичерин, Е. М. Ярославский и др. Л. умело растил и воспитывал кадры, учил их работать, терпеливо убеждал ошибавшихся товарищей. Он резко и принципиально критиковал деятелей, допускавших оппортунистич. шатания, но считал возможным использование их на руководящей работе, если они осознавали неправильность своей позиции. В своих последних указаниях и советах партии ("Письмо к съезду") Л. указал на "небольшевизм" Л. Д. Троцкого, предупредил об идейной и политич. неустойчивости Г. Е. Зиновьева, Л. В. Каменева, Н. И. Бухарина, Г. Л. Пятакова, обратил внимание на серьезные личные недостатки И. В. Сталина, выразив сомнение, сумеет ли последний как генеральный секретарь ЦК всегда достаточно осторожно пользоваться сосредоточенной в его руках властью. Л. был вождем не только российского, но и междунар. рабочего и коммунистич. движения. В своих письмах к трудящимся стран Зап. Европы, Америки и Азии Л. разъяснял сущность и междунар. значение Окт. революции, важнейшие задачи мирового революц. движения. По инициативе Л. в 1919 был создан 3-й, Коммунистический Интернационал. Под руководством Л. происходили I, II, III и IV конгрессы Коминтерна. Л. выражал твердое убеждение в неизбежности победы социализма во всем мире. Непременным условием этой победы он считал правильную стратегию и тактику коммунистов, решительную борьбу против реформизма, ревизионизма, догматизма и сектантства, единство междунар. коммунистич. движения, соблюдение междунар. дисциплины революц. пролетариата, совместно разработанных и принятых компартиями решений. Напряженная работа, последствия ранения в 1918 подорвали здоровье Л. В мае 1922 Л. на почве склероза сосудов головного мозга тяжело заболел. В начале окт. 1922 он вернулся к работе. В середине дек. состояние здоровья Л. вновь резко ухудшилось, ему было запрещено заниматься текущими делами. Однако он фактически продолжал работать. В конце дек. 1922 - нач. 1923 Л. продиктовал письма по внутрипарт. и гос. вопросам - "Письмо к съезду", "О придании законодательных функций Госплану", "К вопросу о национальностях или об ?автономизации"" и ряд статей - "Странички из дневника", "О кооперации", "О нашей революции", " Как нам реорганизовать Рабкрин (Предложение XII съезду партии)", "Лучше меньше, да лучше". Эти письма и статьи по праву называют политич. завещанием Л. В них он призывал к укреплению единства и сплоченности Коммунистич. партии, развил и изложил в обобщенном виде план построения социализма в СССР, осветил перспективы мирового революц. и нац.-освободительного движения. 10 марта 1923 у Л. произошел новый сильный приступ болезни, к-рый привел к потере речи и усилению паралича правой половины тела. В мае 1923 Л. перевезли в Горки. Постепенно он стал поправляться. Однако в янв. 1924 в состоянии его здоровья внезапно наступило резкое ухудшение. 21 янв. 1924 в 6 час. 50 мин. вечера Л. скончался. 23 янв. гроб с телом Л. был перевезен в Москву и установлен в Колонном зале Дома Союзов. В течение пяти дней и ночей народ трогательно прощался со своим любимым вождем. 27 янв. состоялись похороны на Красной площади; гроб с телом Л. был помещен в специально построенном Мавзолее. Всю свою деятельность по руководству партией и Сов. гос-вом Л. строил на базе творч. марксизма. Отстояв марксизм от всех покушений на него со стороны ревизионистов и оппортунистов справа и слева, в острой борьбе против бурж. и мелкобурж. идеологов, Л. поднял революц. теорию на новую, высшую ступень, обогатил марксизм научными открытиями всемирно-историч. значения. Ленинизм есть прямое продолжение и творческое развитие марксизма в новых историч. условиях - в эпоху империализма и социалистич. революций, в эпоху крушения капитализма и строительства коммунизма. Л. развил все составные части марксизма - философию, политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской философии достижения науки, особенно физики, конца 19 и нач. 20 вв., Л. развил дальше учение диалектич. материализма. Заслугой Л. является всесторонняя разработка материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей. Крупнейший вклад внес Л. в марксистскую социологию. Л. конкретизировал, обосновал и развил важнейшие проблемы, категории и положения исторического материализма - об обществ. экономич. формациях; о взаимоотношении общих, особенных и частных законов развития общества, о развитии производит. сил и производственных отношений, о взаимо- отношении базиса и надстройки, о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.-освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в обществ. жизни, об обществ. сознании и роли идей в развитии общества, о роли народных масс и личности в истории, о прогрессивно-поступательном развитии общества. В трудах Л. охарактеризованы все общественно-экономич. формации и закономерности смены одной формации другой. В них содержатся важные положения относительно природы и развития рабовладельч. строя и феодализма. Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как "американский" и "прусский" пути развития капитализма, развитие капитализма в относительно отсталых странах, при наличии сильных патриархальных и феодальных пережитков, развитие аграрных отношений в условиях капитализма, анализ бурж. и бурж.-демократич. революций, раскрытие двух типов бурж. революций - "революции типа 1789 или типа 1848 годов", сущность и формы бурж. государства, историч. миссия и формы классовой борьбы пролетариата. Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии капитализма, вскрыл сущность империализма как монополистич. капитализма и охарактеризовал его основные признаки. Показав, что империализм несет с собой крайнее обострение всех противоречий, присущих капитализму, Л. сделал вывод о том, что империализм - это канун социалистич. революции. Л. всесторонне развил марксистскую теорию социалистич. революции, поставив по-новому, применительно к новой историч. эпохе, многие важнейшие проблемы революции. Он глубоко разработал идею гегемонии пролетариата в революции, необходимости союза рабочего класса и крестьянства, идею перерастания бурж.-демократич. революции в революцию социалистическую. Открыв закон неравно- мерного экономич. и политич. развития капитализма в эпоху империализма, Л. сделал важнейший, имеющий огромное теоретич. и политич. значение вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране. Л. выдвинул положения о революц. ситуации, о вооруж. восстании, о возможности при определенных условиях мирного развития революции. Л. глубоко разработал национально-колониальный вопрос, обосновал право наций на самоопределение, доказал необходимость создания единого фронта революц. движения междунар. пролетариата и нац.-освободит. движений против общего врага - империализма, решительной борьбы против шовинизма и национализма. Он сформулировал положения о возможности и условиях перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистич. стадию развития. Л. охарактеризовал движущие силы и перспективы мирового революционного процесса после раскола мира на две системы. Основное противоречие этой эпохи - противоречие между социализмом и капитализмом. Ведущей силой в борьбе против империализма Л. считал социалистич. систему и междунар. рабочий класс. Л. предвидел образование мировой системы социалистич. гос-в, к-рая будет оказывать решающее влияние на всю мировую политику, и указывал на необходимость тесной сплоченности, сотрудничества, взаимопомощи стран, где победила социалистич. революция. Главное свое воздействие на междунар. революцию, подчеркивал Л., Сов. социалистич. республика оказывает своими хоз. достижениями. Л. выдвинул принцип мирного сосуществования государств с различным обществ. строем, исходя из того, что прочный мир, недопущение новых мировых войн создают наиболее благоприятные условия для построения социализма, для развертывания классовой борьбы в капиталистич. странах, для нац.-освободит. движений, отвечают интересам подавляющего большинства человечества. Л. развил дальше марксистское учение о государстве, о диктатуре пролетариата. Он открыл Сов. власть как гос. форму диктатуры пролетариата, соответствующую условиям России. Переход от капитализма к социализму, учил Л., не может не дать разнообразия политич. форм, но сущность всех этих форм будет одна - диктатура пролетариата. Он всесторонне разработал вопрос о функциях и задачах диктатуры пролетариата, указал, что главное в ней - не насилие, а сплочение вокруг рабочего класса непролетарских слоев трудящихся, построение социализма, подчеркнул исторически преходящий характер диктатуры рабочего класса. Главным условием осуществления диктатуры пролетариата, учил Л., является руководство Коммунистич. партии. В трудах Л. раскрыты закономерности переходного периода от капитализма к социализму. Л. показал, что главным после победы революции является социалистич. преобразование и развитие экономики, правильное руководство нар. х-вом, достижение высшей, против капитализма, производительности труда. Решающее значение в строительстве социализма имеет создание соответствующей материально-технич. базы, индустриализация страны. Л. глубоко разработал вопрос о социалистич. переустройстве с. х-ва путем образования гос. хозяйств и развития кооперации, перехода крестьян к крупному обществ. производству (см. Кооперативный план В. И. Ленина). Л. выдвинул и обосновал принцип демократич. централизма как основной принцип хоз. управления в условиях строительства социалистич. и коммунистич. общества. Он показал необходимость сохранения и использования товарного произ-ва, торговли, денег, проведения принципа материальной заинтересованности. Необходимым условием построения социализма Л. считал осуществление культурной революции, создание народной интеллигенции, всемерное развитие науки, литературы и искусства. Л. развил марксистское учение о двух фазах коммунистич. об-ва, о переходе от первой к высшей фазе, о сущности и путях создания материально-технич. базы коммунизма, о развитии государственности, о формировании коммунистич. обществ. отношений, о коммунистич. воспитании трудящихся. Л. разработал учение о пролетарской партии нового типа как авангарде и руководителе рабочего класса в борьбе за диктатуру пролетариата, за построение социализма и коммунизма. Он разработал организац. основы партии, нормы парт. жизни, принципы парт. руководства, указал на необходимость демократич. централизма в партии, единства и железной дисциплины, развития внутрипарт. демократии, активности членов партии и коллективности руководства. Ленин - вождь рабочего класса, трудящихся нового типа. Гениальность, научный подход к решению всех вопросов, политич. мудрость и прозорливость сочетались в нем с талантом величайшего организатора, с железной волей, мужеством и смелостью. Л. безгранично верил в творческие силы народных масс и опирался на них, был тесно связан с рабочими и крестьянами, пользовался их беспредельным доверием, любовью и поддержкой. Вся деятельность Л. есть воплощение органич. единства революц. теории и революц. практики. Впервые в истории Л. как вождь рабочего класса и его партии возглавил победоносную социалистич. революцию миллионных масс трудящихся, стал руководителем пролетарского гос-ва, организатором социалистич. строительства. Страстная преданность идеалам коммунизма, делу партии, рабочего класса, величайшая убежденность в правоте и справедливости этого дела, подчинение всей своей жизни и деятельности борьбе за освобождение трудящихся от социального и нац. гнета, постоянная забота о благе народа, любовь к Родине и последовательный интернационализм, гуманизм, суровость и непримиримость к классовым врагам и вместе с тем трогательная внимательность к товарищам, требовательность к себе и к другим, нравственная чистота, простота и скромность - характерные черты Л. как вождя и человека. В. Я. Зевин. Москва. —***—***—***— Ленин как историк. Идейное наследие Л. имеет богатейшее историч. содержание, базируется на огромном историч. материале, на глубочайшем анализе не только современного Л. этапа обществ. развития, но также историч. прошлого. Л. подчеркивал роль исторической науки в решении актуальных проблем и в деле коммунистич. воспитания трудящихся, формирования их мировоззрения. Труды Л. имеют для историч. науки огромное значение как методологич. основа и как ценнейший историч. источник. Историч. концепция Л. формировалась в неразрывной связи с развитием его теоретич. взглядов и практич. революц. и гос. деятельностью. Л. обращался к истории как к науке, связывающей воедино прошлое с настоящим и будущим, помогающей найти ответ на животрепещущие вопросы современности, определить задачи, стратегию и тактику Коммунистич. партии и предвидеть будущее. Формулируя задачи революц. социал-демократии по выработке теории, Л. в 1894 писал, что "эта теория, основанная на детальном и подробном изучении русской истории и действительности, должна дать ответ на запросы пролетариата..." (Соч., т. 1, с. 278). Изучение истории являлось для Л. неотъемлемой частью того революц. дела, к-рому посвятил он всю свою жизнь и к-рое составляло ее цель и смысл. Великую заслугу марксистского материализма Л. видел в том, что материализм сумел "... дать живую картину известной формации при строго научном объяснении ее..." (там же, с. 125). Л. много раз указывал, что определяющее значение способа произ-ва материальных благ и сведение обществ. отношений по их типам к определенным формациям не отменяют того, что "люди сами творят свою историю..." (там же, т. 21, с. 40), что "...идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей" (там же, т. 1, с. 142). "Путеводной нитью", позволяющей разобраться в сложном переплетении противоречивых историч. событий и процессов, Л. называл учение о клас. борьбе. Особое внимание при исследовании историч. явлений Л. уделял проблеме установления достоверности фактич. материала и его полноты. "Пример - не доказательство. Всякое сравнение хромает. Это - истины бесспорны