ЛЕСКОВ

Найдено 1 определение
ЛЕСКОВ
Николай Семенович (1831, с. Горохово Орловской губ. – 1895, Санкт-Петербург), русский прозаик, публицист.
Не закончивший гимназии Лесков «отличался огромной начитанностью и был выше университетского образования» (В. В. Розанов). Почти 10 лет служил чиновником в Орловской палате уголовного суда, в Киевской казенной палате. В Киеве жил в доме дяди, профессора ун-та, общался с его коллегами и университетской молодежью. Интересовался расколом и сектантством, фольклором, древнерусской письменностью, иконописью, что отразилось в творчестве. В 1857–60 гг., служа в частной коммерческой компании, «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях» и получил «большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений» («Заметка о себе самом», 1890).
Литературная деятельность началась в 1860 г. статьями и заметками социально-экономического характера. В 1861–63 гг. сотрудничал в «Русской речи», «Современной летописи», «Северной пчеле». Первый рассказ «Погасшее дело» (позже – «Засуха», 1862) и другие произведения 1860-х гг. появились под псевдонимом «М. Стебницкий». Лесков не был связан групповыми интересами ни с одним из направлений и печатался в разных изданиях: «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Русский мир» и др.
Литературную репутацию Лескова начального периода определила его статья по поводу петербургских пожаров 1862 г., воспринятая революционно-демократическими кругами как донос на студентов, хотя в действительности он настаивал на объективном расследовании событий. Подобная реакция побудила автора уехать за границу, где он задумал свой первый антинигилистический роман «Некуда» (1864). По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, роман имел для Лескова «роковое и почти трагическое значение», вызвав резко негативную оценку. «Постепеновец» Лесков не разделял радикальных теорий, что проявилось в романе об исканиях и заблуждениях молодежи нач. 1860-х гг. Ключевым словом «некуда» он определил обреченность революционного пути, изобразив некоторых героев с несомненной симпатией (Вильгельм Райнер, Лиза Бахарева). Впоследствии признавал свою вину в том, что «описал слишком близко действительность» (имея в виду карикатуру на «Знаменскую коммуну», организованную писателем В. А. Слепцовым).
В сер. 1860-х гг. Лесков задумал двенадцать очерков «типических женских характеров» из разных социальных слоев; были написаны «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866). Сюжетная схема второго очерка соотносится с событийной канвой драмы А. Н. Островского «Гроза», однако ситуация разрабатывается иначе: героине Лескова чужды нравственные терзания, плоть ее разбужена, но душа спит. Лесков изображает сильную натуру, внутренняя энергия которой получает уродливое выражение. Жанровое обозначение «очерк» акцентирует достоверность рассказа и свойственную Лескову установку на отказ от расстановки акцентов, своеобразную объективность манеры.
Хроника «Соборяне» (1872) заставила критику признать «глубокое поэтическое дарование» Лескова и ознаменовала новый период его литературной деятельности – как «мозаиста, стилизатора и антиквара» (Б. М. Эйхенбаум). Здесь присутствуют антинигилистические мотивы, но главным оказывается не отрицание, а утверждение прекрасных, здоровых начал в душе русского человека. Это выражено образами центральных героев, прежде всего протоиерея Савелия Туберозова, в котором живет мощный дух «неистового» протопопа Аввакума. Приведя отца Савелия к мысли, что «христианство еще на Руси не проповедано», Лесков показывает драму священнослужителя, осознавшего, что во имя буквы убивают жизнь, и поднявшегося на борьбу с церковной рутиной. (С сер. 1870-х гг. углубляется «разлад» Лескова с церковностью; устои церковной жизни критически осмысляются в произведениях кон. 1870-х – нач. 1880-х гг.: «Мелочи архиерейской жизни», «Русское тайнобрачие», «Епархиальный суд»). Для поэтики Лескова органична жанровая форма хроники, отвечающая его эстетической установке: «Жизнь человека идет как развивающаяся со скалки хартия, и я ее так просто и буду развивать лентою». Идейно-художественно и содержательно «Соборяне» близки хроникам «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874), где центральное место занимают величественные фигуры боярыни Плодомасовой и княгини Протозановой – идеальные женские характеры у Лескова.
В главных героях «Соборян» выразилось представление Лескова о праведничестве. В 1873–87 гг. он пишет 10 произведений, вошедших в цикл «Праведники» («Однодум», 1879; «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», 1880; «Левша», 1881; «Человек на часах», 1887, и др.). В отличие от религиозного истолкования, понятие «праведничество» вводится в сферу обыденной жизни: это «ежедневная доблесть», способность «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего» («Герои и праведники», 1881). Назвав праведниками очень разных персонажей, Лесков предлагает читателям разобраться, «что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому „свято Господу”». Один из ярких «положительных типов» – герой повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин, выходец из крепостных, в котором выразилась «запутанность русского человека» (М. Горький), его стихийная тяга к красоте, наивность миросозерцания и органичная, врожденная нравственность. Лесков следует установке, что герой и среда «должны идти рядом» и характер его героя определяется не столько социальными, сколько органическими факторами. Главная особенность художественной манеры Лескова – ориентация на сказовые формы повествования.
Лескову свойственна тяга к неординарным характерам (герои-«антики») и необычным ситуациям, что проявилось в жанровом экспериментаторстве 1880–90-х гг. Многие произведения имеют оригинальные жанровые обозначения: пейзаж и жанр, спиритический случай, невероятное событие, буколическая повесть на исторической основе, рапсодия. Характерно также стремление к циклизации произведений, написанных в разные годы: цикл «Рассказы кстати» («Старинные психопаты», «Интересные мужчины» и др.) и «Святочные рассказы» («Зверь», «Старый гений», «Фигура» и др.).
Говоря о «трудности» своего идейного становления, писатель признавался, что истину ему открыло «хорошо прочитанное Евангелие». В творчестве 1880–90-х гг. важное место занимают религиозно-нравственные вопросы, решаемые в духе учения Л. Н. Толстого, с которым Лесков «совпал» по убеждениям. Обрабатывая сюжеты из «Пролога» (древнерусского житийного сборника 12–13 вв.), создает типы праведников – носителей гуманного действия, чье поведение порой противоречит канонам, но отвечает нравственному смыслу религии («Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887; «Прекрасная Аза», 1888). Подобно Л. Н. Толстому, Лесков в поздних произведениях выступает как противник «дворянских тенденций, церковной набожности, узкой национальности и государственности» («Чертовы куклы», 1890; «Полунощники», 1891; «Загон», 1893).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Лесков в Орловской палате Уголовного суда: новые автографы писателя

Ашихмина Е. Н.
Статья посвящена анализу неизвестных автографов Н.С. Лескова, относящихся к периоду его работы в Орловской палате Уголовного суда.
Читать PDF
0.00 байт

Лесков - интерпретатор Гоголя

Кучерская Майя Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Н. С. Лесков в контексте нравственных поисков русской литературы XIX в

Мехтиева Севиндж Гамлетовна
В статье анализируется творчество Н.С. Лескова в контексте нравственных исканий русской литературы XIX в., делается попытка определения творческого своеобразия писателя в этой области.
Читать PDF
0.00 байт

Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков-читатели П. Ж. Прудона

Шелаева Алла Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Н. С. Лесков и античность (к вопросу о месте писателя в русской культуре конца XIX В. )

Шелаева А. А.
An attempt is made to analyze the influence of antiquity upon the individuality and creation of N.S. Leskov.
Читать PDF
0.00 байт

Н. С. Лесков и Ориген: к реконструкции опыта взаимодействия и отталкивания

Максимкин Владимир Александрович
Статья посвящена проблеме влияния наследия раннехристианского александрийского мыслителя Оригена на творчество Н.С. Лескова 1880-х годов.
Читать PDF
0.00 байт

Каразин и Лесков

Шафранская Э. Ф.
Анализируются типологические детали и образы в прозе Н.С. Лескова и Н.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Н. С. Лесков и «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

Ипатова Светлана Алексеевна
В статье рассматривается тема жизненного пути как нравственного восхождения ванонимной повести «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему» и произведениях Н.С.
Читать PDF
0.00 байт

Н.С. Лесков о лорде Редстоке, его вероучении и «великосветском расколе»

Ипатова Светлана Алексеевна
В статье анализируются публицистические выступления Н.С. Лескова в контекстедискуссии о проповеднической деятельности в России лорда Редстока, его вероучении,ставшем модным в петербургском аристократическом обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Образ священнослужителя в прозе А. П. Чехова в контексте русской и английской традиции (Н. С. Лесков

Гнюсова Ирина Фёдоровна
Исследование репрезентации образов священнослужителей в чеховских рассказах позволяет говорить о наличии типологических схождений между творчеством А.П. Чехова и Дж. Элиот.
Читать PDF
0.00 байт

Н. С. Лесков и книгоиздательство «Посредник»

Герасимова Ксения Алексеевна
Статья посвящена мало изученному исследователями вопросу о сотрудничестве Н.С. Лескова с книгоиздательством «Посредник». На основе архивных материалов реконструируется один эпизод из истории этого сотрудничества.
Читать PDF
0.00 байт

2014. 01. 019. Н. С. Лесков в Англии и США. (Сводный реферат)

Красавченко Т.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков в полемике вокруг «Страшного вопроса» 1891 года

Федотова Анна Александровна
Публикация посвящена полемике вокруг имени Толстого в связи с участием писателя в организации помощи голодающим крестьянам в 1891-1892 годы.
Читать PDF
0.00 байт

Н. С. Лесков и Г. М. Эберс: к проблеме взаимодействия слова и изображения

Буткевич А.А.
Статья посвящена одному из аспектов проблемы взаимодействия слова и изображения в творчестве Н.С. Лескова обработке научно-художественного текста Г.М. Эберса.
Читать PDF
0.00 байт

Н. С. Лесков о дискурсе писателя

Пефтиев Владимир Ильич
Н. С. Лесков (1835-1895) второй после П. Я. Чаадаева гений России со «скандальной репутацией». Перелом в его жизни и творчестве от бойкота (отлучения) к нарастающему признанию наступил после 1865 г.

Похожие термины:

  • Лесков, Алексей Семен

    киев. врач, р. 1838. {Венгеров}
  • Лесков, Андр. Ник

    подполк., сост. с Е. Николичем календ. для ниж. чинов погранич. стражи на 1911 г. {Венгеров}
  • Лесков, Ник. Феофилакт

    (псевд. Корельский), беллетрист, этнограф 1890 гг. {Венгеров}
  • Лесков, Леонид Васильевич

    (р. 31.03.1931) — физик, разрабатывающий также филос. проблемы естествознания; д-р физ.-матем. наук, проф. Окончил физ. ф-т МГУ 1954. С 1955 работал в космич. отрасли. Проф. МГУ. В трудах Л. обосновано использован
  • Лесков, Н

    автор брош. "Зеркало жизни истинного ученика Христова" (1890 гг.). {Венгеров}
  • Лесков, Ник. Семенов

    известный беллетр., р. 4 ф. 1835 в селе Горохове, Орловск. губ., в дворян. семье, † 21 ф. 1895 в СПб. {Венгеров}
  • ЛЕСКОВ Николай Семенович

    (4.2.1831, сельцо Горохово Орловской губ. – 21.2.1895, СПб.), писатель. С мая 1857 по май 1860 служил агентом в торг. компании-фирме «Скотт и Вилькенс», проживал в с. Николо- Райское, ныне Городищ. р-на. В 1861 напечата
  • Лесков Николай Семенович (М. Стебницкий)

    Лесков, Николай Семенович - выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Родился 4 февраля 1831 г., умер 21 февраля 1895 г. Отец его, сын священни
  • Лесков, Ник. Семенов. (псевд. М. Стебницкий)

    известный беллетр., р. 4 ф. 1835 в селе Горохове, Орловск. губ., в дворян. семье, † 21 ф. 1895 в СПб. {Венгеров}
  • Лесконоженко, Николай Гаврилович

    (06.05.1919—02.11.1941) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1941, посмертно), лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 513 иап. 2 ноября 1941 г. в бою с превосходящим
  • Лесковец, Л

    сост. кн. "Плутарховы жизнеописания... с словарем и комментарием" (Одесса, 1879). {Венгеров}
  • Лесковы

    Лесковы - русский дворянский род, происходящий от Семена Семеновича Лескова, владевшего в 1626 г. имением в Белозерском уезде. Род Лесковых внесен в VI часть Новгородской губернии.