Летопись
Летопись
записи событий русской истории, расположенные по годам.
Летопись
исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую более или менее подробную запись исторических событий.
Летопись
др.-рус. лето – год) – погодная запись исторических событий, вид повествовательной литературы на Руси в ХI – ХVII вв. (возникла и велась первоначально в монастырях).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Летопись
Летописью называется собрание исторических записей, послуживших источниками для составления 3 и 4 книги Царств и 1 и 2 кн. Паралипоменон, на которые они и ссылаются. См., напр., 1 Пар. 29:29. Срав. «Библия».
ЛЕТОПИСЬ
ежемесячный литературный, научный и политический журнал, Петроград, 1915-17. Основан М. Горьким, объединял литераторов и публицистов социалистической ориентации, выступавших против продолжения войны, национализма, шовинизма.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЛЕТОПИСЬ
описание исторических событий в хронологическом порядке; то же что на Западе "хроника". В русских летописях заключается основной материал для истории древней Руси; в них таюке встречаются сведения о казачьих предках, которые называются там Касагами, Казягами, Черными Клобуками, Черкасами, Бродниками и др. именами.
Летопись
историческое произведение, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «В лето …». Летописание существовало еще в X в., но ранние летописи дошли до нас только в виде позднейших списков, включенные в состав летописей более позднего времени (так называемый летописный свод). Наиболее известный из ранних летописных сводов – «Повесть временных лет » (около 1113 г.). В XVII в. летописные сочинения получили другую форму, и летописание постепенно прекратилось.
Источник: Краткий исторический словарь
Летопись
особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в. Достигнув значительного развития в XI-XII вв., летописание затем из-за монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во многих летописных центрах оно угасает вовсе, в других сохраняется, но носит узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов. Крупнейшим летописным сводом Древнерусского государства является "Повесть временных лет" (написанная в начале XII в.).
"ЛЕТОПИСЬ"
ежемесячный лит., науч. и политич. журнал, издававшийся в Петрограде с дек. 1915 по дек. 1917. Основан А. М. Горьким, сгруппировавшим вокруг журнала многих прогрессивных писателей (А. А. Блок, В. Я. Брюсов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, Я. Райнис и др.). Науч. лицо "Л." определялось участием в ней К. А. Тимирязева, сотрудничеством И. П. Павлова, И. И. Мечникова и др. видных ученых. Журнал активно выступал против империалистич. войны, шовинизма. Однако политич. линия "Л." во многом определялась "впередовцами", меньшевиками ("архиподозрительный блок махистов и окистов", по оценке В. И. Ленина, см. Соч., т. 35, с. 185) и была непоследовательной. Критикуя журнал, большевики вместе с тем активно использовали легальную трибуну "Л." (сотрудничали Н. К. Крупская, В. П. Ногин, M. H. Покровский, И. И. Скворцов и др.).
ЛЕТОПИСЬ
это запись исторических событий по годам в Древней Руси. Название этому виду исторического произведения дали слова, с которых начинался рассказ: «в лето...». Как правило, началом летописи служила библейская история, затем шли события ви-зантийской и русской истории. Новые летописи составлялись в монастырях или при дворе князя на основе предшествовавших сводов. Возникновение летописания на Руси связывают с двумя датами: 996 г. — освящением в Киеве великокняжеской Десятинной церкви и с 1007 г. — перенесением в Десятинную церковь мощей княгини Ольги. Появление первого лето-писного свода относят ко второй половине XI в., когда киевским митрополитом стал Иларион. С именем мит-рополита Никона связывают появление следующего летописного свода в 60-х гг. Х
I в. К 90-м гг. XI в. был составлен «Начальный свод», послуживший основой «Повести временных лет» летописца Киево-Печерского монастыря Нестора (около 1113 г.). В период феодальной раздробленности появились семейные и родовые княжеские летописи, а также городские летописные за-писи в Новгороде, Полоцке, Чернигове, Ростове, Пере-яславце и других городах. В 1326 г. возникла москов-ская летопись. Наряду с местными политическими интересами в летописях этого периода звучал призыв к единению и к борьбе против иноземных завоевателей в защиту православия. К числу последних русских лето-писей относятся «Новый летописец» («Летопись о мно-гих мятежах», 1630), излагавший события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета, и «Есиповская летопись» («Сибирское царство и княжение о взятии», 1636), в которой отсутствует погодная форма изложения событий.
I в. К 90-м гг. XI в. был составлен «Начальный свод», послуживший основой «Повести временных лет» летописца Киево-Печерского монастыря Нестора (около 1113 г.). В период феодальной раздробленности появились семейные и родовые княжеские летописи, а также городские летописные за-писи в Новгороде, Полоцке, Чернигове, Ростове, Пере-яславце и других городах. В 1326 г. возникла москов-ская летопись. Наряду с местными политическими интересами в летописях этого периода звучал призыв к единению и к борьбе против иноземных завоевателей в защиту православия. К числу последних русских лето-писей относятся «Новый летописец» («Летопись о мно-гих мятежах», 1630), излагавший события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета, и «Есиповская летопись» («Сибирское царство и княжение о взятии», 1636), в которой отсутствует погодная форма изложения событий.
ЛЕТОПИСЬ
исторические сочинения X—XVII вв. — сочинения, в которых изложение ведется строго по годам (летам) и каждое сообщение начиналось словами «В лето ». Иногда небольшие по объему летописи, как правило, местного или хронологически ограниченного характера называют летописцами. Летописи сохранились в рукописных списках. Сейчас их известно более 200. Каждый летописный список имеет свое условное название, доставшееся по месту хранения либо но владельцу. Считается, что по несколько списков восходят к общему протографу (первоначальный текст). Каждая летопись (летописный свод) в большинстве случаев — это свод предшествующих текстов. Свод принято рассматривать как самостоятельное литературное произведение, имеющее свой замысел, структуру, идейную направленность. Большинство летописных сводов издано в «Полном собрании русских летописей» (издание продолжается). Самый знаменитый летописный свод, рассказывающий о становлении и развитии Древней Руси «Повесть временных лет», написание которого приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, был составлен в начале XII в. и дважды перерабатывался! «Повесть временных лет» легла в основу дальнейшего русского летописания. В период раздробленности крупными центрами летописания был Киев, Новгород, Псков, Владимир, Тверь, Смоленск. После монгольского завоевания сер. XIII в. летописание либо почти прекращается, либо становится немногословным. В связи с возвышением Москвы московское летописание восприняло и развило общерусские летописные традиции (Московский летописный свод конца XV в., Троицкая летопись и др.). Последние крупные летописные своды были созданы в XVI в. (Никоновская, Воскресенская и др). В XVI в. летописание сужается и преобладает местное провинциальное летописание.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
ЛЕТОПИСЬ
погодная запись исторических событий; один из первых жанров древнерусской литературы. Возникновение летописания связано с появлением письменности, позволившей зафиксировать многочисленные предания, а в дальнейшем – все основные события русской истории. Причинами появления летописей могли стать вокняжение, присоединение нового княжества, учреждение епископства или архиепископства, построение соборного храма. Летописи являются большими компиляциями (сводами), т. к., описывая события далекого прошлого, летописец был вынужден опираться на летописные тексты, созданные до него. Правда, летописец не мог слепо следовать за своими предшественниками, т. к., создавая свою летопись, он преследовал определенные политические цели: давал свою оценку некоторым событиям или политическим деятелям. В состав летописей входили произведения иных жанров: воинские повести, жития, поучения.
Летописные статьи создавались в форме погодной записи либо летописного рассказа. Погодная запись представляет собой краткое сообщение о событии, напр.: «Поставлен царь Романъ в Грекох. А Игорь воеваше на печенеги». Летописный рассказ – это развернутое описание, напр. знаменитый рассказ о смерти Олега от коня или о юноше-кожемяке, вышедшем на поединок против печенежского богатыря и удавившем его голыми руками. Эти рассказы содержат важные для повествования детали: гордый Олег смеется над словами волхвов, а «середний телом» кожемяка способен вырвать из пробегающего мимо быка «кожю с мясы, елико ему рука зая». Таким образом, летописец объясняет, почему погибает Олег и почему юноша одолевает печенега.
Погодный способ изложения требует от летописца обязательного упоминания каждого года, независимо от того, насколько он насыщен событиями (если в течение года ничего не произошло, под соответствующей датой пишется «бысть тишина»). Большинство летописей начинаются с рассказа о событиях библейской истории, хронология ведется не от Рождества Христова, а от Сотворения мира (эти события отстоят друг от друга на 5508 лет; поэтому, напр., Крещение Руси датируется 6496 г.: 6496–5508 = 988).
История древнейшего русского летописания выглядит следующим образом: летописные записи делались в Киеве в кон. 10 в., а с 1017 г. – в Новгороде; на рубеже 30–40-х гг. было создано «Сказание о распространении христианства на Руси» (гипотеза Д. С. Лихачева) или «Древнейший Киевский летописный свод» (гипотеза А. А. Шахматова). В 1073 г. монахом Киево-Печерского монастыря Никоном создан «Первый Киево-Печерский свод», в 1093–95 гг. – «Второй Киево-Печерский летописный свод» или «Начальный свод». Около 1113 г. появилась знаменитая «Повесть временных лет». До 16 в. на Руси существовало местное летописание: Киевская летопись, Галицко-Волынская летопись, Владимирский летописный свод, Рязанский летописный свод, в 16 в. летописание становится единым (хотя в Новгороде, Пскове и Холмогорах сохраняется и местное летописание). Ранние летописи создавались при княжеских и епископских дворах, в монастырях, в более позднее время – в Посольском приказе, а с 17 в. – в Записном приказе.
Летописные статьи создавались в форме погодной записи либо летописного рассказа. Погодная запись представляет собой краткое сообщение о событии, напр.: «Поставлен царь Романъ в Грекох. А Игорь воеваше на печенеги». Летописный рассказ – это развернутое описание, напр. знаменитый рассказ о смерти Олега от коня или о юноше-кожемяке, вышедшем на поединок против печенежского богатыря и удавившем его голыми руками. Эти рассказы содержат важные для повествования детали: гордый Олег смеется над словами волхвов, а «середний телом» кожемяка способен вырвать из пробегающего мимо быка «кожю с мясы, елико ему рука зая». Таким образом, летописец объясняет, почему погибает Олег и почему юноша одолевает печенега.
Погодный способ изложения требует от летописца обязательного упоминания каждого года, независимо от того, насколько он насыщен событиями (если в течение года ничего не произошло, под соответствующей датой пишется «бысть тишина»). Большинство летописей начинаются с рассказа о событиях библейской истории, хронология ведется не от Рождества Христова, а от Сотворения мира (эти события отстоят друг от друга на 5508 лет; поэтому, напр., Крещение Руси датируется 6496 г.: 6496–5508 = 988).
История древнейшего русского летописания выглядит следующим образом: летописные записи делались в Киеве в кон. 10 в., а с 1017 г. – в Новгороде; на рубеже 30–40-х гг. было создано «Сказание о распространении христианства на Руси» (гипотеза Д. С. Лихачева) или «Древнейший Киевский летописный свод» (гипотеза А. А. Шахматова). В 1073 г. монахом Киево-Печерского монастыря Никоном создан «Первый Киево-Печерский свод», в 1093–95 гг. – «Второй Киево-Печерский летописный свод» или «Начальный свод». Около 1113 г. появилась знаменитая «Повесть временных лет». До 16 в. на Руси существовало местное летописание: Киевская летопись, Галицко-Волынская летопись, Владимирский летописный свод, Рязанский летописный свод, в 16 в. летописание становится единым (хотя в Новгороде, Пскове и Холмогорах сохраняется и местное летописание). Ранние летописи создавались при княжеских и епископских дворах, в монастырях, в более позднее время – в Посольском приказе, а с 17 в. – в Записном приказе.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006