ЛИРИКА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛИРИКА
литературный род, наряду с эпосом и драмой, предмет отображения которого — внутренний мир человека, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Жанры: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение, лирическая поэма.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Лирика
греческое понятие, обозначавшее в античной эстетике термины «лирическая» (от греч. lirikos — лира) и «мелическая» (от греч. melos — песня), которые указывали на стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, флейта, кифара) и отличавшиеся своеобразным построением художественного образа.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Лирика
греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) – род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает множество стихотворных жанров, способных выразить в форме субъективных переживаний полноту сложнейших проблем бытия.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЛИРИКА
(греч. Lyra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.п.) — один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором главным лицом является сам автор, его переживания и внутренний мир.
Лирика представляет собой особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при его чтении, при испол-нении песни человек выражает лирическое чувство в виде личных переживаний. Поэтому лирику можно рассматривать как выражение сокровенных переживаний в искусстве и в повседневной жизни. Обязательным условием лирики является выражение всего про-чувственного и пережитого в художественной форме, в эстетически оформленных ритме, лексике, стихотвор-ном метре, смысловых повторах, паузах и т.д.
Чаще всего лирика выражается в стихах. Стихи обладают ритмом и мерой, а своей гармонией способны выражать всю гамму переживаний человека. Но совсем не обязательно, что лирика — это только стихи. Лирическое выражение переживаний возможно также в эпической прозе и в драматургии. В литературе лирика классифицируется по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная). Каждая культурно-историческая эпоха порождает свой жанр лири-ки: элегия, сонет, ода, песня, которые отличаются по форме и содержанию.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Лирика
понятие, к-рым в совр. лит.-вед. объединяется ряд жанров антич. поэзии. В Др. Греции термин Л. появился только в александрийской филологии и служил синонимом понятия мелика. В наст. вр. к Л. относят также произв., написанные в декламационных размерах, - элегии, ямбы, эпиграммы. Развитие антич. Л. прошло неск. этапов. 1. Раннегр. период, в к-ром иногда выделяют архаич. (VII - VI вв.; Алкей, Сапфо, Архилох, Солон) и классич. (V в.: Пиндар, Вакхилид) Л. Важнейшей проблемой этого вр. явл. самоопределение личности в условиях формирования и укрепления др.-гр. городов-государств. 2. Период эллинизма (III - II вв.), когда Л. теряет свое широкое обществ, содержание и сосредоточивается на изобр. внутр. мира человека (Каллимах, Феокрит). Особого расцвета в III - I вв. достигает эпиграмма, преим. эротич. содержания. 3. Рим, Л-, возникающая в I в. до н. э. в твор-ве неотериков ( в т. ч. Катулла) и затем представленная поэтами «века Августа» (Гораций, Тибулл, Проперций, Овидий). Осваивая формальные достижения своей греко-эллин. предшественницы, рим. Л. ищет пути к установлению компромисса между человеком и обществ, окружением, к-рое все более воспринимается как нечто ему чуждое. В рим. Л. I в. н. э. господствует гл. обр. сатирическое направление (Персии, Марциал, Ювенал). 4. Поздняя лат. поэзия (IV в. н.э.), связанная, в частн., с именами Авсония и Клавдиана, стремящихся к синтезу требований Нового вр. с худож. традицией прошлого.
   В. Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Лирика
В античной эстетике терминами «лирическая» (от греч. lirikos — лира) и «мелическая» (от греч. melos — песня) обозначались стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, флейта, кифара) и отличавшиеся своеобразным построением художеств, образа. Л. делилась на монодич. (сольную) и хоровую. Греч, лирич. поэзия зародилась из песен, исполнявшихся во время работы, из культовых гимнов и народных песен догомеровского периода. Как род литературы Л. возникла на стадии перехода к классовым отношениям (7 в. до н. э.), когда нов. социальные слои усилили свои экономич. и политич. позиции, а развитие индивидуального сознания требовало условий для самовыражения личности. Сохранившиеся тексты свидетельствуют, что у истоков всех видов лирич. поэзии стояли авторы выдающихся произведений (хоровая Л., сольная песня — Алкман; элегия и ямб — Архилох). Примечательно, что обществ, жизнь разных греч. полисов обусловила преимуществ, развитие того или иного лирич. жанра. У монодич. песни круг слушателей был ограничен. Для нее характерно разнообразие метров и частично периодичность повторения стоп в пределах строфы. К ней относятся ямб, сколион, элегия, эпиграмма. Сольная мелика, например, в форме гимнов в честь богов и стихотворений, выражающих личные чувства, нашла отражение в творчестве поэтов о. Лесбос Сапфо, Алкея (7 — 6 вв. до н. э.) и Анакреонта (6 в.). Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен которой подхватывал хор. Она предназначалась для публичного исполнения, а ее представители были в осн. выходцами из аристократии. Этот вид Л. в 7 в. до н. э. особенно культивировался в Спарте (Терпандр, Алкман) и был с давних времен тесно связан с религиозным культом. Хоровую лирич. песню, отличавшуюся гибкими ритмами, исполняли хоры девушек и юношей (или смешанный хор), которые сопровождали ее танцевальными движениями. Осн. виды хоровой Л.: культовые гимны (пеаны), дифирамб и гипорхема (Алкман, Пиндар, Вакхилид); лирич. стихотворения на мифологич. сюжеты (Стесихор, Ивик); созданный Симонидом специфич. лирич. жанр дифирамбов и надгробных плачей — энкомни, эпиникии и френы (Симонид, Пиндар, Вакхилид); призывные гимны (Сапфо). Расцвет лирич. поэзии продолжался до 5 в. После греко-перс. войн ее оттеснили драматич. жанры. Только в эллинистич. эпоху Л. вновь начала играть значительную роль в литературе. Появились многочисл. эпиграммы, элегии, гимны и ямбы (Филит, Каллимах, Гермесианакс, Асклепиад Самосский, Леонид). Александрийские филологи составили канон «образцовых» лирич. поэтов. В него были включены в соответствии с числом муз (9) Сапфо, Алкей, Анакреонт, Алкман, Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар, Вакхилид. Позднее к ним присоединили Коринну. У истоков рим. лирич. поэзии надгробные плачи, культовые песни. Развитие этого жанра в рим. литературе происходило в осн. по греч. образцам. Среди первых произведений лирич. поэзии хоровая культовая песня (Ливии Андроник) и эпиграмма (Энний). Важный этап рим. Л. — творчество неотериков, которые культивировали заимствованные из александрийской поэзии малые жанры (эпиграмма, элегия). Из них выделяется Катулл — первый рим. поэт, выразивший в своих стихах личное отношение к окружающему миру. Оды Горация написаны стихотворным размером, схожим с метрами Сапфо и Алкея. Для его лирич. стихотворений характерны сатирич. ноты в адрес некоторых современников. Созданный им торжеств, гимн продолжил традицию хоровой лирич. поэзии. Для рим. Л. последующих веков характерно многообразие жанров. Из лирич. поэзии эпохи Империи наиболее выделяются стихотворения Стация и поэма «Бдения Венеры». Христианская литература усвоила традиционные формы Л. и использовала их для распространения христианского вероучения. Были написаны лирич. стихотворения и гимны, отличающиеся естеств. простотой поэтич. форм и глубоким психологизмом, а также произведения, изобилующие символич. образами. Получает распространение рифмованный стих. Наиболее известным христианским лириком является Пруденций.

Источник: Словарь античности. 1989

ЛИРИКА
греч. lyrikos, от названия музыкального инструмента lyra), один из трех основных родов литературы, служащий, в отличие от эпоса и драмы, для изображения субъективной реакции автора на жизненные явления, его переживаний и эмоционально-логических оценок. Если эпосу и драме присуще повествование об изменяющихся явлениях мира внешнего, то задача автора в лирическом произведении – описать собственный внутренний мир, показать читателю душевные движения, при этом в образной форме.
Но лирик не может изобразить свои меняющиеся чувства и состояния сознания только с помощью прямых указаний на факты внутренней жизни («мне хорошо», «мне плохо», «я влюблен», «я негодую» и т. п.), без упоминания тех явлений объективной реальности, на которые он внутренне откликнулся, и вне представления личных душевных движений, проявляющихся в виде физически выраженных действий. Чтобы выяснить, почему это невозможно, обратимся к двум примерам из лирики А. С. Пушкина.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный…
(«Я помню чудное мгновенье…»)
Всякий раз автор находит объяснение своему внутреннему состоянию: «грустно и легко» в первом примере – реакция лирического героя на мысли о возлюбленной, чувство к которой в его сознании связано с определенным настроением, как причина со следствием; состояние «я забыл» во втором примере представлено результатом действия объективных законов времени, свойственных внешнему миру. Читатель не мог бы проникнуться эмоциями и настроениями автора, если бы не понимал, почему они возникли, если бы служащие причинами их возникновения жизненные ситуации не были сверхтипичны. Следовательно, изображая личное чувство, лирик – при подчеркнутой субъективности – все-таки стремится придать ему общечеловеческий характер.
Лирик балансирует между объективными оценками и субъективными ассоциациями. С одной стороны, читатель должен получить возможность «измерить» чужие ощущения собственным опытом («Мне знакомо выраженное автором душевное состояние, ведь и у меня оно возникало в подобной ситуации»); с другой стороны, автор при описании чувств не должен повторять предшественников. Поэтому предмет изображения в лирике – индивидуальное переживание общечеловеческого чувства. Лирика знакомит человека не с чувством, а с его редким оттенком: всем людям приходится временами испытывать печаль, но у А. С. Пушкина (в первом примере) печаль оказывается «светлой» (т. е. приятной).
Индивидуальность переживаний в лирике определяет прежде всего выбор художественных образов, в которых они материализуются, и выбор стилистических средств. В целом для лирического стиля характерна экспрессия. Она проявляется в отборе словесных формул – емких, но образных, заключающих в себе вольные ассоциации разнородных явлений. Метафорический строй лирики понуждает читателя к неспешному, вдумчивому чтению, к расшифровке поэтического языка, к угадыванию тех ассоциативных связей, которыми пользовался автор. В одних случаях такие ассоциации либо шаблонны для поэзии, либо легко угадываемы, в других – скрыты глубоко в контексте целого произведения (сравним выражение А. С. Пушкина «печаль моя светла» с выражением О. Э.Мандельштама «печаль моя жирна» в его стихотворении «10 января 1934»).
Лирика отличается от эпоса и драмы не только предметом изображения и стилистическими особенностями. У каждого из родов – своя речевая форма, с помощью которой писатель общается с читателями. В драме особой значимостью обладает речь действующих лиц, голос автора слышен только в ремарках. В эпосе повествование ведется или от лица автора, или от лица некоего вымышленного рассказчика, который наделен собственной биографией, имеет не обязательно совпадающие с авторскими пол, возраст, социальный статус и т. д. А в лирике перед нами предстает самая сложная речевая форма – форма лирического героя, который идеями, эмоциями и даже пунктирно намеченной биографией не слишком отличается от автора, но никогда с ним не совпадает. Это то среднее звено, которое соединяет автора и читателя: лирический герой всегда представлен таким образом, чтобы читателю было легко поставить себя на его место, а значит, было легко ему сопереживать.
Наконец, в лирике по-особому организованы время и пространство. Поскольку изображается не реальность, а ее восприятие сознанием лирического героя, время и пространство также воплощаются в их психологическом отражении. Психологизация времени и пространства наглядно проявляется в лирике в виде смешения различных хронологических и топографических планов. Так, в пушкинской элегии «К морю» сознание героя произвольно скользит по различным временным отрезкам (настоящее: «Прощай, свободная стихия!» – недавнее прошлое: «…по брегам твоим/Бродил я…» – ближайшее будущее: «Куда бы ныне/Я путь беспечный устремил?» – отдаленное прошлое: «Там угасал Наполеон», «Другой от нас умчался гений» – ближайшее будущее: «Теперь куда же/Меня б ты вынес, океан?» – настоящее: «Прощай же, море!..» – и, наконец, будущее: «Не забуду/Твоей торжественной красы»). Столь же свободно воображение переносит его в различные точки пространства (определенный берег – берега – поверхность моря – далекий остров со «скалой, гробницей славы» – берег – ожидающие героя «леса» и «пустыни молчаливы»). Этот мнимый хаос не просто возможен в лирике – он едва ли не обязателен для нее. Только в этом случае образ работающего сознания лирического героя приобретает жизнеподобие.
Существуют разнообразные классификации видов лирики: их различают по тематике (любовная, гражданская и пр.), по эмоциональному настрою (ода, сатира, элегия, идиллия), по функции (послание, эпитафия) и т. д. Основная форма лирических произведений – стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Военная лирика В. П. Кавер-камзолова

Коробейников Алексей Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Романсная лирика П. И. Чайковского (ОР. 6) и ее интерпретации в творчестве вокалистов

Ван Ши Жан
Автор рассматривает жанр романса на материале романсов П. И. Чайковского; прослеживает связь музыки и поэзии в его романсах (op. 6), а также влияние музыки Чайковского на творчество других композиторов.
Читать PDF
0.00 байт

Вокальная лирика якутского композитора Кирилла Герасимова

Давлетова Розалия Рашитовна
Статья посвящена вопросам общей характеристики вокального творчества якутского композитора Кирилла Афанасьевича Герасимова. Актуальность данной темы определяется малым количеством музыковедческих работ по этому вопросу.
Читать PDF
0.00 байт

"интеллектуализированная лирика" в классическом пианизме ХХ века (на примере фуги in f из “Ludus ton

Ли Мэнтин
В статье на примере Фуги in F из фортепианного цикла П.
Читать PDF
0.00 байт

Лирика И. В. Жиленко в контексте эстетических тенденций второй половины хх - начала ХХI вв

Сардарян Каринна Гамлетовна
В статье прослеживаются доминантные мотивы и образы поэтического творчества Ирины Жиленко, выявлены элементы автобиографизма в художественном мире поэтессы, исследуются новаторские черты творчества поэтессы в контексте эстетически
Читать PDF
0.00 байт

Лирика физиков, или учебник для начинающих учёных

Семибратов В.К.
Читать PDF
0.00 байт

2003.04.005. Валент К. Плач Эдуарда II: назидательная лирика и политическая пропаганда. Valent C. Th

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Современная карачаевская лирика. Основные мотивы поэзии Фатимы Байрамуковой

Шаманова Фатима Дадашевна
Новые черты современной карачаевской поэзии проанализированы на примере творчества Фатимы Байрамуковой. Познание сути бытия, тайн природы внутреннего мира центральные проблемы лирики поэтессы.
Читать PDF
0.00 байт

Медитативная лирика как особый этап развития современной поэзии Мордовии

Степин Сергей Николаевич
В статье рассматривается актуальная для науки о литературе проблема медитативной лирики как особого этапа развития современной поэзии Мордовии.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Неаполя в творческом сознании А. С. Пушкина. Статья II. Ландшафтная меридиональная лирика: «Кт

Лебедева Ольга Борисовна
Цикл «Образ Неаполя в творческом сознании А.С. Пушкина» состоит из четырех статей. В нем предпринята попытка реконструировать персональный неаполитанский миф А.С.
Читать PDF
0.00 байт

Философская лирика Н. Клюева (о творческой эволюции поэта)

Казаркин Александр Петрович
Рассматриваются религиозно-философские искания Н. Клюева, отразившиеся в его лирике, заново, с учётом всего корпуса сочинений, поставлен вопрос об эволюции мировоззрения поэта.
Читать PDF
0.00 байт

Лирика С. Есенина в социально-историческом контексте

Туркацо М.
Читать PDF
0.00 байт

Лирика Ф. И Тютчева и триалектика П. Я. Сергиенко

Воронин B. C.
Читать PDF
0.00 байт

Лирика немецкого экспрессионизма в переводах Бориса Пастернака и Владимира Нейштадта: сравнительный

Наумова Вера Сергеевна
Рассматриваются особенности переводческого метода Б. Пастернака и В. Нейштадта на примере двух переводов стихотворения немецкого поэта-экспрессиониста А. Лихтенштейна «Сумерки».
Читать PDF
0.00 байт

Военная лирика пароль патриотов

Гаврилов Валентин Александрович
65-летию великой Победы посвящено учебно-методическое пособие Брыкиной С.П. «Лирика о войне, с войны, с фронта» (издательство УМЦ по профессиональному образованию Департамента Образования г. Москвы).

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЛИРИКИ

       • Lyrici.     I. У греков.          Под именем лирической поэзии в обширном смысле мы понимаем всякого рода поэтическое произведение, не принадлежащее ни к эпосу, ни к драме, относя, следовательно,