литературный род, наряду с эпосом и драмой, предмет отображения которого — внутренний мир человека, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Жанры: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение, лирическая поэма.
ЛИРИКА
ЛИРИКА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Лирика
греческое понятие, обозначавшее в античной эстетике термины «лирическая» (от греч. lirikos — лира) и «мелическая» (от греч. melos — песня), которые указывали на стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, флейта, кифара) и отличавшиеся своеобразным построением художественного образа.
Лирика
греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) – род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает множество стихотворных жанров, способных выразить в форме субъективных переживаний полноту сложнейших проблем бытия.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЛИРИКА
(греч. Lyra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.п.) — один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором главным лицом является сам автор, его переживания и внутренний мир.
Лирика представляет собой особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при его чтении, при испол-нении песни человек выражает лирическое чувство в виде личных переживаний. Поэтому лирику можно рассматривать как выражение сокровенных переживаний в искусстве и в повседневной жизни. Обязательным условием лирики является выражение всего про-чувственного и пережитого в художественной форме, в эстетически оформленных ритме, лексике, стихотвор-ном метре, смысловых повторах, паузах и т.д.
Чаще всего лирика выражается в стихах. Стихи обладают ритмом и мерой, а своей гармонией способны выражать всю гамму переживаний человека. Но совсем не обязательно, что лирика — это только стихи. Лирическое выражение переживаний возможно также в эпической прозе и в драматургии. В литературе лирика классифицируется по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная). Каждая культурно-историческая эпоха порождает свой жанр лири-ки: элегия, сонет, ода, песня, которые отличаются по форме и содержанию.
Лирика представляет собой особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при его чтении, при испол-нении песни человек выражает лирическое чувство в виде личных переживаний. Поэтому лирику можно рассматривать как выражение сокровенных переживаний в искусстве и в повседневной жизни. Обязательным условием лирики является выражение всего про-чувственного и пережитого в художественной форме, в эстетически оформленных ритме, лексике, стихотвор-ном метре, смысловых повторах, паузах и т.д.
Чаще всего лирика выражается в стихах. Стихи обладают ритмом и мерой, а своей гармонией способны выражать всю гамму переживаний человека. Но совсем не обязательно, что лирика — это только стихи. Лирическое выражение переживаний возможно также в эпической прозе и в драматургии. В литературе лирика классифицируется по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная). Каждая культурно-историческая эпоха порождает свой жанр лири-ки: элегия, сонет, ода, песня, которые отличаются по форме и содержанию.
Лирика
понятие, к-рым в совр. лит.-вед. объединяется ряд жанров антич. поэзии. В Др. Греции термин Л. появился только в александрийской филологии и служил синонимом понятия мелика. В наст. вр. к Л. относят также произв., написанные в декламационных размерах, - элегии, ямбы, эпиграммы. Развитие антич. Л. прошло неск. этапов. 1. Раннегр. период, в к-ром иногда выделяют архаич. (VII - VI вв.; Алкей, Сапфо, Архилох, Солон) и классич. (V в.: Пиндар, Вакхилид) Л. Важнейшей проблемой этого вр. явл. самоопределение личности в условиях формирования и укрепления др.-гр. городов-государств. 2. Период эллинизма (III - II вв.), когда Л. теряет свое широкое обществ, содержание и сосредоточивается на изобр. внутр. мира человека (Каллимах, Феокрит). Особого расцвета в III - I вв. достигает эпиграмма, преим. эротич. содержания. 3. Рим, Л-, возникающая в I в. до н. э. в твор-ве неотериков ( в т. ч. Катулла) и затем представленная поэтами «века Августа» (Гораций, Тибулл, Проперций, Овидий). Осваивая формальные достижения своей греко-эллин. предшественницы, рим. Л. ищет пути к установлению компромисса между человеком и обществ, окружением, к-рое все более воспринимается как нечто ему чуждое. В рим. Л. I в. н. э. господствует гл. обр. сатирическое направление (Персии, Марциал, Ювенал). 4. Поздняя лат. поэзия (IV в. н.э.), связанная, в частн., с именами Авсония и Клавдиана, стремящихся к синтезу требований Нового вр. с худож. традицией прошлого.
В. Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
В. Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лирика
В античной эстетике терминами «лирическая» (от греч. lirikos — лира) и «мелическая» (от греч. melos — песня) обозначались стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, флейта, кифара) и отличавшиеся своеобразным построением художеств, образа. Л. делилась на монодич. (сольную) и хоровую. Греч, лирич. поэзия зародилась из песен, исполнявшихся во время работы, из культовых гимнов и народных песен догомеровского периода. Как род литературы Л. возникла на стадии перехода к классовым отношениям (7 в. до н. э.), когда нов. социальные слои усилили свои экономич. и политич. позиции, а развитие индивидуального сознания требовало условий для самовыражения личности. Сохранившиеся тексты свидетельствуют, что у истоков всех видов лирич. поэзии стояли авторы выдающихся произведений (хоровая Л., сольная песня — Алкман; элегия и ямб — Архилох). Примечательно, что обществ, жизнь разных греч. полисов обусловила преимуществ, развитие того или иного лирич. жанра. У монодич. песни круг слушателей был ограничен. Для нее характерно разнообразие метров и частично периодичность повторения стоп в пределах строфы. К ней относятся ямб, сколион, элегия, эпиграмма. Сольная мелика, например, в форме гимнов в честь богов и стихотворений, выражающих личные чувства, нашла отражение в творчестве поэтов о. Лесбос Сапфо, Алкея (7 — 6 вв. до н. э.) и Анакреонта (6 в.). Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен которой подхватывал хор. Она предназначалась для публичного исполнения, а ее представители были в осн. выходцами из аристократии. Этот вид Л. в 7 в. до н. э. особенно культивировался в Спарте (Терпандр, Алкман) и был с давних времен тесно связан с религиозным культом. Хоровую лирич. песню, отличавшуюся гибкими ритмами, исполняли хоры девушек и юношей (или смешанный хор), которые сопровождали ее танцевальными движениями. Осн. виды хоровой Л.: культовые гимны (пеаны), дифирамб и гипорхема (Алкман, Пиндар, Вакхилид); лирич. стихотворения на мифологич. сюжеты (Стесихор, Ивик); созданный Симонидом специфич. лирич. жанр дифирамбов и надгробных плачей — энкомни, эпиникии и френы (Симонид, Пиндар, Вакхилид); призывные гимны (Сапфо). Расцвет лирич. поэзии продолжался до 5 в. После греко-перс. войн ее оттеснили драматич. жанры. Только в эллинистич. эпоху Л. вновь начала играть значительную роль в литературе. Появились многочисл. эпиграммы, элегии, гимны и ямбы (Филит, Каллимах, Гермесианакс, Асклепиад Самосский, Леонид). Александрийские филологи составили канон «образцовых» лирич. поэтов. В него были включены в соответствии с числом муз (9) Сапфо, Алкей, Анакреонт, Алкман, Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар, Вакхилид. Позднее к ним присоединили Коринну. У истоков рим. лирич. поэзии надгробные плачи, культовые песни. Развитие этого жанра в рим. литературе происходило в осн. по греч. образцам. Среди первых произведений лирич. поэзии хоровая культовая песня (Ливии Андроник) и эпиграмма (Энний). Важный этап рим. Л. — творчество неотериков, которые культивировали заимствованные из александрийской поэзии малые жанры (эпиграмма, элегия). Из них выделяется Катулл — первый рим. поэт, выразивший в своих стихах личное отношение к окружающему миру. Оды Горация написаны стихотворным размером, схожим с метрами Сапфо и Алкея. Для его лирич. стихотворений характерны сатирич. ноты в адрес некоторых современников. Созданный им торжеств, гимн продолжил традицию хоровой лирич. поэзии. Для рим. Л. последующих веков характерно многообразие жанров. Из лирич. поэзии эпохи Империи наиболее выделяются стихотворения Стация и поэма «Бдения Венеры». Христианская литература усвоила традиционные формы Л. и использовала их для распространения христианского вероучения. Были написаны лирич. стихотворения и гимны, отличающиеся естеств. простотой поэтич. форм и глубоким психологизмом, а также произведения, изобилующие символич. образами. Получает распространение рифмованный стих. Наиболее известным христианским лириком является Пруденций.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛИРИКА
греч. lyrikos, от названия музыкального инструмента lyra), один из трех основных родов литературы, служащий, в отличие от эпоса и драмы, для изображения субъективной реакции автора на жизненные явления, его переживаний и эмоционально-логических оценок. Если эпосу и драме присуще повествование об изменяющихся явлениях мира внешнего, то задача автора в лирическом произведении – описать собственный внутренний мир, показать читателю душевные движения, при этом в образной форме.
Но лирик не может изобразить свои меняющиеся чувства и состояния сознания только с помощью прямых указаний на факты внутренней жизни («мне хорошо», «мне плохо», «я влюблен», «я негодую» и т. п.), без упоминания тех явлений объективной реальности, на которые он внутренне откликнулся, и вне представления личных душевных движений, проявляющихся в виде физически выраженных действий. Чтобы выяснить, почему это невозможно, обратимся к двум примерам из лирики А. С. Пушкина.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный…
(«Я помню чудное мгновенье…»)
Всякий раз автор находит объяснение своему внутреннему состоянию: «грустно и легко» в первом примере – реакция лирического героя на мысли о возлюбленной, чувство к которой в его сознании связано с определенным настроением, как причина со следствием; состояние «я забыл» во втором примере представлено результатом действия объективных законов времени, свойственных внешнему миру. Читатель не мог бы проникнуться эмоциями и настроениями автора, если бы не понимал, почему они возникли, если бы служащие причинами их возникновения жизненные ситуации не были сверхтипичны. Следовательно, изображая личное чувство, лирик – при подчеркнутой субъективности – все-таки стремится придать ему общечеловеческий характер.
Лирик балансирует между объективными оценками и субъективными ассоциациями. С одной стороны, читатель должен получить возможность «измерить» чужие ощущения собственным опытом («Мне знакомо выраженное автором душевное состояние, ведь и у меня оно возникало в подобной ситуации»); с другой стороны, автор при описании чувств не должен повторять предшественников. Поэтому предмет изображения в лирике – индивидуальное переживание общечеловеческого чувства. Лирика знакомит человека не с чувством, а с его редким оттенком: всем людям приходится временами испытывать печаль, но у А. С. Пушкина (в первом примере) печаль оказывается «светлой» (т. е. приятной).
Индивидуальность переживаний в лирике определяет прежде всего выбор художественных образов, в которых они материализуются, и выбор стилистических средств. В целом для лирического стиля характерна экспрессия. Она проявляется в отборе словесных формул – емких, но образных, заключающих в себе вольные ассоциации разнородных явлений. Метафорический строй лирики понуждает читателя к неспешному, вдумчивому чтению, к расшифровке поэтического языка, к угадыванию тех ассоциативных связей, которыми пользовался автор. В одних случаях такие ассоциации либо шаблонны для поэзии, либо легко угадываемы, в других – скрыты глубоко в контексте целого произведения (сравним выражение А. С. Пушкина «печаль моя светла» с выражением О. Э.Мандельштама «печаль моя жирна» в его стихотворении «10 января 1934»).
Лирика отличается от эпоса и драмы не только предметом изображения и стилистическими особенностями. У каждого из родов – своя речевая форма, с помощью которой писатель общается с читателями. В драме особой значимостью обладает речь действующих лиц, голос автора слышен только в ремарках. В эпосе повествование ведется или от лица автора, или от лица некоего вымышленного рассказчика, который наделен собственной биографией, имеет не обязательно совпадающие с авторскими пол, возраст, социальный статус и т. д. А в лирике перед нами предстает самая сложная речевая форма – форма лирического героя, который идеями, эмоциями и даже пунктирно намеченной биографией не слишком отличается от автора, но никогда с ним не совпадает. Это то среднее звено, которое соединяет автора и читателя: лирический герой всегда представлен таким образом, чтобы читателю было легко поставить себя на его место, а значит, было легко ему сопереживать.
Наконец, в лирике по-особому организованы время и пространство. Поскольку изображается не реальность, а ее восприятие сознанием лирического героя, время и пространство также воплощаются в их психологическом отражении. Психологизация времени и пространства наглядно проявляется в лирике в виде смешения различных хронологических и топографических планов. Так, в пушкинской элегии «К морю» сознание героя произвольно скользит по различным временным отрезкам (настоящее: «Прощай, свободная стихия!» – недавнее прошлое: «…по брегам твоим/Бродил я…» – ближайшее будущее: «Куда бы ныне/Я путь беспечный устремил?» – отдаленное прошлое: «Там угасал Наполеон», «Другой от нас умчался гений» – ближайшее будущее: «Теперь куда же/Меня б ты вынес, океан?» – настоящее: «Прощай же, море!..» – и, наконец, будущее: «Не забуду/Твоей торжественной красы»). Столь же свободно воображение переносит его в различные точки пространства (определенный берег – берега – поверхность моря – далекий остров со «скалой, гробницей славы» – берег – ожидающие героя «леса» и «пустыни молчаливы»). Этот мнимый хаос не просто возможен в лирике – он едва ли не обязателен для нее. Только в этом случае образ работающего сознания лирического героя приобретает жизнеподобие.
Существуют разнообразные классификации видов лирики: их различают по тематике (любовная, гражданская и пр.), по эмоциональному настрою (ода, сатира, элегия, идиллия), по функции (послание, эпитафия) и т. д. Основная форма лирических произведений – стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).
Но лирик не может изобразить свои меняющиеся чувства и состояния сознания только с помощью прямых указаний на факты внутренней жизни («мне хорошо», «мне плохо», «я влюблен», «я негодую» и т. п.), без упоминания тех явлений объективной реальности, на которые он внутренне откликнулся, и вне представления личных душевных движений, проявляющихся в виде физически выраженных действий. Чтобы выяснить, почему это невозможно, обратимся к двум примерам из лирики А. С. Пушкина.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный…
(«Я помню чудное мгновенье…»)
Всякий раз автор находит объяснение своему внутреннему состоянию: «грустно и легко» в первом примере – реакция лирического героя на мысли о возлюбленной, чувство к которой в его сознании связано с определенным настроением, как причина со следствием; состояние «я забыл» во втором примере представлено результатом действия объективных законов времени, свойственных внешнему миру. Читатель не мог бы проникнуться эмоциями и настроениями автора, если бы не понимал, почему они возникли, если бы служащие причинами их возникновения жизненные ситуации не были сверхтипичны. Следовательно, изображая личное чувство, лирик – при подчеркнутой субъективности – все-таки стремится придать ему общечеловеческий характер.
Лирик балансирует между объективными оценками и субъективными ассоциациями. С одной стороны, читатель должен получить возможность «измерить» чужие ощущения собственным опытом («Мне знакомо выраженное автором душевное состояние, ведь и у меня оно возникало в подобной ситуации»); с другой стороны, автор при описании чувств не должен повторять предшественников. Поэтому предмет изображения в лирике – индивидуальное переживание общечеловеческого чувства. Лирика знакомит человека не с чувством, а с его редким оттенком: всем людям приходится временами испытывать печаль, но у А. С. Пушкина (в первом примере) печаль оказывается «светлой» (т. е. приятной).
Индивидуальность переживаний в лирике определяет прежде всего выбор художественных образов, в которых они материализуются, и выбор стилистических средств. В целом для лирического стиля характерна экспрессия. Она проявляется в отборе словесных формул – емких, но образных, заключающих в себе вольные ассоциации разнородных явлений. Метафорический строй лирики понуждает читателя к неспешному, вдумчивому чтению, к расшифровке поэтического языка, к угадыванию тех ассоциативных связей, которыми пользовался автор. В одних случаях такие ассоциации либо шаблонны для поэзии, либо легко угадываемы, в других – скрыты глубоко в контексте целого произведения (сравним выражение А. С. Пушкина «печаль моя светла» с выражением О. Э.Мандельштама «печаль моя жирна» в его стихотворении «10 января 1934»).
Лирика отличается от эпоса и драмы не только предметом изображения и стилистическими особенностями. У каждого из родов – своя речевая форма, с помощью которой писатель общается с читателями. В драме особой значимостью обладает речь действующих лиц, голос автора слышен только в ремарках. В эпосе повествование ведется или от лица автора, или от лица некоего вымышленного рассказчика, который наделен собственной биографией, имеет не обязательно совпадающие с авторскими пол, возраст, социальный статус и т. д. А в лирике перед нами предстает самая сложная речевая форма – форма лирического героя, который идеями, эмоциями и даже пунктирно намеченной биографией не слишком отличается от автора, но никогда с ним не совпадает. Это то среднее звено, которое соединяет автора и читателя: лирический герой всегда представлен таким образом, чтобы читателю было легко поставить себя на его место, а значит, было легко ему сопереживать.
Наконец, в лирике по-особому организованы время и пространство. Поскольку изображается не реальность, а ее восприятие сознанием лирического героя, время и пространство также воплощаются в их психологическом отражении. Психологизация времени и пространства наглядно проявляется в лирике в виде смешения различных хронологических и топографических планов. Так, в пушкинской элегии «К морю» сознание героя произвольно скользит по различным временным отрезкам (настоящее: «Прощай, свободная стихия!» – недавнее прошлое: «…по брегам твоим/Бродил я…» – ближайшее будущее: «Куда бы ныне/Я путь беспечный устремил?» – отдаленное прошлое: «Там угасал Наполеон», «Другой от нас умчался гений» – ближайшее будущее: «Теперь куда же/Меня б ты вынес, океан?» – настоящее: «Прощай же, море!..» – и, наконец, будущее: «Не забуду/Твоей торжественной красы»). Столь же свободно воображение переносит его в различные точки пространства (определенный берег – берега – поверхность моря – далекий остров со «скалой, гробницей славы» – берег – ожидающие героя «леса» и «пустыни молчаливы»). Этот мнимый хаос не просто возможен в лирике – он едва ли не обязателен для нее. Только в этом случае образ работающего сознания лирического героя приобретает жизнеподобие.
Существуют разнообразные классификации видов лирики: их различают по тематике (любовная, гражданская и пр.), по эмоциональному настрою (ода, сатира, элегия, идиллия), по функции (послание, эпитафия) и т. д. Основная форма лирических произведений – стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006