ЛИРИКИ

Найдено 1 определение
ЛИРИКИ
   • Lyrici.

    I. У греков.

         Под именем лирической поэзии в обширном смысле мы понимаем всякого рода поэтическое произведение, не принадлежащее ни к эпосу, ни к драме, относя, следовательно, сюда же элегии, ямбическую поэзию и т. п.; в более же узком смысле, — а так понимали ее и сами греки, — она означает только такого рода поэзию, которая тесно связана с музыкой и орхестикой, так называемую мелическую и хорическую; первая преимущественно свойственна была эолийцам, а вторая выработана дорянами, вследствие чего первая называется также эолическою поэзиею, а вторая дорическою. В то время как ионийцы, вследствие особенной впечатлительности и восприимчивости к явлениям внешнего мира, создали эпос и элегию, опередив в этом все остальные племена, и заботились об их развитии, эолийцы, воспринимая так же живо и легко впечатления извне, но отличаясь большею силою и глубиною чувства, пошли далее в развитии задачи поэзии и создали новый род художественного произведения — мелическую поэзию, в которой поэт выражал непосредственно свои внутренние, индивидуальные мысли и чувства, вызванные тем или другим обстоятельством, свой гнев и ненависть, любовь и дружбу, радость и горе. Выражению подобного рода чувств уже не соответствовала та спокойность и равномерность, которые составляют отличительную черту элегий и рапсодий; необходимо было пение и быстрый, менее спокойный метр. За напряжением и возбуждением чувства естественно следует ослабление и остановка, отсюда появилась мелическая строфа, состоящая из нескольких коротких повторяющихся стихов, за которыми следует один или два заключительных стиха с несколько иным метром (сапфическая, алкейская строфа и т. д.). Пение сопровождалось игрою на струнном инструменте. Начало и последующее развитие этой эолической поэзии относится к концу 7 и 1-й половине 6 в. до Р. X., т.е. ко времени политической борьбы, когда в каждой отдельной личности является большее сознание самостоятельности и когда чувство и страсть высказываются с большею силой. Страна, где явилась и по преимуществу развивалась мелическая поэзия, был остров Лесбос. Эолийцы, жившие на этом острове, достигли высшего развития духовной жизни, чем те из них, которые жили в других местах; музыка пользовалась у них особенной заботой. Представителями этого рода поэзии были: Алкей из Митилены (ок. 612 г. до Р. X.), известный своим страстным участием во внутренних усобицах отечества и жизнью, полною беспрерывных треволнений; его современница и землячка Сапфо вместе сo своей ученицею Еринною. Как на отдельную отрасль эолической поэзии следует смотреть на поэзию ионийца Анакреонта. Различный характер сравнительно с мелическою поэзиею имела лирика хорическая или дорическая, в которой лирическая поэзия вообще достигла самой высокой ступени своего развития. В ней выражалось уже не субъективное чувство отдельной личности — поэта, но чувство и душа целого народа. Эти песни исполнялись на празднествах в честь богов танцующим хором под аккомпанемент музыкального инструмента. Для такого рода представлений не подходили уже небольшие, легкие эолические строфы; хорические строфы, соответствующая ей по метру антистрофа, за нею различная от обеих эпода; во время антистрофы хор возвращался на первоначальное место, исполняя в обратном направлении те же движения, что и в строфе, и затем, стоя, пел эподу. Песни по своему назначению и содержанию носили различные названия. Так, ????? был связан с культом Аполлона. Уже у Гомера находим мы его в виде умилостивительной песни при жертвоприношении Аполлону (Ноm. Il. 1, 472) или же в виде победной песни (Il. 22, 331). Из пеана первого рода, особенно в культе пифийского Аполлона, развилась под дорическим влиянием хвалебная и благодарственная песнь или же песнь, взывающая о помощи в беде и относящаяся не только к богам-спасителям — Аполлону и Артемиде, но и к другим божествам-покровителям; пеан, исполнявшийся во время пиршеств, во время ???????? и ?????????, носил особый характер. Из победного пеана, в особенности под влиянием критян, развилась боевая песнь, исполнявшаяся при нападении на врагов и после победы. Противоположна пеану была песнь в честь Аполлона, называвшаяся ?????????, веселого и шутливого характера, причем пение хора сопровождалось жестами и танцами. ´????? была хвалебная песнь в честь богов, которую пел хор под аккомпанемент кифары, стоя перед алтарем; как на самых древних основателей этих хорических гимнов следует смотреть на Аполлоновых певцов Олена, Филаммона и др.; гимны Гомера (см. Homerus, Гомер, 9), как не предназначавшиеся для публичного чествования богов, подобно позднейшим гимнам Каллимаха, Месомеда, орфических поэтов, следует совершенно отличать от гимнов, посвященных известному культу. О ?????????? см. слово ????????, Просодия (видоизменение гимнов, или пеана), назывались песни, которые пел хор под аккомпанемент флейты в то время, когда он в торжественном шествии направлялся к храму; несколько иной характер имели ????????, названные так потому, что исполнялись хором молодых девиц. ???????? была хвалебная песнь для прославления как отдельных личностей, царей и замечательных мужей, так и особенных каких-либо событий. Родственного с предыдущею песнью характера была хвалебная песнь в честь победителя при состязаниях — ??????????, см. Pindaros, Пиндар. Сюда же принадлежат ????????, застольные песни, — из них так называемые ??o??? имели особенный характер, — и свадебные песни, ????????? и ???????????, последние пелись перед дверьми свадебной комнаты, а первые во время торжественного шествия невесты хором юношей и девиц. Обычай провожать домой новобрачных в сопровождении хора из юношей и девиц с танцами и песнями и петь шутливые песни за свадебным пиром и перед спальней новобрачных был очень древним. Ноm. Il. 18, 492 слл. Hesiod. scut. Here. 274 слл. Веселым свадебным песням составляли противоположность ???????, печальные песни под аккомпанемент флейты во время похорон и поминок. ср. об этих различных периодах мелической поэзии Bernhardy, Grundr. der griech. Litteratur II, 2, стр. 624 слл., 3-е изд. Хорическая поэзия имела свои начатки в древнейшее, еще догомеровское время и в особенности развивалась под влиянием глубоко религиозного племени дорян, главным образом на острове Крите и в Спарте. Но художественное развитие получила она после большого усовершенствования в музыке, ок. 30 ол. (660 г. до Р. X.), благодаря поэтам, которые происходили частью из недорических государств, каковы были Алкман из Лидии (ок. 650 г. до Р. X.), Стесихор из Гимеры (635-560 гг.) и Арион из Мефимны (628-585 гг.). Хотя эти поэты в общем придерживались нравственно-религиозного характера хорической поэзии дорян, тем не менее они относились к своему предмету с большею свободой и самостоятельностью поэтического творческтва, чем это было до них. Под влиянием только что названных поэтов хорическая поэзия сделалась общим достояним всех греков; самого же высшего процветания достигла она в конце 6 и в 1-й половине 5 в. до Р. X., т. е. незадолго до Персидских войны и во время их благодаря следующим поэтам: Ивику из Регия (ок. 530 г. до Р. X.), Симониду из Кеоса (556-469 гг.) и Пиндару из Фив (521-441 гг.); к ним примыкает также Бакхилид, племянник Симонида (ок. 473 г.). У них хор служит только средством для выражения свободного вдохновения поэта. Но, кроме того, следует указать на 3-х женщин — Коринну из Танагры, Телесиллу из Аргоса (ок. 500 г. до Р. X.) и Праксиллу из Сикиона (ок. 450 г.), затем Тимокреонта с острова Родоса (жившего во время Персидских войн), замечательного своею пылкостью и язвительным остроумием. Диагора из Мелоса (ок. 470 г. до Р. X.), Керкида из Мегалополя (ок. 350 г. до Р. X.); наконец известны дифирамбами следующие поэты: Филоксен с острова Киферы (ок. 400 г. до Р. X.), Тимофей из Милета (умер в 357 г. до Р. X.), Полиид и Телест из Селинунта (ок. 350 г. до Р. X.). Чем разнообразнее и величественнее были мелические произведения греков, тем сильнее следует пожалеть о том, что за исключением энкомий Пиндара до нас не дошло ни одного полного стихотворения. Собрание фрагментов греческих лириков (включая и элегиков) находится у Th. Bergk: Poetae lyrici Graeci (4-е изд., 1878-1882); избран. в изд. Mehlhorn (1827), Schneidewin (1839), Stoll. (4-е изд., 1862-1874), Buchholz (2-е изд., 1873-1875, I т. изд. 1880). Bergk (2-е изд., 1868).

    II. У римлян лирическая поэзия была приноровлена к их культу. Художественного развития достигла она в эпиграмме, ямбе и особенно в элегии. К концу Республики, когда знакомство с греческой литературой сделалось всеобщим, нашел себе место и греческий мелос. Катулл был первым лириком этого рода; но мастером в этой поэзии, и по приговору древних, считается Гораций, который действительно мог хвалиться тем, что princeps Aeolium carmen ad Italos deduxit modos (Od. 3, 30, 13 сл.). Множество лириков следовало за ним в первые века христианства, даже некоторые из христиан (Пруденций и др.) делали попытки в этом роде. Здесь можно назвать: Цезия Басса, Салея Басса, Вестриция Спуринну, Стация и др.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о поэтике пейзажной лирики А. Суюнчева

Лепшоков Шамиль Идрисович
В статье рассматриваются особенности пейзажной лирики поэта. Цель и задачи: осмыслить вклад автора в поэтическую культуру, раскрыть традиции, а также его новаторские искания в контексте современной поэзии.
Читать PDF
0.00 байт

Крымско-татарские и русско-украинские истоки вокальной лирики М. Халитовой

Алимова (Гумарова) Эльвина Смагиловна
В статье обозначены истоки и влияния, определяющие своеобразие вокальной лирики одного из крупнейших композиторов современного Крыма М. Халитовой.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатеория: и «Физики», и «Лирики»

Шайхитдинова Светлана Каимовна
В статье представлен анализ исследовательской ситуации, сложившейся сегодня в прикладном секторе отечественной медиатеории коммуникативистике.
Читать PDF
0.00 байт

Композиционные особенности строфики философской лирики Мустая Карима

Фаткуллина Р. X.
В статье рассматриваются композиционные особенности строфики философской лирики М. Карима.
Читать PDF
0.00 байт

Иноязычная основа «Оригинальной» романтической лирики:переводы-присвоения И. И. Козлова

Тихомирова Ю. А.
Переводы-присвоения поэта-романтика И. И. Козлова рассматриваются как особый жанр адаптации поэтическихпроизведений на русский язык.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу эволюции жанра философской лирики в творчестве современных поэтов Мордовии

Стёпин С. Н.
Статья посвящена исследованию специфики путей развития философской лирики в творчестве современных мастеров поэтического слова Республики Мордовия.
Читать PDF
0.00 байт

«Посредники» и «свидетели» в субъектной системе лирики О.Э. Мандельштама

Шутько Л. С.
Цель статьи состоит в применении теории речевых актов к субъектной системе лирики.
Читать PDF
0.00 байт

Формальная интонация и реалистический ритм (термины М. М. Бахтина в анализе лирики)

Бройтман Самсон Наумович
Читать PDF
0.00 байт

"лирическое событие" как граница: специфика и состав (на материале лирики Й. Бобровского)

Мельникова Ирина Марковна
В статье рассматривается одна из поэтологических категорий "лирическое событие" как граница, как результат встречи надындивидуального и индивидуального опыта.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о взаимодействии лирики Н.В. Станкевича с поэзией «любомудров»

Солнцева Н. С.
В статье представлены материалы по вопросу о влиянии такого яркого литературного явления конца XVIII-начала XIX века, как поэзия «любомудров», на формирование творческой индивидуальности и этикоэстетических взглядов одного из инте
Читать PDF
0.00 байт

В. Набоков переводчик пушкинской лирики (на материале стихотворения «Зимнее утро»)

Черемисина-харрер Инна Алексеевна
Исследуется проблема рецепции художественного текста в «чужой» языковой культуре и анализируется реализация переводческих принципов В. Набокова с целью воссоздания функционально-адекватного инварианта оригинального произведения.
Читать PDF
0.00 байт

Художественное осмысление философской лирики Нальбия Куека

Даутова Анжела Мухарбиевна
Рассматривается поэзия талантливого поэта Нальбия Куека. После изучения его лирики, периода 60-70-х годов, раскрываются художественные особенности стихов. На примере стихов характеризуются размышления поэта.
Читать PDF
0.00 байт

Жанровое своеобразие лирики Я. П. Полонского (1850-е гг. )

Федянова Галина Всеволодовна
Рассматриваются три стихотворения Я.П. Полонского: «Рыцарская ошибка», «На Чёрном море» и «На корабле». Делается вывод об их жанровом своеобразии: это баллады с некоторыми чертами драмы.
Читать PDF
0.00 байт

Книга переводов как художественное целое (на материале переводов Ф. Сологубом лирики П. Верлена)

Стрельникова Анна Борисовна
Исследуется завершающий этап переводческого процесса собирание отдельных переведенных стихотворений в циклы и книги. Анализируются книги переводов Ф. Сологуба из П. Верлена 1908 и 1923 гг.
Читать PDF
0.00 байт

«Цель поэзии поэзия»: об одном метасюжете пушкинской лирики

Калашников С. Б.
Статья посвящена вопросам поэтики творчества Пушкина. Автор выявляет источники интертекстуальных заимствований поэта в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...».

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЛИРИКА

    литературный род, наряду с эпосом и драмой, предмет отображения которого — внутренний мир человека, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Жанры: элегия, романс, газель, со