ЛОСЕНКО

Найдено 1 определение
ЛОСЕНКО
Антон Павлович (1737, Глухов, Украина – 1773, Санкт-Петербург), русский живописец, портретист, родоначальник русской исторической живописи, представительклассицизма. Родился в зажиточной крестьянской семье. Благодаря хорошим вокальным данным, в 1744 г. в числе др. «голосистых» детей был отобран в Придворную певческую капеллу и отправлен в Санкт-Петербург. В 1753 г. как «спавший с голоса», но проявивший хорошие способности к рисованию, был определен в ученики к крепостному живописцу И. П. Аргунову, в мастерской которого пробыл пять с половиной лет. В 1758 г. повелением императрицы Елизаветы Петровны был отдан в Петербургскую академию художеств, где учился у французских живописцев Л. Ж. Ф. Лагрене, М. Л. де Велли. В качестве пенсионера АХ жил и работал в Париже (1760–65) и Риме (1766–69).
В произведениях 1760-х гг. («Чудесный улов рыбы», 1762; «Жертвоприношение Авраама», 1765; «Каин», 1768, «Зевс и Фетида», 1769) ощутим интерес к анатомически правильной передаче человеческого тела. В этих работах постепенно осуществляется переход от стилистики позднего барокко со свойственными этому стилю патетичностью образов и динамикой композиции к ясному языку классицизма. В те же годы были созданы портреты И. И. Шувалова (1760), драматурга А. П. Сумарокова (1763), основателя русского национального театра Ф. Г. Волкова, актера Я. Д. Шумского. По возвращении в Санкт-Петербург (1769) Лосенко становится одним из первых русских художников, включенных в преподавательский состав АХ. Уже на следующий год он представил Академическому совету первую русскую историческую картину «Владимир и Рогнеда» (1770). Пренебрегая историческими фактами о насилии, проявленном князем Владимиром по отношению к Рогнеде, Лосенко сознательно убирает из характеристики своего героя все отрицательные моменты, создавая образ человека, в душе которого борются осознание своей вины перед княжной, сострадание и любовь к ней. Столь сложное состояние, порожденное внутренней борьбой в душе князя, исполненного благородного порыва чувств, художник сумел воплотить впервые в русской живописи. Лосенко свободно обращается с историей в трактовке не только сюжета, но и времени действия, выстраивая княжеские покои Рогнеды в античном духе. За эту работу художник получил звание академика. Екатерина II, приобретя «Владимира и Рогнеду», заказала Лосенко новое произведение на сюжет из «Илиады» Гомера – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Завершившее творческую биографию художника, скончавшегося в том же году, это полотно стало эталоном классицистической картины, герой которой своим доблестным подвигом дает пример для подражания потомкам. Долг перед народом и Отечеством, патриотическое служение определяют идейное содержание картины. Мощная колоннада на заднем плане служит торжественным и величественным фоном для действия. Перед зрителем будто предстает сцена из исторической пьесы, художник изъясняется высоким языком трагедии. За спиной героя алеет развевающийся плащ, в суровом лице жены Гектора Андромахи не видно ни слезинки, младенец жестом руки, напоминающим жест Христа Эммануила на иконах, благословляет отца на подвиг.
Лосенко проявил себя также как выдающийся педагог, первым в России разработал учение о пропорциях и создал пособие для учеников АХ «Изъяснения краткой пропорции человека», которыми пользовались академисты и на протяжении всего 19 в. Творчество Лосенко оказало значительное воздействие на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова и др. представителейакадемизма в России.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Похожие термины:

  • ЛОСЕНКО Антон Павлович

    (1737—1773) — русский живописец и рисовальщик, родоначальник исторического жанра в русской живописи, представитель классицизма. Образование получил в АХ и во время заграничных командировок. С 1772 г. д