МАЙКОВ
МАЙКОВ
Валериан Николаевич (28.VIII.1823 - 15.VII.1847) - рус. публицист и лит. критик. Окончил Петерб. ун-т (1842). Вместе с М. В. Петрашевским редактировал 1-й вып. "Карманного словаря иностр. слов" (СПБ, 1845). Сотрудничал в "Отечеств. записках", "Современнике". По своим филос. и социологич. взглядам близок петрашевцам, в критич. позициях заметно влияние В. Г. Белинского. Был сторонником европеизации России, высоко ценил реформы Петра I, боролся против славянофилов. Творческая деятельность М. стала предметом длительной исследовательской дискуссии. Соч.: Соч., т. 1-2, К., 1901; Критич. опыты (1845-1847), СПБ, 1891. Лит.: Плеханов Г. В., В. Белинский и В. Майков, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Усакина Т. И., Чернышевский и В. Майков, в кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования, мат-лы, (т.) 3, Саратов, 1962; ее же, Белинский и лит.-теоретич. принципы петрашевцев, в сб.: Белинский и современность, М., 1964; Манн Ю., В. Майков, "Вопр. лит-ры", 1963, No 11.
МАЙКОВ
Аполлон Николаевич (1821, Москва – 1897, Санкт-Петербург), русский поэт, публицист. Родился в семье известного живописца Н. А. Майкова. Получил домашнее образование, историю словесности ему преподавал И. А. Гончаров. Первые стихи появились в рукописных сборниках семьи Майковых: «Подснежник» (1835–38) и «Лунные ночи» (1839). В 1837 г. поступил на юридический ф-т Петербургского ун-та. Его стихи начали печататься в журналах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки». В 1841 г., окончив ун-т, начал работать в министерстве финансов. В антологических стихотворениях сборника «Стихотворения» (1842) впервые выразилась любовь Майкова к античности; здесь же определился и другой центральный жанр – описательная пейзажная лирика, признанный вершиной его творчества. В 1842 г. Майков совершил заграничную поездку (Италия, Франция), давшую ему темы для сборника «Очерки Рима» (1847), где стихи, посвященные памятникам античности, соседствуют с бытовыми сценками («Нищий», «Капуцин»). В сер. 1840-х гг. Майков сближается с В. Г. Белинским и петрашевцами, и в его творчестве появляются стихотворения в духе натуральной школы, содержащие гражданские мотивы: поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» (1846). Майков сотрудничал в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В 1850-е гг. поэт провозглашает себя сторонником «чистого искусства», за что подвергается критике М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. А. Добролюбова, хотя в его творчестве усиливаются патриотические настроения накануне Крымской войны (сборник «1854», 1855). Майков приветствует в стихах реформу 1861 г., создает поэтический перевод «Слова о полку Игореве» (1866–70), пишет стихотворения о русской древности. С 1852 по 1881 г. Майков работал над трагедией «Два мира» – о переходе от древнеримского язычества к христианскому миру. В поэме «Странник» (1867) воспроизведены понятия и язык русских сектантов; в поэме «Княжна ***» (1874–76) изображена трагедия русского дворянства, потерявшего духовную связь с народом.
Многие стихотворения Майкова легли в основу романсов П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др. композиторов.
Многие стихотворения Майкова легли в основу романсов П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др. композиторов.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006