МАРЦИАЛ
МАРЦИАЛ
ок. 40 — 104 гг.) — поэт, сочинитель эпиграмм, родился в городе Бильбиле в Испании. В Риме он пользовался покровительством императоров Домициана и Траяна. До нас дошло много его остроумных эпиграмм, в которых высмеивается безнравственность того времени.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
МАРЦИАЛ
Марк Валерий (ок. 40 — после 102) — др.-рим. поэт. Род. и умер в Бильбилисе (Испания). С 64 по 98 жил в Риме на положении поэта-клиента. Написал ок. 1560 эпи-грамм, к-рые знакомят нас с бытовым укладом и умонаст-роением разных слоев рим. общества: патронов и клиентов, дельцов, кредиторов и должников, поэтов, дилетантов и т.п. Благодаря М. эпиграмма закрепилась в европ. лит. традиции как сатирич. жанр.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
МАРЦИАЛ
Марк Валерий (Marcus Valerius Martialis) (ок. 40 - после 102) - др.-рим. поэт. Род. и умер в Бильбилисе (Испания). С 64 по 98 жил в Риме на положении поэта-клиента. Написал ок. 1560 эпиграмм, к-рые знакомят нас с бытовым укладом и умонастроением разных слоев рим. общества: патронов и клиентов, дельцов, кредиторов и должников, поэтов, дилетантов и т. п. Благодаря М. эпиграмма закрепилась в европ. лит. традиции как сатирич. жанр. Соч.: Epigrammaton libri, ed. L. Friedl?nder, Bd 1-2, Lpz., 1886; в рус. пер. - Эпиграммы, пер. с объяснениями А. Фета, ч. 1-2, M., 1891; Избранные эпиграммы, пер. Н. И. Шатерникова, М., 1937. Лит.: Szelest H., Marcjalis i jego tw?rczosc, Wr., 1963.
МАРЦИАЛ
Martialis) Марк Валерий (ок. 40, Бильбилис, Испания – ок. 104, там же), римский поэт. В 64–98 гг. жил в Риме на положении клиента (человека, находящегося в финансовой зависимости от богатого покровителя – патрона). Более полутора тысяч дошедших до нас эпиграмм Марциала объединено в 15 книг: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы» и 12 книг смешанного содержания. Именно в творчестве Марциала жанр эпиграммы приобрел свой современный облик – из короткого стихотворения на произвольную тему («эпиграмма» по-гречески значит «надпись») она превратилась в остроумный, ироничный, иногда саркастический стих, часто с неожиданной, парадоксальной концовкой. Эпиграммы Марциала, написанные элегическим дистихом, ямбом, гекзаметром, одиннадцатисложником, рисуют пеструю картину римской жизни: в них изображаются богачи и бедняки, патриции и плебеи, клиенты и патроны, а за видимостью успеха, богатства и благополучия часто скрывается тайный изъян, глупость, бедность:
Кальпетиану всегда подают золоченое блюдо,
Дома ль обедает он, в городе или в гостях.
Он и в гостинице так обедает, так и в деревне.
Нет, знать, других у него? Нет. Да и то не свое.
(«Кальпетиану всегда подают золоченое блюдо…». Перевод Ф. Петровского)
Кальпетиану всегда подают золоченое блюдо,
Дома ль обедает он, в городе или в гостях.
Он и в гостинице так обедает, так и в деревне.
Нет, знать, других у него? Нет. Да и то не свое.
(«Кальпетиану всегда подают золоченое блюдо…». Перевод Ф. Петровского)
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Марциал
Марк Валерий (Marcus Valerius Martialis) (род. ок. 40 в Бильбилисе, Испания, ум. ок. 102), классик рим. эпиграммы; вошел в сословие всадников и с 64 жил в Риме, где имел дом и виллу, был на положении клиента, получал материальную поддержку от друзей и покровителей (среди них Сенека Младший и Лукан). В 98 вернулся в Бильбилис, поскольку не смог снискать расположения императоров Нервы и Траяна. М. написал 15 книг эпиграмм, среди них «Зрелища», посвящ. открытию Колизея в Риме, а также «Гостинцы» (книга 13-я) и «Подарки» (книга 14-я). Эпиграммы М. отличались тонким юмором, совершенством языка, отточенностью слога, большой фантазией, меткостью и блистательной игрой слов. В них он беспощадно клеймит человеч. слабости, глупость, лицемерие, скупость, расточительство, моральную распущенность, физич. недостатки и падение нравов знати Римской империи, в первую очередь ее столицы. Он едко высмеивает целые социальные группы (философов, юристов, артистов, врачей, грамматиков, брадобреев), нуворишей, паразитич. элементы и бросающиеся в глаза, но не самые типичные явления рим. обществ, жизни. При этом М. сохраняет чувство такта и не называет подлинных имен своих персонажей. Напротив, в некоторых своих стихах, посвящ. к.-л. событию или носящих откровенно хвалебный характер, он называет имена императоров и других своих покровителей. Восхваление Домициана обусловлено конкретной историч. ситуацией и зависимым положением М. Но у поэта есть также строки, проникнутые добрыми чувствами и идущие от самого сердца. М. писал дактилем, ямбом, гендекасиллабом и холиямбом. М. при жизни снискал славу во всех частях Римской империи, был популярен на протяжении всей эпохи поздней античности. Начиная с эпохи Возрождения его творчество оказало значительное влияние на лит. эпиграмму.
Источник: Словарь античности. 1989
МАРЦИАЛ
• Marti?lis,
1. M. Valerius Mart., родился в городе Бильбиле в Северо-Восточной Испании, ок. 42 г. от Р. X. Он не находил особенного удовольствия в юридическом образовании, полученном им в Калагурре, родном городе его друга Квинтилиана, и на 22 году жизни отправился для продолжения научных занятий в Рим, где большую часть времени и все свое усердие посвящал поэзии; вследствие этого он пользовался большим расположением Нерона и последующих императоров; Домициан назначил его трибуном, а от своих высоких покровителей он получил в подарок поместье близ Номента, в сабинской земле, и небольшой дом в Риме. Тем не менее, вследствие, может быть, меньшего расположения со стороны Траяна, он пожелал возвратиться в Испанию, и Плиний Младший помог ему исполнить это желание. Plin. ep. 3, 21, 2. Здесь он получил через богатую Марцеллу поместье, однако имел стремление снова возвратиться в Рим, но вскоре умер, вероятно в 102 г. М. считается творцом новейшей эпиграммы и превосходнейшим поэтом в этом роде между римлянами; образцом для него служил Катулл. Мы имеем от него 14 книг эпиграмм, которым предшествует libellus spectaculorum; две последние озаглавлены Xenia и Ароphoreta. Его эпиграммы, числом 1200, написанные большею частью элегическим или ямбическим стихотворным размером (дистихами или гендекасиллабами), полны ума и остроумия, поразительно кратки и весьма живо представляют черты и нравы того времени, хотя и не отличаются серьезностью и глубиною замысла, иногда даже грязноваты и неприличны, равно как и не всегда свободны от низкой лести сильным людям того времени, особенно Домициану, которому М. поклонялся как образцу всех добродетелей человека и правителя. Некоторые его намеки для нас необъяснимы и затрудняют понимание этого поэта, которого усердно читали современники, откуда и произошло много списков и искажений. Только немногие из эпиграмм, представляющих краткие описания, носят на себе древний отпечаток обыкновенной надписи, почти везде принимают они своеобразный характер эпиграммы тем, что стремятся к одной точке (pointe): напрягается ожидание читателя и лишь в самом конце удовлетворяется неожиданным объяснением или применением. Темою для эпиграмм служили различные обстоятельства времени, события и лица, большею частью под вымышленными именами. С колким остроумием преследуются слабости и тогдашняя безграничная безнравственность, но поэт не вооружается против них нравственным негодованием; хотя его жизнь и могла быть свободной от изображаемой испорченности (Plin. ep. 3, 21), но он сам находился среди описанных им обстоятельств, и в самых бесстыдных проявлениях испорченности он восставал против самого дела, а осмеивал только обстановку его;
2. см. Gargilius Marrtialis, Гаргилий Марциал.
1. M. Valerius Mart., родился в городе Бильбиле в Северо-Восточной Испании, ок. 42 г. от Р. X. Он не находил особенного удовольствия в юридическом образовании, полученном им в Калагурре, родном городе его друга Квинтилиана, и на 22 году жизни отправился для продолжения научных занятий в Рим, где большую часть времени и все свое усердие посвящал поэзии; вследствие этого он пользовался большим расположением Нерона и последующих императоров; Домициан назначил его трибуном, а от своих высоких покровителей он получил в подарок поместье близ Номента, в сабинской земле, и небольшой дом в Риме. Тем не менее, вследствие, может быть, меньшего расположения со стороны Траяна, он пожелал возвратиться в Испанию, и Плиний Младший помог ему исполнить это желание. Plin. ep. 3, 21, 2. Здесь он получил через богатую Марцеллу поместье, однако имел стремление снова возвратиться в Рим, но вскоре умер, вероятно в 102 г. М. считается творцом новейшей эпиграммы и превосходнейшим поэтом в этом роде между римлянами; образцом для него служил Катулл. Мы имеем от него 14 книг эпиграмм, которым предшествует libellus spectaculorum; две последние озаглавлены Xenia и Ароphoreta. Его эпиграммы, числом 1200, написанные большею частью элегическим или ямбическим стихотворным размером (дистихами или гендекасиллабами), полны ума и остроумия, поразительно кратки и весьма живо представляют черты и нравы того времени, хотя и не отличаются серьезностью и глубиною замысла, иногда даже грязноваты и неприличны, равно как и не всегда свободны от низкой лести сильным людям того времени, особенно Домициану, которому М. поклонялся как образцу всех добродетелей человека и правителя. Некоторые его намеки для нас необъяснимы и затрудняют понимание этого поэта, которого усердно читали современники, откуда и произошло много списков и искажений. Только немногие из эпиграмм, представляющих краткие описания, носят на себе древний отпечаток обыкновенной надписи, почти везде принимают они своеобразный характер эпиграммы тем, что стремятся к одной точке (pointe): напрягается ожидание читателя и лишь в самом конце удовлетворяется неожиданным объяснением или применением. Темою для эпиграмм служили различные обстоятельства времени, события и лица, большею частью под вымышленными именами. С колким остроумием преследуются слабости и тогдашняя безграничная безнравственность, но поэт не вооружается против них нравственным негодованием; хотя его жизнь и могла быть свободной от изображаемой испорченности (Plin. ep. 3, 21), но он сам находился среди описанных им обстоятельств, и в самых бесстыдных проявлениях испорченности он восставал против самого дела, а осмеивал только обстановку его;
2. см. Gargilius Marrtialis, Гаргилий Марциал.