, Марино (Marini, Marino) 1901, Пистоя — 1980, Виареджо. Итальянский скульптор, живописец и график. Обучался в Академии художеств Флоренции у Доменико Трентакосте. До 1928 занимался живописью и рисунком. В 1929—1940 преподавал рисунок в художественной школе на вилла Реале в Монце. С этого времени приступил к работе в скульптуре, с которой не расставался до конца жизни. В конце 1930-х много путешествовал по Европе, посетив несколько раз Париж, а также Германию, Голландию, Англию. С началом Второй мировой войны переселился в Швейцарию, где познакомился с Альберто Джакометти, Жермен Ришье, Гансом Арпом. По окончании войны вернулся в Милан, продолжив преподавание скульптуры в Академии Брера, начатое еще в 1940. Пластика Марини насыщена историческими реминисценциями в широком диапазоне — от архаики до современных авангардных направлений. Мотивы, почерпнутые из искусства этрусков, Древнего Египта, Крита и Рима, европейского Средневековья и Ренессанса, народной игрушки и театра марионеток, экспрессионизма и кубизма, синтезируются в универсальных, вневременных образах. Ранняя скульптура Народ (1929, Милан, Музей М. Марини), фактически парный портрет современников, соотносится с композиционными канонами этрусских саркофагов. Тяжелые формы первобытных идолов проецируются на пластику Майоля (Помона, 1941, Милан, Музей М. Марини; Танцовщица, 1949, Дуйсбург, Музей В. Лембрука). Фигуры акробатов и актеров, имитирующие археологические находки, словно обращаются к зрителю из далекой древности, из ритуальных истоков народного театра (Жонглер, 1938, Ганновер, Гор. галерея; Акробаты и жонглеры, 1953—1954, Милан, частное собрание). Портретные образы Марини отличаются жестким реализмом римских портретов (Автопортрет, 1934, Рим, Нац. галерея современного искусства; Лукозиус, 1935, Игорь Стравинский, 1951, обе — Милан, Музей М. Марини; Карло Карра, 1946, частное собрание). Статуи, выполненные в бронзе и дереве, чаще всего полихромны. Краска, положенная отдельными пятнами, усиливает впечатление древности деревянных скульптур, с их неровными поверхностями, трещинами и "случайными" сколами. Постоянная тема Марини — всадник на лошади. Этот мотив разрабатывался им в разных тематических и формальных версиях — от традиционного варианта, исходящего от классического конного памятника (Всадник, 1946, Милан, Музей М. Марини; Всадник, 1947, Лондон, галерея Тейт; Всадник, 1947, Нью-Йорк, Музей современного искусства) до экспрессивной серии Чудо, где падающая лошадь и пытающийся подняться по ее спине человек вызывают воспоминания о евангельском сюжете обращения Савла (Чудо, 1955, Базель, Художественный музей). Расцвет творчества Марини приходится на 1950-е, когда он получил мировое признание, став лауреатом нескольких почетных премий. Монументальные статуи, выполненные по его моделям, украсили площади Роттердама, Брюсселя, Антверпена. Одна из версий Чуда была установлена во дворе Музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1959 скульптор выполнил памятник жертвам войны для города Айя.
Лит.: Apollonio U. Marino Marini. Milano, 1958; Trier E. Marino Marini. Milano, 1961; Marino Marini: Catalogo. Milano, 1989.
В. Крючкова
0.00 байт
ИТАЛЬЯНСКАЯ СОНАТА В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО СОБРАНИЯ БЬЯДЖО МАРИНИ, ОР.
Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена необходимостью конкретизировать сложившиеся представления о ведущем жанре инструментальной музыки Барокко итальянской сонате на раннем этапе его развития.